27 марта 2021 27.03.21 7 20K

Mr. Prepper: Обзор

Играл на PC

В жанре антиутопии противостояние государства и одиночки всегда было одной из центральных тем: интересно следить за приключениями немногочисленных смельчаков, осмелившихся бросить вызов диктатуре. Главное, чтобы все эти прелести тоталитарных политических режимов вроде цензуры, промывки мозгов, слежки за гражданами, закрытия границ и преследования инакомыслящих и дальше оставались только на книжных страницах и киноэкранах — подозреваю, в реальной жизни ощущать себя героем «1984» или наблюдать за сожжением книг на площадях совсем не весело.

Не обходят эту тему и видеоигры. Mr. Prepper от польской студии Rejected Games, в середине марта появившаяся в Steam, рассказывает об очередном борце с системой. Нет, вести народ на баррикады и устраивать революцию не придётся — разработчики подошли к делу куда более оригинально. Перед нами ни много ни мало симулятор выживальщика, который скрывается от правительственных агентов в самостоятельно построенном подземном бункере и желает поскорее сбежать куда подальше на ракете собственного изготовления.

Не пытайтесь покинуть Омск

В далеко не самой радужной действительности игры произошло то, о чём писали Брэдбери и Оруэлл: некогда благополучная страна (в которой легко угадываются США) превратилась в классическое для антиутопий авторитарное государство. Любое инакомыслие подавляется, жители должны славить великого Президента и не могут покидать место жительства, а за соблюдением строгих законов следит могущественная секретная служба.

Нашему главному герою с незамысловатым прозвищем, давшим имя игре (в русском переводе — Мистер Выживальщик), такой расклад явно не по душе. Он уже пытался сбежать из города, но был пойман на границе. Теперь за ним установлен особый надзор: автомобиль конфискован, а неудачливого беглеца каждую неделю посещает специальный агент и проверяет жилище на наличие запрещённых предметов.

Ежедневное посещение шахты быстро надоедает, но вряд ли у вас получится разбогатеть без работ по добыче минералов.
Ежедневное посещение шахты быстро надоедает, но вряд ли у вас получится разбогатеть без работ по добыче минералов.

Как вы понимаете, для Выживальщика и такие препоны станут лишь временным препятствием на пути к свободе — с помощью загадочного незнакомца Минитмена он должен найти способ покинуть родной город с говорящим названием Мерикосвиль, пусть даже для этого придётся построить под домом целое подземное убежище, а транспортным средством станет космическая ракета.

В аннотации нам обещали атмосферу приближающейся ядерной войны, но, честно говоря, ничего подобного я в Mr. Prepper так и не обнаружил. За исключением заставки в главном меню и финальной сцены, ничего хоть отдалённо намекающего на атомную истерию здесь нет. Сюжет в первую очередь держится на высмеивании антиутопического авторитарного общества, с чем сценаристы справились неплохо — юмор тут своеобразный, но меткий.

Мой дом — моя крепость

«Выживач» как жанр подразумевает вечный дефицит ресурсов и вечную же гонку за их восполнением. Неудивительно, что в игре с таким названием основное занятие главного героя — это поиск тех самых ресурсов: от еды и инструментов до стройматериалов и предметов на продажу. Если мало питаться и плохо спать, то печальный конец не за горами, а верстак и пара досок должны дать старт строительству огромной ракеты.

Реализация такого смелого проекта — дело сложное и затратное. Дома, как мы помним, нельзя хранить не то что детали столь экзотического и, несомненно, запрещённого средства передвижения, но даже вполне безобидные на первый взгляд предметы, если они не входят в список разрешённых агентством или превышают строго установленный количественный лимит.

Приходится строить под своим домом настоящий подземный бункер, прямо как у истинных «выживальщиков» — с генератором электроэнергии, теплицами, стеллажами и ящиками для запасов, плавильной печью, морозильной камерой и прочими обязательными атрибутами убежища бунтаря-одиночки.

