13 июля 2011 13.07.11 204 68K

F.E.A.R. 3: Обзор

Шесть лет назад мы узрели крайне талантливый «сингловый» боевик с красивой подачей сюжета, ошеломительными перестрелками и пронизывающей мистикой. Тот самый F.E.A.R. нам подали как нечто деликатесное, как изящную смесь нашумевшей «Матрицы» с незабываемым «Звонком». Когда тонкий аромат дешевого подражания исходил буквально от всего вокруг, свежесть детища Monolith Productions быстро приковала к проекту массу взглядов: после эпохальных Far Cry, Half-Life 2, Doom 3 и череды вялых пародий на них игру горячо ожидали и приняли с распростертыми объятьями, затянув подгузники и обновив железо для встречи с «некстгеном». Пошумели как следует: и за недоделки, и за дизайн локаций, и за степень «страшности» — разразиться «срачем» было милым делом, а словом «конвейер» тогда еще редко обзывали даже Electronic Arts.

И вот на дворе лето 2011-го, нанотехнологии, каникулы и быстрый Интернет. Ты давно скачал корявый «репак» F.3.A.R., написал рецензию в блоге и «твиттернул» на нее ссылку, а сейчас, не осилив статью до этих строк и быстро промотав до оценки, строчишь комментарий о том, как тебе подсунули «очередной шлак с непонятным сюжетом».

Пойнтмэн смотрит на тебя с укоризной.
Пойнтмэн смотрит на тебя с укоризной.

Два брата-ренегата

Вот и настала мрачная эпоха скверны и жестокости, когда вкладываться в оффлайн нерентабельно. Самое время позабыть достойные однопользовательские кампании, как страшный сон: упор на мультиплеер и кооперативный режим лишь набирает обороты, а до вечного царства ММО и F2P остались считанные годы. Сложносочиненный одиночный геймплей окончательно перестал быть аргументом в пользу покупки, так что вряд ли стоит удивляться преобразованию F.E.A.R. в зажигательный «кооператив». Классический «сингл» пока еще не выдернули с корнем, но прохождение без напарника — форменное самобичевание.

В который раз восставший из мертвых Пакстон Феттел решительно намекает на это уже в интродукции, спасая молчуна-братца от извергов «Армахема», учиняющих допрос с пристрастием. Рассуждая о семье и взаимовыручке, призрак настойчиво дает понять, что мы теперь в одной упряжке и, дескать, некогда собачиться, а то мир вокруг прогорит дотла. Пойнтмэн сохраняет «покерфейс» в присутствии полупрозрачного маньяка, которому сам накануне всадил пулю между глаз, и без лишних раздумий принимается содействовать. С этого момента качество игры напрямую зависит от условий, и как следует раскроется F.3.A.R. исключительно в режиме «на двоих» с бодрыми переговорами и хорошим «тимплеем».

Прогулка на опушку воспоминаний о детских обидах.
Прогулка на опушку воспоминаний о детских обидах.

В шкуре молчуна все по-старому: залихватская стрельба, рукоприкладство и замедление. Планомерный отстрел разномастных спецназовцев, наркоманов и неведомых зверушек, сдобренный спецэффектами и вялыми «паузами на испуг». Ничего ощутимо нового, кроме разве что весьма удобной и порой даже по-настоящему спасительной системы укрытий. Все предельно просто и знакомо по консольным боевикам, только от первого лица: прильнув к удобно расположенному объекту, всячески высовываемся и безнаказанно отстреливаемся.

В случае одиночного преодоления на этом все прелести F.3.A.R. и закончатся. От былой атмосферы мрачности и запустения не осталось и следа, теперь повсюду яркие краски, скриптовые мизансценки и толпы соперников. Нехитрые попытки удивить стремительно утомляют, а сюжет топчется на месте и в целом сводится к тому, что брюхатая — по итогам F.E.A.R. 2 — Альма вознамерилась родить вселенское зло, ее схватки сотрясают весь мир, а мы — последняя надежда на избавление. Однако кооперативный режим буквально вытаскивает кампанию на совершенно другой уровень. Страшилки теряют всякий смысл, сюжет отходит на второй план, а в фокусе оказывается первобытный драйв со сквернословием и дружеской порцией дроби в задницу.

Механоид не оставляет соперникам шанса, да еще и позволяет не покидать похищенное тело без погони за душами.
Механоид не оставляет соперникам шанса, да еще и позволяет не покидать похищенное тело без погони за душами.

