Независимые разработчики очень любят превращать свои игры в «рогалики» и наказывать игроков в случае смерти. Но порой бывает так, что эта особенность – чуть ли не единственный недостаток того или иного проекта, без которого тот был бы только лучше. К примеру, в RAD от Double Fine есть интересная задумка с мутациями, но всё портят крошечный запас здоровья и редкие аптечки, из-за чего часто умираешь и начинаешь всё заново. То же можно сказать о The Swords of Ditto, авторы которой со временем одумались и перелопатили чуть ли не всю игру. Вот и с Atomicrops похожая ситуация – всё здесь нравится, кроме страха потерять всё накопленное за последние пару часов.
Весёлый фермер
Мы берём на себя роль фермера, задача которого – выращивать всевозможные растения и собирать урожай, чтобы зарабатывать деньги, покупать улучшения и обзаводиться новыми возможностями. Днём нашему участку ничего не угрожает – если монстры и стреляют в нашу сторону, растениям они никак не навредят. Через пару минут начинается закат, а спустя мгновение он переходит в ночь, и вот тут вылезают самые неприятные создания. На первых этапах это черви, ползущие к участку и пытающиеся сожрать вашу капусту и редьку, а также странного вида кролики с пушками. Чем дальше проходишь по «сюжету», тем чаще встречаются новые противники, вроде насекомых и взрывающихся при первой возможности томатов. Каждая атака разделена на несколько волн, но все отбивать нет необходимости – как только истечёт время на таймере и наступит рассвет, чудища исчезнут.
Перед стартом основной игры запускается небольшое обучение, в котором доходчиво объясняют основы геймплея. Сначала мы возделываем землю, затем сажаем семена, после этого поливаем их, ждём, пока они растут, а заканчивается всё сбором урожая – растения весело танцуют и издают забавные звуки, когда этот момент наступает. Поначалу доступная область очень мала, но её можно расширить, если найти мотыги и с их помощью убрать траву с выбранных квадратов. А если какой-то клочок земли слишком долго простаивает без дела, на нём вырастает сорняк, для выкорчёвывания которого потребуется несколько секунд.
Одновременно приходится заниматься кучей дел, но главный герой Atomicrops многозадачен. Чтобы поливать растения, достаточно к ним подойти, и струя воды сама нацелится куда надо. Стрельба из оружия осуществляется одной кнопкой, взмахи косой и посадка семян – другой, сбор урожая – третьей. Не нужно раздумывать, потратить ли оставшийся день на поливку или убрать сорняки, – можно заниматься и тем и тем, параллельно отбиваясь от монстров. Потому и время попусту не теряешь.
Когда завершается ночь и наступает рассвет, к участку подлетает вертолёт, который насильно забирает протагониста на базу. К счастью, самому продавать урожай не нужно – при сборе всё автоматически конвертируется в валюту (здесь это кешью). На базе можно покупать всякие полезные вещи. Есть семена, если своих не хватает. Есть мотыги, чтобы расширить участок для засеивания. Есть дополнительные виды оружия – базовый пистолет не так силён, как мощный дробовик или скорострельная винтовка, а уж со «снайперкой» и вовсе тягаться не может. Правда, оружие ломается на следующий день. Когда игрок решает вернуться, он подходит к вертолёту и продолжает заниматься фермерством.
Быстрее, выше, сильнее
Если ухаживать за участком не хочется или сажать нечего, можно отправиться исследовать мир. Какие-то области открыты сразу, к другим не получить доступа без отремонтированного моста. Каждый такой район включает в себя несколько зон, в которых требуется убить противников, за что подарят что-то полезное. Помимо обычных семян, выпадающих чаще всего, тут полно других бонусов – они всегда разные, но способны изменить геймплей. Одни из самых полезных подарков – животные, автоматически переносящиеся на ваш участок и помогающие ухаживать за ним. Свиньи копают землю, коровы поливают ростки, пчёлы повышают урожайность – чем больше живности, тем быстрее идут процессы.
Но это лишь малая часть того, что может выпасть. Тут полно пассивных навыков: с одним пчёлы начнут поливать землю, с другим вокруг персонажа будет летать блокирующий урон кабачок (или наносящий урон шип), с третьим увеличится скорость передвижения. Может попасться дрон, следующий за героем и стреляющий в монстров, либо просто набор мотыг. Курицы периодически сносят яйца, за сбор которых дают кешью, а с одним из апгрейдов из этих яиц также начнут выпадать удобрения. Часто игроку позволяют сделать выбор между двумя улучшениями, так что откровенно плохих забегов тут почти не бывает.
Ещё встречаются свитки, от которых тоже есть огромная польза. Один вызывает землетрясение, за счёт которого расширяются пригодные для посева участки (и никаких мотыг не надо), а другой создаёт дождливую тучу или вовсе засеивает семенами каждый доступный клочок земли. Жаль, при наличии в инвентаре нескольких свитков трудно понять, какой из них что делает, – названий у них нет, лишь крошечные «пиксельные» значки должны доносить эту информацию.
Наконец, подарком может стать трактор. При заполнении соответствующей шкалы игрок нажимает на стик, выбирает направление, и что-то происходит – либо противники автоматически перемалываются в удобрения, либо все сорняки моментально выкорчёвываются и превращаются в семена. Самый крутой образец техники – «Мегатрактор», который и врагов убивает, и сорняки уничтожает, и землю возделывает, и участок поливает.
