31 января 2022 31.01.22 48 18K

Liber: Обзор

Русская недо-Uncharted

В мире есть много страшных вещей — коронавирус, американская дипломатия, русский авось, шея Валуева… И в этот ряд вполне можно поставить игры, созданные геймерами-фанатами, которые игры делать не умеют. Яркий пример — отечественное экшн/приключение Liber. По признанию сотрудников Olkon Games, проект был сделан за год с нуля, то есть у авторов не было опыта в разработке — только горячая любовь к играм. Ей-богу, лучше бы они и дальше продолжали только играть…

 

Замах на рубль…

Что в первую очередь в таких проектах выдаёт фаната-геймера, который решил вдруг сделать свою собственную игру? Ну конечно, неадекватная амбициозность, желание охватить всё и сразу, показать, как много всего он прошёл и видел. Вот и в Liber, если говорить о геймплее, практически нет ничего своего — она вся состоит из подсмотренных где-то механик. И прежде всего подсматривали в Uncharted,  Red Dead Redemption и  Tomb Raider.

А начинается всё почти как в Хогвартсе.
А начинается всё почти как в Хогвартсе.

Авторы подвели под это такой сюжет, который как раз позволяет удобно смешивать разные элементы и даже сеттинги. Мы играем за молодого историка Алекса, который пошёл по работе в библиотеку, открыл одну из книг и тут же перенёсся во времени из 2020 года в какую-то деревню викингов, где его держат в плену бородатые дядьки с топорами. А там его находит и помогает сбежать… типичный ковбой-выпивоха с Дикого Запада по имени Ник (нам же нужно как-то привязать сюда Red Dead Redemption!).

Как выясняется, Ник нашёл такую же книгу, когда ограбил дилижанс, и на свою беду открыл её. И теперь он заперт во временной петле — каждые три дня всё обнуляется и он снова оказывается в этой деревне. Теперь им вместе с Алексом нужно найти эту странную книгу, понять, как она работает, при чём тут викинги и вырваться, наконец, из этой временной петли.

Ну и рожа у тебя, Ник Роудс.
Ну и рожа у тебя, Ник Роудс.

В процессе героев ждут самые разные приключения, которые разворачиваются на протяжении достаточно короткого периода времени и в разных декорациях (игру можно пройти часа за два). Вот мы прячемся в высокой траве от тех самых викингов и отвлекаем их броском камня, а вот уже прыгаем по скалам и висим на руках над обрывом, занимаясь экстремальной акробатикой.

А вот крюк-кошку забыли добавить — безобразие!
А вот крюк-кошку забыли добавить — безобразие!

То дерёмся с теми же викингами на кулаках и на мечах, то палим из верного кольта по охранникам дилижанса в роли Ника. Или вообще пытаемся справиться с каннибалами, к которым мы тоже попадаем в плен.

Пожалуй, единственная приличная сцена в игре.
Пожалуй, единственная приличная сцена в игре.

Естественно, на месте и загадки в духе той же Uncharted, когда в пещере нужно искать предметы и вставлять их в нужные отверстия, чтобы что-то открылось, манипулировать символами и рунами. Или, например, сравнивать в смартфоне карты местности и искать идентичные. Там же, в пещере, полно ловушек с вылетающими из стен копьями. В другой ситуации нужно перебраться через ветхий мост, который представляет собой одну сплошную ловушку.

Конечно, без таскания ящиков или вот клеток и тут не обошлось.
Конечно, без таскания ящиков или вот клеток и тут не обошлось.

Чего ещё не хватает в таких случаях? Зрелищной сцены с использованием транспорта? Пожалуйста, вот вам динамичный заплыв на лодке, которой нужно аккуратно управлять, чтобы не разбить о камни. Ну, а раз пошла такая пьянка (в случае с Ником — в прямом смысле слова), то давайте ещё сыграем и споём в таверне вместе с бардом, напомнив нашим зрителям и о « Ведьмаке».

Потом, кстати, за этим бардом нужно проследить, стараясь не попасться на глаза, но и не отстать. И в итоге поймать и допросить — и сделано это ровно так же, как аналогичные эпизоды в других играх. Хуже раз в 10, но базовая механика — один в один.

Можете заодно оценить уровень местных текстов.
Можете заодно оценить уровень местных текстов.

…Удар на копейку

Звучит разнообразно, динамично, модно, молодёжно, на все случаи жизни и на все вкусы. Даже каннибалы есть. А то, что чужие идеи используют, — так кто этим сейчас не грешит? Всё упирается в реализацию. Слово «криво» хорошо описывает ситуацию, хотя можно употребить выражения и покрепче.

