9 февраля 2020 9.02.20 33 35K

VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action: Обзор

Мы нечасто пишем о визуальных новеллах. Обычно это происходит потому, что достойных внимания представителей жанра не так уж и много. Однако бывает, что даже заслуживающие обзора новеллы проходят мимо нас. К счастью, на StopGame.ru есть рубрика «Мы зря пропустили», которая создана как раз для исправления таких вот досадных ошибок.

По-хорошему рецензия на VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action должна была появиться ещё летом 2016 года — именно тогда вышла игра. Похоже, ингредиенты для коктейлей достаточно настоялись, и пришла пора их смешивать.

 

От заката до рассвета

Действие VA-11 Hall-A разворачивается в 2070-х в городе с характерным названием Глитч-Сити. Этот мегаполис вобрал в себя типичные элементы киберпанка: тут у нас и мегакорпорации, и хакеры, и кибертеррористы, а по кишащим преступниками улицам свободно разгуливают андроиды и люди с генетическими модификациями и биоимплантами.

Иногда всем этим жителям Глитч-Сити хочется расслабиться, и тогда они оказываются в баре VA-11 Hall-A, который его работники называют просто «Вальгаллой». Мы играем за одного из барменов — двадцатисемилетнюю девушку по имени Джилл. В лучших традициях киберпанка наш персонаж — замкнутая одиночка. При этом новелла сконцентрирована не столько на трудящейся в ночную смену Джилл, сколько на полуночных посетителях бара. У каждого из них есть своя история, и на Глитч-Сити мы смотрим исключительно их глазами.

Разработчики VA-11 Hall-A родом из Венесуэлы, страны «третьего мира». Они признаются, что именно личный опыт побудил их создать персонажей, которые просто живут своей жизнью и пытаются быть счастливыми, пока мрачное окружение давит на них со всех сторон. Но не обошлось, конечно, и без влияния аниме и игр с PlayStation и Super Famicom (SNES). Японский колорит вообще пропитывает игру насквозь, и даже удивительно, что её создатели — не уроженцы Страны восходящего солнца, особенно если учитывать странное для русского уха название студии венесуэльцев — Sukeban Games.

К концу прохождения в моей папке со скриншотами из игры было более 600 файлов: рука постоянно тянулась нажимать F12, чтобы запечатлеть какую-то забавную или трогательную ситуацию.
К концу прохождения в моей папке со скриншотами из игры было более 600 файлов: рука постоянно тянулась нажимать F12, чтобы запечатлеть какую-то забавную или трогательную ситуацию.

Взболтать, но не смешивать

Игроку в VA-11 Hall-A не дают выбирать реплики, которые произносит Джилл, — вместо этого всё взаимодействие с NPC происходит путём приготовления коктейлей. У героини есть книга рецептов, в которой можно фильтровать напитки по названию и вкусовым ощущениям, и шейкер, куда нужно скидывать ингредиенты в нужной пропорции. Их разрешают перетаскивать мышкой, но куда удобней это делать горячими клавишами.

Сам процесс смешивания довольно прост и не требует от игрока фантазии или экспериментов — напитки делаются строго по инструкции. Творческий подход нужен в решении другой задачи — что же всё-таки налить клиенту. Иногда посетители приходят с конкретными пожеланиями, иногда только намекают на то, чего хотят, а иногда и сами этого не знают и просят налить им «чего-нибудь этакого».

В зависимости от того, какой напиток будет подан, развивается дальнейший диалог. Если вы не задумываясь приготовите посетителю абы какой коктейль, то он, скорее всего, будет недоволен и не поделится чем-то интересным, а вы не получите денег. Если заказ придётся клиенту по душе, ждите забавной истории или личного откровения. Последнего стоит ждать особенно, если в напиток добавлено побольше алкоголя — мы в баре находимся, как-никак.

Мои любимые заказы в игре — это загадки от Стеллы и Виргилио. Эти посетители не называют напиток напрямую, но делают подсказки, по которым внимательный игрок может догадаться, чего же всё-таки желают привередливые клиенты.
Мои любимые заказы в игре — это загадки от Стеллы и Виргилио. Эти посетители не называют напиток напрямую, но делают подсказки, по которым внимательный игрок может догадаться, чего же всё-таки желают привередливые клиенты.

