Хендерсон: студию авторов Star Citizen ждёт неминуемое столкновение с реальностью
В эти выходные (19–20 октября) состоится Citizencon, презентация студии Cloud Imperium Games, из-за которой компания заставила сотрудников работать без выходных. Журналист Том Хендерсон (Tom Henderson) пообщался с бывшими и нынешними работниками студии, чтобы узнать, как обстоят дела внутри команды и что творится с разработкой Star Citizen и Squadron 42.
Переработки
Руководство CIG огорошило сотрудников 1 октября неутешительными новостями: глава производства компании Эрин Робертс (Erin Roberts) заявила, что для Citizencon все должны хорошо постараться, а потому до 19 октября вводится семидневная рабочая неделя. После того как поднялась шумиха в Сети, руководство разрешило взять выходной в воскресенье, но только если сотрудник отработал на неделе 56 часов. То есть пахал больше 9,3 часа ежедневно с понедельника по субботу.
По общим законам Великобритании такой график — преступление. Но в контрактах сотрудников CIG есть пункт, где они добровольно отказываются от лимита рабочего времени в 48 часов в неделю. Чтобы смягчить ущерб, для всех устроят выходной 21 октября.
Кажется, кранчи для игровой индустрии не являются новостью, а дружный коллектив и не прочь поработать над любимым проектом. Только в случае с CIG, по словам источников Хендерсона, среди сотрудников царит скорее атмосфера уныния и упадка. Многие говорят, что компания катится в бездну из-за перерасхода средств и неумелого управления.
$700 млн спустя
Star Citizen находится в разработке уже 12 лет. CIG всё это время продолжала собирать средства игроков в рамках краудфандинговой компании. На момент написания новости бекеры принесли студии Криса Робертса (Chris Roberts) свыше $728 миллионов.
Однако Хендерсон пришел к выводу, что у компании кончаются деньги. Согласно официальным отчетам, к концу 2022 года CIG потратила $637 миллионов. Расходы компании неуклонно росли, а с 2020 по 2022 студия тратила в среднем $106 миллионов ежегодно. Если тенденция сохранилась в 2023 и 2024 годах, то к текущему моменту компания либо полностью потратила собранные деньги с бекеров, либо эта сумма вот-вот иссякнет.
Финансовые проблемы CIG подтверждаются тем, что компания пыталась без шума в 2024 году уволить от 100 до 150 сотрудников в Остине и Лос-Анджелесе. Сотрудников принуждали подписывать соглашение о неразглашении (NDA), чтобы те не писали в соцсетях, что потеряли работу. В противном случае им грозились отказать в выплате выходного пособия. Однако информация всё равно просочилась в СМИ.
Сотрудники CIG рассказали Хендерсону, что регулярная индексация зарплат была приостановлена, а расходы на жизнь у людей продолжают расти. Некоторые разработчики еле сводят концы с концами и задумываются об увольнении или даже смене сферы деятельности.
Куда уходят деньги? Помимо разработки игр, руководство CIG любит тратить десятки тысяч фунтов на дизайнерскую мебель под заказ в стилистике Star Citizen. Компания превращает свои офисы в «фабрики Вилли Вонки» с пластиковыми стенами, но без полезных функций. Якобы такой подход «раздвигает границы разработки», но многие бекеры видят в этом лишь пустые траты.
Ошибки новичков
Одна из главных проблем, почему компания находится там, где она сейчас (помните, когда-то на создание всей Star Citizen просили всего $2 млн), является подход Робертса к руководству.
Глава CIG постоянно просит добавлять и удалять новые функции. Его идеи прибавляют работы на недели вперёд, а затем всё летит в мусорную корзину по его же прихоти. Сотрудники рассказали Хендерсону, как Робертс отменял функции уже на седьмом этапе правок, когда на них было потрачено много времени.
