1 марта 2020 1.03.20 6 12K

Lair of the Clockwork God: Обзор

Больше десяти лет Бен Уорд (Ben Ward) и Дэн Маршалл (Dan Marshall) не возвращались к приключениям цифровых версий самих себя. Хотя пресса и игроки очень высоко оценили и Ben There, Dan That!, и Time Gentlemen, Please!, после этих игр дуэт занялся совершенно другими проектами, в том числе спорной The Swindle. Как оказалось, история Бена и Дэна всё же не закончилась — в Steam вышла самая крупная игра с их участием, Lair of the Clockwork God. И разработчики не упустили шанса пошутить о том, что последняя встреча героев состоялась в позапрошлом десятилетии.

 

Такие разные, но всё-таки вместе

К счастью, знать о том, чем персонажи занимались в старых играх, не нужно — об этом даже заботливо предупреждают в описании проекта. Здесь рассказывается самостоятельная история, а о действующих лицах узнаёшь всё необходимое в течение первого часа.

Бен — любитель классических адвенчур эпохи LucasArts, застрявший в 90-х и отказывающийся делать что-то нетипичное для героев этого жанра. Он жалуется на слабость своих рук, когда ему нужно передвинуть что-то тяжёлое, и наотрез отказывается прыгнуть хотя бы на сантиметр в высоту. Даже если перед ним малюсенький поребрик, пройти дальше ему не удастся. Зато он умеет изучать окружение, собирать и комбинировать предметы в инвентаре, а также общаться с другими персонажами, выбирая темы для разговора из большого списка.

Дэн же старается быть более современным — он видит в себе героя платформера. Рассматривать предметы, разговаривать и взаимодействовать с чем-то ему не нравится — разве что ящики иногда толкать. Ему хочется бегать, прыгать и собирать разбросанную то тут, то там валюту. Неважно, для чего она нужна, главное — что она блестит. Своего товарища он тоже пытается сделать более модным: когда Бен упоминает комбинирование предметов в инвентаре, Дэн просит называть это «крафтом» — так более понятно и «молодёжно».

Таким образом, в Lair of the Clockwork God сочетаются два жанра, и переключаться между двумя героями можно практически в любой момент. Дэн просто бегает и ничего не замечает вокруг себя, но стоит посетить то же место Бену, как тот обнаружит какой-нибудь хлам, который может положить в карман, или что-то внимательно изучит и прокомментирует. Уровни построены так, что один герой без другого ничего не сможет сделать — либо Дэну необходимо отправиться в сеть тоннелей с кучей ловушек, либо Бен ищет предметы для расширения арсенала напарника. Именно благодаря Бену любитель платформеров обзаведётся двойным прыжком и научится цепляться за стены.

Аргумент хороший, даже не поспоришь.
Аргумент хороший, даже не поспоришь.

Со временем протагонистам станет проще передвигаться по локациям: сначала Дэн позволит «коллеге» садиться ему на плечи, потом оба получат устройства для телепортации, что значительно облегчит сбор спрятанных коллекционных предметов и прохождение длинных участков. Чем бы персонажи ни занимались, всё сопровождается восхитительными шутками — с постоянным разрушением «четвёртой стены», регулярными отсылками к другим произведениям и высмеиванием жанровых клише. Перевода на русский язык пока нет, но если вы знаете английский (он тут довольно простой), то смеяться будете постоянно.

Тонко и точно

В Lair of the Clockwork God не пытаются глумиться над теми или иными жанрами и оскорблять их фанатов — это просто сатирический взгляд на игровую индустрию. На то, какие элементы классических игр безнадёжно устарели и что пришло им на смену. Как герои старых приключений чувствовали бы себя в нынешнее время и как им приходится «выживать» в условиях, когда из-за того самого поребрика приходится выполнять кучу всевозможных действий, лишь бы не предавать свои идеалы и не прыгать самому.

Без предсказуемых шуток вроде тех, что связаны с внутриигровым магазином, не обошлось, но их единицы — оригинальных и действительно забавных хохм куда больше. Благодаря им игра кажется куда более свежей, чем просто очередной качественный платформер. То Бен, успешно использовавший один и тот же предмет в нескольких загадках, будет радоваться, как полезны бывают найденные вещи. То Дэн попадёт в локацию в духе одного знаменитого платформера (без спойлеров, конечно, трудно обойтись), где его ждёт испытание на прочность.

