14 июля 2018 14.07.18 29 36K

Kingdom Come: Deliverance - From the Ashes: Обзор

Kingdom Come: Deliverance, как известно, получилась игрой весьма противоречивой. Расхваленное отсутствие магии, историческая достоверность и физический реализм (особенно в средневековых купальнях) здесь уживаются с чудодейственными эликсирами, которые за пять минут заживляют все раны, холопами, купающимися в одной бадье с господами, и персонажами, останавливающимися друг в друге, а также в лошадях и деревьях.

Необходимость постоянно заботиться о пропитании нивелируется возможностью на халяву подъедать из котелка в любой корчме. А перманентное отсутствие денег на первых стадиях во многом превращает игру в симулятор этакого боевого челнока-торговца, который вместе со своей навьюченной трофеями лошадью специально ищет бури, то есть ввязывается во все тяжкие и не очень драки, чтобы раздеть до трусов (жаль, их к оплате не принимают!) ещё несколько тушек врагов и поспешить выгодно продать всё награбленное, вырванное с кровью и нажитое непосильным трудом. Свежее обновление и первое крупное DLC From the Ashes призваны решить эти проблемы.

 

Из грязи — в князи и должники

В хардкорном режиме, введённом с обновлением, например, подъедать из котелка уже нельзя. А в DLC From the Ashes нам предлагают вместо челночных перевозок заняться обустройством собственной деревни, чтобы потом постоянно получать от неё прибыль. Впрочем, и тут всё получилось неоднозначно — если вы ещё не высокоуровневый игрок, который уже набегался по торговцам, продавая броню половцев, и теперь не знает, куда девать гроши, то челночных пробежек до оружейника и бронника в Ратае, скорее всего, станет ещё больше. Во всяком случае, поначалу.

Дело в том, что наш главный герой получает от лорда Девиша (того самого, который дал ему, полумёртвому, приют после нападения на родную деревню) предложение, от которого невозможно отказаться, но которое, откровенно говоря, выглядит совершенно нереалистичным — в противовес всей ориентированности Kingdom Come: Deliverance на историческую достоверность.

Представьте ситуацию: сыну кузнеца, фактически холопу, предлагают стать главой (рихтаржем) нового крупного поселения, которое, правда, предварительно нужно восстановить из руин. А оплачивать эти восстановительные работы должен именно он, ошарашенный от такой новости сын кузнеца, а не лорд, которому эта деревня и все близлежащие земли и принадлежат. Согласитесь, больше напоминает не почётное предложение и счастливо выпавший шанс выбиться из грязи в князи, а «развод» — Девиш фактически восстанавливает собственную деревню за чужой, и местами весьма небольшой, счёт. Да ещё и грозит каким-то карами в случае, если мы не оправдаем его ожиданий.

Половину этих букв сын кузнеца по идее и не знает!
Половину этих букв сын кузнеца по идее и не знает!

Крепкий хозяйственник

Квест этот становится доступен далеко не сразу, а только после одного из важных сюжетных событий, в результате которого, собственно, некогда процветающая деревня Прибыславица и была почти уничтожена. Так что новичкам тут точно не место. Фактически это высокоуровневый контент — к моменту старта всей этой строительно-закупочной саги вы уже по идее должны иметь неплохие деньги в кармане. Но суммы бывают разные. Повторю: если вы к моменту выхода From the Ashes уже прошли всю (ну, или почти всю) игру и расхаживаете в самых крутых доспехах, позвякивая кошельком, то, возможно, пройдёте дополнение часа за два. В противном случае, если денег не так много, придётся ещё изрядно попотеть и подкопить.

Перед тем, как достичь финальной цели, отремонтировать костёл и возвести алтарь, в деревне многое нужно построить — лагерь дровосеков, кузницу, корчму, пекарню, караульную, проложить новый каменный мост. А это стоит много, много тысяч грошей и требует также материалов, ремесленных инструментов и ресурсов — камня, угля, зерна или мяса (сиречь скота). Почему «или»? Потому что в некоторых случаях нужно ещё выбирать, что возводить — конюшни или караульную, ту же пекарню или мясную лавку. Таким образом, мы ещё и влияем на рацион местных жителей.