При этом творческие решения по мелочам, на которые можно было бы потратить пару минут, могут тормозить работу на дни. А от сотрудников требуют достигать результатов, на которые надо бы заложить месяцы работы, всего за несколько недель.
В техническом плане студия всё ещё использует Star Engine, который является монстром Франкенштейна на основе CryEngine. Внедрение и тестирование новых аспектов игры постоянно тормозится из-за несовершенства движка.
Подобные условия отпугивают опытных разработчиков. Из команды ушли многие специалисты, которые могли бы чему-то научить новичков. К тому же само руководство CIG не стесняется брать на важные позиции молодых ребят с невысокими зарплатными ожиданиями. Иногда в команду брали даже сотрудников без опыта и образования просто потому, что они фанаты игры.
Студия совершает те же ошибки, что другие прошли уже 20 лет назад.
В итоге Star Citizen стала для многих первой игрой, над которой им довелось работать. А отток опытных кадров продолжится в течение года, уточнил источник Хендерсона.
Будут ли релизы
Сотрудник CIG рассказал Хендерсону, что сюжетная Squadron 42 только сейчас достигла стадии полировки, хотя студия заявляла об этом ещё в октябре 2023 года. Эта игра ближе всего к релизу и фанаты ждут демоверсию первой главы экшена из 20 запланированных.
Руководство CIG делает большую ставку на Squadron 42, надеясь привлечь инвесторов и аудиторию. Для компании важно найти новые источники финансирования, ведь помимо монструозной Star Citizen, Робертс взялся за разработку третьей игры в сеттинге средневекового фэнтези. Новый проект нужен компании, чтобы показать инвесторам свою разноплановость и гибкость.
О сроках выхода Star Citizen пока нет никаких намёков.
Лучшие комментарии
Да весь этот пузырь Стар Ситизена и так на удивление живуч. Робертс как будто десяток лет проверяет, насколько сильно можно нагревать вкладчиков и тратить деньги непонятно на что
А нисколько, они же не за свои и не за деньги инвесторов работают, а с краутфандинга и продажи виртуальных корабликов живут
Какие инвестиции? Бюджет игры на 100% составлен бэкерами, которым светит получить только саму игру в том или ином виде.
вот не по этим мерить всю индустрию. Со Star Citizen все было понятно еще в самом начале, просто так быстро столько денег тоже не потратить
скепсис это хорошо, но когда он здоровый
собрать за пару дней на коленке демо в котором контента больше чем во всем Старфилде — этож какими гениями быть надо?
игра существует — это факт… только вот существует она до сих пор лишь в виде альфы и когда перейдет хотя бы в стадию беты — вопрос на который ответ не знает, наверно, даже сам Крис Робертс
Я помню, когда одновременно с Star Citizen анонсировали Elite Dangerous. Тогда это были почти 2 одинаковые по заявленным механикам игры. В своё время я купил вторую, ибо хотелось в космосе полетать здесь и сейчас, а не ждать неизвестно сколько и непонятно чего.
Можете минусить, но лично я считаю, что с товарищи, создавшие Элитку, выполнили обещанное ми на 100% и так же сделали всё то, что обещали CIG. Смотрите сами:
Полёты в космос есть? Да. Летать, стрелять и торговать можно + захват космопортов группировкой / альянсом присутствует.
Высадка на планетах есть? Да. Можно изучать (пустые) планеты на тачке, диверсии устраивать на ней же. Круто? Я считаю, да.
Относительно недавно вышел модуль с FPS. Хотели за самого себя (хомо сапиенса) побегать, а не только в кабине чего-то сидеть — пожалуйста: и в посмопортах ходи-броди-взаимодействуй, и пуляй-стреляй.
Взаимодействие с игроками в игре есть? Да, вплоть с ранней версии.
Графон хороший? Я считаю, да.
Моё мнение: Elite Dangerous — это тот SC, который нам когда-то обещали.
