Вышла «Смута» — самая громкая российская игра за последние месяцы. Что о ней стоит знать?
« Смута» — игра от компании «Сайберия Нова», которая получила поддержку от VK Play и «Института развития интернета». У геймеров было много вопросов к «Смуте» ещё на этапе тизеров с трейлерами, но всё-таки следили за ней с большим интересом: сейчас в России редко делают одиночные игры с такими амбициями, а игр про этот исторический период, кажется, и вовсе никогда не было (ну, если не считать шуточный сиквел «Подземелий Кремля»!)
Сегодня «Смута» отправилась в релиз. Мы собрали самое главное из того, что стоит знать об игре.
О чём «Смута»?
Антураж — Смутное время XVII века. Это один из крупнейших кризисов в истории страны, который сложился из внутренних раздоров, голода, войн, самозванцев, претендующих на трон, и не только.
Как говорят авторы, литературной основой игры стал роман 1829 года «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Молодой боярин Юрий Милославский и оказался главным героем «Смуты» — он выдвигается из Нижнего Новгорода в Москву вместе с войском Второго Ополчения и собирается остановить гражданскую войну.
Геймплей — экшен от третьего лица с квестами и прокачкой. Это не совсем открытый мир, но локации достаточно большие, чтобы там было что исследовать, уверяют авторы. Квесты можно проходить разными способами в зависимости от образа, который примеряет главный герой.
Игра большая?
«Сайберия Нова» говорит, что сделала около 40 часов геймплея.
«Смута» исторически достоверная?
Хотя разработчики стремились сохранить аутентичность везде, где только можно, игра всё-таки не является полностью исторически достоверной. Например, по словам авторов, у нас сохранилось недостаточно сведений о том, чтобы точно знать, как двигались бойцы в сражениях.
С другой стороны, окружение и костюмы постарались сделать предельно реалистичными и даже выпустили особую экскурсионную демоверсию с комментариями историка и видеоблогера Клима Жукова.
Кто сделал «Смуту»?
Авторы игры — новосибирская студия «Сайберия Нова». Она появилась в 2015-м и первые годы занималась прототипами на Unity и Unreal Engine, а также вспомогательными работами для Wargaming, Nikita Online и других компаний.
«Смута» — первый заметный самостоятельный проект «Сайберия Нова». По всей видимости, производство в том или ином виде велось как минимум с 2020-го, а после 2022-го студия получила гранты от государственного «Института развития интернета». Благодаря грантам общий бюджет игры перевалил за 500 миллионов рублей.
Где взять?
«Смута» — эксклюзив ПК и VK Play. Стоимость — 2 015 рублей (до релиза было 1 612 рублей).
Судя по заявлениям разработчиков, на другие платформы и за пределы СНГ игра не собирается (по крайней мере, пока что). Одна из причин — для релиза на альтернативных площадках нужен перевод на английский, а его у «Смуты» попросту нет.
Предварительный билд «Смуты» также утекал в Сеть, но там отсутствует большой патч первого дня. А патчи, похоже, игре не помешают — смотрите раздел с отзывами.
Как там с оптимизацией?
У игры следующие системные требования:
Минимальные
- ОС: Windows 10,
- Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 980 либо GTX 1060,
- Процессор: Intel i3 либо Ryzen 3,
- Оперативная память: 16 гигабайт,
- Место на накопителе: 50 гигабайт.
Рекомендуемые
- ОС: Windows 10,
- Процессор: Intel i7 либо Ryzen 9,
- Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3080,
- Оперативная память: 32 гигабайта,
- Место на накопителе: 50 гигабайт.
Но, судя по отзывам, «Смута» здорово тормозит даже на системах, которые превышают рекомендуемые требования — у одного из рецензентов на уровне в Ярославле игра упала до 20-35 кадров в секунду на Ryzen 5 7600X и RTX 4070 Ti. В обзорах на VK Play тоже много жалоб на оптимизацию.
Похоже, «Смута» упирается в процессор — некоторые пишут, что снижение настроек или включение DLSS не повышают fps.
Как там отзывы?
В игровых изданиях отзывов пока мало: у «Смуты» есть пресс-копии, но их раздали всего за сутки с небольшим до релиза. Те, кто уже успел поиграть и поделиться своими впечатлениями, от «Смуты» не в восторге. Вот что пишут в рецензиях, которые успели появиться на момент написания этого материала:
- Основным типом геймплея является ходьба.
