8 декабря 2020 8.12.20 5 29K

Рокеры, киберпсихоз и импланты для секса — чем крута настолка, породившая Cyberpunk 2077

Как известно, в основе Cyberpunk 2077 лежит игра Майка Пондсмита (Mike Pondsmith) и его компании R. Talsorian Games. Про то, что происходило в этом мире, кто такой Джонни Сильверхэнд и как Найт-Сити дошёл до жизни такой, мы более-менее знаем. В том числе благодаря видео от Эльмана Гусейнова. А в чём же ключевые особенности именно настольной ролевой системы?

 

Киберпанк у вас на столе

Итак, коротко напомню предысторию. Вдохновившись фильмом «Бегущий по лезвию» и книгой своего друга Уолтера Джона Уильямса (Walter Jon Williams) Hardwired, Майк Пондсмит в 1988 году написал первую редакцию настолки Cyberpunk 2013. Одно из дополнений к ней, кстати, было разработано вместе с Уильямсом, давно увлекавшимся играми.

Спустя два года вышла вторая версия (где временная линия уже перенесена в 2020 год), расширенная, дополненная и до сих пор считающаяся самой каноничной. В 2005 году появилась третья редакция Cyberpunk, которая перенесла действие в 2030-е годы. Однако перемены в арт-стиле и самом сеттинге не понравились фанатам, да и авторы в итоге признали третью версию неканоничной.

Майк – настоящий киберпанк-дед?
Майк – настоящий киберпанк-дед?

Пондсмит в одном из интервью объяснял это так:

Это один из тех случаев, когда вы должны научиться слушать себя и необязательно прислушиваться к внешним силам. После того как мы сделали 2020 и появились новые типы киберпанка, действительно было желание сделать версию, которая была бы намного более трансгуманистической. 2030X была попыткой получить больше трангуманизма, и я также хотел посмотреть, как киберкультура и онлайн-культура изменили природу киберпанка. Но мы обнаружили, что людям не нужен трансгуманистический киберпанк. Им нужен киберпанк. Отчасти это связано с тем, что трансгуманизм структурно противоречит киберпанку в том смысле, что он, по сути, постулирует позитивное мировоззрение…
Самая известная обложка настолки.
Самая известная обложка настолки.

Вообще, Пондсмита и компанию часто заносило куда-то не туда – например, в 90-х годах прошлого века они выпустили настолку Cybergeneration, которая базировалась на том же самом мире Cyberpunk 2020, но при этом была навеяна аниме вроде Appleseed. Там рассказывалось о детях, которые после апокалипсиса получили спецспособности. Фанаты тут тоже взбрыкнули, и в итоге пришлось отделить сеттинг Cybergeneration от киберпанковского, сделав игру отдельным продуктом.

После анонса Cyberpunk 2077 Майк Пондсмит и R. Talsorian Games начали работать над четвёртой редакцией, которая призвана была протянуть мостики к событиям видеоигры, охватив события от 2045 года, после Четвёртой корпоративной войны, и до начала приключений Ви в Найт-Сити. Стартовый, облегчённый набор правил Cyberpunk Red Jumpstart Kit вышел в августе 2019 года, а вот полные цифровые и физические версии появились совсем недавно, в ноябре этого года.

Русский перевод Cyberpunk Red ждите в следующем году.
Русский перевод Cyberpunk Red ждите в следующем году.

В Cyberpunk Red кое-что, конечно, поменялось и добавилось, появились новые сценарии и события, прокладывающие дорожку к Cyberpunk 2077 (по сути, это приквел), но вот с точки зрения корневой механики это по большому счёту всё та же вторая редакция.

Настоящий панк

Мир и то, как деградировал свободолюбивый калифорнийский город Найт-Сити, описывается в настолке очень подробно. Суть в том, что после экономического коллапса в США власти сначала попробовали установить военную диктатуру, а потом обратились к могущественным международным корпорациям, которые эту власть фактически в руки и взяли. Их столицей, по сути, стал Найт-Сити, разделённый на три района – в центре живут сливки общества, на окраинах – «средний класс», а между ними – бомжи и нищета. А за пределами города находятся пустоши, полные мародёров.

Вот так выглядела карта Найт-Сити в настолке.
Вот так выглядела карта Найт-Сити в настолке.