Я не говорю про текущие обещалки SC. Я говорю про то, как это было в момент сбора средств на KickStarter.
Так что в Star Citize я не верю и считаю его (по крайней мере, сейчас) отмывом денег.
Elite Dangerous мне кажется гораздо лучше SC хотя бы потому, что базовые модули игры уже давно вышли и они работают — в это можно играть, а не ждать Второго пришествия…
Всё. Выговорился.
Всем всех благ.
Ситизен уже давным давно деньги не через кик собирает, так что там уже наверняка все десять раз продумано так, чтобы была справедлива фраза «ваши инвестиции — ваши проблемы»
«бекеры принесли студии Криса Робертса (Chris Roberts) свыше $728 миллионов»
Какое у вас стереотипное представление об «айтишниках». Есть ребята, которые сети прокладывают, они вкалывают на уровне шахтера передовика. Да и те кто может купить себе теслу, написанием кода, поверьте, отрабатывают свою ЗП сполна. Там нужен такой объем знаний и опыта, что не каждому и снилось.
Там нечего окупать у игры нет каких-то возвратных инвестиций и прочего, чисто бейкеры столько накидали. А потом все что они могут, это только уйти в плюс, если игра продаваться будет хорошо. В минус могут уйти только если потом донатов просядет, а увольнять и распускать студию не будут, тогда да, могут уйти в банкротство и долги по зп и аренде там всякой.
Кикстартер давным-давно успешно завершен, деньги перечислены. Последние лет десять покупки прямо на сайте разработчиков, и если они перестанут оформлять возвраты, то вытрясти можно будет только через суд. А игроки нечасто ходят судиться.
Критика не обязана тебе нравится
Представь сколько лет потребуется, чтобы при таком бюджете он окупился.
причина тряски?
Многие это все понимали ещё лет 10 назад. А сейчас такими новостями про SC мало кого удивишь. В целом проект по описанию в чистом виде повторяет путь… Duke Nukem Forever. Там тоже из-за гениального руководства все скатилось в производственный ад.
Лично мне в Элитке не хватает возможности пошарахаться по своему корыту, а не просто загрузка в кабину. В остальном я в принципе с тобой согласен.
И первое что бросается в глаза, а потом вытекает вместе с ними, это оптимизация. 16ти гигов оперативы для нее мало. Фпс стабильно выходит погулять в открытый космос. А при первой попытке выйти из комнаты у меня напрочь отказывалась открываться дверь. К счастью для таких багов есть кнопка, сделать роскомнадзор. Официального перевода на русский нет, но есть переводы от сообщества. Боты ведут себя в худших традициях киберпанка, застревая в непонятных позах. Интерфейс вшит в местный аналог Пип боя. Что с одной стороны иммерсивно, а с другой всё усложняет. Например что бы банально посмотреть на карту, нужно сначала вызвать голопроектор, выбрать раздел «карта» выбрать нужную карту итд. Вообще уровень замороченности с одной стороны впечатляет, с другой раздражает. Например в игре нужно есть и пить. Для этого нужно обязательно снимать шлем, что логично, но делать это нужно в ручную, а потом хорошо бы не забыть его надеть обратно. С напитками всё ещё веселее, ибо нужно запрокидывать голову оттягивая мышку на себя, что бы попить. Ориентироваться в игре особенно в первое время очень сложно, если у вас как и у меня, в играх топографический кретинизм, то в купе с не самой удобной и понятной картой, сделает простой поход до ангара приключением на добрый час +там есть что то типа системы космических трамвайчиков, на которых можно уехать не пойми куда. Взаимодействие с торговцами, закупка, продажа, вызов корабля итд. происходят через терминалы, тут ничего сложного. Само же управление железным космическим конём +- такое же как в элитке и схожих играх. Запросил разрешение на взлёт/посадку, убрал/выпустил шасси, гипер прыжки, переход в боевой режим, итд. Лично