6 июня 2019 6.06.19 30 29K

Void Bastards: Обзор

Авторы Void Bastards говорят, что создавали игру «под влиянием шедевров BioShock и System Shock 2», — и тем самым вводят публику в некоторое заблуждение. Да, лидер студии Blue ManchuДжонатан Чей (Jonathan Chey), один из сооснователей Irrational Games, которая, как известно, имела самое прямое отношение к вышеназванным шедеврам. И да, в Void Bastards тоже есть звездолёт, разумный ИИ, космос и шутер с видом от первого лица. Но это всё-таки не мрачный научно-фантастический хоррор-экшн про напряжённое исследование корабля и не «иммёрсив-сим» про погибшую антиутопию, а весёлый, нарисованный в стиле комикса, но при этом достаточно хардкорный «рогалик» про выживание. И он хорош сам по себе — безо всяких сравнений и ассоциаций.

 

Герои сухих смесей

Если уж продолжать говорить о ближайших источниках вдохновения, то надо сразу вспомнить FTL: Faster Than Light. В Void Bastards мы управляем космическим судном, которое движется по звёздной карте из сектора в сектор, по пути натыкаясь на другие корабли, торговые станции, на пиратов, которые будут преследовать нас и брать на абордаж, на какие-то обломки или полезные ресурсы, на чёрные дыры, перебрасывающие в случайное место, на бомбы, взрывающие или нас, или всё вокруг, — и даже на межпространственных китов, способных запросто сожрать нашу посудину.

Если точнее, управляем кораблём не мы, а забавный ИИ по имени BACS, само же судно — этакий ковчег, на котором перевозят заключённых. Причём перевозят в виде… сухой смеси. На судно напали пираты и вывели из строя сверхсветовой привод — теперь нужно пробиться сквозь просторы Саргассовой туманности и собрать всё необходимое, чтобы снова запустить его.

Сам ИИ сделать этого не может — банально нет ручек и ножек. Поэтому он освобождает (а точнее, регидрирует из смеси) одного из зэков, выдаёт ему паёк из предметов первой необходимости и даёт поручения в духе «Изготовь сначала поддельную карту гражданина, чтобы мы могли совершать авторизованные операции». А когда всё сделано, сообщает, что в награду срок заключения будет снижен на 16 дней — и это, дескать, заметно сократит срок за подделку карты гражданина. «Теперь её нужно зарегистрировать, но на авторизованном компьютере заключённый работать не может, поэтому найди детали для сборки нового компа, и про колёсико от мышки не забудь», — сообщает BACS, после чего наш герой обессиленно роняет голову на стол.

Да, вот такая тут бюрократия и такой юморной ИИ. Озвучивал его, кстати, тот же актер, что дал голос рассказчику из The Stanley Parable, поэтому, будьте уверены, улыбаться в Void Bastards вы будете не раз и не два.

Так выглядит периферическая слепота.
Так выглядит периферическая слепота.

Очумелые ручки

Впрочем, когда речь заходит о выживании, становится уже не до смеха. Void Bastards — достаточно жёсткая игра, ориентированная на постоянный сбор ресурсов и крафт. В первую очередь нужны топливо и еда — они тратятся на каждый ход, когда корабль перемещается к следующей точке на звёздной карте. Кроме того, придётся собирать самые разные предметы для изготовления экипировки, оружия, разных улучшений и гаджетов. Их мы находим в основном на кораблях, куда можно высаживаться, чтобы начался шутер и стелс с видом от первого лица.

Крафт тут тотальный. Хотите, чтобы в жилых отсеках кораблей попадались патроны для пистолета, — изготовьте один апгрейд, а вот чтобы находить скрепки для дыродела (есть тут и такая пушка), нужен другой. Хотите бронежилет, увеличенный боезапас, защиту от радиации, возможность взламывать турели — будьте добры, найдите, соберите и пожалуйте к верстаку. И практически всё это ещё нужно апгрейдить.

Помимо ключевых деталей (лампочек, подносов, жестянок, компрессоров, разных книг и руководств, даже клизм) мы также собираем всякий мусор — батарейки, ручки, перфокарты и оторванные пальцы врагов. Потом это всё перерабатываем, а из сырья опять же делаем те самые детали. Чтобы облегчить поиск нужных ресурсов, можно включить локатор, указывающий, где находится необходимый предмет. Но что сначала придётся сделать? Правильно, найти детали для изготовления этого самого локатора.

На абордаж!

Основные события, как вы уже поняли, разворачиваются на кораблях разных типов — где-то много еды и деталей, но также полно врагов и турелей, где-то есть медицинские автоматы, восстанавливающие здоровье, или дефицитные варп-ключи, но там всё может быть залито маслом, на котором герой постоянно скользит. И почти везде камеры — попав в их объектив, вы рискуете активировать очень опасного охранного робота.

Возвращаться назад на карте нельзя.
Возвращаться назад на карте нельзя.