У меня был такой бункер, но на самом деле можно обойтись и более скромным.
У меня был такой бункер, но на самом деле можно обойтись и более скромным.

Одним лишь строительством геймплей не ограничивается. Напротив, куда больше времени Выживальщик проводит в путешествиях по городу и окрестностям. Добыча ресурсов вынуждает его заниматься охотой и собирательством, работать в шахте и колесить по пустыне на автомобиле. Некоторые материалы и предметы можно купить у соседей и знакомых (которых по мере прохождения становится всё больше), другие — создать с помощью верстака, а теплицы и земляные грядки позволяют обеспечить себя свежей едой.

Придётся изрядно побегать: доступных для исследования уровней немного, но они достаточно разнообразны. Каждая локация служит источником ресурсов и позволяет продвинуться по сюжету: если вначале доступны лишь собственный дом и лес неподалёку, то к концу прохождения удастся посетить даже заброшенную секретную базу.

Часики тикают

Мир тоже не стоит на месте — время здесь играет заметную роль. Каждый день надо ложиться спать до трёх часов утра, иначе наш герой рискует упасть в обморок, в котором проведёт несколько часов, а то и дней. Кроме того, постоянно уменьшающиеся показатели сытости и бодрости требуют уделять внимание приёму пищи и сну (впрочем, можно пичкать Выживальщика энергетиками).

Следить необходимо не только за часами, но и за календарём. Во-первых, раз в неделю наш дом посещает агент — к его визиту надо подготовиться: убрать или замаскировать всю «запрещёнку», да и самому надо быть в этот момент дома, а не торчать в бункере или гулять за городом. Провалите проверку (которая постепенно становится всё строже: следят даже за расходом воды и электроэнергии) — Выживальщика арестуют, а игра закончится.

Без торговли никак — в противном случае копить некоторые ресурсы для крафта полезных предметов и самой ракеты пришлось бы слишком долго.
Без торговли никак — в противном случае копить некоторые ресурсы для крафта полезных предметов и самой ракеты пришлось бы слишком долго.

Во-вторых, в ежедневнике отмечаются события, время от времени происходящие в городе. То почтальон пропадёт (нельзя будет торговать прямо из дома), то водопровод отключат или вырубят электричество. Такие форс-мажоры необходимо учитывать — обидно терять почти взошедший урожай из-за погасших ламп в бункере или остаться без обеда, не озаботившись запасом воды для супа.

К счастью, разработчики не стали использовать напрашивающийся приём с временным лимитом на строительство ракеты. Нас никто не подгоняет, пугая скорым проигрышем или постепенно усложняя геймплей. Достижение в Steam под названием The Orginal Prepper (выживать целый год по игровому времени) намекает, что можно не торопиться. Есть, однако, и другая «ачивка», эдакий вызов спидраннерам: успеть собрать ракету всего лишь за месяц.

Гринд всемогущий

К сожалению, позавидовать немногочисленным обладателям этого достижения захочет каждый, кто доберётся до середины игры. Есть на то причины, и самая главная из них — затягивание геймплея с помощью непрозрачности долгосрочного планирования и неуместного гринда.

Хотите не просто сидеть в уютном бункере, а двигаться по сюжету — приготовьтесь к заданиям вроде сбора полусотни единиц редкого и дорогого ресурса, который к тому же используется и при создании необходимых для комфортного выживания устройств. Если кампания проходится повторно, то перспектива выполнять такие задания не пугает — ты уже знаешь, чего ждать, и планируешь все расходы загодя.

Но при первом прохождении никто не застрахован от очень обидных просчётов, вроде траты всего пластика на создание какой-нибудь безделушки аккурат за неделю до того, как этот ресурс понадобится в огромных количествах для сюжетного квеста. Сохранение всего одно — утро текущего дня, поэтому последствия таких ошибок могут быть весьма печальные.

Путешествия по пустыне чем-то напоминают заезды на байке из Full Throttle.
Путешествия по пустыне чем-то напоминают заезды на байке из Full Throttle.

