24 октября 2018 24.10.18 22 14K

Про уродов и людей — Papers, Please и ещё пять остросоциальных игр

Буквально на днях вышла чёрно-белая адвенчура Return of the Obra Dinn, вторая работа Лукаса Поупа (Lucas Pope), автора культовой уже Papers, Please. А ещё в этом году состоится премьера фильма Beholder, снятого по мотивам одноимённой отечественной игры, одним из ориентиров для которой послужила Papers, Please. Всё это даёт нам повод вспомнить эти и другие остросоциальные игры, в которых всегда есть выбор — оставаться уродами или людьми.

Papers, Please

Эта игра изначально может показаться симулятором работника паспортно-визового отдела, но на самом деле перед нами симулятор «маленького человека», винтика в большой государственно-бюрократической машине. Это одновременно и производственный роман в духе «Аэропорта» Артура Хейли, и антибюрократическая сатира, напоминающая о «Замке» Франца Кафки, и, конечно же, игровая версия романа «1984» Джорджа Оруэлла.

Действие разворачивается в вымышленном тоталитарном государстве Арстоцка, которое после войны с соседней Колечией разделило с ней приграничный город Греспин. В роли инспектора паспортно-визового отдела местной «берлинской стены» мы всю игру сидим в своей каморке, роемся в документах, сверяем цифры, фото и данные и лично решаем, кому давать разрешение на въезд в Арстоцку, а кому нет.

Вроде бы работа важная, от наших решений многое зависит. Но на самом деле герой тут — это Акакий Акакиевич, человек подневольный, не имеющий права даже поставить на рабочем столе фото сына. В атмосфере повального доносительства и охоты на «врагов народа» он работает на огромную бюрократическую машину, которая за любую оплошность сотрёт его в порошок. А работать надо, чтобы кормить семью. Как и в реальной жизни, в Papers, Please куда проще жить и поступать по принципу «моя хата с краю», регулярно сдавая отчёты, получая зарплату, закрывая глаза на мольбы матери, которая просит пропустить её по ту сторону стены, чтобы увидеться с больным сыном, и так далее.

Но можно пытаться и не быть уродом — помогать, нарушать инструкции, проявлять сострадание, рискуя безопасностью своей семьи, и даже встать на сторону местных революционеров. Все эти решения открывают один из 20 возможных вариантов концовки. Чаще всего попытки сделать что-то не по правилам ведут к «геймоверу», но тут важно, что игра в принципе даёт этот выбор и позволяет каждому задать самому себе вопрос: тварь ты дрожащая, готовая ради выживания своей семьи тихо брать откаты от конвоиров за каждого арестованного по твоей вине, или право имеешь?

Сверяя паспортные данные, нужно обращать внимание даже на вес, чтобы обнаружить контрабанду или припрятанное оружие.
Сверяя паспортные данные, нужно обращать внимание даже на вес, чтобы обнаружить контрабанду или припрятанное оружие.

Do Not Feed the Monkeys

При чём тут обезьяны и почему их нельзя кормить, спрашиваете? На самом деле, обезьяны действительно в этой игре ни при чём — так тут называют людей, за которыми должен следить игрок. Ведь Do Not Feed the Monkeys — это уникальный в своём роде симулятор «вуайериста». Но это не то, о чём вы сейчас подумали, всё куда сложнее.

Авторы тут рисуют неуютное общество, где царит экономический кризис, на телевидении в прайм-тайм за вознаграждение показывают домашнее насилие и секс, а работники после вычета всех сборов и процентов остаются ещё и должны. Мы играем за новичка «Клуба изучения приматов» — тайной организации, члены которой, стремясь уйти от рутины такой вот обыденной жизни и её экзистенциальной тоски, развлекаются тем, что сутками напролёт через объективы скрытых камер подглядывают за незнакомыми людьми.

А кормить «обезьянок» нельзя потому, что членам клуба запрещено контактировать со своими жертвами. Сама такая возможность тут есть, но нас несколько раз предупреждают, что в этом случае начнётся «лютая жесть». Чем, естественно, делают этот запретный плод только слаще — рейтинг-то у игры аж 18+. В итоге опять же предстоит непростой выбор: подставлять, помогать, разрушать чужие жизни или же, наоборот, спасать их от чего-то ужасного?

