Arkham
Horror, или «Ужас Аркхэма», — это настольная игра по мотивам творчества
Лавкрафта (Howard Lovecraft), существующая аж с 1987 года. Последние, самые свежие версии правил
выпускала студия Fantasy Flight Games. Ей же принадлежит и спин-офф основной
настолки — Mansions of Madness, где рассказываются связанные единым
сценарием истории. Именно так поначалу и называлась видеоигра от Asmodee Digital,
но в итоге она превратилась в Arkham
Horror: Mother’s Embrace. В любом случае это одна из редких компьютерных
адаптаций популярной настольной системы. Естественно, возникают вопросы: как
точно авторы перенесли правила и насколько в это интересно играть?
Лихой 1926-й
Начнём
с точности адаптации. Mother'sEmbrace,как и
оригинал, посвященарасследованию
загадочных и жутких событий, которые случаются в 1926 году в городе
Аркхэм, штат Массачусетс. А там среди прочего открываются врата в другие миры и
возникает опасность прихода одного из древних богов из мифов Ктулху. В данном
случае мы расследуем убийство пожилой дамы и по совместительству
профессора астрономии.
Как
и в оригинале, геймплей — смесь пошаговых сражений и подробнейшего
исследования локаций в поисках ключевых предметов, расходников и улик. Расследование
ведут персонажи разных профессий. Сначала — только один, потом
присоединяются всё новые и новые, и мы выбираем, кого взять на следующую
миссию. Кто-то хорошо стреляет из огнестрельного оружия, кто-то лучше орудует
ножами и кулаками, кто-то силён в магии или быстрее всех начинает действовать в
бою (бонус к инициативе).
На старте игры выбираем своего первого детектива.
Плюс
у каждого есть фирменное усиление. Например, федерал Роланд имеет
повышенные шансы нанести критический урон, могильщик Уильям по понятным
причинам особо устойчив к разным негативным воздействиям, а парапсихолог Агата
даёт всем прибавку к инициативе.
Также детективы различаются доступными навыками, такими как логика, физическая сила, поиск,
социум и другие. Они понадобятся при изучении некоторых предметов и ситуаций.
Например, вам попался закрытый шкаф, и если в группе есть человек с навыком
поиска или физической силы, то нам подскажут, как его лучше открыть.
То
же самое, если мы встретим перепуганного персонажа, а в группе есть дама,
опытная в социальном взаимодействии, — она, к примеру, предложит его успокоить.
Тут всё примерно как в оригинальной настолке. А вот если людей с такими
навыками нет, то придётся угадывать вариант; в
настолке система честнее и глубже — там всё время работает проверка
навыков и нет никакой угадайки.
Вот тут будем действовать наугад.
Ты в своём уме или нет?
Зато
в ArkhamHorror: Mother'sEmbraceна месте регулярные проверки вменяемости. У каждого персонажа есть запас этой самой вменяемости и показатель
устойчивости к воздействию на разум (Mental Resistance). И это очень важно, потому что
каждый раз, когда они видят что-то ужасное, например трупы, находят фото или
книги не самого приятного содержания, то включается проверка на вменяемость. И
если персонаж её проваливает, то снижаются и «запасы разума». А когда они
заканчиваются, человек получает психологическую травму — падает
его инициатива в бою, или снижается шанс критического урона. Или он становится зависимым от сигарет — эти предметы в игре повышают вменяемость, но вредят здоровью.
Герои постоянно видят кровь, трупы и монстров.
Травмы
могут накапливаться до трёх для одного персонажа, а потом они становятся более
серьёзными. Снять же травму (лишь одну за раз) можно, только
если не взять человека на следующее задание и дать ему отдохнуть.
Но и
это ещё не всё. Как и в настолке, в Mother’s Embrace накапливается «счётчик мифов» (Mythos Clock) — его повышают неудачные
действия и в бою, и в других случаях, вроде неправильного выбора, как открыть ящик или общаться с персонажем. И если этот уровень достигнет максимума, то
вся группа получит негативный эффект. Особенно неприятно, если это повышенный
шанс провалить следующую проверку на вменяемость, когда персонажи и так на
грани. Как правило, лишь один раз за расследование получится найти карманные
часы, которыми можно обнулить счётчик мифов.
А вот такой эффект и вовсе кажется нечестным…
Не точь-в-точь, но всё
равно интересно
Как
видите, вроде бы все основные составляющие перенесены из оригинала. Только в
них всё же меньше глубины — это касается и проверки
навыков, и пошаговых сражений. В драках по большому счёту не особо важно, какой
персонаж и в чём сильнее, — всё в основном зависит от
используемого оружия. А набор тактических функций довольно банален — атака,
движение, режим наблюдения и ещё несколько.
«Овервотч», естественно, полезен, если у кого-то в руках есть пистолет.
Поэтому
ценители настольного «Ужаса Аркхэма», скорее всего, останутся не очень довольны
компьютерной адаптацией. А вот остальные и те, кто впервые сталкивается с
подобными механиками, могут получить удовольствие. Сюжет
по-хорошему интригует — тут и секты есть, и психбольницу Аркхэма
посещать приходится, и трупы чудовищ сжигать, и студентов защищать, и друзей из
западни выручать. То есть всё по стандартам и по канону, но всё равно
история и персонажи неплохо прописаны — хочется узнать, чем же всё закончится.
