У Children of Morta есть все признаки типичного современного «рогалика»: процедурная генерация, необходимость зачищать катакомбы от разной нечисти, а также герои разных классов, которые раз за разом совершают вылазки в эти самые катакомбы и сражаются со злом. Вот только все эти герои — члены одной сплочённой семьи. Так что это не просто «рогалик», а целая семейная хроника, где за прокачку героических навыков отвечают бабушка и дядя.
Семейное дело
Семья Бергсонов — потомственные защитники священной горы Морта, которая является не просто центром мира для жителей окрестных деревень и земель — это настоящий символ и источник жизни, здоровья и процветания. Именно её считают хранительницей истории, легенд и магии.
Поэтому, когда некая Скверна стала пропитывать собой и заражать гору, Бергсоны делают ровно то, чего от них все и ждут, — начинают искать её источник и сражаться с разными монстрами, облепившими Морту. А мы выбираем конкретную область на карте горы, потом — кого-то из членов семьи и совершаем боевую вылазку.
Если играете в кооперативе, то сможете взять ещё кого-то — например, к папаше Бергсону добавить его дочурку. Если сумеете в этом регионе, разделённом на несколько больших областей, одолеть финального босса, то откроется новый, и история двинется дальше.
Отцы и дети
Помимо старшей дочки у отца семейства также есть младший и старший сыновья, младшая дочурка и другие родственники, которых можно отправить в бой. Все они — бойцы разных классов и разных стилей. Отец Джон дерётся не только мечом, но и щитом, которым способен отбивать атаки, а также (если выучить соответствующий навык) бить по земле и оглушать ближайших врагов. Дочка Линда лихо расстреливает всех из лука, а, например, сын Кевин очень быстро и смертоносно орудует кинжалами.
У каждого, помимо основной атаки, есть особое активное умение вроде града стрел, который обрушивает на противников Линда. Но это далеко, очень далеко не всё. Children of Morta тем и выделяется, что здесь в каждой вылазке случайно появляется огромное количество возможностей для уничтожения врагов.
Работа на усиление
В каждой области есть особые локации, где можно найти, заслужить в бою или получить в награду за решение простенькой головоломки особые усиления. Также всегда есть шанс, что они выпадут из тушки особенно сильного врага или из сундука, который мы откроем за найденные самоцветы. Так вот, усиления дают разные свойства. Это может быть ещё одно активное боевое умение, позволяющее, например, призывать мечи, которые атакуют врагов. Или что-то с постоянным действием — вокруг вас будут всё время кружиться огненные шары или рядом станет бегать дрон, расстреливающий гадов.
Кроме того, усиления способны давать дополнительные эффекты к атакам — например, расширять радиус действия града стрел или, наоборот, сужать его, но взамен усиливать урон. Или к основной атаке добавится яд, оглушение, шанс восстановить здоровье при убийстве врага, возможность отбросить противников и так далее. Есть ещё руны, которые также открывают дополнительные эффекты, но они действуют лишь в течение какого-то времени, а потом ломаются.
Нескучный «рандом»
Думаете, на этом всё? Как бы не так. Частенько встречаются святилища, которые наделяют нас временными эффектами, усиливая защиту, удачу, атаку или скорость. А могут и полностью восстановить здоровье. Всё — случайно. Поэтому тут никогда не скучно во время вылазок — неизвестно, как всё пойдёт, какие усиления, предметы и святилища найдёшь.
В одном случае часто будут выпадать зелья здоровья, мощные усиления и вы прибежите на свидание к боссу целёхоньким. А в другом — доползёте на честном слове и на одном крыле. Ведь в противовес всему тому богатству усилений для героев противники всегда атакуют толпами, их очень много, бьют они больно, а здоровье само не восстанавливается. Плюс попадаются особенно зловредные твари (это помимо боссов), которые что-то призывают, травят и колдуют.
Подарки от бабушки
Зато полностью от вас зависит прокачка. Понятно, что все герои растут в уровнях и улучшают свои умения. То есть если вы будете часто играть за отца, то он быстрее всех усилится. Другое дело, что через какое-то время он устанет и получит штраф к здоровью — придётся использовать и других. В этом тоже плюс Children of Morta — игра стимулирует пробовать разных персонажей и, соответственно, новые тактики.
