9 февраля 2021 9.02.21 10 24K

Utawarerumono: Prelude to the Fallen: Обзор

Utawarerumono: Prelude to the Fallen – одна из главных японских визуальных новелл за всю историю. Её, как и последующие две части, выделяет продуманная, увлекательная и весьма масштабная история. В этом смысле она выгодно отличается от некоторых других игр про «кошкодевочек». Официально о ней мы никогда не рассказывали, но сейчас появился вполне веский повод.

 

Богатая история

Оригинальная визуальная новелла с тактическими сражениями и элементами эроге Utawarerumono появилась в Японии на PC в 2002 году. Через три года начала выходить одноимённая манга по мотивам, ещё через год опять же в Стране восходящего солнца стартовала версия для PlayStation 2 — цензурированная, без «взрослых» сцен, зато улучшенная и дополненная в других элементах (тут, например, есть озвучка). И пошло-поехало: тогда же, в 2006-м, начали делать радиодрамы и интернет-радиошоу по мотивам, аниме-сериал на 26 серий, потом ещё были сборники, антологии, OVA-эпизоды, предназначенные только для домашнего просмотра, и так далее. Вот интро к аниме-сериалу.

 

Вторая и третья часть видеоигры появились уже на волне такой популярности. Сиквел, Utawarerumono: Mask of Deception, стал доступен во всём мире в 2017-м, и тогда же мы увидели заключительную часть трилогии, получившую подзаголовок Mask of Truth. А вот оригинальная игра долгое время не выходила за пределы Японии. Наконец, адаптированное западное переиздание, известное как Utawarerumono: Prelude to the Fallen, сначала в прошлом году высадилось на PlayStation 4. А теперь оно вернулось на историческую родину, то есть на PC, благодаря чему в Steam в полной мере можно оценить всю трилогию. Чем же так интересная эта действительно нетривиальная визуальная новелла, положившая начало успешной франшизе, и что мы получили в переиздании?

Mask of Deception и Mask of Truth стали доступны в Steam ровно год назад.
Mask of Deception и Mask of Truth стали доступны в Steam ровно год назад.

Эротика не про секс, а про драму

А интересна она хотя бы тем, что это эроге, но с не таким уж большим количеством эротики и уж тем более без хентая. Да, в оригинальной игре 2002 года «взрослые» сцены были, но, как я сказал, их уже не было в версии для PS2. Нет их и в переиздании, и во всех последующих выпусках серии. Хотя сам сценарий, его завязка как раз располагают. Главный герой, загадочный мужчина в маске, приходит в себя после тяжёлого ранения в окружении двух симпатичных кошкодевочек и их бабушки-целительницы. Именно они его нашли, принесли в свою деревню и выходили. А сам он абсолютно ничего о себе не помнит.

Откуда и зачем маска – одна из главных загадок истории.
Откуда и зачем маска – одна из главных загадок истории.

Ушастые и хвостатые девочки, сестрицы Эруруу и Аруруу, сразу начинают проявлять к герою (его назвали Хакуоро) повышенный интерес. Первая вскоре в него влюбляется, вторая то фыркает и шипит, как настоящая кошка, то ластится, мурлычет и называет его папочкой. Вскоре появляется и третья кошкодевочка, Юдзуха, которая вообще просит героя переспать с ней.

В постели она оказалась не по своей воле.
В постели она оказалась не по своей воле.

Естественно, у нашего прославленного героя (Utawarerumono в переводится, как «Тот, о ком поют песни») в итоге будет много жён, практически свой гарем. Но на самом деле игра не об этом, и поэтому она не торпедирует нас сразу эротикой, а даёт лишь намёки – все эти придыхания, томные взгляды, желание героя потрогать девочку за хвостик или погладить за ушком, чтобы та в ответ мурлыкала (причём желает он скорее из любопытства, ибо никогда не видел кошкодевочек), неожиданная ревность со стороны Эруруу, странное поведение Аруруу. И это действует сильнее, чем прямолинейное тыканье стопудовыми сиськами в экран.

