Скажу без лишней скромности: если бы лично я не отыскал этот драгоценный камень под названием Underhero в мутном потоке «ролевого» раздела Steam и не предложил написать о нём Андрею Маковееву, то вы бы прочитали об этом шедевре только, дай бог, где-нибудь через год в очередном выпуске рубрики «Мы зря пропустили». И повторилась бы примерно такая же ситуация, как с Undertale, о которой очень, да, очень скромный я писал, посыпая голову пеплом и извиняясь за то, что мы вовремя не рассказали об этом шедевре. И аналогии эти совсем не случайны: между этими играми много общего.
Антигерой
Да, Underhero — это тоже двухмерная «пиксельная» RPG (хотя выглядит она симпатичнее, чем Undertale), которая делает ставку на искромётный юмор, пародию, ярких персонажей, увлекательный сюжет, шикарную музыку и великое разнообразие ситуаций и локаций, в которые попадает герой.
На нужный лад нас настраивают с первых же секунд. Начинается всё с того, что главный герой 99-го уровня в сопровождении говорящей магической рукоятки по имени Елизавета Четвёртая прибывает в замок главного злодея, чтобы спасти похищенную принцессу и сразиться с финальным «боссом». Но один из перепуганных миньонов главного злыдня случайно роняет на него и своих незадачливых коллег огромную люстру. Все в шоке (особенно этот миньон), добрый, практически непобедимый герой убит, и лишь Елизавета Четвёртая, кряхтя, просит вытащить её из-под обломков.
Мы это делаем, а потом случайные свидетели этой сцены тащат убийцу поневоле в зал главного «босса», Мистера Стежка (Mr. Stitches — выглядит он действительно так, словно его сшивали из разных кусков), где рассказывают хозяину о подвиге, который мы совершили. Тот отпускает за ненадобностью ошалевшую принцессу, хлопает нас по плечу и поручает очень важную миссию — отнести обратно четыре очень важных камня, которые добрый (и теперь уже мёртвый) герой отобрал у его подручных, то есть локальных «боссов».
Так один из миньонов злодея, маленький скромный паренёк в маске, и становится этаким героем наоборот. Правда, чтобы выполнить свою задачу, сражаться ему придётся с теми же врагами и «боссами», с которыми бился предыдущий компаньон Елизаветы Четвёртой. Та, став нашим новым партнёром-наставником (также поневоле), считает, что нам на самом деле нужно остановить зло в лице мистера Стежка, чем приводит в шок паренька в маске — ведь у него в спальне висит постер с изображением любимого босса…
Лучшая комедия года
В таком уморительно-пародийном ключе и проходит вся игра. В замке главного «босса» у каждого миньона есть своя комната, куда нужно ехать на лифте. А чтобы сохраниться в специальной зоне и пройти в некоторые локации, нужно иметь служебное удостоверение. Там же есть бар, «злобный магазин» и театр, где Мистер Стежок периодически под бурные аплодисменты объявляет с большой сцены об очередной победе над силами добра — а потом уже под улюлюканье сообщает о том, что в связи с дефицитом бюджета вынужден отменить один из любимых его подручными праздников.
Со всеми в замке (а это сплошь какие-то пиявки, козявки, улитки, крабы, бабочки и жуки) можно поговорить, услышав очередную забавную историю. И кстати, общаться можно даже с врагами прямо во время боя. Более того, им разрешают давать взятки, чтобы расположить к себе и избежать кровопролития, — чем-то напоминает Undertale, не правда ли?
Здесь можно увидеть, как в столовой миньоны проводят митинг с требованием зарплаты, страховки и зелий, встретить бабочку-шизофреничку, страдающую раздвоением личности, пообщаться и подружиться с говорящей свечкой по имени Белла, которую носит по воздуху её друг, маленький призрак…
Особый колорит во всё это вносит, конечно, общение с Елизаветой Четвёртой. В одной ситуации, когда нам нужно забраться куда-то очень высоко, она долго объясняет, что, мол, ты должен прыгать от стенке к стенке, как в любом уважающем себя платформере. «Как, ты разве не умеешь этого делать? Ну ладно, давай просто воспользуемся лифтом!» — говорит она.
Правда, чтобы этот лифт поехал, сначала нужно достать запчасть для него. Мы преодолеваем ради неё большой путь, много сражаемся и нервно прыгаем над ловушками, а в итоге выясняется, что тот, у кого она есть, сидит в сортире и обещает полцарства и ту самую деталь за туалетную бумагу.
Смех, но не только
Да, в Underhero нет той же — где-то даже философской — глубины, которая есть в Undertale, это больше яркая комедия. Глубоко проработанных и запоминающих персонажей тоже в разы меньше, герои (за редкими исключениями) выполняют свои роли, отшучивают свои шутки и уступают место другим. И происходит это, потому что если Undertale больше походила на интерактивную книгу с игровыми элементами, то Underhero — это в первую очередь игра в жанре двухмерной платформенной RPG. Но очень смешная и разнообразная.