По сути, у нас есть несколько способов повлиять на диалог с тем или иным посетителем: напоить его, налить двойную порцию или угадать его внутреннее желание. Не всегда всё из вышеперечисленного будет работать, но тем интереснее экспериментировать. Например, если подать заглянувшей в бар журналистке «Пианистку» вместо «Пианиста», которого она просит, то девушка расскажет историю о своей матери. А наливая сладкие коктейли суровому Ингрему, вы улучшите его настроение, и он поделится с Джилл рассказом о своём прошлом.

Постоянные клиенты любят заказывать одно и то же и радуются, когда вы безошибочно обслуживаете их, если они просто говорят: «Ну, мне как обычно». Некоторые завсегдатаи довольны, если им подают их любимый напиток, что опять-таки открывает дополнительные диалоги и позволяет лучше узнать клиента и мир игры в целом.

Не стоит забывать и о том, что все заказы оплачиваются из кошелька посетителя, а в конце смены Джилл выдаётся зарплата. Поэтому имеет смысл при возможности подавать напитки подороже и не ошибаться, чтобы героине было чем платить за квартиру и оставались деньги на приятные мелочи. Если потакать потребностям протагонистки (скажем, купить комнатное растение, когда у неё появится мысль об этом), то на следующий день Джилл будет сконцентрирована на работе. Проще говоря, перед приготовлением заказа она будет ещё раз проговаривать желание клиента и даже иногда давать игроку небольшие подсказки насчёт того, что стоит подать что-то другое.

Свободное от работы время Джилл, как истинный интроверт, проводит в своей квартире. Одиночество девушки скрашивают кошка и чтение имиджбордов.
Свободное от работы время Джилл, как истинный интроверт, проводит в своей квартире. Одиночество девушки скрашивают кошка и чтение имиджбордов.

Секс в большом городе

Сердце качественной визуальной новеллы — это её сюжет, и VA-11 Hall-A не стала исключением. Истории и откровения собеседников Джилл интересно читать. Но ещё любопытнее по крупицам узнавать, каким разработчики представляют наш мир через полвека. Однако, когда видишь, как герои VA-11 Hall-A частенько переводят разговоры на тему интимной близости и размера чьей-либо груди, начинает казаться, что часть реплик персонажам написал подросток в пубертате, у которого в голове нет ничего, кроме сексуальных фантазий.

И ладно бы, если бы клиенты бара вели себя так неестественно и наигранно, только когда им наливаешь слишком много алкоголя. Но нет, ничто не мешает им заявлять о своих физиологических потребностях чуть ли не с порога. Хотя алкоголь, конечно, открывает новые горизонты пикантных историй. Например, если напоить Дороти, и без того нескромную работницу индустрии интимных услуг, то она поделится воспоминаниями об оргии с местными Санта-Клаусами. Видимо, таков он, раскрепощённый мир будущего, в котором никто не стесняется говорить о своих желаниях!

Судя по всему, авторы игры тоже.
Судя по всему, авторы игры тоже.

Разумеется, персонажи VA-11 Hall-A говорят не только о сексе. Игра поднимает темы дружбы и отношений, одиночества и поиска себя. Несмотря на то что Джилл живёт в городе будущего, её переживания понятны и нам. Герои не читают нотаций, но так или иначе проговаривают, как важно быть добрее к другим, не идти на поводу у собственной гордости и уметь просить прощения.

События VA-11 Hall-A развиваются в течение нескольких недель, и в сюжете игры нет как таковой глобальной интриги или конфликта. И это логично, ведь наш главный герой — обычный человек, а не какой-нибудь избранный. Его жизнь состоит из чужих мини-историй, и в ней нет никакого эпика. Клиенты Джилл очень разные, но у каждого из них есть проблемы, которыми они не стесняются делиться. Рассказывая о личном, персонажи так или иначе упоминают Глитч-Сити и проливают неоновый свет на то, как в нём живётся людям, андроидам, говорящим собакам и даже консервированным мозгам. И город этот кажется настоящим даже несмотря на то, что нам ни разу не дадут по нему прогуляться, а все локации игры — это бар и квартира Джилл.

