Arkham Horror, или «Ужас Аркхэма», — это настольная игра по мотивам творчества Лавкрафта (Howard Lovecraft), существующая аж с 1987 года. Последние, самые свежие версии правил выпускала студия Fantasy Flight Games. Ей же принадлежит и спин-офф основной настолки — Mansions of Madness, где рассказываются связанные единым сценарием истории. Именно так поначалу и называлась видеоигра от Asmodee Digital, но в итоге она превратилась в Arkham Horror: Mother’s Embrace. В любом случае это одна из редких компьютерных адаптаций популярной настольной системы. Естественно, возникают вопросы: как точно авторы перенесли правила и насколько в это интересно играть?
Лихой 1926-й
Начнём с точности адаптации. Mother's Embrace, как и оригинал, посвящена расследованию загадочных и жутких событий, которые случаются в 1926 году в городе Аркхэм, штат Массачусетс. А там среди прочего открываются врата в другие миры и возникает опасность прихода одного из древних богов из мифов Ктулху. В данном случае мы расследуем убийство пожилой дамы и по совместительству профессора астрономии.
Как и в оригинале, геймплей — смесь пошаговых сражений и подробнейшего исследования локаций в поисках ключевых предметов, расходников и улик. Расследование ведут персонажи разных профессий. Сначала — только один, потом присоединяются всё новые и новые, и мы выбираем, кого взять на следующую миссию. Кто-то хорошо стреляет из огнестрельного оружия, кто-то лучше орудует ножами и кулаками, кто-то силён в магии или быстрее всех начинает действовать в бою (бонус к инициативе).
Плюс у каждого есть фирменное усиление. Например, федерал Роланд имеет повышенные шансы нанести критический урон, могильщик Уильям по понятным причинам особо устойчив к разным негативным воздействиям, а парапсихолог Агата даёт всем прибавку к инициативе.
Также детективы различаются доступными навыками, такими как логика, физическая сила, поиск, социум и другие. Они понадобятся при изучении некоторых предметов и ситуаций. Например, вам попался закрытый шкаф, и если в группе есть человек с навыком поиска или физической силы, то нам подскажут, как его лучше открыть.
То же самое, если мы встретим перепуганного персонажа, а в группе есть дама, опытная в социальном взаимодействии, — она, к примеру, предложит его успокоить. Тут всё примерно как в оригинальной настолке. А вот если людей с такими навыками нет, то придётся угадывать вариант; в настолке система честнее и глубже — там всё время работает проверка навыков и нет никакой угадайки.
Ты в своём уме или нет?
Зато в Arkham Horror: Mother's Embrace на месте регулярные проверки вменяемости. У каждого персонажа есть запас этой самой вменяемости и показатель устойчивости к воздействию на разум (Mental Resistance). И это очень важно, потому что каждый раз, когда они видят что-то ужасное, например трупы, находят фото или книги не самого приятного содержания, то включается проверка на вменяемость. И если персонаж её проваливает, то снижаются и «запасы разума». А когда они заканчиваются, человек получает психологическую травму — падает его инициатива в бою, или снижается шанс критического урона. Или он становится зависимым от сигарет — эти предметы в игре повышают вменяемость, но вредят здоровью.
Травмы могут накапливаться до трёх для одного персонажа, а потом они становятся более серьёзными. Снять же травму (лишь одну за раз) можно, только если не взять человека на следующее задание и дать ему отдохнуть.
Но и это ещё не всё. Как и в настолке, в Mother’s Embrace накапливается «счётчик мифов» (Mythos Clock) — его повышают неудачные действия и в бою, и в других случаях, вроде неправильного выбора, как открыть ящик или общаться с персонажем. И если этот уровень достигнет максимума, то вся группа получит негативный эффект. Особенно неприятно, если это повышенный шанс провалить следующую проверку на вменяемость, когда персонажи и так на грани. Как правило, лишь один раз за расследование получится найти карманные часы, которыми можно обнулить счётчик мифов.
Не точь-в-точь, но всё равно интересно
Как видите, вроде бы все основные составляющие перенесены из оригинала. Только в них всё же меньше глубины — это касается и проверки навыков, и пошаговых сражений. В драках по большому счёту не особо важно, какой персонаж и в чём сильнее, — всё в основном зависит от используемого оружия. А набор тактических функций довольно банален — атака, движение, режим наблюдения и ещё несколько.
Поэтому ценители настольного «Ужаса Аркхэма», скорее всего, останутся не очень довольны компьютерной адаптацией. А вот остальные и те, кто впервые сталкивается с подобными механиками, могут получить удовольствие. Сюжет по-хорошему интригует — тут и секты есть, и психбольницу Аркхэма посещать приходится, и трупы чудовищ сжигать, и студентов защищать, и друзей из западни выручать. То есть всё по стандартам и по канону, но всё равно история и персонажи неплохо прописаны — хочется узнать, чем же всё закончится.
А в самом геймплее всё время ощущается напряжение — главным образом из-за постоянных проверок на вменяемость и угрозы своими действиями увеличить счётчик мифов. Тут, конечно, много условностей, из-за которых, например, куда проще не обращать внимания на перепуганных или раненых людей — они плохо действует на наших чувствительных подопечных. Тем не менее игра бросает вызов и стимулирует внимательно исследовать окружение в поисках предметов, которые облегчили бы ситуацию.
