9 февраля 2020 9.02.20 33 34K

VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action: Обзор

Мы нечасто пишем о визуальных новеллах. Обычно это происходит потому, что достойных внимания представителей жанра не так уж и много. Однако бывает, что даже заслуживающие обзора новеллы проходят мимо нас. К счастью, на StopGame.ru есть рубрика «Мы зря пропустили», которая создана как раз для исправления таких вот досадных ошибок.

По-хорошему рецензия на VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action должна была появиться ещё летом 2016 года — именно тогда вышла игра. Похоже, ингредиенты для коктейлей достаточно настоялись, и пришла пора их смешивать.

 

От заката до рассвета

Действие VA-11 Hall-A разворачивается в 2070-х в городе с характерным названием Глитч-Сити. Этот мегаполис вобрал в себя типичные элементы киберпанка: тут у нас и мегакорпорации, и хакеры, и кибертеррористы, а по кишащим преступниками улицам свободно разгуливают андроиды и люди с генетическими модификациями и биоимплантами.

Иногда всем этим жителям Глитч-Сити хочется расслабиться, и тогда они оказываются в баре VA-11 Hall-A, который его работники называют просто «Вальгаллой». Мы играем за одного из барменов — двадцатисемилетнюю девушку по имени Джилл. В лучших традициях киберпанка наш персонаж — замкнутая одиночка. При этом новелла сконцентрирована не столько на трудящейся в ночную смену Джилл, сколько на полуночных посетителях бара. У каждого из них есть своя история, и на Глитч-Сити мы смотрим исключительно их глазами.

Разработчики VA-11 Hall-A родом из Венесуэлы, страны «третьего мира». Они признаются, что именно личный опыт побудил их создать персонажей, которые просто живут своей жизнью и пытаются быть счастливыми, пока мрачное окружение давит на них со всех сторон. Но не обошлось, конечно, и без влияния аниме и игр с PlayStation и Super Famicom (SNES). Японский колорит вообще пропитывает игру насквозь, и даже удивительно, что её создатели — не уроженцы Страны восходящего солнца, особенно если учитывать странное для русского уха название студии венесуэльцев — Sukeban Games.

К концу прохождения в моей папке со скриншотами из игры было более 600 файлов: рука постоянно тянулась нажимать F12, чтобы запечатлеть какую-то забавную или трогательную ситуацию.
К концу прохождения в моей папке со скриншотами из игры было более 600 файлов: рука постоянно тянулась нажимать F12, чтобы запечатлеть какую-то забавную или трогательную ситуацию.

Взболтать, но не смешивать

Игроку в VA-11 Hall-A не дают выбирать реплики, которые произносит Джилл, — вместо этого всё взаимодействие с NPC происходит путём приготовления коктейлей. У героини есть книга рецептов, в которой можно фильтровать напитки по названию и вкусовым ощущениям, и шейкер, куда нужно скидывать ингредиенты в нужной пропорции. Их разрешают перетаскивать мышкой, но куда удобней это делать горячими клавишами.

Сам процесс смешивания довольно прост и не требует от игрока фантазии или экспериментов — напитки делаются строго по инструкции. Творческий подход нужен в решении другой задачи — что же всё-таки налить клиенту. Иногда посетители приходят с конкретными пожеланиями, иногда только намекают на то, чего хотят, а иногда и сами этого не знают и просят налить им «чего-нибудь этакого».

В зависимости от того, какой напиток будет подан, развивается дальнейший диалог. Если вы не задумываясь приготовите посетителю абы какой коктейль, то он, скорее всего, будет недоволен и не поделится чем-то интересным, а вы не получите денег. Если заказ придётся клиенту по душе, ждите забавной истории или личного откровения. Последнего стоит ждать особенно, если в напиток добавлено побольше алкоголя — мы в баре находимся, как-никак.

Мои любимые заказы в игре — это загадки от Стеллы и Виргилио. Эти посетители не называют напиток напрямую, но делают подсказки, по которым внимательный игрок может догадаться, чего же всё-таки желают привередливые клиенты.
Мои любимые заказы в игре — это загадки от Стеллы и Виргилио. Эти посетители не называют напиток напрямую, но делают подсказки, по которым внимательный игрок может догадаться, чего же всё-таки желают привередливые клиенты.

