Utawarerumono: Prelude to the Fallen – одна из главных японских визуальных новелл за всю историю. Её, как и последующие две части, выделяет продуманная, увлекательная и весьма масштабная история. В этом смысле она выгодно отличается от некоторых других игр про «кошкодевочек». Официально о ней мы никогда не рассказывали, но сейчас появился вполне веский повод.
Богатая история
Оригинальная визуальная новелла с тактическими сражениями и элементами эроге Utawarerumono появилась в Японии на PC в 2002 году. Через три года начала выходить одноимённая манга по мотивам, ещё через год опять же в Стране восходящего солнца стартовала версия для PlayStation 2 — цензурированная, без «взрослых» сцен, зато улучшенная и дополненная в других элементах (тут, например, есть озвучка). И пошло-поехало: тогда же, в 2006-м, начали делать радиодрамы и интернет-радиошоу по мотивам, аниме-сериал на 26 серий, потом ещё были сборники, антологии, OVA-эпизоды, предназначенные только для домашнего просмотра, и так далее. Вот интро к аниме-сериалу.
Вторая и третья часть видеоигры появились уже на волне такой популярности. Сиквел, Utawarerumono: Mask of Deception, стал доступен во всём мире в 2017-м, и тогда же мы увидели заключительную часть трилогии, получившую подзаголовок Mask of Truth. А вот оригинальная игра долгое время не выходила за пределы Японии. Наконец, адаптированное западное переиздание, известное как Utawarerumono: Prelude to the Fallen, сначала в прошлом году высадилось на PlayStation 4. А теперь оно вернулось на историческую родину, то есть на PC, благодаря чему в Steam в полной мере можно оценить всю трилогию. Чем же так интересная эта действительно нетривиальная визуальная новелла, положившая начало успешной франшизе, и что мы получили в переиздании?
Эротика не про секс, а про драму
А интересна она хотя бы тем, что это эроге, но с не таким уж большим количеством эротики и уж тем более без хентая. Да, в оригинальной игре 2002 года «взрослые» сцены были, но, как я сказал, их уже не было в версии для PS2. Нет их и в переиздании, и во всех последующих выпусках серии. Хотя сам сценарий, его завязка как раз располагают. Главный герой, загадочный мужчина в маске, приходит в себя после тяжёлого ранения в окружении двух симпатичных кошкодевочек и их бабушки-целительницы. Именно они его нашли, принесли в свою деревню и выходили. А сам он абсолютно ничего о себе не помнит.
Ушастые и хвостатые девочки, сестрицы Эруруу и Аруруу, сразу начинают проявлять к герою (его назвали Хакуоро) повышенный интерес. Первая вскоре в него влюбляется, вторая то фыркает и шипит, как настоящая кошка, то ластится, мурлычет и называет его папочкой. Вскоре появляется и третья кошкодевочка, Юдзуха, которая вообще просит героя переспать с ней.
Естественно, у нашего прославленного героя (Utawarerumono в переводится, как «Тот, о ком поют песни») в итоге будет много жён, практически свой гарем. Но на самом деле игра не об этом, и поэтому она не торпедирует нас сразу эротикой, а даёт лишь намёки – все эти придыхания, томные взгляды, желание героя потрогать девочку за хвостик или погладить за ушком, чтобы та в ответ мурлыкала (причём желает он скорее из любопытства, ибо никогда не видел кошкодевочек), неожиданная ревность со стороны Эруруу, странное поведение Аруруу. И это действует сильнее, чем прямолинейное тыканье стопудовыми сиськами в экран.
А тут ещё у одной из сестриц появляется придурковатый друг детства, который жаждет её руки, постоянно нам угрожает и попадает в смешные ситуации. Или вдруг неожиданно куда-то исчезнет их бабушка, и нам предстоит пойти по следам, после чего возникнет ещё больше вопросов, что же тут происходит.
То есть в Utawarerumono: Prelude to the Fallen хватает неожиданных, интересных ситуаций, персонажей и интриг. Это большая, масштабная и многогранная история на много часов, в которой переплелись и фэнтези с очевидным влиянием культуры айнов (коренной народ Японии), и научная фантастика, и много чего ещё. А герою в итоге предстоит возглавить не гарем, а целую страну. И во всём этом много действительно человеческих эмоций (несмотря на присутствие зверолюдей), драмы и грусти. Персонажи, к которым привыкаешь, могут умереть.
А та же Юдзуха неисцелимо болеет и потому просит Хакуоро переспать с ней только ради того, чтобы оставить память о себе. Неспроста по этому эроге вышло столько драматических радиопостановок, где наготы и «визуала», как вы понимаете, вообще нет.
Новелла с особенностями
Вторая отличительная черта Utawarerumono: Prelude to the Fallen – скорее со знаком минус. Во всяком случае, на первый взгляд. Дело в том, что это практически линейная визуальная новелла – такое в жанре уже не принято. Нет здесь ключевых решений и 85 концовок.
