Ролевые игры — будто заколдованный, не поддающийся отечественным разработчикам жанр. Желания выпустить нечто потрясающее хоть отбавляй, а вот реализация раз от раза все страшнее. И погружение смелых долгостроев в анабиоз, как произошло, например, со «Всеславом», кажется избавлением от грядущего разочарования.
Занятно, что шанс поднять российские RPG с колен выпал не очередному «славянскому фэнтези», а проекту еще более маргинальному. Творчество Дмитрия Пучкова можно обожать или ненавидеть, но с тем, что его посыл направлен на самую широкую аудиторию, спорить трудно. С одной стороны, это замечательно — издатель был уверен в продажах и не экономил на мелочах. С другой — в «Санитарах» не нужно искать особенной глубины, зауми или тонких шуток. Не обращайте внимания на душевный запах перегара, и они напомнят вам The Bard's Tale. Такую же неотесанную и развязную.
К сожалению, переплетение военщины и уголовщины — именно тот культурный багаж, который объединяет всех нас. Почти «национальная идея». Конечно, можно отвернуться, сделать вид, что грязи не существует… Или ответить суровой реальности продлевающим жизнь гоготом. Правда, если хотя бы иногда вы отрываетесь от компьютера и показываетесь на улицах родного города, юмор старшего оперуполномоченного не станет откровением. За решительными оборотами вроде «категорически приветствую» следует пересказ народного фольклора. Впрочем, Дмитрий — настоящий мастер формы. Благодаря диалогам игра воспринимается как виртуозно рассказанная байка.
«Санитары» не пытаются быть серьезной, пафосной сагой о бравой космопехоте, жгущей строггов гипербластерами, и в этом их главный секрет. Герои, попавшие на планету-тюрьму, не боятся провала и весело, с прибаутками, разрывают пасть одному льву, чтобы предложить свою голову следующему. Потоки крови, грубость и жуткие непотребства — не более чем фон для смешной истории. Помните авторскую локализацию под названием «Горький-18»? Похожие ощущения вызывают и «Санитары».
Несмотря на бодрый тон, местное общество жестоко. Безусловно, отношения карикатурны, но правила «человек человеку волк» никто не отменял. Вас будут предавать, подставлять, обманывать, давить на жалость, запугивать… Данному слову верны немногие, а уважение придется заслужить. Творящиеся кругом мерзости достойны рейтинга «14+» на обложке. В общем, держите ухо востро и не забывайте слушать советы блуждающих по окрестностям доброжелателей (пусть в игре они скорее для антуража).
В пику Butcher's Bay или богатому тактонием Проциону, «Матросская тишина» очень живописна. Пустыни соседствуют с непролазными джунглями, есть классическая «зона» и еще полдюжины поселений. Разнообразие подкреплено и заметными отличиями в стилистике, и удачно подобранной «этнической» музыкой.
Технические аспекты вообще неплохо дались разработчикам. Если в текстах Гоблина сомнений почти не было, то в движке «Магии крови» очень даже были… К счастью, он не подвел: сочная картинка, честная смена дня и ночи и с любовью выписанные нюансы выправляют положение, хотя до современных стандартов даже того времени игре было далеко. В итоге даже после просмотра cut-сцен, демонстрирующих низкую детализацию во всей красе, нет такого отторжения, как например в мягко говоря, ужасном «Дневном Дозоре». Благодарить за это стоит менее угловатые формы и более успешную озвучку. «1С» не прогадала, пригласив на главную роль Вячеслава Разбегаева. А вот синхронизации губ с речью недостает, и по мату цензура явно прошлась поверхностно.
В свете позорных трендов бета-тестирования «Второй мировой» и модов на сырые RPG, искренне удивляет отсутствие полчищ программных ошибок. Да, в релизе была охапка сломанных заданий, однако «заплатка» появилась в первый же день. Быстро вышла и специальная утилита для клинических случаев.
