6 августа 2019 6.08.19 41 61K

Fire Emblem: Three Houses: Обзор

Играл на Nintendo Switch

Работать преподавателем в монастыре Каррег Мах не так-то просто. Здесь недостаточно лишь обучать студентов Академии офицеров — нужно выполнять всякие мелкие поручения, обедать с учениками, выращивать цветы, рыбачить, а потом руководить своими подопечными на поле боя и стараться оставить всех в живых. В такую ситуацию попал (или попала) Байлет, бродячий наёмник, главный герой масштабного приключения Fire Emblem: Three Houses, сочетающего в себе пошаговые тактические бои и социальную составляющую.

 

Есть три стула

Самый важный выбор здесь предлагают сделать в самом начале прохождения — три лидера факультетов просят героя присоединиться к ним и заниматься их учениками. Очаровательная Эдельгард из «Чёрных орлов», статный Димитрий из «Голубых львов», позитивный и хитроумный Клод из «Золотых оленей» — в тот момент, когда несведущий игрок с трудом понимает, на что он подписывается, он, по сути, определяет своё будущее на ближайшие полсотни часов.

Выбор влияет не только на сюжетную линию, но и на список учеников, с которыми предстоит проводить время. Хотя у факультетов есть специализации, в которых они особенно сильны (магия, ближний бой и стрельба соответственно), существенной роли это не играет — если что, можно и своих переучить, и предложить учащимся других домов перейти к вам, если они вам интересны. Куда важнее оказаться в приятной компании, но узнать поближе каждого человека на первых порах не удастся. Либо вы штудируете гайды в Интернете, либо читаете отзывы на форумах, либо идёте туда, где больше симпатичных девушек или парней, — в любом случае у каждого дома есть фанаты, так что в выборе не ошибётесь.

Для своего первого прохождения я выбрал «Чёрных орлов», руководствуясь желанием иметь в своей команде Эдельгард, и поначалу разочаровался из-за присутствия в классе ходячих стереотипов. Жутковатый брюнет, пугающий своим видом, вечно сонный студент, замкнутая девочка, которая никого не пускает в свою комнату и не выходит из неё, — надо было, наверное, идти на другой факультет. Однако чем больше времени со всеми проводишь и чем лучше их узнаёшь, тем ближе они становятся. Почти у всех есть интересные предыстории, причины, по которым они ведут себя тем или иным образом, друг с другом они общаются на разные темы — смею предположить, что в реальной жизни преподаватели так же постепенно привыкают к ученикам, даже если первое впечатление было не самым положительным.

Сюжет построен таким образом, чтобы перед каждым важным событием было достаточно времени на подготовку. В начале очередного месяца вам сообщают о задании, после этого есть несколько свободных недель, а в один из последних дней пора выдвигаться и обязательно с кем-то сражаться. Проводить время между появлением проблемы и её решением можно разными способами, и все рано или поздно предстоит испробовать.

Улучшая отношения между героями, можно узнать о них много нового.
Улучшая отношения между героями, можно узнать о них много нового.

Бездельникам не рады

Первый способ — исследовать монастырь, крупную локацию, доступ к областям которой открывается постепенно. Здесь есть столовая, куда вы приглашаете своих или чужих студентов на обед. Есть доска с побочными заданиями — простенькими поручениями с наградами за выполнение. В южной части монастыря можно сажать цветы и растения, а также ловить рыбу и покупать или чинить экипировку, в северной — петь в хоре и участвовать в турнирах. Отдельных студентов позволяют приглашать на чашку чая, чтобы побеседовать с ними, либо вы можете искать их утерянные вещи и дарить им подарки.

Часть из этого нужна для того, чтобы повышать мотивацию студентов. Чем лучше у них настроение, тем больше уроков они готовы вытерпеть. Лекции главный герой читает в будние дни, и от того, как и с кем вы провели воскресенье до этого, зависит желание учеников получать новые знания. Другая причина обращать внимание на этот элемент — укрепление связи между персонажами, что не только полезно в бою (стоящие друг рядом с другом юниты получают бонусы к характеристикам), но и открывает доступ к мини-сценкам с их участием. Их тут огромное множество, и даже не самые интересные герои раскрываются в них неожиданным образом и могут стать любимчиками.

Другой способ с пользой провести воскресенье — отправиться со студентами на бой с какими-нибудь бандитами или монстрами. Это могут быть сражения ради побочных заданий либо простые баталии, не имеющие отношения к истории, — причём на нормальном уровне сложности эти поединки можно проходить бесконечно много раз, если хочется заработать побольше уровней и улучшить характеристики своих бойцов. Случаются драки с редкими противниками, оставляющими после себя ценные предметы, а также бывают события с участием сюжетных персонажей — самые увлекательные из всей пачки, пропускать их не рекомендуется.

Наконец, вместо прогулок по монастырю и проведения боёв можно на всё наплевать и просто отдохнуть или отправиться на семинар, где Байлет и несколько студентов могут улучшить знания и в случае успеха выучить новые приёмы. Что тот, что этот вариант выглядят проигрышно на фоне остальных, однако если нет настроения заниматься чем-то более полезным, то что тут поделать. Процесс чтения лекций, кстати, тоже можно автоматизировать, а не выбирать самостоятельно дисциплины для каждого ученика. Но желательно заниматься этим лично, а то «компьютер» может неправильно понять ваши пожелания.

