Мало можно найти людей в русскоязычной среде, полностью равнодушных к «Санитарам Подземелий». четверть, как водится, любят, четверть ненавидят, ещё процентов десять где-то между, но тоже в сторону симпатии, которую толком и не могут объяснить. Остальные, как водятся, не в курсе.
На «Санитаров» выходили десятки, смешных обзоров, серьезных обзоров, разборов, летсплеев, и просто прохождений. Лично я их проходил ее на твитче бог весть сколько лет назад, когда трава была зеленее, а твитч куда более терпим к определенным лексическим формам.
Что уж говорить, даже сам ребе Нестерман сделал ролик про игру, где выводит любопытную, но бессмысленную конструкцию про «искусство силовиков». Да уж, после Нестермана об игре и рассказать нечего.
Но я, пожалуй, попробую.
В общем, давайте посмотрим на одну из самых лучших РПГ, что вообще выпускались в нашей стране.
Зачем
Первые «Санитары» стали событием, к которому вся индустрия и шла, погружаясь во мглу.
Во-первых, это Гоблин. Дмитрий Юрьевич Пучков в миру, который уже успел к тому моменту прославиться за пределами игрожура как лысый дядька, смешно переводящий фильмы. Личность крайне неоднозначная, но по состоянию на начало нулевых ещё не успевшая переродиться в того демона, который вещает по госконтракту отовсюду, основного канала на ютубе ведь больше нет.
Как всё было? Изначально была одноимённая книга, являвшая собой ничто иное как гайд по мультиплееру в игре Quake, который был написан для журнала «Навигатор Игрового Мира».
Писалось и публиковалось это долго, с чувством, с толком, с расстановкой, «Навигатор» был только рад публиковать эти простыни текста от неюного дарования – по крайней мере им не приходилось думать, чем занять по пять или десять страниц в очередном выпуске. Денег было мало, рекламы почти тогда не было, и приходилось выдумывать жанр компьютерного глянца на ходу.
А вот журнал «game.exe», кстати, отказался публиковать этот опус, за что в дальнейшем впадёт у Димюрыча в немилость, как журнал, в котором работают дураки, что ничего не понимают в издательском бизнесе. История всё расставила по своим местам – «game.exe» закрылся в 2006-м, а «Навигатор» плюс-минус барахтается до сих пор, став уютной гаванью для разного роду ветеранов игрожура – навроде возрожденного и снова закрытого «От винта».
Первоначальное издание «великого романа» растянулось с 98-го по 99-й год, вкатившись туда как раз под дефолт, и как только оный стабилизировался, сперва публиковался в других журналах, и, впоследствии, окуклился на своем собственном черно-желтом сайте.
Недолгий век компьютерного глянца в целом был специфичным, один только тот факт, что многостраничные и пространные текста Гоблина про «Квейк» заходили публике, многое говорит о тогдашнем обществе в целом и самом журнале «Навигатор Игрового Мира» в частности. Чтобы совсем не уходить в дебри, проще всего вас отослать к опусу Андрея Подшибякина «Игрожур», который вроде как всё-таки дописан. Если в двух словах – в те времена многим редакторам приходилось писать колонки и под тремя-пяти псевдонимами, так что там были рады любым графоманам.
Постепенно в этих «Санитарах» становилось всё меньше от гайда и всё больше от научной фантастики, что привело к изданию всей саги в бумажном виде.
По сути получилась довольно невыразительная книжица, фактически - брошюра. Я наткнулся на неё в своё время в городской библиотеке, году, примерно, в 2005-м, и выглядела она не фонтан - не хватало страниц, бумага была мягче туалетной, обложка была мятой и выцветшей. Тираж её составлял всего ничего - какие-то три тысячи штук, и тем странно, что одна из них умудрилась оказаться в трёх тысячах километрах от Санкт-Петербурга.
И да – книжка полное говно. Но интригующее – вдруг это всё обманка, и в какой-то момент инструкция по игре в мультиплеер мёртвой игры закончится, и будет хотя бы логичный финал, но увы – книга ощущалась буквально недописанной.