Кроме того, бывает отключено питание — приходится сначала его восстанавливать, потом нестись на капитанский мостик и загружать более подробную карту, указывающую, где находится драгоценная деталь для апгрейда пушки «Клепало», стреляющей градом заклёпок. Хотя лучше не бежать — шум привлекает внимание разномастных врагов. Поэтому частенько приходится передвигаться присев, стрелять ядовитыми шипами, которые травят, но не привлекают внимания, или отвлекать противников с помощью робокошки, взрывающейся при уничтожении. Я же говорю, тут весело.

Но зачастую другого выбора, кроме как бежать, нет — запасы кислорода ограниченны, а восполнить их можно только у специальных автоматов где-нибудь на другом конце судна. Там же за местную валюту — стимулы разрешают временно увеличить запасы кислорода. То же самое, кстати, можно проделать и со здоровьем на медицинских станциях. А стимулы, помимо всего прочего, нужны, чтобы открыть какие-нибудь запертые шкафчики и получить вожделенную клейкую ленту для апгрейда вашего шокера.

Следи за собой, будь осторожен!

В итоге каждая высадка — это всегда чёткое планирование. Тут я сначала подключу питание, вот через эти двери попаду в комнату охраны и временно выведу из строя турели, потом пойду в этот коридор и до мостика. Или нет, сначала лучше забежать сюда и пополнить запасы кислорода? Ага, а вот тут можно заглянуть в судовую столовую и попить там чайку — он даёт временное усиление урона. И не забываем закрывать за собой двери, ведь некоторые противники не умеют их открывать. А ещё лучше сначала туда бросить заряд живодёра, который взрывается при приближении, — Void Bastards поощряет творческий подход к уничтожению противников.

Планирование — залог успеха, но тут всегда что-то может пойти не так, особенно если учесть, что по умолчанию расположение противников на карте не отображается. И в особо опасных ситуациях приходится драпать со всех ног, лишь бы донести трофеи до заветного шлюза и сбежать с награбленным. Не раз и не два на честном слове и на одном крыле я убегал, испытывая искреннюю радость и азарт от того, что да, я это, блин, сделал!

Внешне всё это очень похоже на старенький шутер XIII.
Внешне всё это очень похоже на старенький шутер XIII.

Чем дальше, тем глубже мы погружаемся в слои Саргассовой туманности, а там становится всё сложнее и сложнее — приходится заниматься серьёзным планированием уже на глобальной карте. Нужно прокладывать маршрут так, чтобы избегать пиратов, бомб, «межпространственных китов» и прочих опасностей. Топлива же осталось на один ход, без него корабль будет дрейфовать, а мы — терять здоровье и еду. А беспощадный «рандом» определил, что вон на том корабле много пищи, но нет питания и не работает мини-карта, а на этом есть медотсек, но много мест под током и где-то по коридорам бродит босс. Куда отправиться?

Каждый человек — особенный!

В такой ситуации всегда выходить сухим из воды и убегать с врагами на хвосте не получится. Наш юморной ИИ сам говорит, что смерть — обычная процедура. На смену погибшему он реанимирует нового зэка. В Void Bastards новый персонаж не начинает всё заново — все изготовленные предыдущим товарищем предметы и апгрейды сохраняются (ну, кроме запаса еды, топлива и боеприпасов), и все выполненные сюжетные задания тоже — мы продолжим историю с места, где остановились.

Самое же интересное, что новый герой всегда получает уникальные черты. У одного — ограниченное периферическое зрение; у другого — загребущие руки, позволяющие собирать ближайшие предметы самостоятельно, но из-за врождённой рассеянности он не способен оценить здоровье врагов; у третьего есть черта «Техник», открывающая все опасности на карте, но он много курит и потому обладает маленьким запасом кислорода.

На некоторых кораблях есть генные станции, которые за энную сумму могут удалить плохую особенность или наделить нас хорошей. Кроме того, на карте периодически встречаются генные аномалии, которые в случайном порядке меняют набор личностных характеристик очередного героя — и не всегда в лучшую сторону.

Умереть тут можно очень быстро.

А вот у самой Void Bastards черта одна — врождённая способность увлекать. Это одна из самых крутых инди-игр этого года — и стильная, и весёлая, и сложная, и интересная, построенная на чужих идеях, но творчески переработавшая их и снабдившая собственными деталями и юмором. Да, тут есть ещё одна особенность всех «рогаликов» — чем дальше и сложнее, тем больше гринда и повторения, которое, как известно, мать учения. Но благодаря тому, что каждая вылазка — это всегда горючая смесь из планирования, экшена и стелса, а каждый новый герой может случайно стать полуслепым жадиной, заскучать тут очень трудно. Хотя ввести побольше видов врагов и случайных событий на карте всё же не помешало бы.

Плюсы: увлекательный игровой процесс, совмещающий идеи самых разных игр и смешивающий их с собственными наработками; оригинальный ироничный сеттинг; более чем уместный юмор; уморительный ИИ по имени BACS; приличный арсенал оружия, предметов и гаджетов; картинка в стиле комиксов; прекрасная работа со звуком.

