Вышедшая в 2018 году ATOM RPG была очень специфической, но всё же почти Fallout, где помимо очарования советской романтики и анекдотов про водку, психов и бомжей были интересные квесты и пошаговые сражения, нелинейность, классическая прокачка с «перками», элементы выживания и в принципе почти всё то, за что мы любим такие проекты.
Естественно, игра не была идеальной, что признают и сами авторы. Поэтому в мае они выпустили в ранний доступ продолжение под названием ATOM RPG Trudograd, в котором, по их словам, было реализовано «множество советов, идей и исправлений от самих игроков». Мы пообщались с разработчиками, посмотрели раннюю версию и хотим поделиться впечатлениями.
О чём говорят разработчики?
Первым делом я спросил авторов, почему это Trudograd, а не ATOM RPG 2. Вот что ответил Александр Компанец, один из главных людей в AtomTeam: «„Трудоград“ – это большой шаг вперед для нашей команды, так как, по сути, это новый проект, с новой графикой, переработкой многих механик и изменённой системой подачи заданий в частности и сюжета в целом. Учитывая небольшой размер нашей команды, реализовать все изменения и задумки проще и быстрее в формате аддона, который по умолчанию требует меньше контента. Впрочем, уже сейчас в игре можно провести более пяти часов, а на релизе мы планируем увеличить этот показатель на порядок».
По его словам, ATOM RPG – это проект мечтателей, которые хотели сделать не какую-то мифическую «русскую Fallout», а такую игру, которую им хотелось бы проходить самим. «Понятное дело, что оригинал несовершенен, но он полон юношеского задора и желания выразить наши чувства к жанру. „Трудоград“ в этом смысле получается гораздо более взрослой работой, кстати. Критику же мы всегда воспринимали как важную часть работы, так как наши игроки всегда помогали нам стать лучше. И это не просто слова – многие идеи сообщества в итоге были реализованы и сделали проект гораздо краше», – уверяет Александр Компанец.
Про сюжет
Итак, новая история продолжает события оригинала. Пересказывать я их не буду – желающие могут прочить об этом вот тут. Мы играем всё за того же героя (или героиню), некогда кадета, а теперь майора секретной организации ATOM, которая разгребает последствия ядерной войны между СССР и НАТО.
Израненной постапокалипсисом Земле грозит новая опасность – столкновение с огромным астероидом, информацию о котором мы же и получили два года назад, во время событий оригинала. Поэтому нам нужно попасть в город Трудоград и проникнуть на секретный завод «Инвертор» – именно там под руководством профессора Горячева разрабатывалось экспериментальное оружие «Рельсотрон», способное подстрелить астероид. Не «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом (Bruce Willis), конечно, но где-то похоже.
Естественно, по прибытии в Трудоград выясняется, что завод «Инвертор» разобран и растащен, а профессор Горячев исчез в неизвестном направлении. Скорее всего, он был схвачен местными «гэбистами», которые держат его в верхнем, построенном на крышах городе, где живут представители трудоградского бомонда– да-да, всё в традициях киберпанка. В ранней версии есть два сюжетных квеста, причём один из них на момент написания статьи пройти было нельзя из-за отсутствия нужного контента.
Про нелинейность
Однако и этого оказалось достаточно, чтобы понять – будет интересно, мрачно и нелинейно. Так, чтобы получить информацию о профессоре Горячеве, нужно пойти на сделку с бандитами и совершить налёт на местную мафию, устраивающую… петушиные бои. Половина этого задания обставлена как текстовый квест в традициях Pillars of Eternity, чего в оригинале не было.
От того, какие варианты мы выбираем и насколько у нас прокачаны навыки скрытности, метательного оружия, внимания и некоторые другие, зависит, сможем ли мы тихо подобраться к «малине», или там нас уже будет встречать толпа бандитов. А дальше варианты – или сразу ринуться в бой, или заставить врагов сдаться, используя продвинутый навык общения. Потом ещё будет возможность оставить добычу себе или всё же по-братски разделить её с временными подельниками. В другом сюжетном задании нам намекают, что попасть в верхний город можно или поступив на работу в милицию, или раздобыв пропуск у местного трактирщика.
Про юмор и драму
Александр Компанец, напомню, говорит, что «Трудоград» – игра более взрослая. И добавляет: «Если вы проходили последнее контентное дополнение для ATOM RPG под названием „Мёртвый город“, то наверняка столкнулись с густой и плотной атмосферой беспросветной безысходности. „Трудоград“ взял от этого очень многое».
Это действительно так, учитывая, что в самом начале мы встречаем то ли саму Смерть, то ли воплощение грядущей катастрофы от столкновения с астероидом. А вскоре после этого получаем квест – помочь убить водителя, сбившего ребёнка, причём задание выдаёт убитый горем отец. Ещё через 10 метров какой-то мужик попросит принести ему верёвку и мыло…
Практически все квесты не так однозначны, в том числе и эта история с жертвой ДТП. А многие ситуации сопровождаются фирменным юмором ATOM RPG. Здесь можно встретить культистов, поклоняющихся…брюкве или таинственному Серёже; пообщаться с забавным, но явно свихнувшимся оперным певцом, который ждёт приглашения в давно уже не существующую «Гранд-Оперу»; раскрыть секрет манекенов, которые вроде бы снимают квартиру и медленно сводят её хозяев с ума.
