В мире есть много страшных вещей — коронавирус, американская дипломатия, русский авось, шея Валуева… И в этот ряд вполне можно поставить игры, созданные геймерами-фанатами, которые игры делать не умеют. Яркий пример — отечественное экшн/приключение Liber. По признанию сотрудников Olkon Games, проект был сделан за год с нуля, то есть у авторов не было опыта в разработке — только горячая любовь к играм. Ей-богу, лучше бы они и дальше продолжали только играть…
Замах на рубль…
Что в первую очередь в таких проектах выдаёт фаната-геймера, который решил вдруг сделать свою собственную игру? Ну конечно, неадекватная амбициозность, желание охватить всё и сразу, показать, как много всего он прошёл и видел. Вот и в Liber, если говорить о геймплее, практически нет ничего своего — она вся состоит из подсмотренных где-то механик. И прежде всего подсматривали в Uncharted, Red Dead Redemption и Tomb Raider.
Авторы подвели под это такой сюжет, который как раз позволяет удобно смешивать разные элементы и даже сеттинги. Мы играем за молодого историка Алекса, который пошёл по работе в библиотеку, открыл одну из книг и тут же перенёсся во времени из 2020 года в какую-то деревню викингов, где его держат в плену бородатые дядьки с топорами. А там его находит и помогает сбежать… типичный ковбой-выпивоха с Дикого Запада по имени Ник (нам же нужно как-то привязать сюда Red Dead Redemption!).
Как выясняется, Ник нашёл такую же книгу, когда ограбил дилижанс, и на свою беду открыл её. И теперь он заперт во временной петле — каждые три дня всё обнуляется и он снова оказывается в этой деревне. Теперь им вместе с Алексом нужно найти эту странную книгу, понять, как она работает, при чём тут викинги и вырваться, наконец, из этой временной петли.
В процессе героев ждут самые разные приключения, которые разворачиваются на протяжении достаточно короткого периода времени и в разных декорациях (игру можно пройти часа за два). Вот мы прячемся в высокой траве от тех самых викингов и отвлекаем их броском камня, а вот уже прыгаем по скалам и висим на руках над обрывом, занимаясь экстремальной акробатикой.
То дерёмся с теми же викингами на кулаках и на мечах, то палим из верного кольта по охранникам дилижанса в роли Ника. Или вообще пытаемся справиться с каннибалами, к которым мы тоже попадаем в плен.
Естественно, на месте и загадки в духе той же Uncharted, когда в пещере нужно искать предметы и вставлять их в нужные отверстия, чтобы что-то открылось, манипулировать символами и рунами. Или, например, сравнивать в смартфоне карты местности и искать идентичные. Там же, в пещере, полно ловушек с вылетающими из стен копьями. В другой ситуации нужно перебраться через ветхий мост, который представляет собой одну сплошную ловушку.
Чего ещё не хватает в таких случаях? Зрелищной сцены с использованием транспорта? Пожалуйста, вот вам динамичный заплыв на лодке, которой нужно аккуратно управлять, чтобы не разбить о камни. Ну, а раз пошла такая пьянка (в случае с Ником — в прямом смысле слова), то давайте ещё сыграем и споём в таверне вместе с бардом, напомнив нашим зрителям и о « Ведьмаке».
Потом, кстати, за этим бардом нужно проследить, стараясь не попасться на глаза, но и не отстать. И в итоге поймать и допросить — и сделано это ровно так же, как аналогичные эпизоды в других играх. Хуже раз в 10, но базовая механика — один в один.
…Удар на копейку
Звучит разнообразно, динамично, модно, молодёжно, на все случаи жизни и на все вкусы. Даже каннибалы есть. А то, что чужие идеи используют, — так кто этим сейчас не грешит? Всё упирается в реализацию. Слово «криво» хорошо описывает ситуацию, хотя можно употребить выражения и покрепче.
Уже с первого запуска возникает стойкое ощущение, что это игра из начала — середины нулевых, что-то вроде знаменитых польских шутеров, которые аккуратно пытались копировать AAA-хиты, но всё равно попадали на обзор к циничным журналистам в рубрику «Треш месяца». Картинка местами радует неплохими пейзажами, но текстуры и модели персонажей отпугивают — особенно лицевой анимацией. Или тем, как развеваются волосы вот у этой девушки:
Или тем, какие забавные фокусы с телами выделывает местный рэгдолл, заставляя опять же вспомнить об играх из нашего прошлого.