Город многое пережил – кровопролитные войны бандитов, корпораций и даже ядерный взрыв, в котором, предположительно, погиб Джонни Сильверхэнд. Произошло это как раз во время Четвёртой корпоративной войны, когда всеобщий любимец, музыкант и борец за свободу пошёл с наёмниками штурмовать офис японской корпорации Arasaka – так он хотел спасти похищенную азиатами любимую девушку Альт Каннингем, которая была гениальным хакером.

Это изображение Джонни в первой версии настолки. Тут он скорее похож на вокалиста группы a-ha, чем на Киану Ривза.
Это изображение Джонни в первой версии настолки. Тут он скорее похож на вокалиста группы a-ha, чем на Киану Ривза.

Поэтому, к слову, в Cyberpunk 2077 мы не видим живого Джонни – общается с нами его голограмма, благодаря тому что сознание Сильверхэнда было записано на чип и встроено в мозг главному герою (героине).

В общем, классическая для киберпанка история про вредные корпорации и сопротивление им. Вообще, с одной стороны, Cyberpunk 2020 и слеплена из клише, таких как киберпротезы, хакеры и девушки, живущие в Сети. С другой – Пондсмит внёс в сеттинг дух и стиль 80–90-х годов (отсюда герои-рокеры с гитарами) и даже актуальную на тот момент политику: оригинальная настолка была продуктом своей эпохи, в ней даже Михаил Горбачёв упоминался.

В итоге у R. Talsorian Games получился сеттинг, который трудно сравнить с миром, описанным в «Бегущем по лезвию». Там, где в Blade Runner были нуар, романтика, рефлексирующие андроиды, слёзы, исчезающие в дожде, и красивая смесь электроники с нью-эйджем от Вангелиса (Vangelis), в настольной Cyberpunk процветали грязь, анархия, бунтарство, рок и панк.

Идеальная иллюстрация к жизни в Найт-Сити.
Идеальная иллюстрация к жизни в Найт-Сити.

Да и на то, как в играх представляют киберпанк уже в наши годы, это мало похоже. Тут вам не стерильные виртуальные города будущего из State of Mind и не вполне благополучный, по крайней мере внешне, футуристический город из Detroit: Become Human, где воду мутят только рефлексирующие андроиды. Лучше всего тут подойдёт описание из оригинального издания настолки:

Мир киберпанка – жестокое, опасное место, где полно людей, желающих оторвать тебе руку и сожрать её. Традиционные понятия зла и добра заменены понятием целесообразности – ты делаешь то, что должен делать, для того, чтобы выжить. Если попутно можешь сделать что-нибудь хорошее, доброе, вечное – прекрасно. Но не очень-то на это рассчитывай.

Я получил эту роль. И сыграл её на гитаре

Персонажи и роли, которые они отыгрывают в этом мире, получились соответствующими. Многие из них – это изначально изгои и бунтари. Снова цитата из настолки:

Персонажи киберпанка – герои в плохой ситуации, пытающиеся сделать её лучше (или хотя бы пригодной для жизни), когда могут. Потребует ли это преступлений, неповиновения властям или даже открытой революции – квинтэссенции персонажа киберпанка. Бунтарь, имеющий цель. Как киберпанковский ролевик ты должен найти эту цель и переть с ней на рожон. Главное в киберпанке – отыгрывать своего персонажа в характерном неудовлетворённом, цинично-идеалистическом стиле.

В оригинальной настолке девять классов – рокеры, соло (наёмники и телохранители), сетевики (они же хакеры/нетраннеры), люди корпораций, техники, полисмены, фиксеры (контрабандисты и посредники), журналисты и кочевники. Особый интерес представляют рокеры и журналисты. Первые обладают специальным классовым умением «Харизматичное лидерство», чтобы влиять на толпы в определённом радиусе, а вторые, понятно, могут убедить людей в своей правоте в прямом эфире.

Не знаю насчёт рокербоев, а «рокергёрлы» тут классные.
Не знаю насчёт рокербоев, а «рокергёрлы» тут классные.