Феттел под чутким руководством игрока ведет себя крайне вызывающе: толкается, кидается проклятьями, поднимает злопыхателей в воздух и с маниакальным хихиканьем овладевает их телами. В чужих тапках фантомный братец становится достойной огневой поддержкой для главного героя, пользуется оружием, размахивает руками и ныряет в укрытия. Разве что время замедлять не может, да и сдаются апартаменты во вражьих организмах не шибко надолго — чтобы не потерять тушку, необходимо постоянно убивать все живое вокруг и соскребать в копилку души погибших. Попутно Пакстон не упускает возможности рассуждать о сюжете, «троллить» безмолвного Пойнтмэна и кривляться в кат-сценах между главами.

Откровенно говоря, всемогущий призрак с паранормальными способностями оказался весьма ранимым и не сказать что невероятно опасным типом. На все виды повреждений бестелесный Феттел охотно реагирует и недомогает, а фокусами своими развлекать более чем одного «добровольца» он не в силах, что делает его крайне уязвимым. Фишка с яркой психокинетической тентаклей, обнимающей врага и поднимающей в воздух, оказалась по сути пшиком — физически воздействовать на безвольное тело при этом никак нельзя, об стенки не побить и не потаскать по полу. Тут уж либо вселяться, либо причинять урон рядовыми способами, пользуясь замешательством жертвы. Так что к роли призрака придется привыкнуть, равно как и к заметному доминированию Пойнтмэна. Смирившись с этим, можно даже иногда покрывать его заклятьями и защищать магией в лучших традициях ММО.

Оценка расчлененной обстановки.
Оценка расчлененной обстановки.

В покое нас не оставляют практически никогда, вечно вокруг что-то шевелится, звучит и мычит. Застревать особо негде, пугаться тоже — просто дуй себе напролом по вызывающе-убедительным локациям и получай удовольствие от картинной гибели врагов. А когда надоест — перебирайся в онлайн.

Четыре «брата»-супостата

Тут теперь толпой не разгуляться — более чем вчетвером на одну вечеринку не пускают. Но взамен подборка весьма любопытных режимов от «Выживания» в стиле последних Call of Duty с зомбиками до «Пи**ец, бежим!» (F*cking Run!), где необходимо стремительно прорываться по линейным локациям через толпы недругов, улепетывая от смертоносной волны тумана. Не обошлось и без режимов с участием бестелесных персонажей, в которых нужно либо агрессивно соперничать друг с другом за души убиенных, либо противостоять врагам из плоти и крови. В хорошей компании все это доставит немало удовольствия унылым вечером после тяжелого рабочего дня, но вряд ли на постоянной основе.

В этом-то и заключена главная проблема F.3.A.R. — несмотря на всю бодрость игрового духа, здесь совершенно незачем задерживаться, никакие сюжетные тайны не манят обратно, никакие воспоминания о замысловатых перестрелках не вызывают желания переиграть момент заново и посмотреть, что изменится, если избрать иную тактику. Бесславно загублено одно из ведущих достоинств F.E.A.R. — виртуозный искусственный интеллект хорошо организованных соперников. Если в оригинале «боты» всегда находили, чем удивить, как перегруппироваться и обойти сзади, то здесь из раза в раз не меняется ровным счетом ничего — болваны просто следуют по тупой траектории, привитой им рукой постановщика. Никакого деления по старшинству, никакой тактики — просто банальный напор, свойственный буквально всем рядовым шутерам на рынке.

И, конечно, неведомая антинаучная херня собственной персоной.
И, конечно, неведомая антинаучная херня собственной персоной.

В Day 1 Studios опрометчиво сочли, что slo-mo и ухмылки Феттела вполне достаточно для сохранения прежнего настроения, что и потопило всю затею, хотя и расширило, конечно, аудиторию. Зажигательные поединки, прогулки на мехах, прямолинейный геймплей с выдержанной динамикой — что еще нужно обычному игроку, который просто проходил мимо ларька с дисками и попросил что-нибудь на вечер пострелять?