Мы прыгаем, преодолеваем разнообразные ловушки и препятствия, парим на своём плаще, чтобы дотянуть до очередной очень узкой платформы и не свалиться на колья, плаваем под водой, ищем секреты и сундуки с бонусами, собираем монетки, на которые в магазинах можно покупать зелья, молотки для ремонта щита и полезные апгрейды.
Ну и, естественно, мы много сражаемся, в том числе с крупными и живучими «боссами», и прокачиваем своего героя в маске. На каждом уровне нужно выбрать одно из улучшений — увеличить урон, максимальный запас здоровья или выносливости.
Выноси выносливого
«Стамина» имеет в боях важнейшее значение. Правда, сами сражения проходят в своеобразном пошаговом режиме. Ну, почти: соперники стоят друг напротив друга (или летают/ползают, если это бабочки или пауки) и наносят удары в зависимости от того, достаточно ли для этого выносливости. А та тратится на каждый чих: в случае с нашим героем ещё и на увороты и использование щита, которым можно или просто блокировать удар (щит получает урон и может сломаться), или вовремя парировать его, чтобы временно оглушать противника.
То есть вот мы провели одно-два действия, а потом отдыхаем, копим выносливость, и в это время атакует уже наш враг. Получаются всегда очень непростые и увлекательные драки, в которых нужно грамотно использовать «стамину» и вовремя уклоняться и парировать — это сразу же увеличивает приток энергии. К слову, бьём врагов мы именно Елизаветой Четвёртой, ведь именно она — та магическая рукоятка, из которой вылезает то меч для быстрых атак, то огромный молот для мощных, но очень изматывающих ударов.
Добавьте сюда уже упомянутую возможность общаться с врагами и давать им взятки. Плюс режим ярости и большое разнообразие противников со своими тактиками: бабочки и летучие мыши летают, и по ним нужно ещё прицелиться и попасть из рогатки, крабы периодически отбегают и чем-то кидаются, заставляя подпрыгивать, пауки плюются ядом и паутиной, из которой нужно выбраться, яростно нажимая указанную клавишу, и так далее и тому подобное.
Чтобы не скучали
Вообще, Underhero — игра очень разнообразная. Вот мы пришли отнять нужный нам ключ у краба-мафиози, а тот предлагает устроить забег. Дескать, преодолеем все препятствия и придём первым к финишу, и он отдаст ключ бесплатно. И мы бежим от стартовой полосы до финиша, по пути сражаясь, избегая ловушек и нервно глядя на график, показывающий, кто сейчас впереди.
А когда мы приходим в другое место, чтобы достать следующий ключик, горизонтальный геймплей сменяется на вертикальный — там мы уже не бегаем и прыгаем взад-вперёд, а пытаемся забраться всё выше и выше, сигая по едущим вверх платформам.
Точно так же резко и интересно тасуются и сами локации. Зелёные луга, поля, реки, типичные подземелья и уровни в огромном дереве соседствуют с пургой и холодом, который наносит урон, пока мы не забежим в ближайший особняк. А тот оказывается типичным мрачным замком с призраками и тёмными подвалами. И чтобы их осветить, нам сначала придётся поймать ту самую странную парочку из свечки Беллы и её призрачного друга.
На месте, конечно, и мини-игры. Первая же из них уморительно обыгрывает типичные загадки, когда нам задают вопросы на знание «лора». Тут это обставлено как участие в настоящем телешоу — с энергичным ведущим, бурными аплодисментами и конфетти. А время на ответы ограниченно.
Об Underhero хочется рассказывать долго — я ведь ещё ничего не сказал о шикарной музыке, которую, к слову, можно менять по своему усмотрению, находя новые кассеты с треками в сундуках. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Да, сразу заметно, что авторы черпали вдохновение из Undertale. Но у кого поднимется рука бросить в них за это камень? Наоборот, всем тем, кто после прохождения шедевра Тоби Фокса (Toby Fox) вопрошал на форумах и в комментариях, что же ему теперь делать, во что играть, я отвечаю, указывая на Underhero, — вот та игра, которая восполнит дефицит Undertale в вашем организме.
Плюсы: ироничный сюжет; масса колоритных персонажей; шикарный юмор; отличная музыка; разнообразный и увлекательный геймплей; интересные сражения; приятная глазу картинка.
Минусы: нет русского перевода; как и Undertale, эта игра рано или поздно кончается.
Лучшие комментарии
И это неудивительно. Во-первых: Количество инди гораздо выше высокобюджетных проектов, а соответственно и выше среднее качество продукта. Во-вторых: Инди-проекту гораздо проще реализовать себя и поставленные цели, благодаря специфике жанра.