Загибайте ещё пальцы: кривая анимация и неудобное управление при прыжках; такая же кривая камера, которая при попытке прицелиться и бросить камень запросто может перекрыть обзор; крики ужаса, когда в туманном лесу сквозь вас проходит туша (точнее, текстуры) оленя — или когда опять же при прицеливании вы словно проваливаетесь в персонажа и видите всё изнутри тела.
Ещё в Liber убогий ИИ. Викинги в деревне могут заметить вас на расстоянии нескольких метров, но, едва через пару секунд ваша задница скроется в ближайшей высокой траве, они прекратят преследование, встанут в шаге от вас и будут всматриваться в заросли с возгласами «Показалось!». У меня, во всяком случае, такое случалось. Во время перестрелок враги ведут себя ровно также, как в бюджетных шутерах из нулевых, — стоят на месте, даже не пытаясь маневрировать, или бегут на вас по прямой, а потом — опять же благодаря местной физике — отлетают от выстрелов как кегли. Могут при этом ещё упорно кидаться чем-то или стрелять в вас, не обращая внимания на то, что попадают в камень, за которым укрылся персонаж.
К слову, боевая система в драках тоже кривая и примитивная — доступны только удар, блок и перекат. Но ещё смешнее становится, когда нас заставляют голыми руками сражаться против толпы каннибалов с мечами. А те не спешат нападать и театрально падают наземь от трёх-четырёх тычков кулаком в лицо. А потом мы вдвоём с Ником так же, кулаками, забиваем огромного главного каннибала, который большую часть времени просто бегал за мной, получал от Ника, отвлекался на него, получал от меня, отвлекался на меня — и так по кругу до полной готовности…
Стрельба выглядит чуть лучше, система укрытий работает неплохо, но и там есть проблемы, как минимум с регистрацией попаданий.
Не понравилась мне и озвучка — она на уровне любительского капустника. Разве что у Ника голос ничего, но когда он пытается что-то агрессивное кричать в сражениях, то кажется, что он блюёт от излишков алкоголя. Примерно такого же уровня и кат-сцены, которые порой криво склеены и вписаны в происходящее. Например, в ролике Ника могут ударить так, что, кажется, тот уже не встанет, а сразу после кат-сцены мы видим, как он лихо дерётся с врагами. Или он говорит, мол, побежит первым, а мы должны бежать за ним. Ролик заканчивается, а бежать-то не за кем — Ника уже телепортировали на другую сторону.
Ещё многое скажет тот факт, что авторы в патче изменили одну мини-игру, но при этом забыли толком объяснить новые правила — и даже выйти в меню у меня нормально не получалось из неё, приходилось задействовать магию Ctrl + Alt + Delete.
В Liber у меня периодически возникало ощущение, что я попал в дурдом. Или в голову любителя, который бредит желанием сделать свою Великую Игру Мечты, объединив в ней всё, что когда-либо видел. И вот это на твоих глазах начинает осуществляться, но выглядит как поток сознания — всё хаотично намешано, перетекает, расплывается… И в итоге превращается в набор ляпов, которыми можно веселить публику на YouTube, показывая, как игры делать не нужно. Это не значит, что в Liber невозможно играть. Но так делать игры действительно не нужно — не надо отбрасывать репутацию русского геймдева обратно в нулевые.
Плюсы: множество механик из хитовых игр, то есть присутствует разнообразие.
Минусы: ноль своих идей; ужасная реализация и плохое техническое исполнение практически всего; устаревшая графика и анимация.
Лучшие комментарии
зато трейлер очень прекрасно кринжовый.
Это не хейт. Это объективная критика. Но в эру обиженок любая критика немедленно называется хейтом.
Разрабы нагнали ботов-однодневок под обзор. :)
А меня злит то как некоторые оценивают игры. Первая игра — ну накинем баллов, отечественная игра — отлично ещё накинем, делали полтора человека — ну ещё добавим. А потом нормальные критично смотрящие люди смотрят и офигевают, каким чёртом откровенный хлам висит с положительными оценками в Стиме.
