Инди-разработчики любят сочетать несочетаемое, и Murder by Numbers — идеальный тому пример: её создателям пришла в голову идея совместить визуальную новеллу и… японские кроссворды. Так уж вышло, что я большой любитель и того, и другого, так что сразу после анонса игра заняла первое место в моём списке ожидаемых релизов. Финальная версия, к счастью, разочарованием не стала, но всё же некоторые её элементы вызвали у меня вопросы.
Не встретимся в суде
Murder by Numbers сильно напоминает первую Ace Attorney, в которой адвокат Феникс Райт всеми возможными методами пытался добиться оправдательного приговора для своих клиентов. Здесь никаких адвокатов нет, да и в суде проводить половину игры не нужно, однако влияние Ace Attorney всё равно ощущается. Там у протагониста была фамилия Wright, созвучная с английским словом «правильный», «справедливый», а тут героиню зовут Онор — имя, очевидно, переводится как «честь».
Но главное сходство — в том, что авторы новинки пригласили писать музыку Масакадзу Сугимори (Masakazu Sugimori), композитора дебютной Ace Attorney. Из всей трилогии, переизданной не так давно на PC и консолях, именно в первой части музыка мне нравилась больше всего — она въедалась в память, здорово подходила к ситуациям, в которых звучала. Всё это куда-то подевалось в сиквеле, где и аранжировку сменили, и должного эффекта треки не производили.
В Murder by Numbers со звуковым оформлением всё чудесно: композиции приятные, мелодии после нескольких часов прохождения продолжаешь напевать, даже эффекты вроде шлепков и звоночков, передающих эмоции героев в неозвученных диалогах, заставляют вспомнить приключения Райта. Сами беседы, кстати, тоже вызывают ностальгию: переносишься между локациями, почти в каждой есть возможность с кем-то пообщаться, выбирая темы из списка, а иногда игроку предлагают сделать выводы и дают три варианта ответа, два из которых шуточные и не влияют на сюжет.
Новая роль
События игры разворачиваются в Лос-Анджелесе, где проходят съёмки детективного сериала, одну из главных ролей в котором играет Онор. В один не самый прекрасный момент она узнаёт от режиссёра, что уволена, а ещё через несколько минут тот же режиссёр оказывается убит в собственном офисе. Можно подумать, что с ним расправилась оскорблённая актриса, но она в тот момент находилась на парковке, где знакомилась с летающим и говорящим роботом SCOUT. Ей и её новому товарищу нужно доказать, что она невиновна, и после этого в Онор просыпается жилка детектива — искать улики, разговаривать со свидетелями и определять виновных увлекательно не только на съёмках.
Сюжет поделён на четыре главы, в каждой из которых происходит убийство. Кажется, этого мало, но на прохождение сюжета я потратил больше 13 часов, чего вполне достаточно для такого рода игры. Каждое новое дело оказывается продолжительнее, а главное, запутаннее предыдущего. Первые два довольно предсказуемы — порой удивляешься, как герои не догадываются до простых вещей. Последние же не так просты, как думаешь поначалу. Но даже первые дела проходишь с большим удовольствием — диалоги читать не надоедает, персонажи здорово нарисованы, да и юмор добротный. Плюс есть основная история, связанная с потерявшим память роботом и его желанием узнать, кто и зачем его создал.
Жаль лишь, что в Murder by Numbers нет таких же захватывающих эпизодов в суде, как в Ace Attorney. Наверное, не совсем справедливо их сравнивать — всё-таки это не новая часть знаменитой серии, да и юристов тут практически нет. Но всё же перепалки Райта со стороной обвинения, выкрики Objection! и напряжённая атмосфера делали такие моменты эмоциональными аттракционами, во время которых ты сидел на краю кресла и восхищался изобретательностью сценаристов.
Тут всё выглядит гораздо более буднично — даже когда обстановка накаляется и кому-то грозит смерть, сильных эмоций не испытываешь. Возможно, дело в слегка завышенных ожиданиях, но если вы надеетесь, что эта игра способна заменить новую Ace Attorney, то исполнить желание в полной мере она не сможет.
Другой (не самый большой) недочёт связан с поиском улик. Оказываясь в новой локации, вы можете либо поговорить со стоящим там человеком, либо заняться исследованием, то есть сканировать окружение с помощью робота. Около важных предметов начнёт мигать красный круг, и, когда он перестанет мерцать, можно нажать на кнопку взаимодействия. Однако вы не ищете предметы и не пытаетесь рассмотреть подозрительный объект, а просто водите курсором по экрану и ждёте появления круга, что можно назвать детективной работой лишь с натяжкой.
Кроссворды, да не те
При каждом взаимодействии с объектом появляется японский кроссворд, но разгадывать такие пазлы придётся и в других ситуациях. Даже когда второстепенный персонаж передаёт вам свою визитку или детектив предлагает взглянуть на найденную им улику, нужно сначала разгадать головоломку, получить «пиксельное» изображение предмета, и лишь после этого диалог продолжится. Так что кроссвордов тут очень много — из 13 часов примерно половину этого времени я потратил на разгадывания. Если вас это пугает, играть в Murder by Numbers, конечно, не стоит.