Именно поэтому я, в итоге, полез в интернеты с единственного доступного мне тогда девайса - с помощью телефона Siemens C75. Трафик тогда был неприятно дорогим, но я своего всё равно добился – нашёл электронный вариант «Санитаров». И, внезапно, «Санитаров Подземелий 2 Unreal». Журналов «Навигатор Игрового Мира» конца девяностых я в глаза не видел, и не знал, что это, по сути, просто ещё одна серия гайдов, только не по квейку, с теми же самыми персонажами. И он был ещё хуже, чем фанфик по «Квейку».
Дело мастера боится.
Впрочем, это уже и не важно. Оба этих тхт-файла были прочитаны мной с крохотного экранчика старого «Сименса», как раз под анонсы грядущей игроизации. Давайте уже к ней перейдём.
Откуда
Как говаривал дедушка Сталин – «Кадры решают всё». Но так как у нас тут не Сталин, а всё-таки Гоблин, то и кадры подобрались соответствующие.
Нетворкинг начался уже в самой книге по полной программе - все имена персонажей есть сутью ники и прозвища людей, игравших с Дмитрием Юрьевичем. Он и себя самого не постеснялся в фанфик вписать, к слову.
Публикации в «Навигаторе» в целом позволили обзавестись кучей полезных знакомств, одним из самых полезных был, разумеется, Юрий Мирошников. Он тогда работал в издательстве 1С, шустро двигался по жизни, и понимал, что железо надо ковать, пока горячо и подписал Гоблина наделать щитпостов для игры «Gorky 17» – ну вы все знаете эту историю, когда только в России игру всё никак не могли нормально, без заморочек, издать.
Помимо всего прочего, Мирошников курировал разработку игры «Князь» от студии Snowball, которая же в итоге и сделала те самые переводы, в которых беспощадно изменяли сюжет и суть обеих игр.
Snowball – странные ребятки. Изначально же они должны были сделать для 1С сразу три игры – это «Всеслав Чародей», «Меркурий-8» и «Князь», доведя до релиза только последнего, так как оный считался мелкой игрой, который поможет скоротать время перед релизом «Всеслава». «Всеслав» же выходить не торопился и висел в статусе разработки вплоть до самого кризиса-2008, а название «Меркурий-8» они в итоге дали локализованной ими польской РПГ Space Hack, чисто чтобы трейдмарк не простаивал.
В общем, очень полезное знакомство заимел Дмитрий Юрьевич, хоть, по утверждениям очевидцев, не слишком и денежное – за те же самые переводы игр платили фиксированный гонорар в пару сотен долларов, без каких-либо роялти, при том что сами игры расходились неплохо.
Ещё одним хорошим знакомством стал Всеволод Иванов - он тоже успел зачитать «Санитаров» до дыр, закончить Петрозаводский Государственный, да поработать в геймдеве – в питерской студии MADia, что известна пожилому геймеру авиасимом «Шторм», аддоном к ней же «Солдаты Неба», стрёмным и невнятным шутером «Велиан» и забытым трешем «Патриот: ДемократиZация».
Всеволод успел поучаствовать в создании миссий только для «Штормов», туда же, по стечению обстоятельств, Мирошников отослал и Гоблина с целью написания очередных текстов.
Слово за слово, хреном по столу - и зародилась идея игры по мотивам «великой книги».
И так как прямая игроизация выглядела бы слишком стрёмно, ну правда, если взять даже современное издание книги – вы там на полном серьёзе увидите крайне мало сюжета и очень много выкладок по проклятому Quake, классическому Team Fortress, режиму CTF..
Мда. Ну и как это «игроизировать»?
