Инди-хорроры давно стали достаточно предсказуемой вещью, в которых пугают разве что страшноватая графика и хроническое отсутствие новых идей. Однако авторы The Beast Inside обещали «свежий взгляд на триллер и survival horror» и даже «новый виток развития жанра». Что же у них получилось?
Две судьбы, одна кровь
Сценаристы The Beast Inside рассказывают две параллельные истории. Первый главный герой — это сотрудник ЦРУ, криптоаналитик Адам, который в 1979 году вместе со своей беременной женой приезжает в семейный загородный дом, чтобы в тишине и покое заняться расшифровкой важного военного кода. Здесь на чердаке он обнаруживает дневник своего предка, Николаса, и узнаёт из него о страшных событиях и тайнах прошлого своей семьи. Соответственно, второй главный герой — это как раз Николас, за которого мы играем, когда Адам обнаруживает очередную часть старых записей — действие в этом случае переносится в XIX век.
И в прошлом, и в настоящем много говорится о политике: в первом случае — о гражданской войне в Америке и президенте Линкольне, во втором — о войне холодной, Советах и президенте Джимми Картере. Через какое-то время Адам начинает видеть вокруг шпионов и охотиться за ними, а в это время его жена истерит, утверждает, что за ними кто-то следит, и просит, чтобы он думал прежде всего о её безопасности, а не о «мифических миллионах», на судьбы которых может повлиять расшифровка кода.
Ни минуты покоя
Николас же обнаруживает много неприятной правды о прошлом своего отца, в котором фигурируют коррумпированные судьи, озлобленные партнёры и шахты, где, как водится, произошло нечто ужасное.
Как вы догадались, заняться работой в тишине и покое у цэрэушника в итоге не получается. Между ним и Николасом обнаруживается более чем прямая связь — всё, что происходит в прошлом, влияет и на судьбу Адама.
А в финале мы уже сами, своими решениями, влияем на неё. Ключевой выбор и пара концовок — это нормально для хорроров, но в The Beast Inside всё сделано интереснее — один выбор распадается ещё на несколько, поэтому и вариаций финала больше.
Дешифратор прошлого
Геймплей за Адама и Николаса тоже различается. Криптоаналитик гоняется за шпионами, исследует окрестности своего дома (и всё ту же шахту) — почти как в Firewatch. При этом он часто использует особый прибор, помогающий обнаруживать силуэты людей, которые ещё недавно были здесь и, например, прятались в кустах. Для этого нужно искать аномалии, сканировать и стабилизировать их. А это нельзя сделать, пока не постреляешь из того же прибора по другим аномалиям, мешающим нам. В таких забегах по живописной природе с одновременной реставрацией событий прошлого нельзя не заметить отсылки к The Vanishing of Ethan Carter.
Также Адам много бегает, прыгает, использует крюк-кошку, чтобы цепляться за лестницы и опускать их. Ну и, конечно, занимается расшифровкой кодов — эти пазлы с использованием шифровальных машинок и изучением алфавитов заставляют постоянно выписывать что-то на бумажку и ломать голову, что же значит J=C или U=B.
Всё страшное — Николаю!
Николас же занимается более привычными для классических хорроров вещами. В нервном напряжении он исследует мрачные дома, где стены исписаны кровью, а на стуле можно обнаружить сидящий труп с ножницами в груди; видит ужасные сцены насилия и убийств и даже некоторые события прошлого. Иногда нужно стрелять в призраков, участвовать в QTE-сценках, пытаясь вырваться из объятий монстра, и даже сражаться с боссом.
В других случаях, совсем как в Outlast, мы прячемся от врагов или с криками и воплями убегаем от них, заваливая шкафами двери за собой. Естественно, читаем записки, ищем ключи. Можно использовать и отмычку — эту мини-игру на взлом замков я совершенно точно уже где-то видел.
При этом и в прошлом, и в настоящем мы должны, словно в Penumbra и Amnesia, активно двигать мышкой, чтобы тянуть или толкать тяжёлые предметы (по ним можно забраться повыше), открывать двери и ящики или, например, разрезать с помощью ножа верёвку.
Правильный коктейль
Да, несмотря на заявления про свежесть и новое слово в жанре, практически вся The Beast Inside скроена из чужих идей. К тому же в сюжете есть штампы и клише, а в хоррор-составляющей очень много достаточно дешёвых и ожидаемых скримеров.
И тем не менее от происходящего очень сложно оторваться. Именно постоянное переключение между героями и механиками поддерживает нужный градус интереса и не позволяет заскучать.
Что же касается дешёвых скримеров, то осознание того, что сейчас за спиной обязательно возникнет монстр или ты увидишь прямо перед собой рожу страшной бабы-призрака, действительно позволяло мне спокойно и чуть ли не с улыбкой воспринимать многие такие события. Но ровно до тех пор, пока я не надел наушники и не выключил свет в комнате. Вот тут уже наружу полезли инстинкты — и скримеры начали реально пугать. А уж когда под страшные завывания пришлось быстро убегать по коридорам, сердце с такой же скоростью умчалось в пятки. То есть, несмотря на всю предсказуемость и типичность таких приёмов, в The Beast Inside они всё-таки работают — в том числе благодаря хорошей режиссуре и грамотной работе со звуком.
The Beast Inside едва ли может претендовать на звание нового слова в жанре, но авторам удалось сделать свежий и местами реально пугающий хоррор. Из сочетания разных (пусть и порой чужих) идей, героев, временных пластов и механик (тут тебе и классические головоломки, и прятки, и стремительные погони, и битвы с боссами) рождается по-своему уникальная, насыщенная событиями и эмоциями игра.
Плюсы: интересный сюжет, складывающийся из историй двух персонажей; возможность своим выбором влиять на судьбу героев; грамотное сочетание разных игровых механик; интересные и порой сложные загадки; игра умеет пугать, пусть и с помощью известных всем приёмов; качественная картинка; грамотно подобранная музыка.
Минусы: обилие скримеров, которые нередко кажутся слишком предсказуемыми; некоторые главы затянуты; есть проблемы с оптимизацией.
Лучшие комментарии
Я действительно испугался…
спустя почти два года также вылез тоже брестский мясокомбинат)
-После стольких лет?
-Всегда