Если взглянуть на то, что выходило из-под крыла «Narko Games» до релиза «VLADiK BRUTAL», то становится заметно, как сильно вырос уровень Владислава Мещерякова как гейм-девелопера, и именно поэтому «VLADiK BRUTAL» впору можно назвать первым действительно серьёзным и достойным внимания проектом Мещерякова. Безусловно, здесь всё ещё чувствуется фирменная для «Narko Games» придурь с тонной мемов и малопонятных для широкого круга людей отсылок, но Владислав решил не перегибать палку в этом плане, сосредоточившись на том, чтобы сделать свой проект и играбельным, и в меру серьёзным.
Когда речь заходит про «VLADiK BRUTAL» то многие начинают с пеной у рта сравнивать данный проект с такими именитыми игровыми сериями, как «Doom» и «Half-Life», а кто-то даже вспомнит последние части «Wolfenstein» или тот же самый «S.T.A.L.K.E.R.». Можно сказать, что в какой-то степени все эти люди правы. От того же первого «Half-Life» здесь имеется завязка про неудачный эксперимент в лаборатории, который привёл к кровавой вакханалии, а вот от «Half-Life 2» сюда прибыл сеттинг неназванной Восточноевропейской страны с панельками и метрокопами в фирменных противогазах (кстати сам Владислав в одном из своих блогов, посвящённых разработке, вроде как упоминал, что местом действия игры таки является условная Россия, которая пережила сначала распад, а затем снова воссоединение в виде новой Объединённой Федерации). Ассоциации с тем же «Doom» или даже с серией «Serious Sam» приходят в голову из-за местного геймплея, который заключается в отстреле из богатого арсенала несущихся на вас огромных толп врагов. Ну а последние части «Wolfenstein» или, например, тот же мод «Brutal Doom» здесь дают о себе знать в виде повышенной жестокости на экране, когда отстрел противника превращается в настоящее кровавое месиво.
Про геймплей здесь стоит поговорить отдельно, ибо «VLADiK BRUTAL» не даёт спуску игроку даже на лёгком уровне сложности. Когда враги на вас вылетают из ближайшего угла огромными толпами, то вам только и остаётся, что, жонглируя арсеналом, превращать супостата в кровавый фарш и бегать по локациям в поисках быстро заканчивающихся аптечек и боеприпасов. Оружие в игре довольно неплохо ощущается в руках протагониста, и ты действительно понимаешь, что дробовик, автомат или какой-нибудь гранатомёт – это настоящее орудие умерщвления. Превращение отрядов противника в куски мёртвой плоти при помощи обширного арсенала – это, безусловно, одна из самых приятных фишек в игре, которая прекрасно продаёт данный проект игроку
Поговорим о безусловных плюсах проекта, с которыми будет проблематично спорить. В игре крайне неплохая оптимизация, что особенно отрадно видеть в проекте, который делался руками одного человека. Да, иногда встречаются баги и вылеты на рабочий стол, но игра не занижает фреймрейт и плавно играется даже во время масштабных замесов с кучей взрывов и толпами мобов. Прибавим к этому весьма неплохую атмосферу: в начальном сегменте игры в лаборатории местная атмосфера нагнетается так, что начинаешь думать, что у нас здесь настоящий хоррор; во время забега по улицам города среди панельных зданий ловишь какой-то меланхоличный колорит постсоветской архитектуры; а когда игрока выпускают за город, тут уже начинаешь вспоминать тот же «S.T.A.L.K.E.R.» когда видишь покосившиеся деревенские домики и осенние деревья, стоящие по обочине дороги. А вторит всему этому весьма неплохой саундтрек, который умело перескакивает от мрачного эмбиента к бодрым динамичным запилам, а иногда и вовсе выдаёт композиции, которые сейчас принято относить к doomerwave-эстетике.