На сколько я осведомлена, отзывы написанные людьми за ключи — не идут в копилку :-) Только что посмотрела, есть английский положительные и даже китайский (или японский)))
А почему вы так злы на эту игру? Вы играли в нее? Почему решили, что она плоха? Я вот играла, ине она очень понравилась. В мор тоже играла. Мор не понравилась — она негативная и мрачная.
О вкусах не спорят, но зачем столько неоправданой злости? :-)
Мне игра очень понравилась. Прошла ее 2 раза. Второй раз играла с сестрой, ей всего 7 и ей очень понравилась. В некоторых сценах я просила ее закрыть глаза :-) Ставлю 8 из 10. Игрой довольна. Больше всего понравилось: атмосфера, графика, юмор, история, послевкусие, дух приключений. Не понравилось: паркур, 1 раз зависла.
Рекомендую!
Попытался оставить отзыв, не дали. Зарегился. А что не так?
Да они в интернете очень активные. Вот только их энтузиазм на качестве игры не сказывается)
Что курил автор статьи? Надо проверить на всякий случай его шкалу русофобности. Я поиграла в Liber и даже близко не нашла столько плохого, сколько написал тут аффтор. А кто он вообще? Первый раз про него слышу. Зашла на стим, многие люди (больше половины) и большинство из англоязычных стран, хвалят игру за атмосферу и сюжет. Поддерживают начинающих разработчиков. А этот человек просто втаптывает на ровном месте. Не понятна природа этого негатива. Игра правда интересная. Доказывает в очередной раз, что все относительно и надо все проверять! Обязательно поиграйте в эту игру. Если вы любите инди, вам точно зайдет
Ох, LOL, ну вот ты и есть поколение обиженок, если нашел тут оскорбление. Ты случайно от фразы «Соберись и старайся» в обморок не падаешь? :)
После такого заявления никаких.
Хотя вру, один есть. Ты в студии Olkon Games кем работаешь?
Договорились. Еще не играл правда. Но взял. Поправлюсь, не 300, а 400 (399 точнее)
Заценю, обязательно честно скажу понравилась или нет, а то тут товарищи намекают уже мол что-то не так пишу и региться на сайте по их мнению надо тогда, когда они захотели )))
С чего ты решил что сейчас эра обиженок? Ты один из них что ли? Ведь обычно по себе судят окружающий мир. Я сказал то, что является фактом — автор захейтил проект. Это не критика, а хейт. Его дело, пусть хейтит если хочет. На меня это подейстсовало ровно наоборот — я купил игру. Щас кстати играть буду. Вопросы?
Купил её на my.games
Очень интересный проект. Необычный. Критик этой игры Кирилл не очень в играх разбирается. Лучше меня возьмите на работу :-) Я вам лучше расскажу. Да, игра не идеальная, но её не надо сравнивать с ААА играми. Сравните ее с Adams Venture или на худой конец с ранней Tomb Raider. На бОльшее разработчики и не претендуют. И игра стоит 200 рублей. Я бы похвалил эту игру за соотношение цена\качество. За этот ценник редко найдешь что-то интересное и играбельное. Вообщем Liber однозначно рекомендую, а критиков таких как Кирилл надо менять, они субъективны. Субъективизм в критиканстве — это страшная штука, которая может поломать судьбы начинающим студиям или наоборот превозносить игры с спорной пропагандой и риторикой. Толку от таких критиков нет.
Вот как вы и такие как вы оценивают игры? Вам дали шкалу от 1 до 10, где 1 — это неиграбельный хлам, а 10 — идеальная игра, но вы сами пишете что игра сыроватая, и несмотря на то что есть недостатки (опустим сам обзор и субъективные мнения, я сейчас лично про вас), говорите что поставили 10. Как, зачем??? Есть ведь не только градация 0 — мне не понравилось, 10 — мне понравилось.