Уже с первого запуска возникает стойкое ощущение, что это игра из начала — середины нулевых, что-то вроде знаменитых польских шутеров, которые аккуратно пытались копировать AAA-хиты, но всё равно попадали на обзор к циничным журналистам в рубрику «Треш месяца». Картинка местами радует неплохими пейзажами, но текстуры и модели персонажей отпугивают — особенно лицевой анимацией. Или тем, как развеваются волосы вот у этой девушки:

Господи, сделали бы её лучше лысой.
Господи, сделали бы её лучше лысой.

Или тем, какие забавные фокусы с телами выделывает местный рэгдолл, заставляя опять же вспомнить об играх из нашего прошлого.

Лошадку жалко.
Лошадку жалко.

Загибайте ещё пальцы: кривая анимация и неудобное управление при прыжках; такая же кривая камера, которая при попытке прицелиться и бросить камень запросто может перекрыть обзор; крики ужаса, когда в туманном лесу сквозь вас проходит туша (точнее, текстуры) оленя — или когда опять же при прицеливании вы словно проваливаетесь в персонажа и видите всё изнутри тела.

С прицелом всегда какие-то проблемы.
С прицелом всегда какие-то проблемы.

Ещё в Liber убогий ИИ. Викинги в деревне могут заметить вас на расстоянии нескольких метров, но, едва через пару секунд ваша задница скроется в ближайшей высокой траве, они прекратят преследование, встанут в шаге от вас и будут всматриваться в заросли с возгласами «Показалось!». У меня, во всяком случае, такое случалось. Во время перестрелок враги ведут себя ровно также, как в бюджетных шутерах из нулевых, — стоят на месте, даже не пытаясь маневрировать, или бегут на вас по прямой, а потом — опять же благодаря местной физике — отлетают от выстрелов как кегли. Могут при этом ещё упорно кидаться чем-то или стрелять в вас, не обращая внимания на то, что попадают в камень, за которым укрылся персонаж.

Из-за укрытий целиться удобнее.
Из-за укрытий целиться удобнее.

К слову, боевая система в драках тоже кривая и примитивная — доступны только удар, блок и перекат. Но ещё смешнее становится, когда нас заставляют голыми руками сражаться против толпы каннибалов с мечами. А те не спешат нападать и театрально падают наземь от трёх-четырёх тычков кулаком в лицо. А потом мы вдвоём с Ником так же, кулаками, забиваем огромного главного каннибала, который большую часть времени просто бегал за мной, получал от Ника, отвлекался на него, получал от меня, отвлекался на меня — и так по кругу до полной готовности…

Против нас у них не было шансов.
Против нас у них не было шансов.

Стрельба выглядит чуть лучше, система укрытий работает неплохо, но и там есть проблемы, как минимум с регистрацией попаданий.

Не понравилась мне и озвучка — она на уровне любительского капустника. Разве что у Ника голос ничего, но когда он пытается что-то агрессивное кричать в сражениях, то кажется, что он блюёт от излишков алкоголя. Примерно такого же уровня и кат-сцены, которые порой криво склеены и вписаны в происходящее. Например, в ролике Ника могут ударить так, что, кажется, тот уже не встанет, а сразу после кат-сцены мы видим, как он лихо дерётся с врагами. Или он говорит, мол, побежит первым, а мы должны бежать за ним. Ролик заканчивается, а бежать-то не за кем — Ника уже телепортировали на другую сторону.

Видели бы вы, как они приплясывают…
Видели бы вы, как они приплясывают…

Ещё многое скажет тот факт, что авторы в патче изменили одну мини-игру, но при этом забыли толком объяснить новые правила — и даже выйти в меню у меня нормально не получалось из неё, приходилось задействовать магию Ctrl + Alt + Delete.

В Liber у меня периодически возникало ощущение, что я попал в дурдом. Или в голову любителя, который бредит желанием сделать свою Великую Игру Мечты, объединив в ней всё, что когда-либо видел. И вот это на твоих глазах начинает осуществляться, но выглядит как поток сознания — всё хаотично намешано, перетекает, расплывается… И в итоге превращается в набор ляпов, которыми можно веселить публику на YouTube, показывая, как игры делать не нужно. Это не значит, что в Liber невозможно играть. Но так делать игры действительно не нужно — не надо отбрасывать репутацию русского геймдева обратно в нулевые.

Плюсы: множество механик из хитовых игр, то есть присутствует разнообразие.