Если рассматривать «VLADiK BRUTAL» объективно, то нельзя не отметить и наличие в данном проекте и определённых минусов. Например, в игре не самый удачный саунд-дизайн: если тот же саундтрек в игре действительно хорош, то вот озвучка персонажей и сторонние звуки на локациях получились весьма невзрачными. Нельзя не упомянуть малое количество лора в игре. Безусловно, странно просить о хорошо прописанном бэкграунде и сюжете от кровавого мясного шутера, но всё же хотелось бы чуть больше экспозиции. Ещё разработчик, не торопясь сразу выпускать игрока в город и маринуя его какое-то время в тесных подземельях, зачем-то сразу в первые час-два прохождения выдаёт половину арсенала в руки игроку. А если вспомнить про местный левел-дизайн, нельзя не отметить, что местами локации пусть и хорошо работают на геймплей, но несуразность некоторых участков уровней вызывает снисходительную улыбку, когда видишь ангары с огромными вентиляторами в духе первого «Half-Life» или, когда подмечаешь отсутствие у некоторых лестничных пролётов банальных перил. Ну, а вишенкой на этом торте критики можно назвать то, что игра не способна похвастаться внятной анимацией местных NPC.
Возникает в игре и весьма много вопросов к тактике местных противников, которые тупо лезут к вам огромной толпой. Понятное дело, что у нас здесь шутер, выполненный в духе старой школы, но всё же, когда абсолютно все враги, будь то монстры или отряд спецназа с автоматами, все они зачем-то стараются сократить дистанцию с игроком, вместо того, чтобы хоть как-то проявить какую-нибудь маломальскую тактику, это вызывает недоумение. Иногда доходит даже до абсурда, когда кидаешь врагам под ноги зажигательную смесь, и противник целенаправленно прёт толпой в пламя и с раздирающими душу воплями сгорает всем отрядом. Исключением из правил в игре стали разве что снайперы и вертолёты, которые атакуют на дистанции и способны действительно попить немало крови из игрока.
Чисто объективно, тех же минусов у «VLADiK BRUTAL» хватает не меньше, чем плюсов. Так что говорить о том, что перед нами шутер года или полноценный заменитель какого-нибудь «Half-Life 3», здесь просто нельзя. Но при этом и назвать «VLADiK BRUTAL» однозначно плохим проектом язык просто не повернётся. Если судить об игре в рамках всего творчества «Narko Games» то это весьма значительный шаг для Владислава Мещерякова в геймдеве, после которого вспоминать ранние и более трешовые наработки «Narko Games» откровенно не хочется. А если учесть, что «VLADiK BRUTAL» создавался по большей части одним человеком с бюджетом, который Владислав тратил со своего кармана, то в этом плане «VLADiK BRUTAL» можно осторожно назвать если не маленьким шедевром, то важным достижением для российской игровой индустрии в инди-секторе. Просто стоит вспомнить, что в год релиза «VLADiK BRUTAL» вышло позорище под названием «Смута» где был и миллиардный бюджет, и целая команда разработчиков, но всё это не помогло игре стать чем-то удобоваримым. И тут выходит Владислав Мещеряков, который за четыре года и в бюджет около 500.000 рублей в одиночку создаёт проект, который людям искренне нравится, несмотря на заметные огрехи. Так и подмывает после такого спросить: а тем ли вообще людям выделяет деньги государство на создание видеоигр?
«VLADiK BRUTAL» это далеко не шедевр, но это однозначно тот проект, с которым
действительно стоит ознакомиться в свободное время. Если вы любите шутеры
старой школы, где есть минимум сюжета, но зато присутствует ураганный геймплей,
то пропускать мимо себя данный проект не стоит. Да, игра, безусловно, не до
отшлифована до идеала, но сам факт того, что мы впервые получили от «Narko
Games» действительно вполне играбельный и приятно выглядящий с эстетической
точки зрения проект, вселяет оптимизм в будущее студии.
Лучшие комментарии
Владик сказал, что игра уже с десяток раз окупилась кстати. Я искренне надеюсь на вторую часть. Ещё больше, круче, мощнее!
Та изучай, но факт есть факт, разраб владика плачет что нет деняг
Главное в соавторы найти толкового сценариста и саунд дизайнера, чтобы из жанра полутрэш выбиться в достойное инди
Лол, что?)) Пойду изучу эту новость.
Да, это было бы отлично. Можно для сиквела свою студию имени себя расширить.
ЩАз. этот гениус слил все бабки на хату за 10 лямов рублей и теперь в интернете плачет
Сам виноват, слил все бабки не на DLC или контент на игру, а потратился на дорогую квартиру
За то что слил бабки не осуждаю, что плачется в интернете — осуждаю.