Игра всегда подскажет, кто какие блюда любит больше всего.
Игра всегда подскажет, кто какие блюда любит больше всего.

Социальная составляющая может показаться перегруженной, и до завершения первых нескольких глав глаза разбегаются от обилия возможностей. А заниматься всем подряд нельзя из-за сильно ограниченного количества очков активности — чем выше ваш уровень преподавателя (он выдаётся за проведение времени с учениками, рыбалку, садоводство и другие развлечения), тем больше таких действий можно выполнять. На деле же быстро приходишь к выводу, что немалая часть этих опций не так уж и важна. Мотивацию удаётся быстро поднять в столовой, там же — укрепить связи, выбрав те пары, у которых в специальном меню пока нет нужного уровня поддержки. Всякие подарки, потерянные вещи и чаепития пригодятся для выстраивания близких отношений с главным героем, но их можно игнорировать.

Сначала — мы, потом — вы

Во всех этих совместных трапезах и встречах не было бы смысла, если бы не необходимость достойно выступать во время сражений. Бои в Three Houses, как и в прошлых частях Fire Emblem, пошаговые — сначала вы совершаете ходы всеми собственными юнитами, потом то же самое делает оппонент. У любого оружия есть ограниченная долговечность, которая сокращается быстрее при использовании мощных, но более эффективных приёмов, — раздражает этот элемент не так сильно, как мог бы, благо чинящий экипировку кузнец открывает лавку довольно скоро. Магию тоже нельзя использовать бесконечно — если заклинание в инвентаре рассчитано на пять применений, пополнить запас не дадут, но сразу после окончания боя вся магия восстановится.

Помимо традиционных методов борьбы у персонажей есть привязанные к ним батальоны, которые игрок может заранее приобрести для каждого героя. Работают они по-разному: какие-то наносят сильный удар и отталкивают цель, какие-то могут наложить на союзников эффект ускорения, позволив им двигаться дальше, чем обычно. Нововведение интересное, но по большому счёту не такое уж нужное — в сражениях с людьми об этих батальонах постоянно забываешь. Зато хотя бы против монстров они оказываются более полезными, поскольку позволяют отвлечь внимание чудовища и спасти приятеля.

Помогать друг другу необходимо, если вы играете в классическом режиме, где ваши студенты при смерти погибают и исчезают из монастыря навсегда. Если же такой хардкор вам не по душе, всегда доступен «казуальный» режим, где после драки все остаются целыми и невредимыми. Однако и в «классике» вы вряд ли кого-то лишитесь (хотя всегда есть шанс, что кто-то вас будет так раздражать, что вы решите специально отправить его в толпу бандитов) — в Three Houses есть всепрощающая система перемотки времени, заряды которой увеличиваются по мере прохождения. Не туда поставили юнита, на нём сфокусировались все враги, он погиб — нажимаете на одну кнопку и возвращаетесь на десять действий назад, чтобы отвести его подальше.

Красные линии указывают, кого планируют атаковать враги, ещё до окончательного перемещения вашего героя.
Красные линии указывают, кого планируют атаковать враги, ещё до окончательного перемещения вашего героя.

Легко, но приятно

Из-за этого нет ощущения, что ты боишься за судьбу студентов, что один неверный шаг может всё испортить. Конечно, без такой системы ничто не мешало бы просто выключать игру и загружать последнее сохранение, но всё же между двумя режимами в итоге нет никакой существенной разницы. Да и в целом игра на нормальном уровне сложности чрезвычайно лёгкая (впрочем, к высокому игроки предъявляют те же претензии) — трудности возникают лишь в финальной трети. А очень сложный режим планируют добавить позднее — любителям подолгу размышлять над каждым шагом стоит подождать, ведь сложность увеличивать по ходу прохождения нельзя — только понижать.

В то же время это не умаляет достоинств, которыми игра буквально переполнена. Ко всем ученикам так привязываешься, что начинаешь радоваться их успехам: следишь за уровнями их специализаций, отправляешь их на экзамены, выбираешь более продвинутые классы и возишься с их списками особых умений. Стараешься не упускать шанса подружить тех или иных студентов — не для улучшения характеристик на поле боя (с нынешними уровнями сложности это не так важно), а для просмотра очередной забавной сценки. Да и выбирать лекции не наскучивает, хотя до релиза казалось, что желание поручить всё игре трудно будет перебороть.

Масштабность Three Houses не перестаёт поражать с каждой новой главой. Не могу с ходу вспомнить хоть один момент, когда какая-нибудь реплика не была озвучена, — все герои (кроме Байлета — он почти всегда молчит) проговаривают свои фразы, даже какому-нибудь охраннику монастыря есть что сказать протагонисту. Вдобавок после каждого крупного события все персонажи могут дать по поводу случившегося комментарий, и это не какая-то пустая фраза, а три или четыре реплики. Всё это делает мир игры потрясающе живым, поэтому интерес не угасает даже во время однообразных пробежек между сюжетными главами. В результате нет такого, что спустя десять часов ты путаешься в именах и названиях, — всё подаётся максимально понятно.