Можно периодически выбирать, в какую локацию отправиться герою, прежде чем сюжет двинется дальше. От этого зависит то, какую сценку, раскрывающую персонажей (например, об именах Эруруу и Аруруу), мы получим, а какую пропустим. Но, как правило, в дальнейшем эту сценку всё равно можно будет увидеть.
Из этого следует ещё одна старомодная особенность – много повторяющихся экранов, когда герой фактически ходит по кругу, собирая вот эти «раскрывающие персонажей» детали, что и увеличивает время прохождения. Это не есть плохо – героев действительно лучше показывать подробнее, особенно в ВН. Но видеть зачастую одни и те же рисованные картинки на протяжении многих часов как-то странновато.
С другой стороны, текст-то всё равно разный и постоянно что-то происходит. Это как увлекательная книга — совершенно законченная, полноценная и весьма драматичная история, в которой выбор и не имеет такого значения. Поэтому сиквел, Utawarerumono: Mask of Deception, рассказывает, по сути, новую историю, хотя и с массой отсылок к оригиналу. Согласитесь, решение вполне имеет право на жизнь – Достоевский же имел право не оставлять читателям выбор, убьёт Раскольников старуху или нет.
Тактическая составляющая в игре тоже, с одной стороны, интересное решение, разбавляющее привычный для жанра диалоговый геймплей. Да, герои тут периодически сражаются в пошаговых битвах. И, как в типичной тактической JRPG, в них вроде бы много нюансов – помимо прокачки и экипировки есть и стихийные элементы, и комбоатаки, и QTE, и накопление особого ресурса для усиления урона, и режим свободных битв для гринда опыта.
Но на деле сражения получились простенькими по своей механике, на небольших картах, а сюжетных битв едва ли больше, чем пунктов в обучении, которое подробно их описывает.
В переиздании на PlayStation 4 (и теперь вот на PC) все эти особенности остались практически нетронутыми. На компьютере играть очень удобно – реализованы поддержка мыши, настройка клавиатуры, да и геймпады отлично поддерживаются. Есть озвучка, система ручных и автоматических «сейвов». Технически всё стабильно и комфортно. Но по сути это всё та же игра родом из начала нулевых. Да, можно добавить персонажей из других выпусков серии для использования в сражениях, но это уже чисто фанатская «фишка», ещё и за отдельные деньги.
И вот тут встаёт дилемма, как относиться к такому переизданию. С одной стороны, хочется не ремастера даже, а ремейка, чтобы авторы добавили нелинейности, нарисовали новые экраны, доработали битвы. С другой – теперь можно оценить одну из главных японских визуальных новелл в оригинальном, первозданном виде, комфортно играя на современном компьютере. Сами решайте, что для вас важнее. Я склоняюсь к первому варианту, но при этом совершенно не жалею о потраченном на Utawarerumono: Prelude to the Fallen времени.
Плюсы: увлекательная и масштабная история; интересные персонажи; японская озвучка; великолепная музыка; отличное качество переиздания на PC.
Минусы: игра для визуальной новеллы слишком линейная; сражения по большому счёту пришиты к происходящему белыми нитками.
Лучшие комментарии
Один из самых важных элементов для продвижения сюжета вырезали...
Некоторые так ждут Лунную принцессу уже 13 лет. Хорошо хоть наконец новости были после пятилетнего перерыва (то бишь трейлер с годом релиза)
Ну, зато годы ожидания наконец оправдались и уже в этом году можно будет на 17 частей
gekachanА с каких пор кинетические новеллы это плохо? Нет прикольно конечно, когда у тебя есть несколько разных вариантов развитий событий, но по итогу почти всегда есть тру ендинг на который авторы и ориентируются.
По крайне мере я не могу представить разветвлённость в каких-нибудь цикадах или чайках (хотя сравнение может быть некорректное)
анимешка сделана по игре, а не наоборот.
Неплохая история с неожиданным поворотом в конце. Но разветвление ей не нужно. Это как раз ВНка из того ряда где концентрируются на одной истории.
Ну а слабая боевая система из-за того что в начале 2000х многие создатели ВНок пробовали прикрутить геймплэй к ВНкам, чтобы хоть какой-то был. Так породилось множество ВНок с хреновеньким ТРПГ геймплэем. Им проще было бы удалить эту тактику, чем её улучшить.Замечательная серия!!!
В принципе вместо этой игры можно просто анимешку посмотреть, но Mask of Deception+Mask of Truth — это прямо must play, ребята!!
Во всех подобных проектах в СТИМ самая популярная тема в сообществе это патч возвращающий в стим версию ПРАВИЛЬНЫЕ сцены)
Едрить!!! Для меня это жирнейший плюс. У меня нет желания бегать по всем рутам во многих других новеллах, поэтому те же Nekopara и прочие кинетические новеллы я ем в разы охотнее разветвленных.
«АРКВЕЙД В ЮБКЕ»1!!!1!1!111!!1!!!!"
Анимешка находится в моем личном топе и периодически пересматриваю… кроме последних серий где «вот это поворот» и спойлеры (вот вообще не зашли в меня).
Собственно игра раскрывает эти события или вообще не трогает?