Мир этот и правда «цинично-идеалистический» – журналисты в нём влияют на ситуацию, вскрывают язвы общества, выводят на чистую воду плохие корпорации, которые устроили мини-войну в Южной Америке и убили 7 тысяч человек с помощью киберсолдат. Журналистов боятся, пытаются подвергнуть цензуре, совершают покушения на них, но они всё равно проталкивают свои передачи и остаются живыми. Ну, по крайней мере, на момент начала игры.

Описание же рокеров – это вообще самый идеалистичный, но, по сути, самый верный взгляд на таких музыкантов:

Рокеры – уличные поэты, бунтари, народная совесть… Каждый Рокер может распространить свои слова на улицах… Иногда, эти слова – совсем не то, что хотят слышать корпорации или правительство. Иногда эти слова задевают за живое людей, которые в самом деле правят миром.

Но тебе наплевать, потому что ты – рокер; ты знаешь, что это твоя борьба, которую ты ведёшь, исполняя откровенные песни, говорящие о том, что есть на самом деле, либо просто зарубая жёсткий рок-н-ролл; ты делаешь это, чтобы заставить людей оторвать задницы от диванов и вытащить их на улицы. …Твоя песня может дать робкому смелость, слабому – силу, слепому – зрение. Легендарные рокеры вели армии против корпораций и правительств. Песни рокеров изобличали коррупцию, свергали диктаторов…
Отличный рок-дуэт! Roxette?
Отличный рок-дуэт! Roxette?

My Way

У каждого класса тут есть не только набор умений и параметров, но и хорошо прописанная предыстория. Для этого Майк Пондсмит создал механику «жизненного пути» (Lifepath), которая была признана и нашла отражение в других настольных системах. Вот что он говорил по этому поводу в упомянутом выше интервью:

В то время никто не знал, как играть персонажа киберпанка, потому что это была новая идея. Поэтому мы должны были дать им путеводитель по тому, что представляет собой тот или иной тип характера. Архетипы – это способы идентификации определенных стилей и карьер персонажей, которые появляются в киберпанковской вселенной.

Всего для генерации предлагается семь блоков, описывающих национальность, внешний вид, семью, друзей, врагов, привычки и даже ключевые события в жизни. Здесь много интересных нюансов: можно выбирать, кто вам друг, а кто нет, почему поссорились и чем всё закончилось, какую личность больше всего цените, как относитесь к людям (от «Ненавижу вас всех!» до «Всех люблю!»), что вы цените больше всего (деньги? честь? любовь? власть?) и так далее.

Разобраться в этом с ходу – непросто.
Разобраться в этом с ходу – непросто.

Естественно, в соответствии с духом Cyberpunk многие варианты предполагают максимально трагичное развитие. Вы можете создать персонажа, чья семья потеряла всё в результате предательства, а его самого продала за деньги, поэтому его детство прошло в пиратской банде (или в центре боевой зоны). Потом герой подвергался ударам судьбы (раздел «События жизни»), был предан, брошен в тюрьму. И в довершение пережил самоубийство любимой женщины (раздел «Романтическое приключение»).

Есть, конечно, и другие, более благополучные варианты развития событий. Но именно такой страдалец (вполне, кстати, под Киану Ривза) идеально подходит для отыгрыша роли в мире Cyberpunk.

И у Джонни, и у Киану за плечами осталась история трагичной любви.
И у Джонни, и у Киану за плечами осталась история трагичной любви.

Стиль превыше материи

По законам самой игры и по её духу в любой ситуации герой должен не терять духа и идти напролом, оставаясь крутым и стильным. Да, внешность в мире оригинальной настолки имеет огромнейшее значение:

Стиль превыше материи. Неважно, как и что ты делаешь, главное, как ты при этом выглядишь. Если ты обломаешься – заставь всех подумать, что так всё и задумано. Обычно одежда и внешний вид не имеют значения – здесь же косуха и тёмные очки вызывают уважение. Будь ты байкер с косухой и со стальными когтями или дебютант, выставляющий напоказ свою новую кибероптику, – в любом случае тебе понадобится стиль, чтобы описать себя.

Поэтому в настолке масса вариантов внешности – ваш персонаж может быть обнажённым, в той же косухе или мини-юбке, лысым или с ирокезом, с кольцом в носу и с «причудливыми контактными линзами».

Вот у неё со стилем всё в порядке.
Вот у неё со стилем всё в порядке.