В любом случае придётся мотаться по всей карте, искать тех, кто сможет поставлять нам это всё, договариваться о цене и иногда даже решать какие-то личные проблемы нужных нам ремесленников и мастеров. Реализм при этом местами опять же на высоте: мало договориться о поставках скота — нужно ещё найти того, кто его будет перегонять. А мясник, предложивший достаточно низкую цену, честно предупредит, что мы будем получать мясо старых кур, которые никому особо не приглянулись…

Картина маслом «Когда задерживают зарплату».
Картина маслом «Когда задерживают зарплату».

Суди и прибыль получи

Ещё больше попахивает реализмом, когда мы на правах рихтаржа и судьи решаем споры жителей Прибыславицы и устанавливаем для них же законы. Причём иногда попахивает в прямом смысле. Одно из первых дел вынуждает нас решать животрепещущий (без всяких шуток) вопрос, как и куда могут испражняться наши рабочие — прямо в ручей, когда им приспичило, или терпеть и отмерять 150 шагов ниже по течению? Или всё-таки позволить отойти всего на 100 шагов?

Далее мы будем решать не менее насущные бытовые проблемы — к рихтаржу приходят искать справедливости поссорившиеся супруги, разъярённый отец, обвиняющий соседа в том, что тот обрюхатил его дочку, а потом сбежал, и другие недовольные жители. Все решения и законы (о браконьерстве, например) отражаются на нашей репутации, а это в том числе влияет на прибыль от деревни, которую мы получаем.

Да, все оставленные в специальном сундуке на строительство и жалованье работникам гроши могут и должны окупаться — через некоторое время в другом сундуке появляется наша прибыль. И в этом случае уже можно бегать по своим делам, выполнять другие квесты, не отвлекаясь на необязательные драки и челночные забеги по торговцам, а зная, что через сутки или двое деньги практически сами упадут в ваш кошелёк. Ну, или не упадут — если вовремя не платить жалованье и не заниматься дальнейшим развитием деревни.

Сначала придётся освободить землемера, а потом уже строить.
Сначала придётся освободить землемера, а потом уже строить.

Чехи из Warhorse выпустили достаточно необычную RPG, и первое же более или менее крупное дополнение к ней тоже получилось необычным, старающимся уложиться в общую идею игры про реализм и желание показать жизнь средневековой Богемии максимально (ну, насколько это возможно) достоверно и с разных ракурсов. Да, завязка сама по себе тут, мягко говоря, нереалистичная, да и превращение главного героя в крепкого хозяйственника не всем придётся по нраву. Но зато для высокоуровневых игроков и тех, кто Kingdom Come: Deliverance уже прошёл, From the Ashes — это неплохой повод вернуться сюда и слить свои гроши на что-то полезное: видеть, как фактически твоя деревня на глазах из руин превращается в густонаселённый центр, действительно приятно. Ну а для всех остальных это отличный способ получать стабильную прибыль всё оставшееся прохождение. Если они, конечно, помнят про законы экономики и про то, что сначала нужно вложить, чтобы потом получить.

Плюсы: возможность возглавить собственное поселение; достаточно серьёзно проработанная строительная часть; забавные дела, которые нужно рассматривать в качестве судьи.

