Авторы Stela работали над ремастерами Rise of Nations и Age of Mythology, участвовали в портировании Minecraft на Nintendo Switch, а сейчас помогают 343 Industries в разработке Halo Infinite. Сама же игра явно выдержана в духе LIMBO и INSIDE. Вопрос на засыпку: может ли с такой игрой быть что-то не так?
Что это было?
Stela действительно очень похожа на INSIDE – тот же художественный стиль, минимализм, чёрно-белые (в основном, но не только) тона. И та же явная ориентация на кинематографичность: здесь много красивых планов, когда, например, нам показывают, как очень маленькая фигура персонажа (в данном случае девушки) бежит на фоне огромных, величественных сооружений, одинокой луны, длинного моста, большущего щупальца и так далее.
В сюжете тут также много сюрреализма, а в конце возникает вопрос: что это было? Что это за монстры, напоминающие то огромных инопланетян, то каких-то подснежных крокодилов, от которых девушка всю дорогу убегает? Почему они на неё нападают, где всё это происходит и что вообще тут творится? Нам лишь в официальном описании коротко сообщают, что речь идёт о «последних днях загадочного древнего мира», а барышня «пытается выживать в умирающих землях».
Где-то мы это уже видели
Геймплей тоже практически идентичен тому, что было в INSIDE. Stela – это тот же платформер с видом сбоку, где мы решаем головоломки с помощью окружения. Девушка умеет только бежать слева направо, прыгать, перетаскивать тяжёлые предметы и хвататься за уступы. Ну и, конечно, дёргать за рычаги.
Много и стелс-упражнений, где мы должны либо красться мимо монстров, либо убегать от них – спрыгнуть и скатиться с горы, забраться на твёрдую поверхность, где нас не достанут, захлопнуть за собой массивную дверь, завалить проход и так далее. В таких ситуациях встречаются прямые цитаты из INSIDE. Равно как и в случаях, когда героиня долго бежит по длинному проходу и периодически укрывается за чем-нибудь крепким (или использует фонарь со странным синим пламенем, отпугивающим тварей), чтобы её не достали стаи летучих мышей или не убило взрывом.
То же, да не то
Так что же со Stela не так? Ну, во-первых, уже в INSIDE весь этот геймплейный минимализм с перетаскиванием тяжёлых предметов, нажиманием на рычаги и прятками от монстров казался несколько примитивным и вторичным по отношению к LIMBO. А опять делать то же самое совсем не комильфо. К тому же фантазии у разработчиков Stela всё же поменьше.
Да, встречаются интересные ситуации и пазлы, когда мы, например, выпускаем из клетки одного монстра, чтобы тот убил другого и дал нам пройти; заманиваем врагов в ловушки, предназначенные для нас, или скатываемся по разваливающимся под ногами конструкциям, чтобы в последнюю секунду сбежать-таки от гигантского осьминога. Понравился мне и пазл на складывание руны с помощью игры теней.
Но при этом много повторов – на протяжении длинных геймпленных отрезков нас заставляют выполнять одни и те же упражнения с рычагами или с прыжками по полупрозрачным платформам.
Плюс сама история куда более пресная. Да, в INSIDE тоже много сюра и загадочности, но там это вызывало живой отклик, желание понять и чувство, что за всем стоит реальная драма. А в Stela и подача менее вразумительная (да её и нет практически), и сам сюжет более холодный, что ли, – что-то про внеземные цивилизации и даже про иллюминатов. Да, финал сильный и неожиданный, но кажется, что он прилеплен отдельно, для эффектности.
Пример Stela наглядно показывает, что не получится просто взять и скопировать чужой хит, рассчитывая на ту же популярность. Придумай авторы хотя бы одну свою, уникальную механику – и впечатления были бы совсем иными.
Плюсы: местами попадаются действительно интересные пазлы и ситуации; стильная картинка; атмосферная музыка.
Минусы: невнятный сюжет; игровой процесс по большей части вторичен и однообразен.
Лучшие комментарии