Интересно, что и сам Майк Пондсмит одевается стильно. Вот ещё цитата из его интервью: «Когда моя семья собирается вместе, чтобы выйти на улицу, мы все обычно носим чёрные кожаные куртки и чёрную одежду. Мы очень киберпанковские, очень готические и монохромные».

 

Важную часть этого стиля составляют киберимпланты. Это неудивительно, учитывая, какими словами начинается описание Cyberpunk 2020:

Как киберпанк, ты набираешься новых технологий по самую крышу. У тебя разъёмы на запястьях, оружие, встроенное в руки, лазеры в глазах и программы на биочипах в мозге. Ты становишься машиной, которой управляешь, оружием, из которого стреляешь… Кибернетическими пальцами ты вскрываешь компьютерные замки, своими улучшенными чувствами ты ощущаешь Будущее…
Вот уж точно челюсть упадёт при виде такого.
Вот уж точно челюсть упадёт при виде такого.

Жабровый имплант, адреналиновый усилитель, подкожная броня, носовые фильтры, сканеры движений, температурный сенсор, встроенное в тело кассетное записывающее устройство, всевозможные ускорители, рефлекторные чипы и чипы памяти, устройства, позволяющие контролировать транспорт посредством мозговых импульсов, генитальный имплант («Всю ночь! Каждую ночь! И она никогда не догадается! Воспользуйся воображением и добавь к проверке соблазнения +1. Также существует вариант Midnight Lady для женщин»), даже кибернетические контрацептивы сроком на пять лет…

Тут можно запихнуть в себя практически всё что угодно и на все случаи жизни! Есть даже очень актуальный сегодня «усовершенствователь антител», который позволяет бороться с сильными вирусами.

Киберпанки или киберпсихи?

Обратная сторона медали – возможность заработать киберпсихоз, или «перевшиться». Описывается это так:

Психическое заболевание, вызываемое постоянным присутствием в организме инородных тел. На первой стадии заболевания жертва начинает больше интересоваться техникой, чем людьми. Очень скоро он будет игнорировать людей – родителей, друзей и любимых. Даже еда и сон становятся для него менее важными. В конце концов присутствие людей начинает раздражать больного, жертва начинает испытывать жуткую агрессию по отношению ко всему живому, и желает всех истребить.

Дело в том, что каждое кибернетическое устройство имеет свою «цену человечности» (Humanity Cost). А она суммируется со всех имплантов, встроенных в человека. За каждые 10 очков Человечности персонаж теряет единицу эмпатии. С показателем эмпатии +3 он превращается в бесчувственную «холодную рыбу». С эмпатией +2 персонаж равнодушный, неприступный и отталкивающий для окружающих. С эмпатией +1 он уже является агрессивным и вынужден постоянно бороться с собой, чтобы не сорваться и не совершить беспричинного насилия. Когда эмпатия падает до 0 или ниже, персонаж становится совершенным киберпсихом – им управляют безумие и ненависть ко всему живому. С этого момента нет пути назад.

Здесь даже описывается кибермода.
Здесь даже описывается кибермода.

При этом киберпсихоз необязательно оборачивается приступами ярости. Могут быть и другие последствия: непреодолимое желание соврать, клептомания, садизм, что раскалывает личность и расшатывает психику. Для борьбы с киберпсихами во всех полицейских участках и в корпоративных службах безопасности были созданы психоотделы – они охотятся, захватывают или убивают кибершизиков.

Избежать печальной участи можно, если зарегистрироваться в психоотделе и начать лечиться у киберпсихолога. Одновременно вам в тело установят чип слежения, чтобы контролировать, где вы и куда направляетесь.

Мужчины, вы свою эмпатию уронили.
Мужчины, вы свою эмпатию уронили.

Интервью с панком

Помимо имплантов инструментом для решения возникающих в настолке проблем являются умения персонажа. Хотя это как раз связано, ведь многие способности могут усиливаться или, наоборот, подавляться аугментациями. Многие из них, конечно, про сражения – разные стили восточных единоборств, рестлинг, мастерство владения теми или иными видами оружия, фехтование, уклонение…

Впрочем, Cyberpunk 2020, как и последующие редакции, – это не только битвы, но и выбор. Снова цитата: «Персонажи киберпанка выживают в жестоком мире, столкнувшись с выбором между жизнью и смертью. От этого выбора зависит, будут ли они злобными скотами, блуждающими по руинам мира, или сохранят в себе что-то человеческое».

