Компания SNK известна не только своими героинями, которые любят драться в людных местах почти без одежды, но и кучей аркадной классики. Нашим соотечественникам ближе, наверное, те проекты, что выходили в 90-х, — автоматы с The King of Fighters или Metal Slug кучно стояли в «Детских мирах», пионерских лагерях и первых торговых центрах постcоветского пространства. Но вот в юбилейный сборник к своему сорокалетию японцы собрали два с половиной десятка игр из более ранней эпохи — 80-х. Подборка неожиданная, но, наверное, в ней есть какая-то ценность?
Лихие восьмидесятые
Всего в SNK 40th Anniversary Collection входят 24 игры, но так как у некоторых по две версии — аркадная и консольная, всего набегает аж 32 произведения. Они охватывают в основном 80-е: лишь один релиз состоялся в 1979-м, а ещё один — в 1990-м. Но что важнее, они почти неизвестны у нас — разве что заставшие эпоху Dendy должны помнить Guerrilla War с Че Геварой на заставке, жутко тормозной боевик про двойников Джона Рэмбо Ikari Warriors, приключенческую «бродилку» Crystalis и платформер Athena о девочке в доспехах. Для меня, собственно, они и представляли главную ценность.
Остальная пачка не предлагает сильного разнообразия или каких-то прорывов. В лихих аркадах того времени люди рубились в шутеры — чаще всего космические или «беги-стреляй» с видом сверху. Ни одного чистого платформера, кроме Athena, и ни одной сложной, разнообразной «бродилки», кроме Crystalis, сюда не положили. Есть интересные образчики использования двух стиков: симулятор тенниса Paddle Mania, симулятор машины с руками (и ртом) Munch Mobile. Есть файтинги — но далёкие по качеству от того, что SNK делала в 90-e. Есть даже интерактивный тир про зомби, которым нелегко управлять с геймпада.
Лучшими из неизвестных мне оказались всё же те игры, где надо стрелять. Это очень красивые даже сейчас Prehistoric Isle и Bermuda Triangle, а также совмещающая боевик и платформер Psycho Soldier с вокальным саундтреком.
Правда, даже в тех играх, что мне понравились, была нехилая ложка дёгтя в виде нечеловеческой сложности. Я честно проникся примитивным шутером Ozma Wars 1979 года. Он в чём-то скопирован с моей любимой Space Invaders и предлагает просто отстреливать орды инопланетян, приближающихся сверху. Но уже к третьему этапу стало ясно, что без дополнительных «улучшайзеров» пройти его просто невозможно. Противники атаковали таким роем снарядов, что продвигаться получалось лишь за счёт моментального сохранения и перемотки (об этих функциях позже). Не прошло и часа, как приятная игра превратилась в пытку. Это, наверное, самый жёсткий пример — в более современных проектах хардкор несколько слабее. Но я всё-таки эксперт в ретро, проходящий десяток старых игр в год, а обычные современные геймеры не всегда будут готовы к сложности, направленной на вытряхивание монет из посетителей аркад.
Музей работает круглосуточно
Зато подводка ко всем этим престарелым забавам сделана ну просто гениально. В меню 40th Anniversary Collection есть пункт Museum, где можно узнать о каждой игре, выпущенной компанией с 1978-го по 1990-й годы. Как о тех, что вошли в сборник, так и о многих других. Например, о Mechanized Attack, рельсовом тире с похожим на Шварценеггера человеком на обложке, — её вы тоже можете помнить по версии для Dendy. Или про Satomi Hakkenden, абсолютно нетипичную для компании RPG в стиле Dragon Quest, не выходившую на Западе. Или про необычный гибрид маджонга и «арканоида» Jongbou, где за победу открывались картинки с девушками во фривольных позах.
Подача материала простая: снимки экрана, фотографии автоматов и рекламных плакатов дополнены интересными и содержательными комментариями. Нам расскажут, что такого особенного в каждом мелком проекте, даже если этих особенностей наберётся на пять пикселей. Только изучая эти семь десятков презентаций, можно провести несколько очень увлекательных часов — больше, чем обычно проводишь в настоящем музее. И такая экскурсия делает своё дело — узнав больше о том, как SNK пришла к Fantasy или Vanguard, а также об уникальности этих релизов, хочешь с ними познакомиться.
