Инди-хорроры выходят в Steam чуть ли не ежедневно, и, как правило, все они похожи друг на друга и напоминают что-нибудь в духе Slender, Amnesia и Outlast — вид из глаз, исследование старинных особняков, прятки с монстрами и сбор записок прилагаются. Crying is not Enough на этом фоне выделялась тем, что явно метила в наследники несколько других игр. Из трейлеров, описаний и обещаний следовало, что главный герой с постоянно включённым фонариком и рацией ищет свою пропавшую жену на каком-то мрачном острове, нервно отстреливает монстров и постоянно собирает патроны, которых всегда не хватает. Согласитесь, это уже что-то в духе Alan Wake, Resident Evil и Silent Hill. Увы, на трейлерах и описаниях все достоинства Crying is not Enough и заканчиваются…
Супруга подкинула проблем
Вспомните, как интересно обыгрывалась тема поиска жены в Silent Hill 2 и Alan Wake, где были и драма, и психологизм, и сюрреализм. В Crying is not Enough ничего этого нет — всё куда более примитивно и банально. Есть, конечно, определённая интрига. Кто похитил жену Якоба Хелтена из больницы, где она лечилась после аварии? Зачем её мать везёт главного героя на какой-то таинственный остров? Как всё это связано с гибелью родителей Якоба?
Авторы старательно напускают тумана, но в данном случае такая неопределённость больше раздражает, чем увлекает и стимулирует играть дальше. Нет ни интересных диалогов и рассуждений, ни необычных ситуаций вроде пробежек по собственному подсознанию, ни даже простеньких флешбэков — лишь указания типа «Найди взрывчатку, взорви самолёт, а потом мы тебе расскажем, что тут происходит».
И ведь понятно же по всему с самого начала, что всё кончится очередной банальностью про секретные эксперименты — записки и дневники с описаниями опытов, проводившихся на острове, вскоре подтверждает это. А развязка и вовсе оставляет чувство недоумения, вызывая ассоциации с мексиканскими сериалами или французским фильмом «Новые приключения Аладдина»: «Я твой отец!» — «Врёшь». — «Вру». — «Тогда я должен тебе признаться: я твой сын!»
По заветам старины суровой
Сам игровой процесс тоже соткан из банальностей и штампов. Мы с видом от третьего лица отстреливаем монстров, собираем записки и постоянно ищем ключи, коды доступа и ключ-карты от закрытых до поры до времени дверей. Иногда ещё нужно где-то запустить генератор или, наоборот, отключить электричество, правильно повернуть статую, чтобы получить очередной ключ, найти взрывчатку и скомбинировать её в инвентаре с детонатором. А более-менее интересные загадки, когда, например, нужно отрезать голову у трупа и бросить её пираньям, попадаются буквально раз или два за игру. При этом локации на острове большие, и авторы заставляют нас бежать через них, например, ради канистры с бензином, а потом долго возвращаться к генератору.
С другой стороны, нет ничего плохого в том, что Crying is not Enough по механике представляет собой классический survival horror. К тому же выживать тут действительно непросто: враги убивают буквально с пары ударов, боеприпасов всегда не хватает, дробовик выдают только где-то в середине прохождения, сохраняться разрешают лишь у специальных игровых автоматов за бронзовые монеты, которые тоже нужно искать.
Помимо монстров убить может и радиация в особо заражённых зонах острова — приходится следить за её уровнем и вовремя пить таблетки, выводящие радиацию. А чтобы восстановить уровень здоровья, нужно искать уже готовые к использованию шприцы с лекарством или же комбинировать в инвентаре какую-то зелёную жидкость с пустым шприцем. Разве что фонарик тут бесконечный.
Вся игра — ошибка!
То есть в целом играть в Crying is not Enough — и даже получать определённое удовольствие — можно, но этому очень мешает сама игра. Сразу после выхода в Сети начали появляться стримы и обзоры с названиями типа «Пропало желание проходить» или «Смешной инди-хоррор». Действительно, смешно смотреть, как герой проходит сквозь двери, деревья и лестницы. Уморительно выглядят и модели персонажей и их лица — угораздило же их попасть в руки таких «творцов», превративших их в каких-то уродцев! Но вот когда герой намертво застревает в текстурах или проваливается под них, а последнее сохранение было полчаса назад, тут уже становится не до смеха.
Разнообразных ошибок и багов в Crying is not Enough — масса. Так, в паре мест разрешают бесконечно подбирать патроны. В другой ситуации вы можете найти записку или карту доступа с номером кода на ней, потом умереть, загрузиться с «чекпоинта», прийти снова за картой и не обнаружить её — вместо этого будете находить какие-то другие предметы, которые при этом никак не отображаются в инвентаре. Но не переживайте: если в первый раз запомнили код, то теперь можете смело вводить его, пробежав через пол-острова к нужной двери.
Crying is not Enough претендует на звание самой забагованной игры года. И это особенно удивительно, ведь делали её пять лет — неужели за это время нельзя было провести нормальное тестирование и отловить самые вопиющие ошибки? Но даже если авторы сделают это сейчас и починят игру патчами, всё равно не ждите от неё ни увлекательного сюжета, ни свежести и изобретательности в геймплее. Да и по-настоящему страшно тут бывает, только когда ты снова застреваешь в текстурах.
Плюсы: игра бросает вызов; сюжет поначалу интригует; есть намёки на атмосферу.
Минусы: банальный сюжет; примитивный игровой процесс; ужасное техническое исполнение — куча багов, устаревшая графика, страшная лицевая анимация.
Лучшие комментарии
Ну хоть что-то страшное.
На этом моменте уже всё предельно понятно.