мне управление показалось даже проще чем в элитке. Если играли в космо/авио симы то разберётесь. А вот миссии… Тут нужно курить гайды, ибо можно тупо не долететь до квеста, можно долететь и тут же откинуть, можно банально не понять, чё и как делать? Есть миссии на планетах, станциях, есть чисто в космосе, боевые исследовательские, доставка итд. И казалось бы вот, смотри изучай, пробуй! Но шанс отлететь до ближайшего «костра» по началу очень велик, а значит придётся постоянно повторять забег до космопорта, с повторной закупкой потерянного снаряжения и возвратом корабля по страховке. Тут всё куда глубже, но я не так хорошо в ней разобрался. Про управление наземным транспортом особо сказать нечего, тестил местный гравицикл, мне не понравилось, дофига инерции, стрельба из оружия не самая плохая и выбор в арсенале довольно большой для такой игры, но анимации кривые. И пара длинных слов о приобретении игры. Распространяется она, если кто не в курсе. через покупку кораблей. Вы не покупаете игу, вы покупаете корабль, который даёт доступ к игре, при чём сквадрон 42 в сделку не входит, он будет продавятся как отдельная игра (и вроде как тут то гражданин будет идти в комплекте, страшно подумать как это скажется на ценообразовании сквадрона). Кораблики же стоят от нескольких десятков до нескольких сотен вечнозелёных. Какое ни будь корыто ведро болтов можно взять примерно (не проверял на сайте) за +-30 бачинских. (хотя раньше, лет 5-8 назад, если ни чего не путаю, ценник был 15-20 баксов). зависит от набора. В эти наборы по мимо кораблика входит ещё и страховка. При чём не везде и всегда пожизненная, что вообще свинство. Купить хренолёт за многоДеняГ и потом разорятся на его страховку, да там ценник будет больше чем за ОСАГО с КАСКОЙ. Но главная киллер фича этих корабликов лично для меня. Это не просто сидение в кабине, а возможность пройтись по кораблю, провзаимодействовать со всякими штуками, тем более что большие корабли требуют полноценный экипаж из нескольких человек. Можно например отыгрывать полноценный Стар Трек, пока одни члены экипажа управляют посудиной, другие сидят в кают компании, общаются, едят, спят итд. А потом из варпа выходят долбанные Клингоны! И всем занять боевые посты, красная тревога! Мистер Спок, зарядить торпеды… Но что то я увлёкся. Кароч я сейчас описал лишь малую часть возможностей игры. НО на данный момент они либо забагаваны, либо хероваиграбельны либо в разработке. Вкатыватся в это сложно и долго. Сколько лет и сотен миллионов им ещё понадобится, ХЗ. Лично я бы, если бы игра была не такой требовательной по железу, не такой багучей, и с ценниками в два — три раза ниже (и без гемора с покупкой ибо раша кок блок) вкатился бы в игру, даже в нынешнем состоянии, даже без гарантий что вообще выйдет. По эмоциям и приятному времяпрепровождению, она бы отбилась.
Он не может окупиться или нет, он делает уже на деньги бейкеров и все что будет нужно — выдать ключи бейкерам и нужные скины
А кто за такое заминусить может? Еще ни разу живого защитника стар ситизен в интернете не видел, по крайней мере за последние лет 5)
p.s. Но если таковые есть, то интересно было бы узнать, чем ситизен так человека зацепил
С реальностью столкнуться бейкеры этих 700+ миллионов, а руководство там и так вкурсе и никакую игру выпускать не планировали никогда (разве что вначале, при сборе 2 млн).
Как бы странно думать, что для них это будет провал какой-то — закрытие студии и проекта, ведь давно бы наняли менеджера, который следил за сроками и умело говорил, что «стоп» и добавляет вот это и это, а это убираем, не переделывая. Им же именно нравится так кайфовать, творить что захотят, а главное без результата, потом всегда можно сказать, что «не прокатило, не повезло».