Минусы: ноль своих идей; ужасная реализация и плохое техническое исполнение практически всего; устаревшая графика и анимация.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Liber

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
11 января 2022
20
3.1
28 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

зато трейлер очень прекрасно кринжовый.

Это не хейт. Это объективная критика. Но в эру обиженок любая критика немедленно называется хейтом. 

Разрабы нагнали ботов-однодневок под обзор. :)

А меня злит то как некоторые оценивают игры. Первая игра — ну накинем баллов, отечественная игра — отлично ещё накинем, делали полтора человека — ну ещё добавим. А потом нормальные критично смотрящие люди смотрят и офигевают, каким чёртом откровенный хлам висит с положительными оценками в Стиме.

На сколько я осведомлена, отзывы написанные людьми за ключи — не идут в копилку :-) Только что посмотрела, есть английский положительные и даже китайский (или японский)))
А почему вы так злы на эту игру? Вы играли в нее? Почему решили, что она плоха? Я вот играла, ине она очень понравилась. В мор тоже играла. Мор не понравилась — она негативная и мрачная.

О вкусах не спорят, но зачем столько неоправданой злости? :-) 

Мне игра очень понравилась. Прошла ее 2 раза. Второй раз играла с сестрой, ей всего 7 и ей очень понравилась. В некоторых сценах я просила ее закрыть глаза :-) Ставлю 8 из 10. Игрой довольна. Больше всего понравилось: атмосфера, графика, юмор, история, послевкусие, дух приключений. Не понравилось: паркур, 1 раз зависла. 

Рекомендую! 

Попытался оставить отзыв, не дали. Зарегился. А что не так?

Да они в интернете очень активные. Вот только их энтузиазм на качестве игры не сказывается)

Что курил автор статьи? Надо проверить на всякий случай его шкалу русофобности. Я поиграла в Liber и даже близко не нашла столько плохого, сколько написал тут аффтор. А кто он вообще? Первый раз про него слышу. Зашла на стим, многие люди (больше половины) и большинство из англоязычных стран, хвалят игру за атмосферу и сюжет. Поддерживают начинающих разработчиков. А этот человек просто втаптывает на ровном месте. Не понятна природа этого негатива. Игра правда интересная. Доказывает в очередной раз, что все относительно и надо все проверять! Обязательно поиграйте в эту игру. Если вы любите инди, вам точно зайдет

Ох, LOL, ну вот ты и есть поколение обиженок, если нашел тут оскорбление. Ты случайно от фразы «Соберись и старайся» в обморок не падаешь? :) 

После такого заявления никаких.

Хотя вру, один есть. Ты в студии Olkon Games кем работаешь?

Договорились. Еще не играл правда. Но взял. Поправлюсь, не 300, а 400 (399 точнее)

Заценю, обязательно честно скажу понравилась или нет, а то тут товарищи намекают уже мол что-то не так пишу и региться на сайте по их мнению надо тогда, когда они захотели ))) 

С чего ты решил что сейчас эра обиженок? Ты один из них что ли? Ведь обычно по себе судят окружающий мир. Я сказал то, что является фактом — автор захейтил проект. Это не критика, а хейт. Его дело, пусть хейтит если хочет. На меня это подейстсовало ровно наоборот — я купил игру. Щас кстати играть буду. Вопросы? 

Купил её на my.games
Очень интересный проект. Необычный. Критик этой игры Кирилл не очень в играх разбирается. Лучше меня возьмите на работу :-) Я вам лучше расскажу. Да, игра не идеальная, но её не надо сравнивать с ААА играми. Сравните ее с Adams Venture или на худой конец с ранней Tomb Raider. На бОльшее разработчики и не претендуют. И игра стоит 200 рублей. Я бы похвалил эту игру за соотношение цена\качество. За этот ценник редко найдешь что-то интересное и играбельное. Вообщем Liber однозначно рекомендую, а критиков таких как Кирилл надо менять, они субъективны. Субъективизм в критиканстве — это страшная штука, которая может поломать судьбы начинающим студиям или наоборот превозносить игры с спорной пропагандой и риторикой. Толку от таких критиков нет.

Вот как вы и такие как вы оценивают игры? Вам дали шкалу от 1 до 10, где 1 — это неиграбельный хлам, а 10 — идеальная игра, но вы сами пишете что игра сыроватая, и несмотря на то что есть недостатки (опустим сам обзор и субъективные мнения, я сейчас лично про вас), говорите что поставили 10. Как, зачем??? Есть ведь не только градация 0 — мне не понравилось, 10 — мне понравилось.