Ну, тут выбора явно нет.
Ну, тут выбора явно нет.

Поэтому есть такие умения, как образование, хорошие манеры, способность выступать, убеждать и заговаривать зубы, общаться или допрашивать, соблазнять, понимать людей и даже проводить интервью. Майк Пондсмит пишет:

Это умение извлекать интересные подробности из интервьюируемого субъекта. Информация имеет менее точный и более личный характер, чем при допросе (при допросе стараются извлечь точную информацию). При +3 или больше субъект расскажет о том, чем он известен. С +6 он будет рассказывать анекдоты о прошлом, рассуждать о своих интересах и философии, а при +9 тебе выложат всё о внебрачном сыне, о том, как субъект спёр печенье, когда ему было четыре года, и о том, что его никто не любит.

Среди других умений есть химия, биология, история, игра на бирже, вождение и ещё много чего. Способности в танцах, рисовании и кино-/фотосъёмке помогут вам стать известной личностью и заработать на этом разные бонусы.

Понятно, интервью явно не получится.
Понятно, интервью явно не получится.

Репутационные риски

В итоге все действия влияют на репутацию героя, на то, как к тебе относятся. А это очень важно:

Отношение – это всё. И это правда. Ведёшь себя как крутой – и ты крутой; думаешь, что ты слаб, – и ты в самом деле слаб. Запомни, все кому не лень носят в себе кучу новейшей кибернетики и крутых прилад. Их не впечатлит твой смартган от H&K, пока ты не вломишься с ним в клуб, с таким видом, будто тебе нужен только повод, чтобы разнести всё в клочья.

Репутация показывает, насколько вас знают с хорошей или плохой стороны, и варьируется по 10-балльной шкале от «Все, кто там тогда был» до «Ты всемирно известен». В настолке приводится пример, когда известный уличный боец зашёл в бар и получил пулю в спину от персонажа, который услышал, как того назвали по имени, бросил кубик и прикинул, что это тот самый урод, забивший до смерти его младшего брата.

Интересно, если бы Цири всё же оказалась в Cyberpunk 2077, то она была бы такой?
Интересно, если бы Цири всё же оказалась в Cyberpunk 2077, то она была бы такой?

Хотя иногда репутация как раз позволит избежать прямого столкновения. Тогда работает механика под названием «Столкновение лицом к лицу». В этом случае бой сводится к поединку воли: кто мощнее и решительнее готов доказать это. Бросается кубик, при этом учитываются уровень крутости (Cool) и репутация (если у вас репутация труса, то это в минус). Кто проиграл, тот первым отступает.

Парень явно ищет плохую репутацию на улицах Найт-Сити.
Парень явно ищет плохую репутацию на улицах Найт-Сити.

Жизнь на краю

В любом случае, крут ты или не очень, голый или в косухе, журналист или коп, – все персонажи в настолке Cyberpunk живут на краю. Снова цитата:

Край – некая зона, где все рискуют и ходят крутые парни. На краю ты рискуешь деньгами, репутацией, даже жизнью ради таких неоднозначных вещей, как принципы или большой счёт. Как киберпанк, ты хочешь быть в центре событий, начать восстание, зажечь огонь. Никогда не ехать тихо, если можно мчаться быстро. Бросаться с головой в опасность и встречать её лицом к лицу. Никогда не играть слишком безопасно. И оставаться на краю.

Точно так же в течение нескольких недель или месяцев мы будем жить на краю и в виртуальном мире Cyberpunk 2077. И вот это действительно очень круто!


Поддержи Стопгейм!

Cyberpunk 2077

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
10 декабря 2020
7K
4.3
4 295 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Готический кибердед в черной кожанке — да, это он. Создатель Киберпанка.

Клёвая статья, определённо лойс.

А в киберпанке есть киберпеченьки?

только по киберпятницам (недавно закончились)

При таком раскладе стоило это киберпсихопатией назвать. Я думал, что этиология этого расстройства проработана глубже во вселенной. Кстати, интересно, что в аниме именно психоз с ними происходит.

Читай также