По сути, у нас есть несколько способов повлиять на диалог с тем или иным посетителем: напоить его, налить двойную порцию или угадать его внутреннее желание. Не всегда всё из вышеперечисленного будет работать, но тем интереснее экспериментировать. Например, если подать заглянувшей в бар журналистке «Пианистку» вместо «Пианиста», которого она просит, то девушка расскажет историю о своей матери. А наливая сладкие коктейли суровому Ингрему, вы улучшите его настроение, и он поделится с Джилл рассказом о своём прошлом.

Постоянные клиенты любят заказывать одно и то же и радуются, когда вы безошибочно обслуживаете их, если они просто говорят: «Ну, мне как обычно». Некоторые завсегдатаи довольны, если им подают их любимый напиток, что опять-таки открывает дополнительные диалоги и позволяет лучше узнать клиента и мир игры в целом.

Не стоит забывать и о том, что все заказы оплачиваются из кошелька посетителя, а в конце смены Джилл выдаётся зарплата. Поэтому имеет смысл при возможности подавать напитки подороже и не ошибаться, чтобы героине было чем платить за квартиру и оставались деньги на приятные мелочи. Если потакать потребностям протагонистки (скажем, купить комнатное растение, когда у неё появится мысль об этом), то на следующий день Джилл будет сконцентрирована на работе. Проще говоря, перед приготовлением заказа она будет ещё раз проговаривать желание клиента и даже иногда давать игроку небольшие подсказки насчёт того, что стоит подать что-то другое.

Свободное от работы время Джилл, как истинный интроверт, проводит в своей квартире. Одиночество девушки скрашивают кошка и чтение имиджбордов.
Свободное от работы время Джилл, как истинный интроверт, проводит в своей квартире. Одиночество девушки скрашивают кошка и чтение имиджбордов.

Секс в большом городе

Сердце качественной визуальной новеллы — это её сюжет, и VA-11 Hall-A не стала исключением. Истории и откровения собеседников Джилл интересно читать. Но ещё любопытнее по крупицам узнавать, каким разработчики представляют наш мир через полвека. Однако, когда видишь, как герои VA-11 Hall-A частенько переводят разговоры на тему интимной близости и размера чьей-либо груди, начинает казаться, что часть реплик персонажам написал подросток в пубертате, у которого в голове нет ничего, кроме сексуальных фантазий.

И ладно бы, если бы клиенты бара вели себя так неестественно и наигранно, только когда им наливаешь слишком много алкоголя. Но нет, ничто не мешает им заявлять о своих физиологических потребностях чуть ли не с порога. Хотя алкоголь, конечно, открывает новые горизонты пикантных историй. Например, если напоить Дороти, и без того нескромную работницу индустрии интимных услуг, то она поделится воспоминаниями об оргии с местными Санта-Клаусами. Видимо, таков он, раскрепощённый мир будущего, в котором никто не стесняется говорить о своих желаниях!

Судя по всему, авторы игры тоже.
Судя по всему, авторы игры тоже.

Разумеется, персонажи VA-11 Hall-A говорят не только о сексе. Игра поднимает темы дружбы и отношений, одиночества и поиска себя. Несмотря на то что Джилл живёт в городе будущего, её переживания понятны и нам. Герои не читают нотаций, но так или иначе проговаривают, как важно быть добрее к другим, не идти на поводу у собственной гордости и уметь просить прощения.

События VA-11 Hall-A развиваются в течение нескольких недель, и в сюжете игры нет как таковой глобальной интриги или конфликта. И это логично, ведь наш главный герой — обычный человек, а не какой-нибудь избранный. Его жизнь состоит из чужих мини-историй, и в ней нет никакого эпика. Клиенты Джилл очень разные, но у каждого из них есть проблемы, которыми они не стесняются делиться. Рассказывая о личном, персонажи так или иначе упоминают Глитч-Сити и проливают неоновый свет на то, как в нём живётся людям, андроидам, говорящим собакам и даже консервированным мозгам. И город этот кажется настоящим даже несмотря на то, что нам ни разу не дадут по нему прогуляться, а все локации игры — это бар и квартира Джилл.