Как любая кошка, Аруруу может сильно испугаться и зашипеть.
Как любая кошка, Аруруу может сильно испугаться и зашипеть.

А тут ещё у одной из сестриц появляется придурковатый друг детства, который жаждет её руки, постоянно нам угрожает и попадает в смешные ситуации. Или вдруг неожиданно куда-то исчезнет их бабушка, и нам предстоит пойти по следам, после чего возникнет ещё больше вопросов, что же тут происходит.

Этот парень очень навязчив.
Этот парень очень навязчив.

То есть в Utawarerumono: Prelude to the Fallen хватает неожиданных, интересных ситуаций, персонажей и интриг. Это большая, масштабная и многогранная история на много часов, в которой переплелись и фэнтези с очевидным влиянием культуры айнов (коренной народ Японии), и научная фантастика, и много чего ещё. А герою в итоге предстоит возглавить не гарем, а целую страну. И во всём этом много действительно человеческих эмоций (несмотря на присутствие зверолюдей), драмы и грусти. Персонажи, к которым привыкаешь, могут умереть.

А та же Юдзуха неисцелимо болеет и потому просит Хакуоро переспать с ней только ради того, чтобы оставить память о себе. Неспроста по этому эроге вышло столько драматических радиопостановок, где наготы и «визуала», как вы понимаете, вообще нет.

Интрига даже в том, девочки это или мальчики.
Интрига даже в том, девочки это или мальчики.

Новелла с особенностями

Вторая отличительная черта Utawarerumono: Prelude to the Fallen – скорее со знаком минус. Во всяком случае, на первый взгляд. Дело в том, что это практически линейная визуальная новелла – такое в жанре уже не принято. Нет здесь ключевых решений и 85 концовок.

Можно периодически выбирать, в какую локацию отправиться герою, прежде чем сюжет двинется дальше. От этого зависит то, какую сценку, раскрывающую персонажей (например, об именах Эруруу и Аруруу), мы получим, а какую пропустим. Но, как правило, в дальнейшем эту сценку всё равно можно будет увидеть.

Если пропустили, вот вам небольшой спойлер.
Если пропустили, вот вам небольшой спойлер.

Из этого следует ещё одна старомодная особенность – много повторяющихся экранов, когда герой фактически ходит по кругу, собирая вот эти «раскрывающие персонажей» детали, что и увеличивает время прохождения. Это не есть плохо – героев действительно лучше показывать подробнее, особенно в ВН. Но видеть зачастую одни и те же рисованные картинки на протяжении многих часов как-то странновато.

С другой стороны, текст-то всё равно разный и постоянно что-то происходит. Это как увлекательная книга — совершенно законченная, полноценная и весьма драматичная история, в которой выбор и не имеет такого значения. Поэтому сиквел, Utawarerumono: Mask of Deception, рассказывает, по сути, новую историю, хотя и с массой отсылок к оригиналу. Согласитесь, решение вполне имеет право на жизнь – Достоевский же имел право не оставлять читателям выбор, убьёт Раскольников старуху или нет.

Далеко не все сразу хорошо относятся к главному герою.
Далеко не все сразу хорошо относятся к главному герою.

Тактическая составляющая в игре тоже, с одной стороны, интересное решение, разбавляющее привычный для жанра диалоговый геймплей. Да, герои тут периодически сражаются в пошаговых битвах. И, как в типичной тактической JRPG, в них вроде бы много нюансов – помимо прокачки и экипировки есть и стихийные элементы, и комбоатаки, и QTE, и накопление особого ресурса для усиления урона, и режим свободных битв для гринда опыта.

Но на деле сражения получились простенькими по своей механике, на небольших картах, а сюжетных битв едва ли больше, чем пунктов в обучении, которое подробно их описывает.

Человек в маске сражается железным веером.
Человек в маске сражается железным веером.