А теперь минусы:Вас не смущает, что «Санитары» до сих пор не распяты за топтание по нашим исконным граблям? Я бы с радостью, да авторы подложили свинью — взяли за образец гениальные RPG старой закалки и методично срисовали из них все самое лучшее, вплоть до ролевой системы. Выучки не хватило, но игра по праву носит гордое имя копии шедевра. Burut и NumLock, не пошедшим дальше обдирания внешних элементов, есть на кого равняться…
Больше всего «Санитары» похожи на смесь Fallout и Neverwinter Nights. Жаль, разойтись особо негде — масштаб невелик, новые локации открываются строго по сюжету. Зато в ограниченных рамках — праздник свободы. Вдумчивые беседы ведутся не по необходимости, а из интереса. Всегда можно перевести дух за азартными мини-играми. Нелинейность здесь — не пустой звук, многие квесты проходятся несколькими путями. Есть и крупные развилки, хотя на повторный поход ради пропущенных эпизодов лично я решусь нескоро. Правда, набор жестко прибитых к глобальной карте логовищ — вялая альтернатива «special encounters».
Сражения в реальном времени с паузой, не давшие нужной динамики The Fall, тут смотрятся намного выгоднее. Поначалу, пока на руках один Кабан и хилые самопалы, схватки представляют собой апатичный обмен ударами, а игрок просто кормит курсанта целебными корнеплодами. Восстанавливая состав диверсионного отряда, мы получаем доступ к нехитрым тактическим изыскам; к тому же и толпы врагов обязывают занимать позиции и маневрировать. Это, впрочем, касается лишь двуногих оппонентов, поскольку охота на фауну тяготеет к тупому выманиванию.
Второстепенные моменты удались слабее. Большинство обживших планету преступников настолько свыклось с проявлениями грязных ремесел, что никак не реагирует на попытку обшарить их карманы или сундуки. Возможность зарабатывать разбоем интригует, да только бойцу, которого наконец-то стали бояться, крупицы опыта и кучи барахла уже ни к чему. Ничтожно мала польза от умения «скрытность». Обещанное влияние одежды и оружия на покладистость NPC в основном сведено к выколачиванию большей награды.
Еще грубее недочеты в интерфейсе. Когда надо развернуться на месте, сдвинуть загородившего дверной проем человека или отыскать под грудой тел «гада с ключом», приходится кусать локти. Не очень радует идея пометить на мини-карте всех важных NPC: вроде бы удобно, только наповал убивает желание исследовать неизвестный район. Согласитесь, отключать ее при первом посещении — не выход. Но, несомненно, перечисленные недостатки меркнут перед «автолевеллингом» Oblivion или многочисленными «багами» Gothic 3.
* * *
ИТОГ ПРОСТ: 2006 год оказался неожиданно богат на ролевые игры: уже упомянутые Oblivion и Gothic 3, Neverwinter Nights 2… Разве кто-то тогда мог предположить, что отечественный проект сможет соперничать с грандами или даже заткнет кое-кого из них за пояс? И ведь заткнул! "Санитары подземелий" это одна из самых адекватных игр в истории отечественного игропрома. Пропитанная русским менталитетом, четким, что назывaется, "чёрным" юмором, колоритными персонажами. Это одна из тех игр, которая оказывается лучше, чем кажется на первый взгляд. В ней есть все, даже адекватный сюжет. А с учетом того, что наш игропром последнее время вовсе ничем не радует, такие игры упускать из виду настоящее преступление.
ИГРАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Санитары подземелий
- Дата выхода
- 3 ноября 2006
- Сайт игры
- ОфициальныйSteam
- Разработчики
- 1С1C Entertainment
- Издатели
- 1С1C Entertainment
- Платформы
- PC
Статусы друзей
Отзывы 3
Много слышал об этой игре и всё таки решил попробовать. Ведь это что-то наше, самобытное, да еще игра хорошая. Не зря же лучшая российская игра 2000 какого-то года.