Критический урон, когда его не ждёшь, не перестаёт радовать.

Ну а вишенка на торте — тот факт, что Three Houses непременно захочется пройти ещё хотя бы раз, а то и два. Да, студентов можно переманивать с чужих факультетов на свой, но всё равно узнать все чужие классы получше и полностью вникнуть в сюжетную линию так не удастся — в «Новой игре +» и подробности дополнительные узнаешь, и на знакомых героев с другой стороны посмотришь, да и сюжет у всех домов идёт в совершенно разных направлениях. О новой Fire Emblem можно говорить долго — она огромна, амбициозна (местами даже слишком) и непременно будет занимать первые строчки в списке лучших эксклюзивов Switch.

Плюсы: десятки абсолютно разных персонажей, с которыми приятно проводить время; три захватывающие сюжетные линии с уникальными концовками; тонна забавных и серьёзных сценок с участием героев, ради которых хочется налаживать их отношения; увлекательная (пусть и не до конца доработанная) социальная составляющая; интересные сражения в кампании и побочных заданиях, связанных с сюжетными персонажами; бои в классическом режиме не вызывают стресса благодаря возможности отмотать время; впечатляющая реиграбельность; все диалоги полностью озвучены.

Минусы: сложности в боях возникают очень редко; некоторые социальные элементы не очень-то полезны; молчаливый главный герой иногда выглядит нелепо.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Fire Emblem: Three Houses

Платформа
NSW
Жанры
Дата выхода
26 июля 2019
194
4.4
91 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Имхо, пройдёт ещё немного времени и японцы останутся единственными разрабами, что способны выдать что-то действительно стоящее в плане игр
За Черных Орлов одобряю!)

А в целом, отличный обзор, по совершенно прекрасной игре! На неделю просто из жизни выпал, пока все не прошел, еле отрывался от нее. Теперь можно и за 3ДС-части засесть, для ознакомления)

Да и в целом игра на нормальном уровне сложности чрезвычайно лёгкая — трудности возникают лишь в финальной трети.

Абсолютно согласен, играл в первый раз в игру серии ФЕ, поставил нормал и прям очень легко все шло. Наверно последние только миссии 3-4 были относительно сложными, когда полно Монстров было на карте.
Согласен. Вроде играю, играю, и тут в файлах сохранения замечаю «Как уже 40 часов!?».Тоже за Орлов начал, правда, не из-за Эдельгард, а потому что магию в играх люблю.
Нинтендо сама все спойлерит своими рекламами
Если Persona 5 понравилась, эта зайдет? И нужно ли играть в прошлые части или так же как с персоной, прекрасно играется отдельно от всего?
Ну Марио там частей куча на все вкусы. С эксклюзивов я бы посоветовал Смэш Брос (очень фановый файтинг, который довольно легко освоить), Xenoblade и Cadence of Hyrule. Совсем скоро туда выкатят Astral Chain от платинумов и Daemon X Machina. В остальном туда перенесли очень много портов, в частности, там есть практически все популярные рогалики (от айзека до спайра).
Да, на пути Черных Орлов будет дополнительный выбор стороны
Еще в конце августа выходят Astral chain и Daemon X Machina.
Эх, не с моим английским:(
Прекрасно играется отдельно.
Я очень люблю Персону 5 и это моя первая ФЕ — зашло просто на ура, и социальная часть в игре отличная и даже покруче Персоновской. Ну и геймплейно она очень и очень хорошая
Все части фе идут независимо друг от друга. Если это конечно не продолжение как было на вии. Если проходил персону то точно понравится. Только битвы работают совсем по другому. А так почти то же самое
Бой со святой черепахой исключительно потому что она всегда отвечает на атаку и обладает в общей сумме ~500 хп
Вместе с игрой можешь взять свич меньше чем за 20к
Зельда точно маст хев. Байонетта 1,2 если нравится. Сплатун 2, супер смеш брос, ксеноблейд, это из достпюупных сейчас. Позже можно взять анимал кроссинг, покемонов, метройд прайм 4(модет ещё и трилогию перенесут). И многие мультипдатформы тоже неплохо заходят. Мунлайтер и полого рыцаря прохожу на свиче
если память не изменяет, название сложностей — косяк локализации начиная с «хром проснись» и в японской версии норма называется легким.
Взял игру на старте в эльдорадо за 2800, доволен. Хотя это по сути первая моя игра подобного жанра. И конечно же очень не хватает русского языка.
С одной стороны, я не большой любитель данного жанра, с другой, из всех тактических рпг что я играл, прошел до конца только Fire Emblem на 3ds. В итоге решил, что все же не стоит брать это… Но данный обзор изменил мое решение — беру!)
Блин, интернет удивителен. Я даже не знаю, как вы выглядите и как вас зовут, но именно вы подтолкнули меня на скорую покупку свича) Сейчас сижу и играю в Fire Emblem. Вообщем спасибо.
Читай также