В жанре антиутопии противостояние государства и
одиночки всегда было одной из центральных тем: интересно следить за приключениями
немногочисленных смельчаков, осмелившихся бросить вызов диктатуре. Главное, чтобы все эти прелести тоталитарных политических режимов
вроде цензуры, промывки мозгов, слежки за гражданами, закрытия границ и
преследования инакомыслящих и дальше оставались только на книжных страницах и
киноэкранах — подозреваю, в реальной жизни ощущать себя героем «1984» или
наблюдать за сожжением книг на площадях совсем не весело.
Не обходят эту тему и
видеоигры. Mr. Prepper от польской студии Rejected Games, в середине марта
появившаяся в Steam, рассказывает об очередном борце с системой. Нет, вести
народ на баррикады и устраивать революцию не придётся — разработчики подошли к
делу куда более оригинально. Перед нами ни много ни мало симулятор
выживальщика, который скрывается от правительственных агентов в самостоятельно
построенном подземном бункере и желает поскорее сбежать куда подальше на
ракете собственного изготовления.
Не пытайтесь покинуть Омск
В далеко не самой радужной действительности игры
произошло то, о чём писали Брэдбери и Оруэлл: некогда благополучная страна (в
которой легко угадываются США) превратилась в классическое для антиутопий
авторитарное государство. Любое инакомыслие подавляется, жители должны славить великого
Президента и не могут покидать место жительства, а за соблюдением строгих
законов следит могущественная секретная служба.
Нашему главному герою с незамысловатым
прозвищем, давшим имя игре (в русском переводе — Мистер Выживальщик), такой
расклад явно не по душе. Он уже пытался сбежать из города, но был пойман на
границе. Теперь за ним установлен особый надзор: автомобиль конфискован, а
неудачливого беглеца каждую неделю посещает специальный агент и проверяет
жилище на наличие запрещённых предметов.
Ежедневное посещение шахты быстро надоедает, но вряд ли у вас получится разбогатеть без работ по добыче минералов.
Как вы понимаете, для Выживальщика и такие
препоны станут лишь временным препятствием на пути к свободе — с помощью
загадочного незнакомца Минитмена он должен найти способ покинуть родной город с
говорящим названием Мерикосвиль, пусть даже для этого придётся построить под домом
целое подземное убежище, а транспортным средством станет космическая
ракета.
В аннотации нам обещали атмосферу приближающейся
ядерной войны, но, честно говоря, ничего подобного я в Mr. Prepper так и не
обнаружил. За исключением заставки в главном меню и финальной сцены, ничего
хоть отдалённо намекающего на атомную истерию здесь нет. Сюжет в первую
очередь держится на высмеивании антиутопического авторитарного общества, с чем
сценаристы справились неплохо — юмор тут своеобразный, но меткий.
Мой дом — моя крепость
«Выживач» как жанр подразумевает вечный
дефицит ресурсов и вечную же гонку за их восполнением. Неудивительно, что в
игре с таким названием основное занятие главного героя — это поиск тех самых
ресурсов: от еды и инструментов до стройматериалов и предметов на продажу. Если
мало питаться и плохо спать, то печальный конец не за горами, а верстак и пара
досок должны дать старт строительству огромной ракеты.
Реализация такого смелого проекта — дело сложное
и затратное. Дома, как мы помним, нельзя хранить не то что детали столь
экзотического и, несомненно, запрещённого средства передвижения, но даже вполне
безобидные на первый взгляд предметы, если они не входят в список разрешённых
агентством или превышают строго установленный количественный лимит.
Приходится строить под своим домом
настоящий подземный бункер, прямо как у истинных «выживальщиков» — с генератором
электроэнергии, теплицами, стеллажами и ящиками для запасов,
плавильной печью, морозильной камерой и прочими обязательными атрибутами
убежища бунтаря-одиночки.
У меня был такой бункер, но на самом деле можно обойтись и более скромным.
Одним лишь строительством геймплей не
ограничивается. Напротив, куда больше времени Выживальщик проводит в
путешествиях по городу и окрестностям. Добыча ресурсов вынуждает его
заниматься охотой и собирательством, работать в шахте и колесить по пустыне на
автомобиле. Некоторые материалы и предметы можно купить у соседей и знакомых
(которых по мере прохождения становится всё больше), другие — создать с помощью
верстака, а теплицы и земляные грядки позволяют обеспечить себя свежей
едой.
Придётся изрядно побегать: доступных для
исследования уровней немного, но они достаточно разнообразны. Каждая локация
служит источником ресурсов и позволяет продвинуться по сюжету:
если вначале доступны лишь собственный дом и лес неподалёку, то к концу прохождения
удастся посетить даже заброшенную секретную базу.
Часики тикают
Мир тоже не стоит на месте — время
здесь играет заметную роль. Каждый день надо ложиться спать до трёх часов
утра, иначе наш герой рискует упасть в обморок, в котором проведёт несколько часов, а то и дней. Кроме того, постоянно уменьшающиеся показатели
сытости и бодрости требуют уделять внимание приёму пищи и сну
(впрочем, можно пичкать Выживальщика энергетиками).
Следить необходимо не только за часами,
но и за календарём. Во-первых, раз в неделю наш дом посещает агент — к его
визиту надо подготовиться: убрать или замаскировать всю «запрещёнку», да и
самому надо быть в этот момент дома, а не торчать в бункере или гулять за
городом. Провалите проверку (которая постепенно становится всё строже: следят
даже за расходом воды и электроэнергии) — Выживальщика арестуют, а игра
закончится.