Герои располагают не только уникальными историями, но ещё и ярким и эффектным дизайном. При этом интерфейс в VA-11 Hall-A простой и интуитивный. Не могу также не отметить замечательный саундтрек и то, как он вписан в игровой процесс: в баре стоит музыкальный автомат, плейлист которого игрок формирует сам из предложенных песен.

Если купить для Джилл приставку и картридж, то во время отдыха можно даже сыграть в мини-игру в духе олдскульных скролл-шутеров.

VA-11 Hall-A по сути своей незатейлива: разливаешь напитки, выслушиваешь клиентов, получаешь деньги для оплаты счетов и покупки всяких безделушек, отдыхаешь дома, а затем возвращаешься в бар, чтобы вновь подавать посетителям выпивку и внимать их историям. Однообразие игры придётся по вкусу не всем, да и то, что ты напрямую не выбираешь, в какую сторону пойдёт диалог, может разочаровать.

Даже если игрок сделает что-то «неправильно» (то есть максимально не угадает с напитком), история всё равно будет продолжаться. Потому что именно она здесь имеет первостепенное значение. Надо полагать, что по такому же принципу будет устроена N1RV Ann-A — следующая новелла от Sukeban Games, которая выйдет уже в этом году. Она продолжит серию Cyberpunk Bartender Action и вновь расскажет о трудовых буднях бармена, но на этот раз героиней будет уже не Джилл, а некая Сэм. Что ж, совсем скоро узнаем, получится ли у маленькой венесуэльской студии не попасть в ловушку самокопирования и снова показать город будущего, не перенося нас далеко за пределы барной стойки.

Плюсы: богатый на детали мир, о котором интересно узнавать новое; яркие персонажи со своими уникальными историями; приятный саундтрек.

Минусы: ограниченная интерактивность и невозможность самостоятельно выбирать реплики героини; отсутствие официального перевода на русский язык; в игре нельзя сохраняться в любой момент — только дома и в перерывах между сменами.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | PSV | NSW
Жанр
Дата выхода
21 июня 2016
516
4.5
288 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Есть стойкое ощущение, что Паули ее и насоветовал) Но это не точно
Лучше поздно, чем никогда?
так коктели ровно те же развилки. ты либо «пойти в подвал» либо «не идти в подвал»… то есть либо «голубая фея» либо «пиво»… и взамен получаешь одну из двух веток диалога и даже концовочку персонажа в итоге, если все грамотно делать, поездку, поход на концерт итд. Нет? типичная визуальная новелла.

А звчит так, как будто леди хочет диалоговое колесо из лайф из стренджа или тонны диалоговых репик, как в первой драгоняге, с возможностью выгнать людей из бара, прекратить уже обсуждать секс с проституткой и все вот это вот. А в ВН сроду не было диалоговых колес, насколько я помню.
Ну тут, как по мне, скорее проблема восприятия игры рецензентом. Лично я, когда садился проходить Вальгаллу, не ожидал от нее интерактивности уровня Fate с ее 40+ бэдендами, поэтому отсутствие интерактивности не особо и повлияло на впечатление об игре. Приятно провел вечера, разливая напитки посетителям.
P.S. А минусы мне кажутся слегка надуманными (не в обиду Екатерине).
В смысле Паули 2 года назад стримил? Вот недавно же было! Ну и да, Vall-Halla классная.
Именно про эти развилки идёт речь. В «Вальгалле» нету этого, а в том же фэйте за одну из этих случайных реплик «Белоснежку» могут просто убить и ты попадёшь на разбор полётов, чтобы больше по этой ветке не шёл.
Вот не так давно залип в неё и раза 3 перечитал. Очень годная вещь
Да чтож ты…
Читайте статьи до конца, прежде чем комментить
Хорошая рецензия для прекрасной игры.
Хотя как по мне, отсутствие возможности выбора в игре диалоговых опций, позволяет создателям сконцентрироваться на одной конкретной истории без необходимости прописывать 100500 развилок, что в целом идёт игре только на руку. Так что минусом это вряд ли можно назвать.