Вообще, тут всё пропитано одновременно и драмой, и чёрным юмором, и той фирменной бесшабашной ахинеей, которая отличала оригинал. Люди в Трудограде называют детей Карл Капитализм, пишут эротические романы под названиями «Барон не моего Ромэна», главный герой которых представляет собой «смесь Зорро и товарища Сухова», доводят людей до сумасшествия, чтобы потом нанять в качестве покорной обслуги, – или убивают, чтобы иметь раба на том свете. А ещё рассказывают байки про «абсолютного алкаша», мифического Выпивающего, – поговаривают, тот пошёл кодироваться, чтобы его личность отделили от алкоголизма, а в итоге её отделили от трезвости…
В общем, побочных квестов уже на старте много, и по сравнению с оригиналом они, пожалуй, действительно стали более проработанными, забавными (и грустными одновременно) и нелинейными.
Про ролевую систему
В целом тут всё примерно так же, как и в оригинале, но есть свои нюансы. На старте можно загрузить своего персонажа из ATOM RPG со всеми прокачанными навыками и параметрами. Есть также вариант создать нового или выбрать кого-то из четырёх предложенных героев.
Один специализируется на винтовках, другой – на ближнем бое, третий является опытным выживальщиком. Ну, а девушка Светлана чередует силу слова и силу пистолета, являясь «агрессивным переговорщиком». И к тому же «половым гигантом» – этот навык даёт бонусы к общению и бартеру при взаимодействии с мужчинами, но снижает на один пункт харизму, когда Светлана общается с представительницами своего пола. Кстати, в оригинале разрешают только создать персонажа с нуля, а вот выбора из архетипов нет.
У персонажей присутствуют основные характеристики, вроде силы, выносливости, ловкости, интеллекта, харизмы, а также навыки бартера, взлома, выживания, скрытности, карманных краж и так далее. Плюс система «перков», которая в «Трудограде» не то чтобы сильно поменялась, но, во всяком случае, более комфортно организована. Все перки наглядно разбиты по группам – «Выживание», «Ремесло», «Рукопашный бой», «Пистолеты и ПП» и так далее.
Про игровой процесс
Как вы уже поняли, действие теперь происходит в одном большущем городе, разбитом на множество кварталов. В ранней версии доступны далеко не все из них, но и по тому, что есть, видно, насколько подробно проработаны локации. Да и графика похорошела.
А уж какая тут ностальгическая советская музыка! Послушайте.
Между районами мы перемещаемся по глобальной карте, где всегда можно наткнуться на случайное событие. Пока это в основном встречи с торговцами, бродячими собаками да местными алкашами. Хотя попадаются и нетривиальные ситуации, наглядно демонстрирующие фирменный чёрный юмор, сочетание смешного и драматичного.
Даже алкаши с ножиками и простенькими пистолетами могут оказать серьёзное сопротивление. Я играл тем же раскачанным только на рукопашный бой персонажем, которым прошёл всю оригинальную ATOM RPG. Так вот, уже в первых боях в «Трудограде» ему приходится очень нелегко. Правила там всё те же – классический пошаговый бой с очками действий, которые тратятся и на смену оружия, и на копание в инвентаре. Шансы попадания высчитываются в процентах, есть прицельная пальба по разным частям тела.
Враги не то чтобы сильно поумнели, но явно более метко и больно бьют, реже промахиваются. На мой прямой вопрос: «Вы что, перебалансировали сражения и сделали их сложнее?» – Александр Компанец ответил так: «В том числе. Работы ведутся по многим направлениям, бой – одно из них».
Хотя другие игроки сообщают, что в самом начале можно найти крутую «броньку», после чего драки становятся намного проще. Я, видимо, не нашёл. В любом случае балансировать боевую систему авторы ещё явно будут.
В то же время самих драк в ранней версии не так уж и много. И это бросается в глаза. Зачастую конфронтации можно избежать с помощью навыка общения, а на глобальной карте уйти от случайных стычек помогут продвинутые скрытность и выживание.
На месте крафт, зависимость от голода и отравления. Плюс появилась зависимость от холода – правда, пока она явно не доведена до ума и мало на что влияет. Есть и возможность модифицировать оружие разными обвесами.
У игры всё будет хорошо?
Скорее всего, да. Чувствуется правильный подход авторов ко всему – к работе с сообществом, к самому геймплею, к технической части. Несмотря на статус раннего доступа, за всё время прохождения я поймал лишь один баг с поведением ИИ, а вот вылетов и проблем с оптимизацией не было вообще. Всё это стало возможным благодаря тому, что оригинальная ATOM RPG неплохо продалась – это позволило разработчикам посвятить всё время работе над «Трудоградом». Игра явно будет и масштабнее, и разнообразнее, и живее оригинала.
Авторы, по словам Александра Компанца, готовы добавить больше интересных заданий, опасных ситуаций и персонажей со сложными характерами, а также исправить недоработки. И я почему-то уверен, что у них всё получится. Да и вообще русские RPG сегодня на подъёме. Мой собеседник объясняет это так: «То самое поколение российских геймеров, которые, будучи детьми, самозабвенно играли в Arcanum, Fallout и Baldur's Gate, выросло, получило достаточно опыта и решило пойти по стопам Тима Кейна, Леонарда Боярского и Криса Авеллона. И, как мне кажется, у русского в частности и у всего СНГ-геймдева перспективы очень хорошие». Что ж, ждём, надеемся и верим…
Лучшие комментарии
З.Ы. Отдельный поклон за поддержку игры после релиза, а не забросили на «и так сойдет» как сейчас принято.