14 января 2019 14.01.19 32 55K

Catherine — Разговор на взрослые темы

Когда знакомые спрашивали меня о том, какие игры на PlayStation 3 им стоит пройти в первую очередь, я начинал список с Catherine, предполагая, что на Xbox 360 они её не видели. Конечно, большинство игнорировало это название, запоминая лишь очевидные Uncharted, Heavy Rain и прочие популярные наименования, но попытка не пытка — вдруг кто-то остался бы под таким же впечатлением, какое было у меня несколько лет назад. В 2013 году игра стала бесплатна в PlayStation Plus, и, хотя подписка в те времена была необязательной, недовольные этой раздачей всё равно нашлись. А я был рад — очень уж привлекательные у игры были постеры и трейлеры.

 

Всегда актуально

Как оказалось, рекламные материалы не совсем верно передавали суть игры. Когда видишь на обложке обворожительную блондинку, на груди которой застрял в смешной позе главный герой, ожидаешь традиционную «японскую дичь» с абсурдными ситуациями и комичными персонажами. На другой обложке та же девушка и вовсе сидела в неприличной позе, а логотип с названием проекта прикрывал причинное место, чтобы рейтинговые агентства не возмущались. Сама же игра рассказывает совсем о другом — за лёгкой эротикой и привлекающей внимание непристойностью скрывается история, в которой поднимаются столь редкие для игровой индустрии темы: взаимоотношения, взросление, боязнь ответственности.

Главным героем стал не наследник престола, не отважный воин, крепко удерживающий в руках меч, а самый обычный мужчина по имени Винсент. Ему 32 года, но он до сих пор остался неуверенным в себе инфантильным парнем. Во многих играх в стиле аниме, особенно в JRPG, протагонист часто сильный и умелый, а уже через полчаса к нему присоединяется какая-нибудь симпатичная «вайфу», с которой он путешествует на протяжении сотни часов. Винсент же встречается с интеллигентной деловой девушкой, которая настаивает на свадьбе и настроена решительно, но он совсем к этому не готов.

Его будущую жену зовут Кэтрин (Katherine), и уже с самого начала прохождения она начинает докучать Винсенту вопросами и рассказами о семье. «Ужинаю со старыми друзьями. Удивительно… Большинство из них уже в браке, почти половина из них завела детей», — таков текст первого SMS-сообщения, которое получает протагонист, выпивая вечером в баре. «Возможно, пора и нам выбираться из зоны комфорта», — добавляет она, практически не оставляя Винсенту выбора. Тут появляется возможность «отыгрывать роль» — ответить на сообщение, выбирая заранее написанные реплики, или проигнорировать его вообще.

Принятые в баре и за его пределами решения улучшают или ухудшают карму главного героя, но эта шкала не оказывает никакого влияния на игровой процесс. Даже диалоги за редкими исключениями не сильно меняются. По большому счёту карма влияет лишь на концовку (финалов здесь восемь), а вот судьбы некоторых посетителей бара зависят от произнесённых в беседах реплик. Поэтому проходить основную историю Catherine можно двумя способами: либо стараться делать всё хорошее (или плохое), либо поступать так, как делал бы в реальной жизни.

На вопросы всегда есть лишь два варианта ответа.
На вопросы всегда есть лишь два варианта ответа.

Каждую ночь Винсенту снится жуткий кошмар, где он в одних трусах занимается решением головоломок и пытается добраться до вершины конструкции, двигая квадратные блоки. Нижняя часть диковинной постройки постепенно разрушается, время от времени вводятся новые виды кубов — то ловушки появятся, то скользкие фигуры, то разваливающиеся блоки. Обычно кошмар состоит из нескольких этапов, и на последнем из них Винсент встречается с чем-то, что его больше всего пугает. Например, после посиделок с Кэтрин, во время которых она стучала пальцами по столу, он убегает от длинных костлявых рук с таким же маникюром.

Сам себе помощник

Винсент боится ответственности и близок к кризису среднего возраста. Он уверен, что свадьба и дети лишат его свободы, «завяжут узел» на его шее, как говорит один из его товарищей. Посидеть в баре с друзьями всегда приятно, но дать совет ему никто не может. Один давно развёлся, другой сразу сказал своей девушке, что в женитьбе не заинтересован, третий свободен, как никто другой. Приходится Винсенту решать всё самостоятельно, ведь если вступить в брак, то и проводить вечера в баре уже вряд ли удастся, и других дел прибавится. А если ещё и детьми придётся заниматься, это явно повесят на него — Кэтрин строит карьеру и с головой уходит в работу.

Герой не успевает всё обдумать, как вдруг встречает в баре ту самую обворожительную блондинку в откровенном наряде. Сначала она сидит напротив него, потом оказывается рядом, неуклюже падает ему на колени… А на следующее утро Винсент видит её рядом с собой в постели и пытается понять, как он мог такое допустить и что ему делать дальше. Но даже когда у него появляется возможность сказать «нет», встать и уйти, он этого не делает. То ли действительно так очарован, то ли в его жизни в самый неудачный момент появилось то, что он так боится потерять. А сможет ли он в дальнейшем перебороть влечение к ней, зависит в том числе от игрока — и на SMS надо реагировать, и решать, хотите ли вы смотреть на откровенные фото девушки, которые она иногда присылает и ради которых нужно закрываться в туалете.