Некоторые ещё жалуются на проблемы с производительностью и интерфейсом, но я ничего такого не заметил. Да, графика тут не самая современная, зато окружение радует обилием деталей и выдержанной атмосферой на грани аристократизма и безумия.
На самом деле, нет ничего удивительного в том, что в видеоигровой адаптации сложной настольной системы разработчики идут на упрощения, — на то она и адаптация, в компьютерных версиях почти всегда так. Зато авторам Arkham Horror: Mother’s Embrace удалось главное — увлечь историей и персонажами, передать атмосферу и заставить нас чувствовать то напряжение, которое чувствовали бы люди, расследующие жуткие события в городе, где вот-вот появится один из Древних.
Плюсы: интересный сюжет; толковый геймплей; занятная система проверки на вменяемость и психологических травм поддерживает напряжение; увлекательный процесс исследования локаций в поисках полезных предметов; атмосфера оригинала; подробная проработка окружения; выразительная озвучка; подходящая музыка.
Минусы: по сравнению с настолкой есть упрощения в геймплее; боевая система простовата, хотя и не все сражения просты.
Лучшие комментарии
Я хочу в них поиграть, будем знакомы :)
И на самом деле среди всех этих игр подчас попадаются действительно неплохие.
Конкретно этот экземпляр вызывал особое любопытство, так что спасибо Кириллу за обзор. Теперь наверное точно на свитч прибарахлю и опробую.
Лицензия стала свободной, продукты по нему может делать любой. А поскольку сеттинг известен и популярен — это неплохая возможность подсэкономить на раскрутке.
Ну, «игры категории B и C» не означает плохие. Я же всю жизнь в игры по Warhammer 40K играл, а они такие же :)
Я к тому, что у меня в кругу вообще нет ни 1 человека, кто играл во что-то подобное.
Ну хз, Stygian хайпанула не плохо, правда создатели выпустили по сути не игру, а пол игры — и когда люди это поняли, то пошли и негативные отзывы. По моему с самого выпуска нет инфы ни о ДЛС, ни о продолжении, которое бы просто закончило сюжет.
Плюс были АА игры The Sinking City и Call of Cthulhu (старая и новая)
Ещё есть около Лавкрафтовые игры:
Из ААА — Bloodborn
Из инди — известная The Sunless Sea
Ну это чисто то, что действительно было на слуху и можно вспомнить сходу .
слышал что 1с кинула разработчиков Stygian, отобрала права и не дала выпустить полную версию игру
Так сами же сбиваете всех этой фразой, поэтому и пишут в комментах, что B и С не равно хрень.
И да, вы потом ответили, что не считаете их хренью и просто нет знакомых, кто бы в них играл — но большинство судит по заглавному сообщению, а не по ответам .
Что по большому счёту означает вообще ничего, всё таки твой круг общения — это не все жители планеты земля и вряд-ли он является достаточно репрезентативным.
Либо я обращать внимание сам стал больше и всегда так было, либо последнее время Лавкрафт в играх стал популярен в категориях B и С? Серьезно, постоянно выходит какая-то очередная хрень по Лавкрафту и я, если честно, не знаю людей, которые в них хотели бы поиграть?
Ну, видимо, спрос таки есть, раз их штампуют.
Игра категории B зачастую выходят в разы оригинальней и интересней всяких однотипных ААА проектов.
Очень жаль, хотелось бы хотя бы финал сюжета увидеть
Музыкальное оформление к настолке давно есть от Graham Plowman.
Знаем, слушали. Как-то не пошло. По большей части под dark jazz играем.
А вот это уже весомый довод, спасибо.
А вот и музыкальное оформление к настолке подъехало. А если серьёзно, любопытно будет поиграть в адаптацию.
Спасибо за обзор, но пожалуй вставлю свои «5 копеек».
По скринам из игры вижу, что автора хватило только на 3 главы, как собственно и меня. Сейчас поясню почему.
Игра однообразна и временами откровенно скучная.
Если убрать весь лоск от Любодела и настолки «Ужас Аркхема», то получаем игру, где
— постоянно надо рыться в кучи бесполезного хлама, на описание которого не обращаешь внимание после 15-го повторения;
— время от времени «получаешь по мозгам» благодаря «занятной системе проверки на вменяемость» (когда вся группа сыщиков травмируется из-за записки на столе);
— однообразие и вторичность бойовки вводит в уныние еще до ее начала (спустя пару часов игры);
— благодаря закадровому голосу бабули-расказчицы, чувствуешь себя или шизофреником, или отсталым.
У меня не хватило сил/желания/терпения (подчеркнуть наболевшее) продолжить игру.
Плюсы: создатели игры действительно передали атмосферу настолки в музыке, действующих лицах и характере происходящего.
Минусы: техническая реализации подкачала.
Моя оценка: ПРОХОДНЯК.
P.S. Предостерегаю от траты денег на эту игру, не ознакомившись с ней «инными способами».
Отвечал уже второму господину, читайте ветку, пожалуйста.
Не в моих интересах отвечать теперь каждому, кому лень почитать ветку и кто побежит мне во что-то тыкать по 1 сообщению, где я неправильно выразился и позже это признал, не находите? Может, если я буду отвечать про ветку, то когда-нибудь станет меньше людей, которые не хотят читать остальное :)