И оставив 5 комментариев исключительно под обзором Liber, этот незванный герой растворился в толпе. :D

Ну не знаю. Я играл в эту игру и с автором статьи не согласен. Конечно эта игра это не Detroit, например. Но мне вполне понравилась. Поделюсь эмоциями от прохождения, вдруг будет полезно. Сначала я не понял что за жанр, думал квест, но нет. Игруха завлекала все больше и больше. Механик полно. Ощущение, что поиграл не в одну игру, а в десять. При чем все это соединено органично и в тему. Была кривизна в прыжках и зацепах, но после пятого раза привык и потом прыгал уже нормально. Потом не понравилось то, что обучения не шибко много. Шишки сам набивал и умирал раз тридцать. Но к середине игры начинаешь понимать и чувствовать какой-то прилив сил. Ты становишься крут от осознания того, что оседлал эту лошадку. Потом я встрял на уровне боя на мечах. Это пипец. Уже хотел сдаться, но моя принципиальность не позволила это сделать… это правда пипец. Дарк соулс отдыхает. И вот, финал, я легко забиваю босса и смотрю трогательный финал. и в конце меня осенило. Я начинал играть хлюпиком и неженкой «то не так, это не так», а в конце стал риал мэн и играл одной левой, убив босса со второй попытки. Алекс (главный герой) стал мужиком на моих глазах, а типа я (игрок) тоже стал сильным. И это получилось передать. По моему это инди-гениально.

Поставил игре 8 из 10. Обязательно пройдите. (Не поиграйте, а именно пройдите) Эту игруху запомню на долго.

Он же в непрерывном запое, это многое объясняет. И неубиваемость в драках («был бы трезвый — точно убился бы!»), и размытое окружение, и скоростную лодку. И нежелание корчмаря его обслуживать (ибо достал уже всех).

Играла в Либер. Отличная игра! Мне очень понравился сюжет, музыка, атмосфера, таинственность, много разных задач, головоломки, разнообразность в геймплее. Немного удивлена почему так плохо про игру тут написали, не ложится на то, что я лично видела) Хоть игра и показалась немного сыроватой, но это не так критично как написано тут. Мне игра понравилась и я бы очень хотела увидеть ее продолжение! Игре поставила 10

Тут такие фоннаты русского гейдева нарисовались, я аж удивился и стал копать. 90%… Из 20 отзывов… Один персонаж честно написал, что участвовал в тестировании. Учитывая, что почти половина получила игру бесплатно (скорее всего, «за отзыв») — так себе показатель.

Мучительные раздумья заставили меня вспомнить кое-что.

2004 год. «Сталинград: Медаль за отвагу». Чем примечателен этот проект, который я даже найти теперь не могу? Как стало ясно после покупки (в ларьке с дисками местного ТЦ), это всего лишь модификация оригинальной Medal of Honor: AlliedAsssault, собранная на коленке русскоязычными «разработчиками» и продающаяся полулегально (как и многое в наших 00х) под видом чего-то свежего. Она не был совсем уж плоха, типичный тир+небольшие перебежки между «локациями», в декорациях 5го уровня оригинала (миссия по угону немецкого танка, на которой я застрял из-за битых скриптов). С ней были ещё 3 аналогичные «игры», примерно такого же уровня качества. Если бы я не был уже знаком с MOHAA — мне бы даже понравилось.

Или FarCry: Дьявольский остров. Фанатский мод, довольно неплохой (хоть и багованный), а с ним ещё две тупейшие карты, на таком же сборнике. 

Почему именно такие воспоминания?

Перечитайте комментарий Avy Ab. LIBER — состряпанное из огрызков чужого творчества поделие, ровно такое же, с чем неоднократно сталкивался я в своей юности. И таких «игр» было много. Да, от них можно получать некоторое, весьма специфическое «удовольствие» [копипаста про Вована], но _поддерживать_ это — не уважать других игроков и поощрять халтуру разработчиков.

И хотя в нулевых вышло немало ХОРОШИХ отечественных игр (Мор, Космические Рейнджеры, Ил-2, Блицкриг, K-D LAB), хватало и откровенного шлака, купить который теперь можно только по незнанию. Тем хуже, что откровенная лажа выходит вновь и вновь, да ещё и денег требует. Спасибо, но я лучше ещё раз Сталкера перепройду. Или «ЛюбовьСмертьОвощи» почитаю. А Olkon… что ж, будем надеяться, они возьмутся за что-то попроще, и вот уже ТОГДА преуспеют, избавив нас от испанского стыда.

Читай также