Герои располагают не только уникальными историями, но ещё и ярким и эффектным дизайном. При этом интерфейс в VA-11 Hall-A простой и интуитивный. Не могу также не отметить замечательный саундтрек и то, как он вписан в игровой процесс: в баре стоит музыкальный автомат, плейлист которого игрок формирует сам из предложенных песен.

Если купить для Джилл приставку и картридж, то во время отдыха можно даже сыграть в мини-игру в духе олдскульных скролл-шутеров.

VA-11 Hall-A по сути своей незатейлива: разливаешь напитки, выслушиваешь клиентов, получаешь деньги для оплаты счетов и покупки всяких безделушек, отдыхаешь дома, а затем возвращаешься в бар, чтобы вновь подавать посетителям выпивку и внимать их историям. Однообразие игры придётся по вкусу не всем, да и то, что ты напрямую не выбираешь, в какую сторону пойдёт диалог, может разочаровать.

Даже если игрок сделает что-то «неправильно» (то есть максимально не угадает с напитком), история всё равно будет продолжаться. Потому что именно она здесь имеет первостепенное значение. Надо полагать, что по такому же принципу будет устроена N1RV Ann-A — следующая новелла от Sukeban Games, которая выйдет уже в этом году. Она продолжит серию Cyberpunk Bartender Action и вновь расскажет о трудовых буднях бармена, но на этот раз героиней будет уже не Джилл, а некая Сэм. Что ж, совсем скоро узнаем, получится ли у маленькой венесуэльской студии не попасть в ловушку самокопирования и снова показать город будущего, не перенося нас далеко за пределы барной стойки.

Плюсы: богатый на детали мир, о котором интересно узнавать новое; яркие персонажи со своими уникальными историями; приятный саундтрек.

Минусы: ограниченная интерактивность и невозможность самостоятельно выбирать реплики героини; отсутствие официального перевода на русский язык; в игре нельзя сохраняться в любой момент — только дома и в перерывах между сменами.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | PSV | NSW
Жанр
Дата выхода
21 июня 2016
540
4.5
304 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Есть стойкое ощущение, что Паули ее и насоветовал) Но это не точно
Лучше поздно, чем никогда?
так коктели ровно те же развилки. ты либо «пойти в подвал» либо «не идти в подвал»… то есть либо «голубая фея» либо «пиво»… и взамен получаешь одну из двух веток диалога и даже концовочку персонажа в итоге, если все грамотно делать, поездку, поход на концерт итд. Нет? типичная визуальная новелла.