Меню создания персонажа сразу наводит на мысль" Ага, фантомная боль по Фоллауту". Ролевая система чуть ли не один в один. Жаль только по сюжету отыгрывать можно или мудака, или конченого мудака. Другого не дано. Квесты в этой игре "Полный Пэ". Такое ощущение, что реально малолетние дебилы игру делали. Продуманности в квестах ноль, вариативность тоже примерно на том же уровне. Иногда даже не понимаешь, что за херня происходит, какой дебил это писал? Вы думаете сейчас много повестки в играх, вы эту игру не видели. В ней столько упоминаний пидорастии, что вы полюбите современную повестку. А этот фирменный "гоблинский" юмор, написанный ясельной группой не оставит вас равнодушным. Гейплей вроде у игры ничего, пока не начинается стрельба. Во-первых, кто придумал выбирать части тела для прицеливания на цифры нумпада. Это писец как неудобно, в особенности если ты хочешь первым начать стрелять. Тебе нужно зажать контрл, цифру нумпада и только тогда левую кнопку мыши. Что это за херня? Во-вторых, если к тебе подходят вплотную и у тебя длинная пушка - ты обязательно промажешь, потому что ствол у пушки длиннее чем вражеская моделька и ствол просто проходит насквозь и стреляет мимо.
В какой-то момент меня выбесили квесты в которых вообще нет ничего интересного, кроме дичи, и я бросил. А "Гоблин" молодец, всю жизнь гнобить малолетних дебилов и при этом продавать им свои игры, да так, что они жрут и причмокивают.
Играл сначала в первую, затем и во вторую часть в то время когда одни люди заканчивают старшие классы школы, а другие - первые курсы техникума. Что могу сказать, на первый взгляд всё выглядело довольно круто, мы играем за эдакого Рэмбо, который попал на планету, полную зэков и должен выполнить какое-либо задание (зависит от части). Сразу скажу что сама по себе задумка неплоха, но вот реализация откровенно подкачала. Первое что нам пытается вдолбить в головы автор идеи - это то, что кругом одни уроды и доверять нельзя никому, кроме нескольких своих друзей. С одной стороны вроде и понято - мы ведь на планете-тюрьме, однако в таком случае какой смысл всей этой разветвлённой системы диалогов в игре? В фоллауте к примеру можно было поступить как герой, можно было поступить как козёл, можно было забить болт. Здесь же выбор между тем, чтоб поступить как козёл, как полный козёл и не сдохнуть (в некоторых случаях то, что вы скажете будет решать выживете вы или нет). Реалистично? Для тюрьмы - возможно, я там к счастью не был, но вот для ролевой игры это плохо, потому что оно в принципе убивает какой-либо стимул поступать хорошо даже если это возможно, порой ловишь себя на мысли что если кого-то из местных зеков или шлюх ограбить или убить и продать их добро, то толку будет куда больше и вреда куда меньше. В фоллауте безусловно можно было так поступить, но мотивации для этого зачастую было куда меньше, и это очень стрёмная штука, потому что здесь явно послеживается логика что мол "раз они все мрази, то с ними можно делать что хочешь", в результате чего грань между космопехом и уркаганом стирается напрочь, просто герой становится таким же уркой, но с куда более продвинутыми навыками по умерщвлению людей, и это тот момент который мне не понравился вообще. Это момент сюжетный, который мне не очень понравился. Второй уже геймплейный, а именно - билдов в игре горадо меньше, чем в фоллауте. Условно говоря их пять - дипломат, пулемётчик, снайпер, гранатомётчик, рукопашник. Всё. Я понимаю что тот же пулемёт явно круче по огневой мощи, чем пистолет, однако это не значит что у пистолета нет преимуществ помимо веса и цены - даже в реальной жизни он куда лучше подойдёт для внезапного нападения или самозащиты, и в здании с ним работать удобней чем с чем-то длинноствольным. Например в фолыче можно вполне себе успешно играть через пистолеты, ружья, автоматы, здесь же это банальный проходняк перед более мощной пушкой, даже скиллпоинты выстроены таким образом что мол для того чтоб стать крутым пулемётчиком, надо сначала в качать пистолеты, затем ружья, затем автоматы... насчёт багов отдельный разговор. Короче, мой вердикт - это не фоллаут, а что-то слизанное с него, с более современной графикой, но более убогой реализацией. Подросткам, которые любят туалетный юмор такое явно зайдёт, причём именно подросткам на постсоветском пространстве - кому-либо другому такая игра противопоказана
Игры серии 2
Подборки с игрой 9
Смотреть всеПохожие игры 3
Смотреть всеОцени насколько похожи указанные игры