Работать преподавателем в монастыре Каррег Мах не так-то просто. Здесь недостаточно лишь обучать студентов Академии офицеров — нужно выполнять всякие мелкие поручения, обедать с учениками, выращивать цветы, рыбачить, а потом руководить своими подопечными на поле боя и стараться оставить всех в живых. В такую ситуацию попал (или попала) Байлет, бродячий наёмник, главный герой масштабного приключения Fire Emblem: Three Houses, сочетающего в себе пошаговые тактические бои и социальную составляющую.
Есть три стула
Самый важный выбор здесь предлагают сделать в самом начале прохождения — три лидера факультетов просят героя присоединиться к ним и заниматься их учениками. Очаровательная Эдельгард из «Чёрных орлов», статный Димитрий из «Голубых львов», позитивный и хитроумный Клод из «Золотых оленей» — в тот момент, когда несведущий игрок с трудом понимает, на что он подписывается, он, по сути, определяет своё будущее на ближайшие полсотни часов.
Выбор влияет не только на сюжетную линию, но и на список учеников, с которыми предстоит проводить время. Хотя у факультетов есть специализации, в которых они особенно сильны (магия, ближний бой и стрельба соответственно), существенной роли это не играет — если что, можно и своих переучить, и предложить учащимся других домов перейти к вам, если они вам интересны. Куда важнее оказаться в приятной компании, но узнать поближе каждого человека на первых порах не удастся. Либо вы штудируете гайды в Интернете, либо читаете отзывы на форумах, либо идёте туда, где больше симпатичных девушек или парней, — в любом случае у каждого дома есть фанаты, так что в выборе не ошибётесь.
Для своего первого прохождения я выбрал «Чёрных орлов», руководствуясь желанием иметь в своей команде Эдельгард, и поначалу разочаровался из-за присутствия в классе ходячих стереотипов. Жутковатый брюнет, пугающий своим видом, вечно сонный студент, замкнутая девочка, которая никого не пускает в свою комнату и не выходит из неё, — надо было, наверное, идти на другой факультет. Однако чем больше времени со всеми проводишь и чем лучше их узнаёшь, тем ближе они становятся. Почти у всех есть интересные предыстории, причины, по которым они ведут себя тем или иным образом, друг с другом они общаются на разные темы — смею предположить, что в реальной жизни преподаватели так же постепенно привыкают к ученикам, даже если первое впечатление было не самым положительным.
Сюжет построен таким образом, чтобы перед каждым важным событием было достаточно времени на подготовку. В начале очередного месяца вам сообщают о задании, после этого есть несколько свободных недель, а в один из последних дней пора выдвигаться и обязательно с кем-то сражаться. Проводить время между появлением проблемы и её решением можно разными способами, и все рано или поздно предстоит испробовать.
Бездельникам не рады
Первый способ — исследовать монастырь, крупную локацию, доступ к областям которой открывается постепенно. Здесь есть столовая, куда вы приглашаете своих или чужих студентов на обед. Есть доска с побочными заданиями — простенькими поручениями с наградами за выполнение. В южной части монастыря можно сажать цветы и растения, а также ловить рыбу и покупать или чинить экипировку, в северной — петь в хоре и участвовать в турнирах. Отдельных студентов позволяют приглашать на чашку чая, чтобы побеседовать с ними, либо вы можете искать их утерянные вещи и дарить им подарки.
Часть из этого нужна для того, чтобы повышать мотивацию студентов. Чем лучше у них настроение, тем больше уроков они готовы вытерпеть. Лекции главный герой читает в будние дни, и от того, как и с кем вы провели воскресенье до этого, зависит желание учеников получать новые знания. Другая причина обращать внимание на этот элемент — укрепление связи между персонажами, что не только полезно в бою (стоящие друг рядом с другом юниты получают бонусы к характеристикам), но и открывает доступ к мини-сценкам с их участием. Их тут огромное множество, и даже не самые интересные герои раскрываются в них неожиданным образом и могут стать любимчиками.
