Глава Slightly Mad рассказывает, как EA обвела его вокруг пальца с Shift 3 и чуть не угробила студию
Закулисье игровой индустрии — место тёмное, загадочное и полное ужасов. Об одном из корпоративных кошмаров накануне рассказал Айан Белл (Ian Bell), глава Slightly Mad Studios. Ранее команда сделала Need for Speed: Shift и Shift 2: Unleashed. Как выяснилось, издательство Electronic Arts сначала заинтересовалось в разработке Shift 3, а затем обвело Slightly Mad вокруг пальца и чуть не угробило студию.
Белл раскрыл подробности в трансляции стримера SpotTheOzzie. Сначала гость похвастался, что первым в мире изобрёл народное финансирование для видеоигр: Slightly Mad с миру по нитке собирала средства для Project CARS — и делала это до того, как Kickstrater превратился в по-настоящему популярную площадку.
Впрочем, Белл признаётся, что придумал краудфандинг больше от отчаяния. Перед этим Slightly Mad совместно с EA выпустила дилогию Shift. Корпорация снова обратилась к Беллу и предложила ему 1 500 000 долларов и контракт на Shift 3. Взамен Slightly Mad обязывалась не работать над другими играми, отказаться от услуг других издательств и вообще не вести переговоры с кем-то кроме EA (видимо, на время контракта, а не навсегда).
Белл посчитал, что предложение хорошее. EA честно выплатила 1 500 000 долларов. Белл раскидал деньги по зарплатам, выдал премии, сделал другие бизнес-штуки. Но за две недели до начала разработки Shift 3 EA отменила игру. Белл утверждает, что предупреждений не было: издательство просто поставило Slightly Mad перед фактом, что никакой Shift 3 не будет.
Получилась следующая ситуация: Slightly Mad осталась без работы и без контрактов. Содержать студию было не на что. Белл вспоминает, что EA в этот момент сказала: «Если кто-то из ваших сотрудников ищет работу, пожалуйста, скажите им, чтобы они связались с нами». Кроме того, EA начала слать письма напрямую разработчикам в Slightly Mad и звать их к себе. Несколько человек действительно перебежали в EA, ведь Slightly Mad в тот момент оказалась в крайне шатком положении.
Как говорит Белл, EA в самом прямом смысле жестоко кинула Slightly Mad, пыталась разрушить студию и украсть её технологии. Белл совсем не стесняется в выражениях, абсолютно открыто называет EA корпоративным чудовищем и заявляет, что никогда не будет с ней работать. Более того, по словам Белла, самый страшный монстр в издательстве — это исполнительный вице-президент Патрик Содерлунд (Patrick Söderlund).
В общем, после такого подлого обмана Slighlty Mad пришлось сильно изворачиваться, чтобы остаться на плаву. Так и появилась площадка для народного финансирования Project CARS, которая во многом спасла студию.
Лучшие комментарии
И тут EA внезапно говорит, что не будет с ними работать. Бац — и вся студия резко осталась без работы, контрактов на что-то другое нет, нужно срочно искать другие варианты. А контракт с бухты-барахты не подпишешь, его нужно подкрепить прототипом или хотя бы питчем, а прототип и питч тоже требуют мозгового штурма и нескольких недель разработки. Причём неизвестно, сколько ты со своими идеями пробегаешь по издателям, кто из них согласится с вами работать.
То есть EA лёгким движением руки выбила твёрдую почву из-под ног Slightly Mad и сделала это намеренно: она же не просто так начала звать к себе сотрудников, которые в Slightly Mad внезапно оказались без работы и без перспектив.
А на полтора ляма крупная студия не то что игру не сделает, она просто долго не протянет. Нужны контракты, нужно финансирование со стороны, нужна уверенность в будущем. Ничего этого из-за договора с EA на отменённую Shift 3 у SMS не было.
То есть основное обвинение не в том, что SMS осталась в сложном положении после отмены Shift 3, а в том, что EA намеренно попыталась разрушить студию.
Им заплатили 1,5 ляма не за разработку, а за отказ от других издателей, чтоб не соскочили, обнадежили будущим контрактом. За малые деньги, оставляем конкурента с голым движком. Это разводка уровня братков из 90х.
Когда игру закрывают на 80% готовую, это не столь болезненно ибо все это время зарплаты платятся, в контракте оговорены издержки при закрытии проекта.
А про фростбайт даже слушать смешно, особенно хорош The Run, где машинки не могут стоять на месте. Уже не один работяга из студий EA заявлял, что изначально фростбайт был заточен только для шутеров, допиливание его под нужды аркадных гонок, рпг и прочего заняло очень много времени и сил.
Ну, очевидно, про те, которые Slightly Mad создала для Shift. Естественно, EA на них не переключилась, ведь технологии остались у Slightly Mad :)
Белл пролюбился с контрактом, базару ноль, но это не отменяет того, что EA намеренно подставила Slightly Mad и очень грязно попыталась захапать ценные кадры себе.
Самое интересное здесь как раз в том, насколько Белл открыто про это рассказывает. Обычно в индустрии не принято выносить сор из избы и на публике называть крупные корпорации сборищем мудаков, причём даже с переходом на личности. Мало ли, вдруг ещё работать с этим сборищем мудаков придётся.
А тут Белл выкладывает всё как на духу, да ещё и в выражениях не стесняется. Даже если это сделано намеренно, чтобы подогреть интерес к Project CARS 2 (совсем не факт что так и есть, вообще-то), прецедент всё равно необычный.
Это ж юридические баталии из серии «кто кого хитрее наеб*т». Юристы EA в тот момент оказались хитрее, поэтому EA смогла нанести крит в спину. То есть Белл, как я уже говорил, пролюбился, но пролюбился не потому что дурачок, а потому что EA наверняка всё хорошо спланировала. В конце концов, у EA масса опыта в поглощениях и убийствах крупных студий.
На эту тему даже картинка известная есть.
А с EA диалог был такой:
— Сейчас мы дадим вам немного денег и точно будем делать вместе следующую игру.
— Ну, значит, наше будущее в безопасности, по рукам.
— А, нет, игры не будет, лол. Будущее резко стало туманным? Сотрудники остались без работы? Ой как неприятно, как же так получилось-то, ну пусть они к нам переходят!
Гг вп.
А эти мудаки откажутся с тобой работать, потому что когда-то давно ты на весь мир назвал их мудаками. И твой последний шанс растает, останешься на морозе из-за того, что когда-то сгоряча что-то ляпнул. Логика примерно такая.
А Белл этой логики не придерживается. Очень необычно для СЕО. Он ведь не только за себя отвечает, но ещё и за своих подчинённых.
Думаю, для обычных игроков он — не самый страшный, а самый скучный человек во Вселенной, как заметил вроде бы Тостя во время рестрима Е3.