Минусы: хотелось бы больше разнообразных противников и ситуаций на глобальной карте; гринд местами начинает утомлять.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Void Bastards

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
29 мая 2019
368
3.8
181 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Хех, всё больше рогаликов. А как же удобная система сейвов… Я понимаю, почему они делаются, но я не получаю определенного удовольствия от таких игр. Точнее сказать — есть определенный дискомфорт.
Края — это свободное место между изображениями в комиксе. На самом деле, все не так плохо, как может казаться. Во время процесса на них внимание не обращаешь.
Определённый дискомфорт в самой их сути заложен. Сама идея рогаликов о сложном мире и постоянном переигрывании, выборе наименьшего зла из разных вариантов и т.п. Не нравится, не играй, другого не могу посоветовать. Мне вот гонки не особо нравятся. Да, они наверняка хорошие, интересные, бывают разные, но мне быстро надоедает.
Всегда.
Игра сделана в виде комикса.
Т.Е. при выстрелах в противника, надниси аля «бах- бах» или слышимость из соседней комнаты «Топ- топ».
Замечательная игра, а настыке, System Shock, FTL и графического стиля Борды.
Единственное, как подметил автор, это мало разнообразия в окружении, а именно на самих кораблях.
Что быстро навивает скуку, если зачищать корабли, а не брать нужный предмет и далее лететь по сюжету.
Я, конечно, что-то не понял, но вот эти белые рамки по краям это навсегда или в настройках выключается? Не очень люблю такие штуки а-ля, виньетирование, бордюры и т.п. по краям.
Да как бы комиксное ба-бах и прочее эт норм, а вот края. Ну да ладно. Будем считать, что на время игры дебафф отнимает пару дюймов от монитора. Рандом негодный… ;)
Знаешь, с другой стороны, наоборот бы советовал поиграть. Сама идея реиграбельности она ведь не принадлежит рогаликам, да и сейчас половину игр так назвать можно. Так что пробуй, изучай, может найдёшь что-то по вкусу, чем сразу клеймить что-то и обходить стороной.
Mount&blade и Battle Brothers как менеджеры отряда и игры про путешествие, Binding of Isaac и Enter the Gungeon про новые и новые забеги. Разные олдовые рогалики типа ADOM или Cataclysm: Dark Days Ahead, у них вполне есть версии с графикой, а управление не такое сложное, как многие пытаются показать. Rogue Legacy, наверно, не буду советовать, она как Dead Cells, но без гладкого управления. Dungeon of Dredmor, может? Красивая побегушка про кач в данже, огромное число вещей для крафта и разная процедурная генерация. И юмор.
Rimworld поиграй, это вообще стратегия с непрямым управлением (но приказы отдавать можно). Это не к рогаликам, это больше про менеджмент и интересные истории.
Darkest Dungeon один из самых сложных рогаликов, есть представители проще и не менее интереснее. Например FTL: Faster Than Light — рандом там тоже способен убить, но не так… безвозвратно с убийством десятков часов геймплея как в DD.
А вообще «недотянуть» мышкой в игре где не надо спешить довольно уморительно :P
В динамике всё поярче выглядит. Плюс к тому — никто не мешает настроить яркость в настройках.
У меня 20 часов заняла на нормале с полными улучшениями.
По факту — на 10-15 часов должно засосать.

Есть еще различные режимы с ограничениями (недавно вышел мод — только пласмассовая лажка на всю игру)
Хз, по началу тупил и вполне себе на нормале тяжко бывает. Особенно, если корабли не скипать и не отжираться по 5 дней для хп.
Оружие весьма разнообразное, везде используется свое, но тот же разлом я вообще не понял нафига нужен (если есть имбошифратор или стан пушка).
Ну и чисто от себя — на высоких слоях начинать за нового перса — ад и боль, ибо патроны дают рандомно и часто фигню (но, если знать самые сильные пушки и только их открывать, то проблем быть не должно)…
Порекомендую играть на высоком уровне сложности. Играл на нормале, игра быстро превратилась в рутину. Зайти на корабль -> к мостику -> запылисосить корабль -> выйти из корабля -> повторить
Не нравится, не играй, другого не могу посоветовать.
Я в начале написал:
Хех, всё больше рогаликов
Это и так понятно, я почти и не играю в рогалики. Это, так сказать, в дополнение к уходу от сингла к коопу и мультиплееру, а тут еще и рогалики. С каждым годом, всё больше игр, в которые я не играю. Возможно это даже к лучшему.
Охрененная игруля, ребят! Завлекает так, что с трудом выходишь с неё))))
Да, играл. В Стимгифте выиграл Даркест Данджеон. 9 часов наиграл и удалил. Случайно, против босса чуть мышкой недотянул до нужного действия и всё, все трупы. Казна пустая, другие герои в панике или же очень слабые. Да, последнее не так страшно, это челендж, я не спорю. Но 9-ти часовая игра накрылась, что я мискликнул — это не для меня. Если к ДедСелл я вернусь позже, то к ДаркестДанджеон — сомневаюсь.
Чет темновато слишком… Глаза быстро устанут и начнут болеть.
насчёт одного соглашусь — с виньеткой перегнули малёха
Читай также