С объяснением того, что такое японский кроссворд, отлично справится «Википедия», но вкратце стоит пояснить. Это не кроссворд в привычном понимании, где в клетки вписываются буквы, а большое поле с цифрами слева и сверху, на котором после решения появится картинка. Если ширина у поля 10 клеток, а слева от какой-то строки написано число 10, то все клетки должны быть закрашены. Если же через пробел написаны цифры 4 и 3, то в этой строке сначала идут четыре закрашенные клетки, а потом ещё три (с пробелом между блоками).
Поскольку японские кроссворды самых разных размеров я разгадывал в детстве чуть ли не каждый день (и даже придумывал их), никаких проблем они здесь не вызвали. Испортить такую головоломку при составлении можно лишь одним способом — оставить элемент «угадайки», когда среди двух возможных решений приходится выбирать любое и условия будут соблюдены. В Murder by Numbers такая ситуация не возникает ни разу за всё прохождение. Кроссворды отличные и становятся к финалу труднее — крупных чисел оказывается всё меньше, так что приходится цепляться за каждую возможность закрасить хотя бы одну клетку в строке. Несколько раз мне даже приходилось использовать «продвинутые» техники — я представлял, что закрашенные клетки стоят в каком-то месте, и в уме просчитывал, возможно ли выполнить в таком случае задачу.
Если разобраться в таких загадках сложно, не беда — тут есть несколько опций, упрощающих процесс. При включении подсказок цифры у строчек и столбиков, на которые нужно обратить внимание в первую очередь, окрашиваются в синий цвет. Отдельной кнопкой можно закрасить или зачеркнуть пять случайных клеток на поле, а ещё есть проверка на ошибки. Вдобавок перед стартом игры просят выбрать уровень сложности — на лёгком верно заполненные строки и столбцы автоматически зачёркиваются, а на нормальном такого нет, хотя и там есть подсказки вроде бледнеющих цифр при выполнении условий.
От того, пользовались ли вы помощью и на какой сложности играли, зависит количество полученных очков за каждый разгаданный кроссворд. Чем больше очков, тем выше ранг за главу, и по достижении каждой новой оценки (от F до S) в специальном меню разблокируются бонусные загадки — их тут аж 69. За выполнение всех блоков откроются четыре воспоминания робота — небольшой, но приятный бонус. Судя по всему, какие-то кроссворды в сюжете можно невольно пропустить — в одной главе я не получил максимальный балл, хотя не пользовался никакими упрощающими игру опциями, которые могли бы снизить оценку. А чтобы попытаться улучшить результат, нужно проходить всю главу с самого начала, по новой решая кроссворды и со всеми общаясь, — других вариантов не предусмотрено.
Никакого логического объяснения тому, почему мы не просто взаимодействуем с предметами, а разгадываем кроссворды, в игре нет. Они просто существуют, и их просто надо решать. Но это и неважно — если такие головоломки вам по душе, подобные вопросы возникать не будут. Вдобавок слишком уж много времени они не отнимают — поля здесь максимум 15 на 15 клеток (за исключением одного кроссворда), да и такие появляются в основном ближе к концу.
Murder by Numbers не удалось достичь высот Ace Attorney — и убийства тут не такие изощрённые, и захватывающих словесных перепалок почти нет. Но история хороша, персонажи симпатичны, а диалоги нет желания поскорее пропустить. Вдобавок в игре есть множество японских кроссвордов — знакомые с этим развлечением смогут «тряхнуть стариной», если уже давно к нему не притрагивались. Ну а новичкам доступны подсказки и упрощающие опции. Все эти ингредиенты смешались в хорошую игру, которая достойна внимания, несмотря на недостатки. Кстати, не забудьте про сцену после титров — там кое-что интересное.
Плюсы: хороший основной сюжет; добротный юмор; здорово нарисованные персонажи; отличное звуковое оформление и великолепный саундтрек от композитора первой Ace Attorney; множество японских кроссвордов, ни в одном из которых нет «угадайки»; наличие подсказок для тех, кто раньше не сталкивался с подобными загадками; бонусные кроссворды за успешное прохождение сюжета.
Минусы: захватывающих перепалок в духе серии Ace Attorney нет, хотя игра во многом ей подражает; в поиске улик нет собственно поиска; для улучшения оценки нужно проходить всю главу заново.
Лучшие комментарии
Не то, чтобы это как-то связано с обзором этой игры и самой этой игрой… Просто, внезапное воспоминание о таких «шедеврах», хотя кто знает: может, в свои 22, я бы и рад вывести это слово из саркастичных кавычек. Тут вроде бы «все новое — хорошо забытое старое», а вроде бы никто из местных кроссвордов физических книжечек не делал.
Но все эти вещи скорее чисто субьективные. Если диалоги не будут раздражать и вы новичёк в пикроссах или вам всё-равно на недостаток сложных загадок то игра скорее всего очень даже зайдёт.
Хоть мне и не понравилось, но очень рад что по этому виду головоломок что-то пытаются делать более высокого уровня с разными геймплейными элементами кроме просто списка уровней. И что она на пк заглянула. Только на портативках нинтендо и свитче их замечал более-менее нормальные и всё.