В переиздании на PlayStation 4 (и теперь вот на PC) все эти особенности остались практически нетронутыми. На компьютере играть очень удобно – реализованы поддержка мыши, настройка клавиатуры, да и геймпады отлично поддерживаются. Есть озвучка, система ручных и автоматических «сейвов». Технически всё стабильно и комфортно. Но по сути это всё та же игра родом из начала нулевых. Да, можно добавить персонажей из других выпусков серии для использования в сражениях, но это уже чисто фанатская «фишка», ещё и за отдельные деньги.

Фансервиса тут, конечно, тоже достаточно.
Фансервиса тут, конечно, тоже достаточно.

И вот тут встаёт дилемма, как относиться к такому переизданию. С одной стороны, хочется не ремастера даже, а ремейка, чтобы авторы добавили нелинейности, нарисовали новые экраны, доработали битвы. С другой – теперь можно оценить одну из главных японских визуальных новелл в оригинальном, первозданном виде, комфортно играя на современном компьютере. Сами решайте, что для вас важнее. Я склоняюсь к первому варианту, но при этом совершенно не жалею о потраченном на Utawarerumono: Prelude to the Fallen времени.

Плюсы: увлекательная и масштабная история; интересные персонажи; японская озвучка; великолепная музыка; отличное качество переиздания на PC.

Минусы: игра для визуальной новеллы слишком линейная; сражения по большому счёту пришиты к происходящему белыми нитками.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Utawarerumono: Prelude to the Fallen

Платформы
PC | PS4 | PS5 | PSV
Жанр
Дата выхода
26 апреля 2018
39
3.9
19 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

«Взрослые» сцены были, но, как я сказал, их уже не было в версии для PS2. Нет их и в переиздании, и во всех последующих выпусках серии.

Один из самых важных элементов для продвижения сюжета вырезали...

хочется не ремастера даже, а ремейка

Некоторые так ждут Лунную принцессу уже 13 лет. Хорошо хоть наконец новости были после пятилетнего перерыва (то бишь трейлер с годом релиза)

Ну, зато годы ожидания наконец оправдались и уже в этом году можно будет на 17 частей

А с каких пор кинетические новеллы это плохо? Нет прикольно конечно, когда у тебя есть несколько разных вариантов развитий событий, но по итогу почти всегда есть тру ендинг на который авторы и ориентируются.
По крайне мере я не могу представить разветвлённость в каких-нибудь цикадах или чайках (хотя сравнение может быть некорректное)

Неплохая история с неожиданным поворотом в конце. Но разветвление ей не нужно. Это как раз ВНка из того ряда где концентрируются на одной истории.

Ну а слабая боевая система из-за того что в начале 2000х  многие создатели ВНок пробовали прикрутить геймплэй к ВНкам, чтобы хоть какой-то был. Так породилось множество ВНок с хреновеньким ТРПГ геймплэем. Им проще было бы удалить эту тактику, чем её улучшить.

Замечательная серия!!!

В принципе вместо этой игры можно просто анимешку посмотреть, но Mask of Deception+Mask of Truth — это прямо must play, ребята!!

Во всех подобных проектах в СТИМ самая популярная тема в сообществе это патч возвращающий в стим версию ПРАВИЛЬНЫЕ сцены)

Вторая отличительная черта Utawarerumono: Prelude to the Fallen – скорее со знаком минус. Во всяком случае, на первый взгляд. Дело в том, что это практически линейная визуальная новелла – такое в жанре уже не принято. Нет здесь ключевых решений и 85 концовок.

Едрить!!! Для меня это жирнейший плюс. У меня нет желания бегать по всем рутам во многих других новеллах, поэтому те же Nekopara и прочие кинетические новеллы я ем в разы охотнее разветвленных.

Анимешка находится в моем личном топе и периодически пересматриваю… кроме последних серий где «вот это поворот» и спойлеры (вот вообще не зашли в меня). 
Собственно игра раскрывает эти события или вообще не трогает?

Читай также