Минусы: развитие деревни требует больших затрат времени и денег — многих это может отпугнуть.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Kingdom Come: Deliverance - From the Ashes

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
5 июля 2018
98
3.7
66 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Во время чтения статьи меня всё время по плечу хлопало чувство того, что «шесть лет назад этим все в окрестностях Скайрима набаловались. Никому не интересен очередной Весёлый фермер».
Но мысль мою радикально изменило одно лишь предложение: нужно решать куда срать.
10/10, играть немедленно!
В том, что автор видимо до сих пор не закончил главный сюжет в игре.
сыну кузнеца, фактически холопу, предлагают стать главой (рихтаржем)

Так это, он же не сын кузнеца, а бастард. И походу сюжета нам прекрасно дают понять, что местные лорды об этом знают. Так что в чём проблема?
Да даже опустив этот момент, я конечно понимаю что там была своя атмосфера, но в контексте этой истории это далеко не выглядит сумасбродно. Дивиш сам по себе неглупый и вроде не особо скованный мужик, а тут парень, которого к тебе когда-то занесло бомжом не остался, вертится, вон читать выучился, доспехи напялил, мечом машет, тусит с 2 соседними панами и успешно помогает им, чуствуется что без образования но и не дурак по натуре, да и простой люд на него как на своего смотрит. Поставить такого отстраивать небольшую деревню после ситуации с бандюками, где он опять же побывал, и решать кому в какой ручей гадить выглядит далеко не злом. Ты же не наследником его назначаешь, и даже не своим ассистентом.
«достаточно серьёзно проработанная строительная часть» серьезно чтоль? Подойти к NPC и выбрать строку постройки и это серьёзная проработка постройки? Ах… ну да, еще ведь есть поставка ресурсов. Тоже прийти к NPC по маркеру и разово купить поставку ресурсов. Куда уж детальней прорабатывать?
Можно было хотя бы не делать перемотку времени во время строительства, можно было сделать интересную поставку ресурсов, защищать её от нападения, договариваться или всунуть мини-квст.

развитие деревни требует больших затрат времени и денег — многих это может отпугнуть.


Ну сложно сказать, на момент конца игры у меня было 74к грошей, при том что не фармил и специально никаки глитчи не юзал и т.д., просто в течение игры продавал доспехи и прочее, как и в любой другой рпг. Еще в основной игре казалось что экономика немного поломана, т.к. денег много а девать их некуда особо, так что технически тот кто прошел основной сюжет и обращал внимание на побочки, собирая лут попутно — вполне может деревню в один присест отстроить прост «за свои», так что я спецом выделил мало денег чтоб искусственно себе продлить геймплейное время, ито даже вот с таким продлением, длс было пройдено за 2 дня, примерно часов за 6+- (-1 час когда игра крашнулось и оказалось что не сохранила предыдущий час, хотя и автосейв был, и спал я у себя, не надо забывать что это кингдом кам), т.к. челенджа никакого нет, в игре не представлены хитры возможности начать буквально с нуля и хитро все продумывать. Да, решения которые ты как судья принимаешь влияют на деньги — но самый максимум это «травница деревенская +30 грошей в день», что капля в море.
Иными словами тебе нужны дровосеки, нужна кузница и все собственно, на этом этапе ты выходишь в плюс и методично ждешь когда деньга накопится-строишь что-то новое. И каждое новое здание не тратит деньги а добавляет новый доход в баланс, кроме медовых сот, хотя и они плюсуют если есть здания которые они медом снабжают. Ну и кроме ратуши-церкви, которые вообще смысла нет строить пока все остальное не отстроено и улучшено уже.

По поводу суда — может быть у меня опять что-то заглючило, но их у меня было 5-6 разбирательств всего. Я думал что они каждый день появляются и не обращал внимание что там висел значок пока я ездил за ресурсами\работников искал. Но потом на определенном этапе нужно было просто подождать дней 5-6 чтоб денег набежало чуть-чуть и за это время новых разбирательств так и не появилось.

Ну и еще в обзоре ни слова про баги не сказано, я игру проходил на старте и технически все было очень плохо, я думал что за это время с января много чего исправили, но такое ощущение что стало хуже, т.к. иногда текстуры перестали прогружаться. В поисках работников наткнулся на несколько неписей которые могут работать у меня, но для этого надо завершить их квест, а завершить его я не могу потому что он багнутый, причем это произошло не 1, не 2, а целых 3 багнутых цвестлайна я нашел, причем баги эти в багрепортах и блогах висят аж с релиза. И возникает вопрос зачем они выпустили длс и ввели туда взаимодействие с неписями, которые заранее не смогут с тобой в ответ взаимодействовать потому что баги. Очень распространенные и всеобще известные. Такие вот дела.