Здесь есть без преувеличения гениальные эпизоды, после которых игру хочется рекомендовать всем и каждому. В одном из них Бен оказывается в локации, из которой погибшие персонажи возвращаются обратно к контрольным точкам, — сначала проходит процедуру дезинфекции, потом оформляет необходимые бумаги, а в конце должен выкинуть в урну предметы, чтобы не выносить их за пределы зоны воскрешения. Всё ради того, чтобы пропустить длинный платформенный участок, который параллельно пытается пройти Дэн. Это лишь один из множества ярких эпизодов десятичасовой «сюжетки».

Иногда отсылки слишком очевидны, но хуже такие эпизоды это не делает.
Иногда отсылки слишком очевидны, но хуже такие эпизоды это не делает.

Почти безупречно

Похвалить можно не только историю и диалоги, но и головоломки. Конечно, как и в классических адвенчурах, иногда начинаешь совмещать в случайном порядке предметы в инвентаре и суматошно применять их на всех объектах, но в основном логика у загадок чётко прослеживается. Бен даёт лёгкие намёки, уточняя, что именно он хотел бы сделать с препятствием или обнаруженным трупом (вселенная в игре переживает апокалипсис — тут всякое можно найти). Особенно здорово, что при применении предмета в инвентаре на очевидно неподходящий объект Бен чаще всего скажет уникальную фразу или забавно пошутит. Ради этого стоит перепробовать все варианты, даже если знаешь, какой из них верный.

Пара недочётов у Lair of the Clockwork God есть, но они незначительны. Стандартное управление на клавиатуре, к примеру, далеко не самое удобное, хотя, казалось бы, игра пытается походить на приключения 90-х, с геймпадом играть в неё было бы кощунством. Но с ним будет значительно комфортнее — либо готовьтесь переназначить половину клавиш и «повесить» часть действий на дополнительные кнопки мыши. Особенно пропуск реплик — читаешь их быстрее, чем они исчезают.

Другой недостаток — не лучшим образом сделанные платформенные эпизоды за Дэна. Он не Марио, не Рэйман и тем более не героиня Celeste, особенно трудно привыкнуть к тому, что после прыжка в сторону он прекращает двигаться в бок, как только отпускаешь соответствующую кнопку. Просто обрушивается вниз без стандартной для многих платформеров инерции. К счастью, совладать с этим легко, и, хотя позднее могут возникнуть другие мелкие претензии (прыгать от одной стены к другой, к примеру, не всегда удобно), испортить впечатление они не способны. Спасибо расставленным в огромных количествах контрольным точкам.

Таким танцем молодёжь не впечатлишь.

Lair of the Clockwork God — одно из лучших приключений последних лет, в котором мастерски сочетаются два непохожих жанра. Сюжет переполнен и отличными шутками (некоторые «панчлайны» могут прозвучать в самые неожиданные моменты, что делает их ещё смешнее), и околофилософскими рассуждениями на тему игровой индустрии, которая явно очень близка обоим разработчикам. Когда классический британский юмор сочетается с ностальгией по прошлому и сатирой на настоящее, получается нечто действительно уникальное и изумительное.

Плюсы: тонкий юмор с шутками как о реальной жизни, так и об игровой индустрии; два разных жанра отлично сочетаются; изобретательные головоломки с интересными решениями, к которым часто приходишь логическим путём; разнообразие ситуаций; симпатичная графика и внимание к деталям — над улыбающимся Беном, сидящим на плечах Дэна, не перестаёшь смеяться вплоть до концовки.

Минусы: не самое удобное управление с клавиатуры; платформенным эпизодам немного не хватает лоска.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Lair of the Clockwork God

Платформы
PC | Mac | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
21 февраля 2020
37
3.4
7 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ту игру, что уже прошла такую проверку, обычно зовут культовой.
Блин описание и рассказ просто ИЗУМИТЕЛЬНЫ. Теперь знаю, что игра хорошая, но играть в неё конечно же не буду ;)
Возможно, bloodroot и Lair of the Clockwork God — хорошие игры, я сам не играл. Но вот изюм никак не видится в таких проектах. В моем понимании, изумительная игра всегда пройдет проверку временем. А вспомнит ли вообще кто-нибудь об этих двух играх через полгода?
Стиль, очень интересный и геймплей выглядит круто.
Читай также