И оставив 5 комментариев исключительно под обзором Liber, этот незванный герой растворился в толпе. :D
Ну не знаю. Я играл в эту игру и с автором статьи не согласен. Конечно эта игра это не Detroit, например. Но мне вполне понравилась. Поделюсь эмоциями от прохождения, вдруг будет полезно. Сначала я не понял что за жанр, думал квест, но нет. Игруха завлекала все больше и больше. Механик полно. Ощущение, что поиграл не в одну игру, а в десять. При чем все это соединено органично и в тему. Была кривизна в прыжках и зацепах, но после пятого раза привык и потом прыгал уже нормально. Потом не понравилось то, что обучения не шибко много. Шишки сам набивал и умирал раз тридцать. Но к середине игры начинаешь понимать и чувствовать какой-то прилив сил. Ты становишься крут от осознания того, что оседлал эту лошадку. Потом я встрял на уровне боя на мечах. Это пипец. Уже хотел сдаться, но моя принципиальность не позволила это сделать… это правда пипец. Дарк соулс отдыхает. И вот, финал, я легко забиваю босса и смотрю трогательный финал. и в конце меня осенило. Я начинал играть хлюпиком и неженкой «то не так, это не так», а в конце стал риал мэн и играл одной левой, убив босса со второй попытки. Алекс (главный герой) стал мужиком на моих глазах, а типа я (игрок) тоже стал сильным. И это получилось передать. По моему это инди-гениально.
Поставил игре 8 из 10. Обязательно пройдите. (Не поиграйте, а именно пройдите) Эту игруху запомню на долго.
Играла в Либер. Отличная игра! Мне очень понравился сюжет, музыка, атмосфера, таинственность, много разных задач, головоломки, разнообразность в геймплее. Немного удивлена почему так плохо про игру тут написали, не ложится на то, что я лично видела) Хоть игра и показалась немного сыроватой, но это не так критично как написано тут. Мне игра понравилась и я бы очень хотела увидеть ее продолжение! Игре поставила 10
Тут такие фоннаты русского гейдева нарисовались, я аж удивился и стал копать. 90%… Из 20 отзывов… Один персонаж честно написал, что участвовал в тестировании. Учитывая, что почти половина получила игру бесплатно (скорее всего, «за отзыв») — так себе показатель.
Мучительные раздумья заставили меня вспомнить кое-что.
2004 год. «Сталинград: Медаль за отвагу». Чем примечателен этот проект, который я даже найти теперь не могу? Как стало ясно после покупки (в ларьке с дисками местного ТЦ), это всего лишь модификация оригинальной Medal of Honor: AlliedAsssault, собранная на коленке русскоязычными «разработчиками» и продающаяся полулегально (как и многое в наших 00х) под видом чего-то свежего. Она не был совсем уж плоха, типичный тир+небольшие перебежки между «локациями», в декорациях 5го уровня оригинала (миссия по угону немецкого танка, на которой я застрял из-за битых скриптов). С ней были ещё 3 аналогичные «игры», примерно такого же уровня качества. Если бы я не был уже знаком с MOHAA — мне бы даже понравилось.
Или FarCry: Дьявольский остров. Фанатский мод, довольно неплохой (хоть и багованный), а с ним ещё две тупейшие карты, на таком же сборнике.
Почему именно такие воспоминания?
Перечитайте комментарий Avy Ab. LIBER — состряпанное из огрызков чужого творчества поделие, ровно такое же, с чем неоднократно сталкивался я в своей юности. И таких «игр» было много. Да, от них можно получать некоторое, весьма специфическое «удовольствие» [копипаста про Вована], но _поддерживать_ это — не уважать других игроков и поощрять халтуру разработчиков.
И хотя в нулевых вышло немало ХОРОШИХ отечественных игр (Мор, Космические Рейнджеры, Ил-2, Блицкриг, K-D LAB), хватало и откровенного шлака, купить который теперь можно только по незнанию. Тем хуже, что откровенная лажа выходит вновь и вновь, да ещё и денег требует. Спасибо, но я лучше ещё раз Сталкера перепройду. Или «ЛюбовьСмертьОвощи» почитаю. А Olkon… что ж, будем надеяться, они возьмутся за что-то попроще, и вот уже ТОГДА преуспеют, избавив нас от испанского стыда.