Gloria Victis: Medieval MMORPG — независимая разработка польской студии Black Eye Games, вышедшая в Steam Early Access аж пять лет назад (и до сих пор там пребывающая). Не слышали о такой? Неудивительно — проект получился довольно нишевый, не снискал особой популярности, но не стал и провалом, позволив разработчикам попробовать свои силы в другом жанре. Siege Survival: Gloria Victis — «стратегия-выживач»: тот же самый «викинго-рыцарский» сеттинг, что и у ММО-тёзки (без дословного копирования исторических реалий — мир здесь выдуманный), а игровой процесс можно описать фразой « This War of Mine в Средневековье».
Вроде бы понятно, что нас ждёт: менеджмент ресурсов, крафт, вылазки за припасами, сложный моральный выбор»… Но сумели ли разработчики удивить чем-то ещё?
Горе побеждённым
В королевство Мидланд пришла беда: на прибрежный город Эдринг напали морские налётчики из Каргальда, исмиры. Несмотря на ожесточённое сопротивление, защитники города ничего не смогли им противопоставить — вскоре Эдринг был почти полностью захвачен. Жителей ждала смерть, а их дома — разграбление. Выстоял лишь центральный замок, обороняемый горсткой стражников, — внутри укрылось несколько горожан, успевших отправить гонца с призывом о помощи. Но до подхода союзников ещё надо дожить, что будет нелегко: защитников мало, исмиры готовят новый штурм, а запас пищи и воды в гарнизоне ограничен.
Игроку придётся взять на себя руководство выжившими горожанами (именно мирными жителями, а не солдатами). Необходимо пережить осаду и дождаться помощи, обеспечивая стражников едой, снаряжением и медициной, пока они держат оборону на стенах. В небольшом замковом дворике можно построить склад, развести костёр для приготовления пищи, соорудить печь для обжига кирпичей и выплавки стали и прочее нехитрое хозяйство, но этого мало — без регулярных ночных вылазок за припасами в разрушенный город не обойтись.
День и ночь
Идея стратегий про выживание не нова: с This War of Mine игру начали сравнивать с момента анонса. Есть и совсем свежие примеры — хотя бы Mr. Prepper, о которой я недавно рассказывал. Что интересно, все эти проекты сделаны в Польше — почему-то полякам близка тема выживания.
Игровой процесс Siege Survival: Gloria Victis разделён на два взаимосвязанных этапа — дневной и ночной. Днём горожане занимаются мирными делами: кормят кур и свиней, готовят еду, собирают полезные приспособления, вроде верстаков или печей, и копаются в руинах башни — вдруг что-то ценное попадётся. Мало заботиться о своих подопечных — на плечах игрока лежат заботы и о гарнизоне бастиона, который отбивает штурм за штурмом. Стражникам требуются еда, питьё и снаряжение, а для ремонта стен нужны кирпичи и строительный камень. Бастион, как и сражения, которые он ведёт, — понятия абстрактные: это отдельное окно в интерфейсе, в котором показаны силы обороны, их основные потребности. Здесь же можно забирать у стражи сломанное оружие и доспехи и отправлять ей новое снаряжение и пищу.
Не стоит забывать и о персонажах, находящихся непосредственно под нашим управлением. Их немного — от одного до четырёх, в зависимости от стартовых настроек. При неполной команде есть возможность можно найти и других, предложив им руку помощи — происходит это во время ночных вылазок в разграбленный город. Нужны эти рейды, само собой, не только для пополнения команды (напротив, иногда сомневаешься — нужен ли ещё один голодный рот в и так бедствующей крепости), но и в первую очередь для поиска ресурсов, без которых осада очень быстро закончится поражением обороны.
Эдринг — город большой, разделённый на несколько районов, в каждом из которых своя вероятность найти тот или иной тип припасов. Само собой, каждая вылазка сопряжена с опасностью попасться и умереть: улицы патрулируют воины исмиров, а наши герои, как правило, солдаты никудышные — далеко не факт, что получится выстоять в бою даже с единственным противником. Вот и приходится красться по родным местам, осматривая дома и сараи в поисках чего-то полезного. Время на мародёрство ограниченно — с первыми лучами солнца необходимо вернуться в замок. Учитывая, что инвентарь далеко не безразмерный, приходится тщательно выбирать, что из найденного взять с собой, а что оставить до следующего раза.
До победы доживут не все
В ночной рейд может отправиться только один из персонажей, а остальные в этом время могут отдыхать или разведывать местность (последнее поможет узнать дату следующего штурма и оценить силы нападающих). Скорее всего, следующие сутки лазутчику придётся отсыпаться — игроку необходимо строго следить за показателями жителей (всего их шесть — усталость, голод, жажда, заболевание, здоровье и настроение). Поэтому постоянная отправка наружу одного и того же героя (допустим, у него большой инвентарь) приведёт к печальным последствиям.