Есть и битвы с боссами.
А в
самом геймплее всё время ощущается напряжение — главным образом из-за
постоянных проверок на вменяемость и угрозы своими действиями увеличить счётчик мифов. Тут, конечно, много условностей, из-за которых,
например, куда проще не обращать внимания на перепуганных или раненых
людей — они плохо действует на наших чувствительных подопечных. Тем не менее игра бросает вызов и стимулирует внимательно
исследовать окружение в поисках предметов, которые облегчили бы
ситуацию.
Оружие в бою постепенно изнашивается, а потом ломается.
Некоторые
ещё жалуются на проблемы с производительностью и интерфейсом, но я ничего
такого не заметил. Да, графика тут не самая современная, зато окружение радует обилием деталей и выдержанной атмосферой на грани
аристократизма и безумия.
В каждой комнате полно «точек интереса».
На
самом деле, нет ничего удивительного в том, что в видеоигровой адаптации сложной
настольной системы разработчики идут на упрощения, — на то она и
адаптация, в компьютерных версиях почти всегда так. Зато авторам Arkham Horror: Mother’s Embrace удалось главное — увлечь историей и персонажами, передать атмосферу
и заставить нас чувствовать то напряжение, которое чувствовали бы люди,
расследующие жуткие события в городе, где вот-вот появится один из Древних.
Плюсы: интересный
сюжет; толковый геймплей; занятная система проверки на
вменяемость и психологических травм поддерживает
напряжение; увлекательный процесс исследования локаций в поисках полезных
предметов; атмосфера оригинала; подробная проработка окружения;
выразительная озвучка; подходящая музыка.
Минусы: по сравнению с настолкой есть упрощения в
геймплее; боевая система простовата, хотя и не все сражения просты.
Лицензия стала свободной, продукты по нему может делать любой. А поскольку сеттинг известен и популярен — это неплохая возможность подсэкономить на раскрутке.
Ну хз, Stygian хайпанула не плохо, правда создатели выпустили по сути не игру, а пол игры — и когда люди это поняли, то пошли и негативные отзывы. По моему с самого выпуска нет инфы ни о ДЛС, ни о продолжении, которое бы просто закончило сюжет.
Плюс были АА игры The Sinking City и Call of Cthulhu (старая и новая)
Ещё есть около Лавкрафтовые игры: Из ААА — Bloodborn Из инди — известная The Sunless Sea
Ну это чисто то, что действительно было на слуху и можно вспомнить сходу .
Серьезно, постоянно выходит какая-то очередная хрень по Лавкрафту и я, если честно, не знаю людей, которые в них хотели бы поиграть?
Так сами же сбиваете всех этой фразой, поэтому и пишут в комментах, что B и С не равно хрень. И да, вы потом ответили, что не считаете их хренью и просто нет знакомых, кто бы в них играл — но большинство судит по заглавному сообщению, а не по ответам .
Я к тому, что у меня в кругу вообще нет ни 1 человека, кто играл во что-то подобное.
Что по большому счёту означает вообще ничего, всё таки твой круг общения — это не все жители планеты земля и вряд-ли он является достаточно репрезентативным.
Либо я обращать внимание сам стал больше и всегда так было, либо последнее время Лавкрафт в играх стал популярен в категориях B и С? Серьезно, постоянно выходит какая-то очередная хрень по Лавкрафту и я, если честно, не знаю людей, которые в них хотели бы поиграть?
Спасибо за обзор, но пожалуй вставлю свои «5 копеек». По скринам из игры вижу, что автора хватило только на 3 главы, как собственно и меня. Сейчас поясню почему. Игра однообразна и временами откровенно скучная. Если убрать весь лоск от Любодела и настолки «Ужас Аркхема», то получаем игру, где — постоянно надо рыться в кучи бесполезного хлама, на описание которого не обращаешь внимание после 15-го повторения; — время от времени «получаешь по мозгам» благодаря «занятной системе проверки на вменяемость» (когда вся группа сыщиков травмируется из-за записки на столе); — однообразие и вторичность бойовки вводит в уныние еще до ее начала (спустя пару часов игры); — благодаря закадровому голосу бабули-расказчицы, чувствуешь себя или шизофреником, или отсталым. У меня не хватило сил/желания/терпения (подчеркнуть наболевшее) продолжить игру. Плюсы: создатели игры действительно передали атмосферу настолки в музыке, действующих лицах и характере происходящего. Минусы: техническая реализации подкачала. Моя оценка: ПРОХОДНЯК. P.S. Предостерегаю от траты денег на эту игру, не ознакомившись с ней «инными способами».
Не в моих интересах отвечать теперь каждому, кому лень почитать ветку и кто побежит мне во что-то тыкать по 1 сообщению, где я неправильно выразился и позже это признал, не находите? Может, если я буду отвечать про ветку, то когда-нибудь станет меньше людей, которые не хотят читать остальное :)