Плюсы: кооперативный режим; бойкий мультиплеер; стильный дизайн локаций.
Минусы: сюжет и подача; искусственный интеллект; это не F.E.A.R.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

F.E.A.R. 3

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | OnLive
Жанр
Дата выхода
21 июня 2011
1.4K
3.3
969 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

1. Потому что обещали.
2. Потому что просили.
3. Потому что будет Александра играть.
Пойми, для Максима и для многих нас кооператив и мультиплейер должна была быть приятной добавкой, А проходняк потому что Максим как и я любил F.E.A.R. за его атмосферу, сюжет, ведь именно из-за Fear'а Максим стал работать в игровой журналистике.
ну что, и вот я снова, переигрываю в оригинал, и удивляюсь, как можно было загубить такой проект
Друже, ты похоже действительно слаб умом, либо нас всех тут троллишь =)

Поржал от души с твоих тирад, большая часть твоих вопросов либо риторические, либо на них ясно дают ответы сюжеты 2-х предыдущих частей.

И, собсно, позитиватор в тему:

Ты дурачок или притворяешься?

О том, что главный герой и Феттел братья, более чем внятно говорится в первой части.
Я слишком стар для этого дерьма Больше всего в играх меня интересует сюжет. Как интерактивный фильм. Хороший геймлей — мотивация, чтобы принять в нём участие. FEAR всегда (если рассматривать 1й и 2й, без всяческих Perseus Mandate) был оптимальным в этом соотношении. И на пусть очень крутой мультиплеер мне наср… В общем, параллельно
А скоро только кооператив с мультиплеером и будет везде. В статье даже описано, почему. Не два абзаца? Зря, во втором как раз про тебя.
И мне поставили кучу минусов, которых достоен он. Причем я не писал такую ересь.
Если ты балерина, то тогда я балерина.
Можешь придумать что-нибудь еще в свое оправдание?
Если бы и Монолит ещё делал вышла бы достойная игра =)
Ух, хороший обзор, годный. Максим, пиши больше, в последнее время от тебя практически ничего не видно и не слышно.

Только вот вопрос, почему мы должны забывать однопользовательские компании, как страшный сон? О них нужно вспоминать с любовью и нежностью, я так считаю. :3 И не будет через пару лет править балом ММО и F2P. И офлайновые игры не умрут. По крайней мере, я на это надеюсь…
Begemotig… на твои вопросы очень сложно отвечать. Не потому, что вопросы очень сложные, а потому, что ты упёрто отказываешься видеть то что перед носом.

-----Тебя смущает факт что ГГ якобы «внезапно» оказывается братом Феттела. Пройди ещё раз FEAR — FEAR Progect Origin и FEAR Progect Origin (Reborn), только включи субтитры и не ленись их читать…

-----Так же тебя смущает как это Феттел снова живой, если в первой части его убили… Опять же таки — FEAR Progect Origin ( REBORN ) с включенными субтитрами — в этой части процесс его воскрешения очень доступно поясняется.

-----Почему Альма младше чем сам ГГ — как это она может его матерью быть ?! То что ГГ не умирает от 1 пули — то, что он в одиночку убивает батальон врагов — то, что на протяжении всех игр из стороны в сторону носятся какие то твари и прочая чертовщина тебя не смущает, это вообще обычная вещь да? А то, что Альма превращается то в девчонку то во взрослую барышню это «не нормально» да? :)
В конце концов, если тебе в лом читать субтитры в игре, зайди в ту же Википедию — Там буквально по кусочкам разжёвывают всю серию FEAR начиная от Предыстории и до самого финала третьей части. То есть — В каком возрасте она родила детей, почему они братья, как Феттел умер, как воскрес, как Альма залетела во второй раз, и чем всё это закончилось.

-----И по поводу мультиплеера — Если ты подумаешь немного, вместо того что бы рвать на себе волосы от злости, то поймёшь, почему его «впихивают» во все игры.
Что бы пройти компанию, люди могут без труда скачать пиратку и пробежать её за пару дней. А вот, что бы играть в мультиплеер нужна лицензионная версия игры, которая стоит денег, и которая, соответственно, несёт разработчикам прибыль. То есть делать игры с упором на Мультиплеер/кооператив это просто ВЫГОДНО и глупо со стороны разработчиков этим не пользоваться.
хм… а мне воще пох*** на эти оценки)))
я играю то что мне нравится и всё))
ну тогда уж F.E.4.R. а не веришь посмотри как печатает Игрок в элитном мире =)
1)не чо, а что.
2)Посмотри на себя внимательнее со стороны других.
Читай также