- Диалоги водянистые, стилизация под речь XVII века выглядит натянутой.
- Сражения одноклеточные и решаются закликиванием.
- Стелс ужасный.
- Сюжет слишком много внимания уделяет локальным квестам и мало — историческим событиям, в которых участвует главный герой.
- Как минимум в пресс-версии много багов: NPC не дают пройти в ворота, скрипты не срабатывают, текстуры не грузятся, враги не хотят драться.
- Выглядит игра очень красиво — её даже называют прекрасным примером того, какую картинку способен выдавать Unreal Engine 5.
На StopGame.ru видеообзор делает Илья Шарифов — ждите материал в ближайшие дни, потому что мы, как и остальные, получили копию практически перед релизом.
Может, проблемы поправят патчами?
Не исключено — разработчики заявляли, что собираются поддерживать «Смуту» после релиза. Они уже запустили специальную форму, через которую можно сообщать о багах — так авторам будет проще обнаружить источник проблемы и устранить его.
Лучшие комментарии
Тодд Говард разлоигнься))) это не Старфилд)
В это же время, Илья делает обзор:
Вроде этот
А всю и не надо, на всю нервов не хватит
Т.е. окупаться там, приносить прибыль у них целью не стоит?
я вот прямо сейчас на стриме смотрю на «боёвка вполне себе норм», в последний раз я такое в какой то версии 3д аллодов видел, как и модельки
upd. ну модельки явно пониженны ради фпсов… вроде в тормозной версии они были приличные, но не факт
А зачем? Всё на бабки налогоплательщиков делалось, а их, как известно, не жалко
2015 — время, когда эта игра была бы мб норм, но это не точно
Все что о ней стоить знать это то что IGM отработали заказ так сильно, что даже Саша Грей им бы позавидовала. Знатно пукнула со своим первоапрельской шутеечкой, словила дизов и отписок знатно на бусти и канале, а IXBT за пару часов переплюнула по просмотрам и лайкам их. Ибо негоже обижать Гальперова после отсидки)))
вкратце igm допустил несколько фейлов, задрал уже всех со своей рекламой, пригласил на озвучку Островскую за которую им заплатили чтобы она на их канале, открыла рот и давай облизывать без смс и регистрации директора разработки, поимо этого давай защищать игру и говорить какой Миша и брат Гальперова с ixbt плохие, вот хейтят незаслуженно. На что ixbt сказали Даша, вытащи уже язык откуда можно только, даже Рэй признала что игра шлак… и понеслось девочку обидели. и IGM (типа) решила заступится сделав ролик в котором перековеркала факты и нагло начала лить грязь, а вконце ребята мы вас любим чмоки вы молодцы но и кучка само названых (цензура) с камерой. Короче треш… просто посмотрите последние два ролика с этих каналов и будет понятно
ХЗ, мне прямой приказ из госдепа пришёл — я и поставил
А никто не имеет права ставить оценку не пройдя до самых титров?
А если кому-то игра не понравилась в первые пару часов? Терпеть, доигрывать и только тогда ставить оценку?
Некий Ильяша Рифов совершенно точно не показывал одну неназванную российскую игру до того, как спало эмбарго ????
490 это только то что дали ИРИ, весь бюджет неизвестен
А если человек прошел до конца и поставил низкую оценку, то можно его спрашивать «а зачем тогда до конца проходил?». Плавали, знаем.
Предзаказ стоил 1612 рублей, а на релизе — 2015. Интересное ценообразование)
Всмысле вышла? Я после демки, думал, что релиз будет через полтора-два года. Честно говоря, демо было похоже на ящеров против руссов, только без мемов и на серьёзные щщах. Я даже боюсь представить что там.
Ну ещё бы, особенно когда 3 апреля на Твитче стопгейма ничего не произошло!
Очередная неудавшаяся попытка «разоблачить» IXBT полная воды и перевирания. Плюс попытка выгородить одну поехавшую стерву, у которой так остро бомбит от Виталика.
Люди совсем себя не берегут. Всё продолжают убиваться о белорусов.
Очень надеюсь что Стопгейм не будет страдать подобной хернёй.
Сочувствую Илье, что прошлый год обозревал «интересные» проекты, что этот начал...