Впрочем, перед этим предстоит многое сделать. Приходится регулярно кормить своего «вуайериста», ходить на работу (деньги нужны на покупку новых камер, иначе выгонят из клуба), уделять время на сон и даже проводить расследования, выясняя личность и сферу интересов своей «обезьянки». Для этого нужно находить ключевые слова, а потом вбивать их (или комбинации из двух слов) в местном Интернете. При этом у авторов всё в порядке с чувством юмора и иронией — первым делом предстоит следить за тем, кто следит за другими…

Ещё до выхода Do Not Feed the Monkeys собрала множество наград на фестивалях и выставках независимых игр.
Ещё до выхода Do Not Feed the Monkeys собрала множество наград на фестивалях и выставках независимых игр.

Beholder

Beholder во многом похожа на Do Not Feed the Monkeys, да и издатель у обоих проектов один и тот же — отечественная компания Alawar Premium. Мы играем за управдома, который тайно устанавливает видеокамеры и «жучки», чтобы следить за жильцами. А потом ещё обыскивает их квартиры (опять же тайно, естественно) и собирает компромат. Всё это — для того, чтобы выявить неблагонадёжных граждан и пресечь их незаконную деятельность. Ведь действие Beholder происходит в мрачном тоталитарном будущем — репрессивные законы, тотальная слежка и всё в таком духе.

То есть наш управдом вынужден следить и стучать не по своей воле — он обязан докладывать обо всех нарушениях, чтобы в следующий раз самому не стать грустным пассажиром «чёрного воронка». Да ещё и семью кормить надо, покупать дочке дорогие лекарства, оплачивать сыну учёбу. А откуда взять на это деньги?

Впрочем, игра даёт право выбора — превращаться в бездушное орудие в руках тоталитарной машины или оставаться человеком. Вы сами решаете в каждой ситуации, как поступить — донести, например, на главу семейства и разрушить семью, позволить ему исправиться или шантажировать, чтобы заработать деньги на лекарства. Можно даже при желании помогать революционерам. Из таких вот решений и складывается финал истории.

Игра получилась интересной, необычной и эмоциональной, по ней даже одноимённый фильм сняли с Евгением Стычкиным в главной роли. А вскоре должно выйти и продолжение, Beholder 2, — там мы будем играть за молодого сотрудника главного министерства страны, решая, как строить свою карьеру.

Атмосфера в Beholder очень тяжёлая.
Атмосфера в Beholder очень тяжёлая.

Headliner NoviNews

Ещё один остросоциальный симулятор, на этот раз — редактора новостей. Действие Headliner NoviNews разворачивается в мире будущего, где людей ещё до рождения генетически корректируют и модифицируют. Впрочем, это не избавило общество от типичных современных проблем. Главными из них авторы Headliner NoviNews, судя по всему, считают всё, что связано с глобализацией, иммигрантами и ксенофобией — в общем, типичный набор фетишей для любого современного западного СМИ.

Мы играем за редактора газеты, который сам решает, какие новости пропускать и одобрять, а какие нет. И всё это имеет свои последствия. Понятно ведь, что если пропустить заметку о преступлении, в котором подозревается иммигрант, то это ещё больше взвинтит «правые» настроения в обществе. Ситуация усугубляется тем, что мы регулярно общаемся с коллегой-иммигранткой и продавцом-иммигрантом в магазине, куда ходим за покупками.

Впрочем, Headliner NoviNews позволяет поступать и говорить по-разному, не запирая в заранее определённых рамках. Да и вопросы поднимает разные. Должна ли пресса сохранять независимость от властей? Нужен ли обществу сильный лидер? Плюс типичные киберпанковские темы — стоит ли регулярно постить заметки о масштабах эпидемии, вызванной массовыми генетическими модификациями, писать или нет о том, какой хороший заменитель алкоголя вывели на рынок (а на самом деле это наркотик). А потом, общаясь с приятелем, участником комедийных шоу, мы можем или поддержать его пристрастие к этому «псевдоалкоголю» или просить, чтобы он «не увлекался».