Кроме истории каждой игры в «Музее» много графических материалов — от гайдбуков к Athena до официального журнала SNK с нехитрым названием Video Game Land (одна российская компания явно им вдохновлялась). Есть даже секция, посвящённая Tangram Q, потерянной игре, автомат с которой так и не добрался до залов. А ещё тут можно послушать все композиции из включённых в сборник игр. Качество и глубина проработки просто шикарные. Недавно я был в берлинском Музее компьютерных игр, и виртуальная экспозиция на PS4 в разы аккуратнее и интереснее.
Пожалуйста, перемотайте
Вообще, при всей слабости исходного материала, Digital Eclipse сделала всё, чтобы поколение Fortnite смогло вникнуть в дела давно минувших дней. И если быстрым сохранением, фильтрами под ЭЛТ-телевизоры или мониторы и тематической рамкой вокруг экрана никого не удивить, то пара возможностей в здешнем эмуляторе порадует даже тех мсье, которые знают толк. Самая крутая «фича» — уже упомянутая перемотка назад. Она не нова для эмуляторов вообще, но встретить её в официальном релизе можно лишь по большим праздникам. В условиях постоянного bullet hell это порой единственный способ не загружать точку сохранения, а спокойно проверить свою реакцию ещё раз.
Другая деталь порадует тех, кто привык проходить всё на YouTube. Многие из игр здесь можно для начала посмотреть минут 20 (действовать за вас будет компьютер, причём почти без ошибок), а потом в любой момент включиться в события. Это отличный способ сначала разобраться, заметить приёмы и тактики, чтобы не гибнуть лишнюю сотню раз. Ну и, конечно, такая «мелочь», как полная настройка клавиш управления здорово поможет тем, кто привык стрелять курком, а не доисторическим «крестом».
Во всём исполнении сложно найти недостатки. Эмуляция совершенно шикарна. Если вы найдёте «Денди» с Guerrilla War, подключите к старому ТВ и поставите это дело рядом с PlayStation 4, то отличий не будет — все замедления, мигания спрайтов и прочие прелести сохранены в первозданном виде. Музыка в меню здорово контрастирует с напряжённым геймплеем. Вот разве что система трофеев слабовата — их дают лишь за прохождение небольшого числа игр, а платинового приза тут нет вообще.
SNK 40th Anniversary Collection — прекрасный музей с не лучшими экспонатами. Экскурс в прошлое обставлен с такой нежностью и таким количеством мелких приятностей, что производителям ретроконсолей стоит закупить себе по копии и учиться, учиться, учиться. Но когда ходишь по виртуальным залам, пытаешься приобщиться и полюбить старые ламповые игрушки, почти всегда понимаешь, что они слишком сложны, скучны или вторичны.
Если вы хотите окунуться в историю интерактивных развлечений, интересуетесь тем, что представляла собой SNK в 80-х, или не можете жить без официальных версий любимых Guerrilla War или Athena для восьмибитных консолей, — билет в этот музей оправдает покупку (хотя часть игр продаётся по отдельности в рамках Arcade Archives). Но если винтажные видеоигры для вас не главный экспонат выставки, а прежде всего развлечение, то помните, что сорок лет обычно не отмечают, а оценку смело снижайте до проходной.
Плюсы: 32 игры для аркад и консолей сэмулированы на 10/10; системы перемотки и сохранения дают шанс всё пройти и не поседеть; огромный виртуальный музей и многочисленные примочки типа фильтров и рамок.
Минусы: небольшое разнообразие жанров; почти все игры из подборки представляют исключительно историческую ценность; невероятная сложность заставит вас психовать уже на первых уровнях.
Лучшие комментарии
В Guerilla War играл, но только на ПК. И была это какая-то глючная версия, где нельзя было в танк залезть (хотя значок показывал что можно) и в конце босс-вертолёт вообще неубиваемый. (((