В жанре антиутопии противостояние государства и одиночки всегда было одной из центральных тем: интересно следить за приключениями немногочисленных смельчаков, осмелившихся бросить вызов диктатуре. Главное, чтобы все эти прелести тоталитарных политических режимов вроде цензуры, промывки мозгов, слежки за гражданами, закрытия границ и преследования инакомыслящих и дальше оставались только на книжных страницах и киноэкранах — подозреваю, в реальной жизни ощущать себя героем «1984» или наблюдать за сожжением книг на площадях совсем не весело.
Не обходят эту тему и видеоигры. Mr. Prepper от польской студии Rejected Games, в середине марта появившаяся в Steam, рассказывает об очередном борце с системой. Нет, вести народ на баррикады и устраивать революцию не придётся — разработчики подошли к делу куда более оригинально. Перед нами ни много ни мало симулятор выживальщика, который скрывается от правительственных агентов в самостоятельно построенном подземном бункере и желает поскорее сбежать куда подальше на ракете собственного изготовления.
Не пытайтесь покинуть Омск
В далеко не самой радужной действительности игры произошло то, о чём писали Брэдбери и Оруэлл: некогда благополучная страна (в которой легко угадываются США) превратилась в классическое для антиутопий авторитарное государство. Любое инакомыслие подавляется, жители должны славить великого Президента и не могут покидать место жительства, а за соблюдением строгих законов следит могущественная секретная служба.
Нашему главному герою с незамысловатым прозвищем, давшим имя игре (в русском переводе — Мистер Выживальщик), такой расклад явно не по душе. Он уже пытался сбежать из города, но был пойман на границе. Теперь за ним установлен особый надзор: автомобиль конфискован, а неудачливого беглеца каждую неделю посещает специальный агент и проверяет жилище на наличие запрещённых предметов.
Как вы понимаете, для Выживальщика и такие препоны станут лишь временным препятствием на пути к свободе — с помощью загадочного незнакомца Минитмена он должен найти способ покинуть родной город с говорящим названием Мерикосвиль, пусть даже для этого придётся построить под домом целое подземное убежище, а транспортным средством станет космическая ракета.
В аннотации нам обещали атмосферу приближающейся ядерной войны, но, честно говоря, ничего подобного я в Mr. Prepper так и не обнаружил. За исключением заставки в главном меню и финальной сцены, ничего хоть отдалённо намекающего на атомную истерию здесь нет. Сюжет в первую очередь держится на высмеивании антиутопического авторитарного общества, с чем сценаристы справились неплохо — юмор тут своеобразный, но меткий.
Мой дом — моя крепость
«Выживач» как жанр подразумевает вечный дефицит ресурсов и вечную же гонку за их восполнением. Неудивительно, что в игре с таким названием основное занятие главного героя — это поиск тех самых ресурсов: от еды и инструментов до стройматериалов и предметов на продажу. Если мало питаться и плохо спать, то печальный конец не за горами, а верстак и пара досок должны дать старт строительству огромной ракеты.
Реализация такого смелого проекта — дело сложное и затратное. Дома, как мы помним, нельзя хранить не то что детали столь экзотического и, несомненно, запрещённого средства передвижения, но даже вполне безобидные на первый взгляд предметы, если они не входят в список разрешённых агентством или превышают строго установленный количественный лимит.
Приходится строить под своим домом настоящий подземный бункер, прямо как у истинных «выживальщиков» — с генератором электроэнергии, теплицами, стеллажами и ящиками для запасов, плавильной печью, морозильной камерой и прочими обязательными атрибутами убежища бунтаря-одиночки.
Одним лишь строительством геймплей не ограничивается. Напротив, куда больше времени Выживальщик проводит в путешествиях по городу и окрестностям. Добыча ресурсов вынуждает его заниматься охотой и собирательством, работать в шахте и колесить по пустыне на автомобиле. Некоторые материалы и предметы можно купить у соседей и знакомых (которых по мере прохождения становится всё больше), другие — создать с помощью верстака, а теплицы и земляные грядки позволяют обеспечить себя свежей едой.
Придётся изрядно побегать: доступных для исследования уровней немного, но они достаточно разнообразны. Каждая локация служит источником ресурсов и позволяет продвинуться по сюжету: если вначале доступны лишь собственный дом и лес неподалёку, то к концу прохождения удастся посетить даже заброшенную секретную базу.
Часики тикают
Мир тоже не стоит на месте — время здесь играет заметную роль. Каждый день надо ложиться спать до трёх часов утра, иначе наш герой рискует упасть в обморок, в котором проведёт несколько часов, а то и дней. Кроме того, постоянно уменьшающиеся показатели сытости и бодрости требуют уделять внимание приёму пищи и сну (впрочем, можно пичкать Выживальщика энергетиками).
Следить необходимо не только за часами, но и за календарём. Во-первых, раз в неделю наш дом посещает агент — к его визиту надо подготовиться: убрать или замаскировать всю «запрещёнку», да и самому надо быть в этот момент дома, а не торчать в бункере или гулять за городом. Провалите проверку (которая постепенно становится всё строже: следят даже за расходом воды и электроэнергии) — Выживальщика арестуют, а игра закончится.