И всё это — в атмосфере стильного неонового киберпанка с шикарной электронной музыкой, возможностью флиртовать с коллегами и завести себе милого пёсика, генетически модифицированного так, чтобы он сразу был приучен к лотку и питался только шоколадками…

Кажется, назревает ещё одна типичная для киберпанка тема.
Кажется, назревает ещё одна типичная для киберпанка тема.

Orwell: Keeping an Eye On You

Вся игра, как уже следует из названия, пропитана духом романа «1984». Здесь мы выступаем в роли оператора новейшей правительственной программы по контролю граждан — она, конечно, так и называется, Orwell. Наша задача — выявить тех, кто устроит террористическую атаку на столицу Нации.

Для этого можно не просто вторгаться в частную жизнь, а фактически переживать её — разрешено взламывать электронную почту и даже компьютер любого горожанина, просматривать его профили на разных сайтах, блоги, чат, комментарии в социальных сетях и даже медицинскую карту.

Но вот что делать с полученной информацией, вы уже решаете сами. На чём-то можно заострить внимание, что-то — проигнорировать. Действительно ли эти люди являются террористами? А как поступить, если вы узнаете о человеке то, что он скрывает даже от самых близких и любимых? Именно от решений игрока в Orwell: Keeping an Eye On You зависят судьбы людей, в частную жизнь которых он вторгся. И, конечно, рано или поздно придёт время сбросить покровы, чтобы узнать реальную цену той безопасности, о которой радеет Нация.

Во втором сезоне, Orwell: Ignorance is Strength, происходящее чем-то напоминает вышеупомянутую Headliner. Пытаясь найти причины и виновников масштабного политического кризиса, мы в роли агента секретной правительственной службы Orwell не просто собираем информацию, выявляя, где правда, а где ложь, — мы ещё и сами решаем, как этой информацией манипулировать и какую версию правды создавать, чтобы получить больше влияния, контроля и власти.

Большой Брат следит за всеми!
Большой Брат следит за всеми!

The Westport Independent

Ещё одна игра про журналистику, но в The Westport Independent мы выступаем в роли редактора независимой газеты в вымышленном послевоенном городе. Он хочет не манипулировать и лгать, а просто выжить, лавируя меж двух огней — правительства лоялистов и оппозиции.

Каждая из сторон так или иначе давит, и игроку нужно редактировать статьи таким образом, чтобы нащупать хрупкий компромисс между интересами разных групп и при этом поднять популярность газеты. Ситуация почти патовая — и лгать нельзя, и говорить всю правду опасно. Приходится всячески выкручиваться и проявлять чудеса журналистской эквилибристики. Все ваши действия влияют на отношения с сотрудниками, которые обсуждают происходящее как с редактором, так и за его спиной.

Самое интересное: решения отражаются на общественном мнении — оно влияет на происходящее в городе, а это, в свою очередь, формирует то, какие истории будут в нём разворачиваться и какие статьи мы в итоге получим на редактуру. Вот такой вот круговорот правды и лжи (а также полуправды и полулжи) в природе!

Цензор за работой.
Цензор за работой.

Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Про уродов и людей

Лично мне что-то не особо нравится позиционирование статьи. Как бы, насколько я понимаю, та же «Papers, Please» как раз про то, что нет конкретно «чёрного и белого», что даже за, казалось бы, «бездушным» бюрократом стоят свои обстоятельства, трудности и диллемы — что он тоже человек и его ситуация не столь однозначна, чтобы на него вешать клеймо «урода» или «человека». Что «молящая мать» на самом деле может оказаться террористкой, что сострадание не всегда уместно, что многое может оказаться не тем, чем кажется.
И на фоне этого название и тон статьи видится мне несколько несоответствующим.
Почему по афишам все сложнее понять, что тебя ожидает?
По сути это статья вполне могла выйти на ютуб-канале под названием «топ 5+1 игр в духе 1984», поэтому название и пытались как-то оформить, чтобы и не кликбейт, и не шаблон.
Собственно, многие так поступают. Давайте англицизмами: чтобы хукнуть читателя, надо овермайнднуть его кликбейт-радар. В итоге получаем в голове того, кто придумывает заголовок (а обычно это сам автор этого видео/статьи) сражение уровня серии JoJo про игру в карты, только про придумывание заголовков.
Удивительно что про экранизацию «Papers, Please» не написано, а про «Beholder» внезапно! (удивили)
Статья как будто в спешке писалась.
Я думаю это завуалированный партнерский материал, посвященный выходу обезьянок (это только имхо) так что не стоит искать глубинных смыслов.
Если не ошибаюсь, на Stopgame партнерский материал помечают. Меня тоже немного смутило позиционирование статьи. Название резковатое.
Ну, в статье по этому поводу сказано довольно ясно
тварь ты дрожащая, готовая ради выживания своей семьи тихо брать откаты от конвоиров за каждого арестованного по твоей вине, или право имеешь