Другой способ с пользой провести воскресенье — отправиться со студентами на бой с какими-нибудь бандитами или монстрами. Это могут быть сражения ради побочных заданий либо простые баталии, не имеющие отношения к истории, — причём на нормальном уровне сложности эти поединки можно проходить бесконечно много раз, если хочется заработать побольше уровней и улучшить характеристики своих бойцов. Случаются драки с редкими противниками, оставляющими после себя ценные предметы, а также бывают события с участием сюжетных персонажей — самые увлекательные из всей пачки, пропускать их не рекомендуется.
Наконец, вместо прогулок по монастырю и проведения боёв можно на всё наплевать и просто отдохнуть или отправиться на семинар, где Байлет и несколько студентов могут улучшить знания и в случае успеха выучить новые приёмы. Что тот, что этот вариант выглядят проигрышно на фоне остальных, однако если нет настроения заниматься чем-то более полезным, то что тут поделать. Процесс чтения лекций, кстати, тоже можно автоматизировать, а не выбирать самостоятельно дисциплины для каждого ученика. Но желательно заниматься этим лично, а то «компьютер» может неправильно понять ваши пожелания.
Социальная составляющая может показаться перегруженной, и до завершения первых нескольких глав глаза разбегаются от обилия возможностей. А заниматься всем подряд нельзя из-за сильно ограниченного количества очков активности — чем выше ваш уровень преподавателя (он выдаётся за проведение времени с учениками, рыбалку, садоводство и другие развлечения), тем больше таких действий можно выполнять. На деле же быстро приходишь к выводу, что немалая часть этих опций не так уж и важна. Мотивацию удаётся быстро поднять в столовой, там же — укрепить связи, выбрав те пары, у которых в специальном меню пока нет нужного уровня поддержки. Всякие подарки, потерянные вещи и чаепития пригодятся для выстраивания близких отношений с главным героем, но их можно игнорировать.
Сначала — мы, потом — вы
Во всех этих совместных трапезах и встречах не было бы смысла, если бы не необходимость достойно выступать во время сражений. Бои в Three Houses, как и в прошлых частях Fire Emblem, пошаговые — сначала вы совершаете ходы всеми собственными юнитами, потом то же самое делает оппонент. У любого оружия есть ограниченная долговечность, которая сокращается быстрее при использовании мощных, но более эффективных приёмов, — раздражает этот элемент не так сильно, как мог бы, благо чинящий экипировку кузнец открывает лавку довольно скоро. Магию тоже нельзя использовать бесконечно — если заклинание в инвентаре рассчитано на пять применений, пополнить запас не дадут, но сразу после окончания боя вся магия восстановится.
Помимо традиционных методов борьбы у персонажей есть привязанные к ним батальоны, которые игрок может заранее приобрести для каждого героя. Работают они по-разному: какие-то наносят сильный удар и отталкивают цель, какие-то могут наложить на союзников эффект ускорения, позволив им двигаться дальше, чем обычно. Нововведение интересное, но по большому счёту не такое уж нужное — в сражениях с людьми об этих батальонах постоянно забываешь. Зато хотя бы против монстров они оказываются более полезными, поскольку позволяют отвлечь внимание чудовища и спасти приятеля.
Помогать друг другу необходимо, если вы играете в классическом режиме, где ваши студенты при смерти погибают и исчезают из монастыря навсегда. Если же такой хардкор вам не по душе, всегда доступен «казуальный» режим, где после драки все остаются целыми и невредимыми. Однако и в «классике» вы вряд ли кого-то лишитесь (хотя всегда есть шанс, что кто-то вас будет так раздражать, что вы решите специально отправить его в толпу бандитов) — в Three Houses есть всепрощающая система перемотки времени, заряды которой увеличиваются по мере прохождения. Не туда поставили юнита, на нём сфокусировались все враги, он погиб — нажимаете на одну кнопку и возвращаетесь на десять действий назад, чтобы отвести его подальше.