Умереть в крепости от ран, болезней, голода или физического истощения куда проще, чем пасть от топоров часовых Исмира в ночном рейде: патрульные довольно неповоротливы, их легко заметить и столь же легко от них спрятаться, поэтому мне не повезло потерять жителя во время вылазки лишь однажды, да и то из-за бага — уткнувшись в препятствие, бедняга продолжал бежать на месте, получая удар за ударом.
После возвращения настаёт новый день с новыми заботами, откладывать которые в долгий ящик не стоит — «часики тикают». Из-за неумолимого хода времени приходится выбирать — то ли стараться собрать полную четвёрку выживших для того, чтобы успевать сделать все дела за короткое время, то ли ограничиться одним-двумя жителями во имя экономии ресурсов.
Советую выбрать первый вариант: да, так чуть сложнее, но не так скучно. Бич подобных игр — рутинный гринд ресурсов, а если он ещё и построен вокруг ожидания, когда закончится каждое действие (как здесь, например), то вообще туши свет: наблюдать медленное движение полоски прогресса во время сбора урожая мало кому понравится. Наличие же нескольких персонажей позволяет этого избежать — пока один занят, отдаёшь приказания второму, третьему, а там, глядишь, и первый освободится. Свободных рук в любом случае будет не хватать, так что занятие найдётся для всех.
«Муки выбора», которых нет
К сожалению, во время вылазок от подобной рутины никуда не деться. Как я уже сказал, враги не представляют особой угрозы, поэтому каждый рейд — просто беготня от одной кучи мусора до другой: порылись, забрали ценное, пошли дальше. Да ещё и возвращаться домой надо обязательно, а бэктрекинг уж точно никому не понравится.
Ситуацию могли бы исправить случайные встречи с выжившими жителями, моральные дилеммы и ситуации, на которые должен быть богат занятый захватчиками город, но именно в этом самая слабая сторона Siege Survival. Нет, периодически удаётся наткнуться на событие, отмеченное специальным значком: так, чудом спасшаяся женщина предлагает обменять еду на ресурсы, или перед нами встаёт выбор, как себя вести во время поисков еды в разрушенном доме. Всё это оформлено в виде уже привычных текстовых квестов, которые можно и провалить, выбрав не тот вариант диалога.
Но, что обидно, встречаются такие события очень редко, они совсем короткие и вряд ли смогут чем-то удивить искушённого игрока. В This War of Mine подобные истории из жизни охваченного войной города были сделаны куда качественнее, а некоторые и вовсе выжимали слезу. Здесь же всё обыденно: ждёшь серьёзного и мрачного сюжета, а получаешь небольшие обрывки, слишком невнятные, чтобы вызвать хоть какой-то отклик в душе.
Тем не менее Siege Survival: Gloria Victis не оставляет ощущения недоделанной работы — проблема касается лишь сюжета и антуража. Сам же «выживач» смотрится неплохо — заметно, что разработчики продумали и баланс, и сложность. Предусмотрено несколько вариантов старта — как для желающих хардкора, так и для любителей погрузиться в сюжет (пусть его здесь почти не заметить). Есть даже полностью настраиваемое прохождение и возможность выбрать пользовательские сценарии.
А для тех, кто ждал в первую очередь суровой средневековой истории о нелёгких днях и ночах осаждённого города, судьба которого зависит от горстки храбрецов, новости неутешительные — здесь это далеко не на первом месте.
Плюсы: отсутствие рутинного гринда во время дневной фазы геймплея, неплохой баланс сложности.
Минусы: неудачная попытка рассказать серьёзную историю, скучные вылазки в город.
Лучшие комментарии
В Венгрии отряд из 2 тысяч человек защищал одну крепость от турецкой армии (по разным данным, от 40 до 60 тысяч солдат) на протяжении 5 недель, причём так успешно, что туркам в итоге пришлось отступить.
Во время Критской войны венециано-греческий гарнизон оборонял город Кандия от осады 60-тысячной турецкой армии в течение 21 года, 4 месяцев, 3 недель и 5 дней (с 1 мая 1648 по 27 сентября 1669)
На педивикии чуть подробнее описано
21 летняя осада??) Это как же они там выжили и как 60к нападающих питались.
Обороняющиеся снабжались и получали подкрепление по морю, у нападающих был в распоряжении весь Крит + те же поставки по морю (османский флот так и не смог в плотную блокаду крепости, а венецианский не смог в блокирование Дарданелл и охоту на османские конвои. Короче движуха в Эгейском море тогда была знатная :) ).