Хотя по факту в игре всё довольно сложнее.
да и издатель у обоих проектов один и тот же — отечественная компания Alawar


Наконец уже перебрались с Веселой Фермы и еще каких игр. Уже начали брать качеством ане количеством
А ещё все ссылки в статье ведут на страницы игр на СГ, а на «Обезьян» прямая в Стим. (=
А игра This war of mine не подходит разве?
Помечают, просто смутило что закреплена вверху новость про выход игры, и сразу почти подкатил материал в котором она фигурирует.
Ну, я конечно уже плохо помню, но там вроде не всё так просто. Арстоцка — это маленькая закрытая страна с суровым режимом. А у любой маленькой страны, если она не состоит в альянсе/союзе с другими маленькими странами — положение довольно шаткое. И запреты на вход там становились всё категоричнее и категоричнее — это да. Но таким образом не особо умелая верхушка пыталась уберечься от наплыва различным опасных элементов и «фракций», которые хотят загробастать себе этот «пирог». И фракции порой ну неоднозначные и ты явно не будешь помогать всем подряд. По мере игры ты выживаешь и продвигаешь то, что лично ты считаешь наиболее правильным из всех вариантов. Нельзя сходу отличить белое от чёрного, ибо ты не знаешь, что таится за жалобной или «порядочной» маской того или иного гражданина, у которого произошла «досадная ошибка при оформлении документа». И далеко не все люди с подобной ошибкой — благородные революционеры, которые хотят изменит страну к лучшему. Поэтому, по моему мнению, позиционирование
поступать по совести и как раз «по-человечески» или предпочесть свой собственный комфорт и более простую поощряемую стабильность

Не совсем отражает то, что происходит в игре.
Ну фиг знает. Надо перепройти, короче :D
Вывода разве что не хватает, как мне кажется
Вообще походит, но она скорее о жестокости любой войны и насилия, чем о теме «маленького человека».
Плюс в углу на превью выделяется надпись relationship. Я понимаю что это, конечно не partnership, но всё же) вобщем дело раскрыто) но материал вцелом не плохой так что не вижу ничего страшного)
Тут момент дискуссионный. Как между чёрным и белым существует куча оттенков, так и между понятиями «Урод» и «Человек» может быть куча градаций. Да и «Человек» как понятие не может быть синонимом «белого». Поправьте, если где ошибаюсь…
Я помню, была реклама ноутбуков с пометкой новости.
Ну тут все же речь не про необходимость во имя «бравой борьбы с кровавым режимом» пропускать абсолютно всех подряд, кто втирает про забытый паспорт. По факту тут и вопрос не в этом. В игре банально нет какого-то невероятного числа группировок, каждая из которых пытается устроить революцию своим способом, для того, чтобы, метаясь между ними, искать истину. Акцент в игре явно не на этом. Большей частью ты встречаешь простых людей, попавших в беду, и твой выбор предельно прост: помочь им или нет. И просто количественно и качественно вопрос совести и человечности здесь играет гораздо более важную роль, чем идеи о интригах и геополитических движениях.
Не совсем. В «this war of mine» упор идет на выживание, и моральные выборы там — ограбить чей-то дом чтобы выжить или нет. В «papers, please» упор именно в решении пропустить человека или нет (+ менеджмент в Twom намного важнее)
Читай также