Без торговли никак — в противном случае копить некоторые ресурсы для крафта полезных предметов и самой ракеты пришлось бы слишком долго.
Во-вторых, в ежедневнике отмечаются события,
время от времени происходящие в городе. То почтальон пропадёт (нельзя будет
торговать прямо из дома), то водопровод отключат или вырубят электричество.
Такие форс-мажоры необходимо учитывать — обидно терять почти взошедший урожай
из-за погасших ламп в бункере или остаться без обеда, не озаботившись запасом
воды для супа.
К счастью, разработчики не стали использовать
напрашивающийся приём с временным лимитом на строительство ракеты. Нас никто не
подгоняет, пугая скорым проигрышем или постепенно усложняя геймплей. Достижение в Steam под названием The Orginal Prepper (выживать целый год по
игровому времени) намекает, что можно не торопиться. Есть, однако, и
другая «ачивка», эдакий вызов спидраннерам: успеть собрать ракету всего
лишь за месяц.
Гринд всемогущий
К сожалению, позавидовать немногочисленным
обладателям этого достижения захочет каждый, кто доберётся до середины игры.
Есть на то причины, и самая главная из них — затягивание
геймплея с помощью непрозрачности долгосрочного планирования и неуместного
гринда.
Хотите не просто сидеть в уютном бункере, а
двигаться по сюжету — приготовьтесь к заданиям вроде сбора полусотни единиц
редкого и дорогого ресурса, который к тому же используется и при создании
необходимых для комфортного выживания устройств. Если кампания проходится
повторно, то перспектива выполнять такие задания не пугает — ты уже
знаешь, чего ждать, и планируешь все расходы загодя.
Но при первом
прохождении никто не застрахован от очень обидных просчётов, вроде траты всего
пластика на создание какой-нибудь безделушки аккурат за неделю до того, как
этот ресурс понадобится в огромных количествах для сюжетного квеста.
Сохранение всего одно — утро текущего дня, поэтому последствия таких ошибок
могут быть весьма печальные.
Путешествия по пустыне чем-то напоминают заезды на байке из Full Throttle.
Да, есть возобновляемые (то есть появляющиеся
каждый день на локациях) ресурсы, но это лишь первые в производственных цепочках вещи, вроде дерева или
железа. Ту же дефицитную электронику или пластик можно получить лишь разбирая
найденные ненужные предметы или торгуя с соседями. Бартер вовсе не панацея: для
расширения ассортимента надо долго и нудно прокачивать уровень доверия, а лимит
ежедневных покупок строго ограничен — даже имея большой запас денег, не закупиться оптом.
Сам процесс выживания получился слишком
рутинным. Типичный день главного героя неизменен почти до завершения
строительства ракеты и состоит из обязательных работ на огороде (иначе будет
нечего есть), путешествий за ресурсами в лес, шахту или пустыню (иначе есть
риск остаться без топлива и денег), перерывов на отдых или приём
пищи (иначе можно упасть в голодный обморок) и торговлю. Выкроить время на
выполнение заданий иногда не удаётся в течение нескольких игровых дней, даже
при наличии необходимых ресурсов!
Интерфейс, во всяком случае в русской версии, оставляет желать лучшего — множество надписей слишком мелкие.
Любовь разработчиков к заданиям вида «Накопи
нужные материалы, и тогда мы позволим тебе пройти чуть дальше по сюжету» сложно
объяснить. Прохождение Mr. Prepper заняло у меня около полутора десятков часов, и едва ли не половина времени была потрачена на гринд — точно могу сказать, что без этого игра стала бы только лучше.
Есть тут и бои, которые, правда, не представляют особой сложности — главное, запастись оружием помощнее и покрепче.
Такое ощущение, что разработчики сами не поняли
до конца, в каком именно жанре они создают свою игру. Для симулятора вроде Fallout Shelter или This War of Mine здесь слишком скудный перечень
возможностей: бункер далеко не на первых ролях,
процесс строительства и управления подземным жилищем примитивен, а
автоматизация производства присутствует в зачаточном состоянии.
С другой стороны, иногда происходящее напоминает классический квест вроде Full Throttle — с поиском предметов,
разнообразными персонажами и забавными диалогами. Но что это за квест, в
котором кучу времени занимаешься добычей ресурсов самым скучным и
неудобным способом?
Mr. Prepper — хорошая игра, но на один раз.
Перепроходить её нет ни смысла (ничего нового не найдёте), ни
желания («спасибо» гринду). Тем не менее это достойный вариант для
ознакомления — если, конечно, запастись терпением и помнить о том, что перед
нами далеко не симулятор выживальщика.
Плюсы: антидиктаторская сатира и юмор в целом;
игра в хорошем смысле напоминает квесты «старой школы».
Минусы: гринд; затянутость; слишком
мелкие надписи в интерфейсе.
Гринд может быть как приятным допущением, позволяющим наслаждаться «игранием в игру» дольше, так и неприятной особенностью, отвлекающим от основной части — сюжета. Тут, как мне кажется второй случай.
И то, что в выживастике гринд не сделали интересным это на самом деле большая проблема для игры в этом жанре
Прикол в том, что это не «выживастик». Это игра с четко выраженной сюжетной линией, она (игра) сделана так, что её надо пройти до конца и гринд представляет серьезную помеху для этого прохождения.
Проблема в том, что гринд обычно существует как способ заставить перейти на следующие по уровню технологические цепочки или хотя бы для постановки задачи экстенсивного роста производства. Тут же гринд в основном упирается в те ресурсы, которые ты не можешь почти никак нарастить. Поэтому ты просто берешь и смотришь.