К слову, в стиме вышла игра с похожим геймплеем, но про кофейню Coffee Talk. Советую ознакомиться)

Ну и да, с нетерпением жду N1RV Ann-A: Cyberpunk Bartender Action, жаль что история там уже будет про совсем других персонажей… Я буду скучать по Джилл и компании)
Паули довольно много интересных стримов провел, так что не совсем пропустили. Просто оценки небыло. Спасибо Катерина за Обзор!
Гм...«невозможность самому выбирать реплики ГГ». У меня вопрос — а когда в визуальных новеллах самому можно было выбирать реплики ГГ. Я может не шарю, но даже если пройтись по совсем всем известным фейтам и бесконечным летам всяким, не углубляясь в каноны, ворлдэндсиндромы и все такое — там же всегда стена текста, развилка с тремя вариантами и снова стена текста. Это же не РПГ с адамом дженсоном или капитаном шепардом. Это вроде визуальная новелла про барменшу. Я чего-то не понимаю? ^^
Они ещё делают сиквел (или приквел) N1RV Ann-A. Не пропустите тоже)
Очень приятный стиль, а персонажи прописано, потрясающе.
Лично мне дико понравилась эта игра. Настолько увлекательная история рассказывается, что проходил ее несколько раз. Особенно понравился эпизод, где Дана (босс) выгоняет Джилл из-за барной стойки и сама становится за нее. С геймплейной стороны ничего не меняется, но возможность поговорить с персонажем, за которого мы играли, позволяет нам лучше понять героиню
Мне тоже показалось так. Просто люди по разному общаются, кто-то корчится что не понимает таких шуток и всё такое. Но вот мы с друзьями тоже много материмся когда тусим вместе, слэнг юзаем, пошлые шуточки за здрасте, как и многие. Но на людях я не такой конечно. То же в катана 0, многим прям не зашло как персонажи говорят, а я кайфанул, потому что и сам говорю похоже.
Однако, когда видишь, как герои VA-11 Hall-A частенько переводят разговоры на тему интимной близости и размера чьей-либо груди, начинает казаться, что часть реплик персонажам написал подросток в пубертате, у которого в голове нет ничего, кроме сексуальных фантазий.
И ладно бы, если бы клиенты бара вели себя так неестественно и наигранно, только когда им наливаешь слишком много алкоголя. Но нет, ничто не мешает им заявлять о своих физиологических потребностях чуть ли не с порога.

Странно, не заметил в местных разговоров про секс ничего подросткового или не естественного.
Возможно дело в самих посетителях и атмосфере бара. А героиня одинока и озабочена, о чём не раз намекают, вплоть до откровений пьяной Джилл.

Минусы: ограниченная интерактивность и невозможность самостоятельно выбирать реплики героини;

Я не большой знаток визуальных новел, но многие ли из них позволяют выбирать реплики?
Насколько знаю нет.
Интерактивность здесь в выборе напитков, от которых часто зависит ветвь диалога.
Небольшая, но по мне этого достаточно в линейной истории.

отсутствие официального перевода на русский язык;

Я не знаю английский, но не считаю это настоящим недостатком игры.
Всем: есть не официальный перевод.

в игре нельзя сохраняться в любой момент — только дома и в перерывах между сменами.

Когда дают сохранятся везде, можно услышать недовольство что это «читерство». Мало, тоже недовольные находятся.

Как я вижу, смысл в том что бы «прожить» день не зацикливаясь на частом переигрывание, к тому же вариантов немного, по этому и смысла особого нет.

Минусы очень субъективны.
Как раз думал стоит л браться за прохождение, и тут вижу статью с обзором. Лимит везения изчерпан, поэтому на ближайшие пару дней засяду за прохождение)
Вот жеж. У Катерины такой запоминающийся голос что всю статью прочитал именно её интонацией и манерой подачи. А что по игре. Не большой любитель В.Н. но звучит заманчиво.
Раз уж начали смотреть визуальные новеллы, то давайте «the lions song».
Со стримов в своё время просто посмеялся, но желания взять и пройти как то не появилось, поскольку и так шлейф из не законченных новелл тянется. Однако во время коллаба с мобильной Girl's Frontline, где местное кафе на время стало тем самым баром, а игроки получили порцию веселых историй и персонажей ва-11 в коллекцию, даже купил новеллку чтобы точно её не пропустить. Теперь только вопрос когда же я её прочту.
Читай также