А звчит так, как будто леди хочет диалоговое колесо из лайф из стренджа или тонны диалоговых репик, как в первой драгоняге, с возможностью выгнать людей из бара, прекратить уже обсуждать секс с проституткой и все вот это вот. А в ВН сроду не было диалоговых колес, насколько я помню.
Ну тут, как по мне, скорее проблема восприятия игры рецензентом. Лично я, когда садился проходить Вальгаллу, не ожидал от нее интерактивности уровня Fate с ее 40+ бэдендами, поэтому отсутствие интерактивности не особо и повлияло на впечатление об игре. Приятно провел вечера, разливая напитки посетителям.
P.S. А минусы мне кажутся слегка надуманными (не в обиду Екатерине).
В смысле Паули 2 года назад стримил? Вот недавно же было! Ну и да, Vall-Halla классная.
Именно про эти развилки идёт речь. В «Вальгалле» нету этого, а в том же фэйте за одну из этих случайных реплик «Белоснежку» могут просто убить и ты попадёшь на разбор полётов, чтобы больше по этой ветке не шёл.
Вот не так давно залип в неё и раза 3 перечитал. Очень годная вещь
Да чтож ты…
Читайте статьи до конца, прежде чем комментить
Паули довольно много интересных стримов провел, так что не совсем пропустили. Просто оценки небыло. Спасибо Катерина за Обзор!
Гм...«невозможность самому выбирать реплики ГГ». У меня вопрос — а когда в визуальных новеллах самому можно было выбирать реплики ГГ. Я может не шарю, но даже если пройтись по совсем всем известным фейтам и бесконечным летам всяким, не углубляясь в каноны, ворлдэндсиндромы и все такое — там же всегда стена текста, развилка с тремя вариантами и снова стена текста. Это же не РПГ с адамом дженсоном или капитаном шепардом. Это вроде визуальная новелла про барменшу. Я чего-то не понимаю? ^^
Они ещё делают сиквел (или приквел) N1RV Ann-A. Не пропустите тоже)
Очень приятный стиль, а персонажи прописано, потрясающе.
Лично мне дико понравилась эта игра. Настолько увлекательная история рассказывается, что проходил ее несколько раз. Особенно понравился эпизод, где Дана (босс) выгоняет Джилл из-за барной стойки и сама становится за нее. С геймплейной стороны ничего не меняется, но возможность поговорить с персонажем, за которого мы играли, позволяет нам лучше понять героиню
Мне тоже показалось так. Просто люди по разному общаются, кто-то корчится что не понимает таких шуток и всё такое. Но вот мы с друзьями тоже много материмся когда тусим вместе, слэнг юзаем, пошлые шуточки за здрасте, как и многие. Но на людях я не такой конечно. То же в катана 0, многим прям не зашло как персонажи говорят, а я кайфанул, потому что и сам говорю похоже.
Однако, когда видишь, как герои VA-11 Hall-A частенько переводят разговоры на тему интимной близости и размера чьей-либо груди, начинает казаться, что часть реплик персонажам написал подросток в пубертате, у которого в голове нет ничего, кроме сексуальных фантазий.
И ладно бы, если бы клиенты бара вели себя так неестественно и наигранно, только когда им наливаешь слишком много алкоголя. Но нет, ничто не мешает им заявлять о своих физиологических потребностях чуть ли не с порога.

Странно, не заметил в местных разговоров про секс ничего подросткового или не естественного.
Возможно дело в самих посетителях и атмосфере бара. А героиня одинока и озабочена, о чём не раз намекают, вплоть до откровений пьяной Джилл.

Минусы: ограниченная интерактивность и невозможность самостоятельно выбирать реплики героини;

Я не большой знаток визуальных новел, но многие ли из них позволяют выбирать реплики?
Насколько знаю нет.
Интерактивность здесь в выборе напитков, от которых часто зависит ветвь диалога.
Небольшая, но по мне этого достаточно в линейной истории.

отсутствие официального перевода на русский язык;

Я не знаю английский, но не считаю это настоящим недостатком игры.
Всем: есть не официальный перевод.

в игре нельзя сохраняться в любой момент — только дома и в перерывах между сменами.

Когда дают сохранятся везде, можно услышать недовольство что это «читерство». Мало, тоже недовольные находятся.

Как я вижу, смысл в том что бы «прожить» день не зацикливаясь на частом переигрывание, к тому же вариантов немного, по этому и смысла особого нет.

Минусы очень субъективны.
Как раз думал стоит л браться за прохождение, и тут вижу статью с обзором. Лимит везения изчерпан, поэтому на ближайшие пару дней засяду за прохождение)
Вот жеж. У Катерины такой запоминающийся голос что всю статью прочитал именно её интонацией и манерой подачи. А что по игре. Не большой любитель В.Н. но звучит заманчиво.
Раз уж начали смотреть визуальные новеллы, то давайте «the lions song».
Со стримов в своё время просто посмеялся, но желания взять и пройти как то не появилось, поскольку и так шлейф из не законченных новелл тянется. Однако во время коллаба с мобильной Girl's Frontline, где местное кафе на время стало тем самым баром, а игроки получили порцию веселых историй и персонажей ва-11 в коллекцию, даже купил новеллку чтобы точно её не пропустить. Теперь только вопрос когда же я её прочту.
Читай также