Одной из лучших составляющих игры для меня были эпизоды в баре. Когда Винсент мог встать из-за стола и пройти мимо столиков, поиграв в аркадные автоматы или с кем-то поговорив. Или поменять музыку, которая играет без остановки. Или сесть обратно и выпивать один стакан за другим, выбирая новые коктейли и слушая интересные факты об алкоголе. Это место было чертовски уютным, в том числе потому, что ты понимал — сразу после него и тебя, и Винсента ждут ночной кошмар и ряд головоломок. Кто-то считал эти пазлы слишком трудными, однообразными или просто раздражающими, но ведь на то это и кошмар — герою также неприятно раз за разом заниматься этим, «преодолевать все блоки в его жизни», как метафорично замечает игра.

Хотя обычных игроков пазлы могут утомить, мультиплеерный режим с ними даже стал киберспортивной дисциплиной.
Хотя обычных игроков пазлы могут утомить, мультиплеерный режим с ними даже стал киберспортивной дисциплиной.

Подобными метафорами Catherine буквально переполнена. К примеру, между этапами с головоломками Винсент оказывается в своеобразной церкви, где расставлены скамейки, а в центре стоит исповедальня. Все, кого он встречает вокруг, выглядят как бараны, но не главный герой. Оказывается, только Винсент видит себя в человеческом облике, для всех остальных он — точно такой же баран, пусть и прямоходящий. Потом, когда понимаешь, кто эти барашки, и общаешься с посетителями бара, постепенно всё начинает вставать на свои места. Но это всё лучше узнать самостоятельно, обойдусь без спойлеров.

Исповедальня — тоже отличное место, без которого история потеряла бы долю шарма. Эпизоды в ней можно назвать разбитым на множество частей опросом, в котором игроку предлагают ответить на несколько вопросов. Раздражает ли вас романтика? Нервничаете ли вы в одиночестве или в компании? Присоединяетесь к толпе или предпочитаете оставаться в стороне? Смогли бы вы показать свою папку «Входящие» второй половинке? Иногда слишком очевидно, какие ответы игра посчитает положительными, а какие — нет (пусть предварительно она и не указывает на это), но в некоторых случаях даже явно «плохие» варианты хочется выбрать просто потому, что они правдивы в вашей жизни.

Потому Catherine и удивила меня в 2013 году, когда я был особенно далёк от проблем, с которыми столкнулся Винсент. Но всё это выглядело и до сих пор выглядит очень свежо — когда взрослые герои в видеоигре сталкиваются со взрослыми ситуациями без какой-то излишней романтики, пошлости и откровенной банальщины. Когда ты побеждаешь не зомби, не монстров или стражников в замке, а самого себя, свои страхи и свою неуверенность. Ставишь себя на место героя, который в реальности слаб, порой жалок и спотыкается на ровном месте, а во сне обретает силу и умудряется постоянно добираться до вершины, потому что иначе он погибнет, если верить слухам. А ведь дальше жить хочется — повзрослеть, справиться с препятствиями, которые сами по себе не исчезнут, и определиться со своим будущим.

Окружившие Винсента девушки — полные противоположности.
Окружившие Винсента девушки — полные противоположности.

Возможно, Кэтрин не такая уж стервозная, какой её иногда пытается преподнести Винсент. Возможно, другая Кэтрин (я специально не называл блондинку с завитушками по имени — в английской версии в нём просто заменена первая буква) — действительно его идеал, хоть и ведёт себя порой очень странно. К финалу игра из обычной «бытовухи» превращается в нечто другое, из-за чего впечатление немного смазывается, но обдумывать и анализировать отдельные её составляющие всё равно хочется, равно как и отыгрывать на протяжении всего прохождения «своего» Винсента. Один из барашков в перерыве между головоломками рассуждает о том, давать ли в исповедальне честные ответы, или стоит выбирать «правильные» варианты. Всё же лучше быть честным — и в игре, и в жизни.


Поддержи Стопгейм!

Catherine

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
17 февраля 2011
508
4.1
229 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Вчерась прошёл.

>Отвечал на всё, как отвечал бы в жизни.
>одна Катюха бросила, другая продинамила
>теперь понятно, что со мной не так.

10 зигмундов фройдов из 11 юнгов
В тексте рассказывается про взросление, инфантилизм, ответственность и прочее, а ты только сиськи-письки увидел. Да даже если указанное тобой присутствует, то именно как инструмент показа того, что я сказал выше. И ты реально думаешь, что секс и смежные с ним темы только школьников затрагивают? Ей богу, этот показной асексуализм крайне забавляет уже))
Более вероятно что это будет Нарица.
Эх… Вот бы так. Сидишь в баре, а тебе Краснопольская неуклюже падает на колени)
За 6 лет ни разу не видел такой информативной и понятной статьи про эту игру, спасибо!
Жди Full Body. Может с трапом повезёт
И сюда типичный Нарица забрался)
Она не JRPG.
Фанатский русификатор вроде как уже сделали, официального перевода нет
Дак в фул бади новенькая всё же без сюрприза под юбкой? А то ходили слухи…
А сколько примерно времени занимает одно прохождение?
Есть порт русификатора для консольной версии от Alliance (или как-то так, забыл название команды). Все диалоги переведены, ошибок вроде не выскакивало пока.
А в этой JRPG есть русский язык (в качестве перевода)?
А почему нету «Изумительно» и «Наш Выбор», если заслуженно?
Так это, скорее, ретроспектива, а не обзор. Оценки, видимо, SG хочет ставит только при выходе игры (и правильно делает, я считаю).
Читай также