Кроме того, можно прокачивать общие для всей семьи умения. Бабушка Маргарет находит в горе рунические надписи и изучает их, что позволяет улучшать такие параметры, как, скажем, мудрость (увеличивает количество получаемого опыта) или домовитость (с недругов падает больше золота). Там же есть умения, благодаря которым и руны будут крепче, и святилища эффективнее, и самоцветы станут выпадать чаще, и даже второе активное умение появится.
А дядя Бен в своей мастерской за собранное золотишко делает так, что у всех членов семьи Бергсонов увеличиваются запасы здоровья, они начинают быстрее двигаться, больнее бить, чаще наносить критический урон и так далее.
Но и это не всё. По мере того, как даже один из героев становится сильнее и набирает новые уровни, открываются общие для всех семейные черты, дающие опять же разные приятные бонусы — например, шанс, что при низком здоровье персонажа к нему на помощь придёт кто-то из родственников. И таких вариантов — огромное количество.
Семейная хроника
Но даже при всём вышеописанном, Children of Morta оставалась бы обычным «рогаликом», просто с большим количеством возможностей в сражениях и в прокачке. Однако это ведь действительно семейная хроника. Практически после каждой вылазки, даже неудачной, нам рассказывают какую-нибудь историю из жизни семьи Бергсонов — о том, к примеру, как маленький Кевин благодаря дядюшке Бену обучался искусству боя с кинжалами, а потом их за это отругала мать. Или как помогали друг другу и в радости, и в печали Джон и его жена. Или вы узнаете, что дядюшка Бен раньше много пил…
Через какое-то время мы увидим, как мать всё-таки разрешит Кевину сражаться, только попросит быть осторожнее. А ещё в библиотеке то и дело появляются новые записи из жизни Бергсонов. Так складывается действительно цельная семейная история, которая к тому же подаётся очень приятным голосом невидимого рассказчика.
Кроме того, во время зачистки подземелий в особых локациях происходят случайные события. И это может быть не только встреча с каким-нибудь торговцем или спасение ребёнка, которого нужно сопроводить к матери-беженке, но и что-то опять же связанное с Бергсонами. Например, вы найдёте убитую волчицу и скулящего рядом с ней волчонка. Если убьёте окруживших его врагов, то возьмёте животное с собой. И потом нам будут показывать, как зверёныша сначала лечили, как потом он стал настоящим членом семьи и как с ним играла младшая дочка Джона.
Кстати, базу игрока — дом Бергсонов в перерывах между вылазками нам показывают с высоты птичьего полёта. И мы всегда видим, кто и чем занят: как читает книги в библиотеке Линда или как её младшая сестра кидает своему волчонку тот самый мячик, который мы обнаружили во время одного из случайных событий.
Да что говорить, если даже такие банальности, как открытие доступа к новому герою, тут обставлены по-семейному! Например, в какой-то момент, спустившись в подземелье, вы увидите сценку, как родственники благословляют и отправляют вместе с вами в поход младшую дочурку, которая всё это время не только с волчонком играла, но и училась метать во врагов огненные шары.
Что в итоге? Безусловно, один из лучших в своём классе, оригинальный и в чём-то даже гениальный «рогалик», в котором практически нет уязвимых мест. Я ведь ещё не сказал про то, как чудесно игра выглядит и звучит и как интересно тут сражаться в кооперативе. Кто-то пишет, что локации слишком короткие, но мне так не показалось — они сбалансированные, чтобы было и не слишком много, когда ты увязаешь во врагах и развилках, и не слишком мало. Авторы Children of Morta сумели найти свой, уникальный подход в жанре, где, казалось бы, всё уже придумано. И я не исключаю (и даже надеюсь), что эта игра станет образцом для подражания для других.
Плюсы: уникальная концепция семьи героев-защитников; сюжет, который развивается и подаётся как эмоциональная и трогательная семейная хроника; масса возможностей в боевой и ролевой системах; интересные герои со своими боевыми техниками; увлекательный кооператив; красивый визуальный ряд; сказочная музыка.
Минусы: возможно, кто-то сочтёт боссов слишком лёгкими, а локации — короткими; некоторые герои могут показаться слабее других.
Лучшие комментарии
Некоторым не нравился рассазчик — но мне понравилось.
Эта хроника как-то зависит от действий игрока? Или это все тот же «обычный рогалик», но с катсценами?