Легко, но приятно
Из-за этого нет ощущения, что ты боишься за судьбу студентов, что один неверный шаг может всё испортить. Конечно, без такой системы ничто не мешало бы просто выключать игру и загружать последнее сохранение, но всё же между двумя режимами в итоге нет никакой существенной разницы. Да и в целом игра на нормальном уровне сложности чрезвычайно лёгкая (впрочем, к высокому игроки предъявляют те же претензии) — трудности возникают лишь в финальной трети. А очень сложный режим планируют добавить позднее — любителям подолгу размышлять над каждым шагом стоит подождать, ведь сложность увеличивать по ходу прохождения нельзя — только понижать.
В то же время это не умаляет достоинств, которыми игра буквально переполнена. Ко всем ученикам так привязываешься, что начинаешь радоваться их успехам: следишь за уровнями их специализаций, отправляешь их на экзамены, выбираешь более продвинутые классы и возишься с их списками особых умений. Стараешься не упускать шанса подружить тех или иных студентов — не для улучшения характеристик на поле боя (с нынешними уровнями сложности это не так важно), а для просмотра очередной забавной сценки. Да и выбирать лекции не наскучивает, хотя до релиза казалось, что желание поручить всё игре трудно будет перебороть.
Масштабность Three Houses не перестаёт поражать с каждой новой главой. Не могу с ходу вспомнить хоть один момент, когда какая-нибудь реплика не была озвучена, — все герои (кроме Байлета — он почти всегда молчит) проговаривают свои фразы, даже какому-нибудь охраннику монастыря есть что сказать протагонисту. Вдобавок после каждого крупного события все персонажи могут дать по поводу случившегося комментарий, и это не какая-то пустая фраза, а три или четыре реплики. Всё это делает мир игры потрясающе живым, поэтому интерес не угасает даже во время однообразных пробежек между сюжетными главами. В результате нет такого, что спустя десять часов ты путаешься в именах и названиях, — всё подаётся максимально понятно.
Ну а вишенка на торте — тот факт, что Three Houses непременно захочется пройти ещё хотя бы раз, а то и два. Да, студентов можно переманивать с чужих факультетов на свой, но всё равно узнать все чужие классы получше и полностью вникнуть в сюжетную линию так не удастся — в «Новой игре +» и подробности дополнительные узнаешь, и на знакомых героев с другой стороны посмотришь, да и сюжет у всех домов идёт в совершенно разных направлениях. О новой Fire Emblem можно говорить долго — она огромна, амбициозна (местами даже слишком) и непременно будет занимать первые строчки в списке лучших эксклюзивов Switch.
Плюсы: десятки абсолютно разных персонажей, с которыми приятно проводить время; три захватывающие сюжетные линии с уникальными концовками; тонна забавных и серьёзных сценок с участием героев, ради которых хочется налаживать их отношения; увлекательная (пусть и не до конца доработанная) социальная составляющая; интересные сражения в кампании и побочных заданиях, связанных с сюжетными персонажами; бои в классическом режиме не вызывают стресса благодаря возможности отмотать время; впечатляющая реиграбельность; все диалоги полностью озвучены.
Минусы: сложности в боях возникают очень редко; некоторые социальные элементы не очень-то полезны; молчаливый главный герой иногда выглядит нелепо.
Лучшие комментарии
А в целом, отличный обзор, по совершенно прекрасной игре! На неделю просто из жизни выпал, пока все не прошел, еле отрывался от нее. Теперь можно и за 3ДС-части засесть, для ознакомления)
Абсолютно согласен, играл в первый раз в игру серии ФЕ, поставил нормал и прям очень легко все шло. Наверно последние только миссии 3-4 были относительно сложными, когда полно Монстров было на карте.
Я очень люблю Персону 5 и это моя первая ФЕ — зашло просто на ура, и социальная часть в игре отличная и даже покруче Персоновской. Ну и геймплейно она очень и очень хорошая