Иными словами подытожу свою мысль — за пару сотен рублей — вполне себе норм занятие, хотя после действительно классной основной игры хотелось бы чего-то немного большего, пусть бы и цену повыше поставили, просто в интервью даже Вавра говорил что «это не градостроительство, это скорее экономика», хотя непонятно где тут экономика. Могли бы ввести хотя бы связку налоги-счастье жителей, дополнительный плюсик к доходам ценой репутации. Просто игра заставляет тебя вот сидеть на месте и ждать пару дней, т.к. здания дорогие, под конец стоят 10-20к церковь-ратуша. А в пиковые моменты мой доход был где-то 2500-2600, и вот считаем сколько надо сидеть на попе ровно и ждать пока набьется сумма. Причем после каждого административного здания доход падает. Есть еще «репутация» в этой бухгалтерской книге, которая я вообще не понял зачем нужна, что бы я не делал она у меня «100» была со старта и такой и осталось. Какие бы решения не принимал. Т.е. с тем же решением где посрать — я заставил всех ходит максимально далеко — но репутация все такая же, никто не опечалился, это только каким то образом на доходы повлияло, а именно -5 грошей. Хз как это связано логически, наверное в средние века у работников оплата почасовая и эти -5 стоит то время пока балласт скинуть ребята ходят. В общем на пару вечеров норм занятие, хоть и баги раздражают и печалят.
Я всё думал, куда мне деть свои 300к грошей.
Награбил/набил дичи и продал, повторить сколько потребуется.
Если играть в KCD, как в скайрим, как в сложную рпг где без шмота и голды ты ничего не можешь и вообще хочется сохраняться когда хочется, а не когда добежал до хаты. То это делается достаточно быстро, особенно если повезло вкачатся на начальных багах и ты попадая в первый город, уже апнул силу, выносливость и военское ремесло почти до максимума, потому что пытался убить кулаками бессмертного персонажа, который застрял в текстурах, а меч ты не вытаскиваешь, потому что этот гад убежит иначе.
Дык для этого и написал комментарий под спойлером.
да причем тут симулятор? Можно было хотя бы не делать перемотку времени во время строительства, можно было сделать интересную поставку ресурсов, защищать её от нападения, договариваться или всунуть мини-квст. Да даже в поставке камня сначала говорится, что не получится его поставлять еще и на новое поселение, т.к. поставки идут на строительство церкви, в итоге все решается баблом для набора рабочих. Почему нельзя было сделать хотя бы эти мелочи? Это явно не симулятор. Контента в DLC сделано на свою сумму, но не на рубль больше.
Всё что ты описал звучит как головная боль игрока, а не как интересный геймплейный элемент. Хотя вот обыгрывание всего этого через интересные квесты было бы любопытным — в квесты разработчики умеют.
Ну может там не спойлер был, просто стену текста человек спрятал =С
Ну знаешь ли, большинство к этому моменту уже давно прошли игру. Для меня (да и для многих) это дополнение стало поводом начать второе прохождение, как раз на хардмоде.

И это, они сразу сказали, что будут ДЛС, значит ты мог подождать, пока их анонсируют, раз хочешь всё сразу проходить.
Там вроде квест не выдается пока сюжет не закончишь. Ну у меня во всяком случае пан дивиш баговал (Госпаде пока не играл в игру из памяти улетучились все плохие воспоминания и я даж забыл насколько невероятно баганутая эта игра, хоть и хороша в остальном) и не давал квест.
ну не знаю, до сих пор игра вызывает мало положительных аспектов в моем к ней отношении. Боевка слишком топорная, реализм на уровне… чего-то хорошего (или нет). «Фермерство», да я уверен, что оно будет на низком уровне проработанности, нажал кнопку и жди. После Ведьмака даже играть не хочу, но может когда-то себя и заставлю.
Читай также