Во-вторых, в ежедневнике отмечаются события, время от времени происходящие в городе. То почтальон пропадёт (нельзя будет торговать прямо из дома), то водопровод отключат или вырубят электричество. Такие форс-мажоры необходимо учитывать — обидно терять почти взошедший урожай из-за погасших ламп в бункере или остаться без обеда, не озаботившись запасом воды для супа.
К счастью, разработчики не стали использовать напрашивающийся приём с временным лимитом на строительство ракеты. Нас никто не подгоняет, пугая скорым проигрышем или постепенно усложняя геймплей. Достижение в Steam под названием The Orginal Prepper (выживать целый год по игровому времени) намекает, что можно не торопиться. Есть, однако, и другая «ачивка», эдакий вызов спидраннерам: успеть собрать ракету всего лишь за месяц.
Гринд всемогущий
К сожалению, позавидовать немногочисленным обладателям этого достижения захочет каждый, кто доберётся до середины игры. Есть на то причины, и самая главная из них — затягивание геймплея с помощью непрозрачности долгосрочного планирования и неуместного гринда.
Хотите не просто сидеть в уютном бункере, а двигаться по сюжету — приготовьтесь к заданиям вроде сбора полусотни единиц редкого и дорогого ресурса, который к тому же используется и при создании необходимых для комфортного выживания устройств. Если кампания проходится повторно, то перспектива выполнять такие задания не пугает — ты уже знаешь, чего ждать, и планируешь все расходы загодя.
Но при первом прохождении никто не застрахован от очень обидных просчётов, вроде траты всего пластика на создание какой-нибудь безделушки аккурат за неделю до того, как этот ресурс понадобится в огромных количествах для сюжетного квеста. Сохранение всего одно — утро текущего дня, поэтому последствия таких ошибок могут быть весьма печальные.
Да, есть возобновляемые (то есть появляющиеся каждый день на локациях) ресурсы, но это лишь первые в производственных цепочках вещи, вроде дерева или железа. Ту же дефицитную электронику или пластик можно получить лишь разбирая найденные ненужные предметы или торгуя с соседями. Бартер вовсе не панацея: для расширения ассортимента надо долго и нудно прокачивать уровень доверия, а лимит ежедневных покупок строго ограничен — даже имея большой запас денег, не закупиться оптом.
Сам процесс выживания получился слишком рутинным. Типичный день главного героя неизменен почти до завершения строительства ракеты и состоит из обязательных работ на огороде (иначе будет нечего есть), путешествий за ресурсами в лес, шахту или пустыню (иначе есть риск остаться без топлива и денег), перерывов на отдых или приём пищи (иначе можно упасть в голодный обморок) и торговлю. Выкроить время на выполнение заданий иногда не удаётся в течение нескольких игровых дней, даже при наличии необходимых ресурсов!
Любовь разработчиков к заданиям вида «Накопи нужные материалы, и тогда мы позволим тебе пройти чуть дальше по сюжету» сложно объяснить. Прохождение Mr. Prepper заняло у меня около полутора десятков часов, и едва ли не половина времени была потрачена на гринд — точно могу сказать, что без этого игра стала бы только лучше.
Такое ощущение, что разработчики сами не поняли до конца, в каком именно жанре они создают свою игру. Для симулятора вроде Fallout Shelter или This War of Mine здесь слишком скудный перечень возможностей: бункер далеко не на первых ролях, процесс строительства и управления подземным жилищем примитивен, а автоматизация производства присутствует в зачаточном состоянии.
С другой стороны, иногда происходящее напоминает классический квест вроде Full Throttle — с поиском предметов, разнообразными персонажами и забавными диалогами. Но что это за квест, в котором кучу времени занимаешься добычей ресурсов самым скучным и неудобным способом?
Mr. Prepper — хорошая игра, но на один раз. Перепроходить её нет ни смысла (ничего нового не найдёте), ни желания («спасибо» гринду). Тем не менее это достойный вариант для ознакомления — если, конечно, запастись терпением и помнить о том, что перед нами далеко не симулятор выживальщика.
Плюсы: антидиктаторская сатира и юмор в целом; игра в хорошем смысле напоминает квесты «старой школы».
Минусы: гринд; затянутость; слишком мелкие надписи в интерфейсе.
Лучшие комментарии
Гринд может быть как приятным допущением, позволяющим наслаждаться «игранием в игру» дольше, так и неприятной особенностью, отвлекающим от основной части — сюжета. Тут, как мне кажется второй случай.
И то, что в выживастике гринд не сделали интересным это на самом деле большая проблема для игры в этом жанре
Прикол в том, что это не «выживастик». Это игра с четко выраженной сюжетной линией, она (игра) сделана так, что её надо пройти до конца и гринд представляет серьезную помеху для этого прохождения.
За Не Пытайся Покинуть Омск определенно лайк
Большое Спасибо за обзор.
Мне очень даже зашла. Когда понял, что на подсолнухах можно быстро заработать, с ресурсами вообще проблем не было. Скупал компы и радио да в разбор.
Стоит ли обвинять выживастик в гринде и затянутости? Это же обязательный атрибут таких игр.