В общем, в плане разнообразия возможностей Atomicrops прекрасна и ничуть не уступает другим представительницам жанра. В каком-то прохождении мотыги и увеличивающие участок свитки будут выпадать часто и свободного пространства будет больше, чем семян. Удастся тратить деньги на качественное оружие, чтобы зачищать соседние локации и искать животных. В другом же случае с территорией возникнут проблемы и придётся покупать мотыги, зато появятся какие-то другие бонусы.
Структура в любом случае останется одинаковой: игра поделена на сезоны, и каждый из них длится по три дня. В конце третьего предстоит встреча с боссом, а после победы над ним и полёта на базу открывается дорога к мэру. Тот оценивает, как много кешью вы заработали продажей растений, и выдаёт приз в зависимости от успехов – ремонтные наборы для постройки мостов в новые локации, всякие улучшения, «жизни», розы для покупки животных и апгрейдов в специальном магазине… Главным призом можно считать рога изобилия – они нужны для приобретения модификаций, влияющих на все дальнейшие прохождения. Либо здоровье будет навсегда увеличено, либо параметры изменятся, либо дневное время суток продлится, либо скорость повысится.
У разбитого корыта
Рогов с каждым разом необходимо всё больше, и в любом случае это далеко не самая приятная компенсация за потерю всего, что ты успел сделать за прохождение. Когда у тебя большой участок, ты посетил несколько локаций, убил кучу монстров и накопил много денег, всё больше начинаешь нервничать из-за того, что не готов к следующей встрече с боссом. А что если в этот день в магазине не продают хорошее оружие? А что если здоровья осталось мало и восполнить его не удаётся? Можно пробовать убегать от босса, но расставленных турелей не хватит, чтобы отбиться от всех чудищ. Потеряешь все свои саженцы, а в этом тоже мало хорошего.
Больше всего меня раздражает босс, который встречается в конце зимы (здесь это четвёртый сезон), – летающий кролик, призывающий толпу миньонов. Те так быстро бегают, что даже с хорошей меткостью отбиться от них трудно. И вот ты теряешь одну за другой «жизни», понимаешь, что босса даже задеть не успел, и погибаешь, потеряв вообще всё. Единственный бонус – увеличенная скорость за пачку рогов изобилия, а ты в итоге даже не ощущаешь, что начал быстрее бегать. Возвращаешься к своему участку 3 х 3 с жалким пистолетом в руках и нулём в кармане и начинаешь всё по новой.
После встречи с этим кроликом я начал иначе подходить к тому, как развивать участок. В первый день им заниматься вообще не стоит даже ночью – если там ничего не растёт, ничего и не испортится. Бегаешь по локациям, всех убиваешь, собираешь семена. Потом поскорее их растишь, иногда отвлекаясь на исследования, копишь как можно больше денег. Чем чаще я пытался пройти игру, тем быстрее я старался всё сделать: уложиться в сроки, найти как можно больше улучшений, собрать все свитки, запомнить порядок, в котором их брал, заработать сотни и тысячи кешью…
Наверное, на такое разработчики и рассчитывали, но эта необходимость спешить и связанный с ней «нервяк» не делают игру лучше. Из-за этого лишь постоянно думаешь, насколько всё было бы веселее, если бы день длился хотя бы на пару минут подольше, а сезоны продолжались бы около недели. Да и вообще если бы перманентную смерть отсюда убрали, штрафуя как-то иначе, либо дали бы возможность воскреснуть за определённое количество кешью. В остальном-то игра замечательная, даже изумительная, – и визуальный стиль забавный, и музыка весёлая, и геймплей не отпускает. Но с жанром разработчики будто бы слегка ошиблись. Либо баланс недокрутили.
Несмотря на то что я уже много раз терял всё накопленное и часто огорчался из-за расставания с прежним участком, в Atomicrops хотелось вернуться даже после сдачи этого обзора. Выращивать растения, собирать семена и думать, на что потратить деньги в следующий раз, не надоедает, а когда за каждый сезон вываливают кучу бонусов, тем более хочется выступать как можно эффективнее.
Но, если убрать отсюда всю спешку, связанную с короткими днями, и подправить баланс боссов, игра ничего не потеряет, а оценку ей можно будет поставить даже выше. Жаль, что ради растягивания геймплея разработчики порой вводят перманентную смерть. Хотя в данном случае смириться с таким решением чуть легче – почти ко всему остальному тут трудно придраться.
Плюсы: необычная идея с неплохой реализацией; благодаря многозадачности герой одновременно выполняет несколько дел, что экономит время; исследовать соседние локации увлекательно благодаря многообразию бонусов; множество влияющих на геймплей улучшений, свитков, тракторов и животных; десятки видов противников, разбросанных по разным локациям; есть хоть какие-то подарки за забег в случае смерти.
Минусы: дневное время суток завершается слишком быстро, из-за чего постоянно приходится спешить; не совсем удачный баланс боссов – четвёртый из них требует серьёзной подготовки; значки на свитках плохо описывают то, что именно произойдёт при их использовании.
Лучшие комментарии
Автор не доиграл. На момент выхода был персонаж тимьян который давал бонус время днём и свинью, время терял за получение урона. Как топ 10 игроков мира могу сказать что 10 й год проходить на Тимьяне очень просто и Локи закрывать и профитный урожай высаживать. Орегорона(новый персонаж дополнения) может продлевать дни на ферме и в локациях на 30%. Баланс практически идеален если не проседать в экономике