В детстве у меня были и атмосферно-стрёмно-жопорвущий Голден Сэкс 2 (когда на экране появлялись криповые боссы под такую же криповую музыку, легко можно было наделать в штаны), и простенький, как мне тогда казалось, первый Стритс оф Рейдж, о культовости которого я и не подозревал, и, конечно, я ломал свои пальцы в тщетной попытке одолеть гонку на мотоциклах за харизматичных лягух, и один раз у меня это даже получилось! правда, затем с одной жизнью я умер на следующем уровне. Но среди типичных битэмапов-драчек уже тогда для меня выделился "ПАЛАЧ".
Да, именно "ПАЛАЧ" красовался на русифицированной адаптации легендарного Панишера, но я был мелкий и знать не знал о том, кто такой каратель. Зато точно знал, что именно эта игра нравится мне больше всех вышеперечисленных.
Хотел найти тот дизайн картриджа из детства, где мрачное затемнённое лицо главного героя на переднем плане (так мне запомнилось), но что-то ничего не смог обнаружить. Может, моя память меня обманывает, зато моя эйдетическая память точно сохранила в мозге характерный запах пластика, который всплывает при одном только взгляде на эти игрушки детства.
Причём что по содержанию это именно the Punisher.
Ну ладно, так чем же эта игра так хороша? В первую очередь, крутой детализацией уровней и их разнообразием. Уж не знаю, что за магию применила Кэпком или почему данный проект субъективно смотрится более выигрышно на фоне коллег, но по ощущениям это именно так. То ли дело в дате выхода, на три года опережающей большинство имевшихся у меня тогда битэмапов, то ли в качественном арт-дирекшне, умело скрывающем технологические ограничения, то ли банально в более компактных уровнях, запирающих тебя на нескольких небольших экранах, разделённых загрузкой. Но факт фактом, даже Контра Хард Корпс с, без преувеличения, шедевральным визуалом не впечатляла детализацией так, как это делал одинокий мститель.
Шикарная детализация - это ещё не всё, ведь локации хорошо передают глубину пространства. Объекты на уровнях представлены в таких пропорциях, что герой ощущается аутентичной их частью. Если в том же Streets of Rage бэкграунд ощущался как бэкграунд, а главный герой с болванчиками выделялся на его фоне (что весьма полезно для читаемости, ведь позволяет дифференцировать ключевые элементы геймплея друг от друга), то панишер прямо-таки вписывается в антураж и картинка выглядит более цельной и правдоподобной. В какой-то момент забываешь, что играешь в игру, и полностью погружаешься в интерактивное приключение.
Также игре не откажешь в разнообразии миссий: поножовщина в баре, заруба в автобусе, погром в роскошном особняке, правосудие на улицах города, бойня на заброшенном складе (вообще базовая локация для всех игр девяностых и начала нулевых), бойцовский клуб на движущемся поезде, ниндзюцу в подземной лаборатории в канализации (да-да, это была отсылка), партизанская война в джунглях из Контры и, наконец, небоскрёб Амбала. Это довольно классическое решение: когда геймплей не меняется, необходима смена антуража, чтобы игрок не терял интерес. И в этом ключе у Панишера всё в порядке.
К слову о классике, геймплейно это типичный представитель "побейихвсех" золотого века жанра. Подбираешь оружие, разбиваешь бочки, выносишь толпами нехороших парней, носишь чёрный кожак и радуешься жизни. Разумеется, пройти игру с братками здесь тоже можно (по моим воспоминаниям, когда подключён второй игрок, проходить всё проще). В этом плане Каратель не преподносит откровений, однако, кое-какие особенности данного проекта обращают на себя внимание.
По какой-то причине герой перемещается медленнее врагов, да и в целом его скорость какая-то слишком улиточная. Возможно, подразумевалась некая компенсация возможности стаггерить любого оппонента ценой тяжеловесности Карателя, но всё равно играть местами неудобно, а ускоренный бег на двойной клик в сторону здесь - это смешной перекат в стиле ёжика-колючки. Очень выбивается из общей эстетики, да и сильно сокращать дистанцию с его помощью не получается, зато этим перекатом с последующим ударом Лю Кэнга можно отправлять врагов полежать на земле. Да и против боссов это весьма действенная штука.
В раздражающие моменты отправляется и то, что неприятели порой берут в привычку прятаться за рамками игрового экрана и прожидать там, тормозя твой прогресс. А таймер тем временем не останавливается. Не то чтобы он влиял на что-то кроме финальных очков (исчерпать время здесь довольно трудно), но всё равно, блин, неприятно. Это уж без упоминания того, что к границе подходить не стоит, чтобы не получить случайный урон. Также ощущению slowed+reverb способствуют достаточно жирные противники. Не могу назвать их опасными или агрессивными, хотя порой от некоторых атак урон какой-то аномальный (обычный моб с горелкой может отчекрыжить тебе больше здоровья, чем атаки босса), но их убийство требует методичного задалбывания экранных пикселей. И это бывает не слишком интересным.
Сами враги - это какая-то фантастическая эклектика: мафиозные головорезы, уличные бандосы, девушки-самураи, великорослый терминатор с человеческим лицом, оживший зелёный солдатик, КИБОРГ-УБИЙЦА, толпа Риддиков с ножами, огромный робот перед русской избой во Вьетнаме, который вытрясет из тебя все жизни перед финальной миссией. Я не знаком со вселенной Панишера, но что-то подсказывает мне, что создатели игры весьма вольно подошли к интерпретации оригинальное материала. Впрочем, не могу сказать, что почувствовал хоть какое-то недомогание по этому поводу. Играть всё равно было весело.
Также стоит упоминания и то, что игра не шибко трудная по меркам тех лет. Её хотя бы возможно пройти) Что уже невероятный успех на фоне прочих флешбэков из моего прошлого.