Да, есть возобновляемые (то есть появляющиеся каждый день на локациях) ресурсы, но это лишь первые в производственных цепочках вещи, вроде дерева или железа. Ту же дефицитную электронику или пластик можно получить лишь разбирая найденные ненужные предметы или торгуя с соседями. Бартер вовсе не панацея: для расширения ассортимента надо долго и нудно прокачивать уровень доверия, а лимит ежедневных покупок строго ограничен — даже имея большой запас денег, не закупиться оптом.

Сам процесс выживания получился слишком рутинным. Типичный день главного героя неизменен почти до завершения строительства ракеты и состоит из обязательных работ на огороде (иначе будет нечего есть), путешествий за ресурсами в лес, шахту или пустыню (иначе есть риск остаться без топлива и денег), перерывов на отдых или приём пищи (иначе можно упасть в голодный обморок) и торговлю. Выкроить время на выполнение заданий иногда не удаётся в течение нескольких игровых дней, даже при наличии необходимых ресурсов!

Интерфейс, во всяком случае в русской версии, оставляет желать лучшего — множество надписей слишком мелкие.
Интерфейс, во всяком случае в русской версии, оставляет желать лучшего — множество надписей слишком мелкие.

Любовь разработчиков к заданиям вида «Накопи нужные материалы, и тогда мы позволим тебе пройти чуть дальше по сюжету» сложно объяснить. Прохождение Mr. Prepper заняло у меня около полутора десятков часов, и едва ли не половина времени была потрачена на гринд — точно могу сказать, что без этого игра стала бы только лучше.

Есть тут и бои, которые, правда, не представляют особой сложности — главное, запастись оружием помощнее и покрепче.

Такое ощущение, что разработчики сами не поняли до конца, в каком именно жанре они создают свою игру. Для симулятора вроде Fallout Shelter или This War of Mine здесь слишком скудный перечень возможностей: бункер далеко не на первых ролях, процесс строительства и управления подземным жилищем примитивен, а автоматизация производства присутствует в зачаточном состоянии.

С другой стороны, иногда происходящее напоминает классический квест вроде Full Throttle — с поиском предметов, разнообразными персонажами и забавными диалогами. Но что это за квест, в котором кучу времени занимаешься добычей ресурсов самым скучным и неудобным способом?

Mr. Prepper — хорошая игра, но на один раз. Перепроходить её нет ни смысла (ничего нового не найдёте), ни желания («спасибо» гринду). Тем не менее это достойный вариант для ознакомления — если, конечно, запастись терпением и помнить о том, что перед нами далеко не симулятор выживальщика.

Плюсы: антидиктаторская сатира и юмор в целом; игра в хорошем смысле напоминает квесты «старой школы».

Минусы: гринд; затянутость; слишком мелкие надписи в интерфейсе.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Mr. Prepper

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
18 марта 2021
50
3.5
21 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Гринд может быть как приятным допущением, позволяющим наслаждаться «игранием в игру» дольше, так и неприятной особенностью, отвлекающим от основной части — сюжета. Тут, как мне кажется второй случай.

И то, что в выживастике гринд не сделали интересным это на самом деле большая проблема для игры в этом жанре

Прикол в том, что это не «выживастик». Это игра с четко выраженной сюжетной линией, она (игра) сделана так, что её надо пройти до конца и гринд представляет серьезную помеху для этого прохождения. 

За Не Пытайся Покинуть Омск определенно лайк

Проблема в том, что гринд обычно существует как способ заставить перейти на следующие по уровню технологические цепочки или хотя бы для постановки задачи экстенсивного роста производства. Тут же гринд в основном упирается в те ресурсы, которые ты не можешь почти никак нарастить. Поэтому ты просто берешь и смотришь.

Мне очень даже зашла. Когда понял, что на подсолнухах можно быстро заработать, с ресурсами вообще проблем не было. Скупал компы и радио да в разбор.

Стоит ли обвинять выживастик в гринде и затянутости? Это же обязательный атрибут таких игр.

Читай также