В итоге решили взять крошечный, я его сейчас с трудом вообще нашёл, эпизод - в нём герои вспоминают, как когда-то их сбросили на планету-тюрьму. В самой книге, стоит еще раз уточнить, сюжет не выходил за рамки описания дополнения Quake 2 Ground Zero, и в нём, само собой, не было ни галактических империй, ни космических нацистов, ни планет-тюрем, ни кратких гайдов по воровской фене, ничего. Иными словами, предстояла просто титаническая работа по созданию игровой вселенной, за которую не засудят id Software.
Первичный бульон
Итак, произошло знакомство этих трёх замечательных людей, родилась идея и начался её питчинг. Всеволод Иванов, как истинный фанат Пучкова, успешно освоил его стиль письма и засел за сценарий, Мирошников, как уже говорилось, подтянул команду, которая должна была воплощать идею в жизнь, а сам Гоблин засел за озвучку «Властелина Колец», которая, впоследствии, разделит его жизнь на «до» и «после».
Всё звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, верно? Всё так
Изначально игра создавалась на движке «Князя» людьми из Snowball. Как, зачем, почему – ответов нет, кроме самого очевидного – экономия. Они, напоминаю, первого-то «Князя» планировали выпустить к 97-му, и провозились в итоге до 99-го.
Причем судя по скриншотам, они на этом, с позволения сказать, движке собирали санитаров добрые четыре года, даже на выставках 2004-го показывали такую версию, которая намекала, что если все продолжится в том же духе – игра повторит судьбу «Всеслава Чародея», или того хуже – выйдет как есть, но где-нибудь в 2010-м
На счастье 1С в целом и Гоблина в частности, в это же самое время образовалась замечательная студия Skyfallen, со своим собственным движком, который они создавали для своей же РПГ «Магия Крови». Движок под нехитрым названием TheEngine был настоящей находкой - он давал довольно качественную картинку, был гибким в использовании и не привязанным к одному конкретному жанру. Кроме «Санитаров» и «Магии» на нём, к слову, был впоследствии сделан «Князь 3», серия пошаговых варгеймов «Кодекс Войны», несколько частей «King’s Bounty», RTS «Majesty 2», серия глобальных стратегий «Warlock», и даже гонка «Death Track Ressurection»
С новым движком и командой, состоявшей из ниваловцев, скайфолловцев и сноубольцев дело пошло куда более бодрей, и к 2006-му году игра таки увидела белый свет. Причем вот обычно перенос на новый движок сопряжен с затягиванием сроков, но благодаря многопланой проработке мира еще чисто силами Snowball, игру просто по-быстроляну перерисовали под 3D без особых проблем.
Всё сложилось максимально удачно - и Гоблин тогда уже стал медийной величиной, и движок показывал красивую картинку, и в целом период был тем самым благословенным временем, когда отечественные разрабы не до конца задушили всех трешем по мотивам киноблокбастеров.
Итак, что же получилось после всех этих мытарств.
Собственно, релиз
Как уже было сказано выше, мир игры не имеет ничего общего со вселенной Quake, к которому был и написан тот самый фанфик. Игра была уведена максимально далеко от первоисточника, основным конфликтом является гражданская война между некой Империей и Четвертым Рейхом, которая идет уже которое столетие. Да, уши современного Гоблина уже торчат даже в кратком описании лора игры. Короче говоря, в имперском ФСИНе поселения заменили на так называемые планеты-тюрьмы, населённые приговорёнными на пожизненное. И таки на одной такой планете под названием «Матросская тишина» группа зеков-военнопленных коварно строят корабль, чтобы свинтить на волю. В виду того, что они всё равно ничего особого натворить не смогут, но лицо держать надо, решено выбросить на планету кучку космодесантников-недоучек, для которых уничтожение оного кораблика станет чем-то вроде ГОСов.
Естественно, что-то идёт не так при посадке, и львиную долю игры мы тратим на поиски всей команды, разбросанной по всей планете, их четверо:
Кабан - фактически главный герой, первый из разведгруппы, которого мы получаем в своё управление;
Угрюмый - боец, которого мы выкупаем из рабства на рынке;
Крюгер – его мы вытащим из плена неких «горцев» - а как вы хотели, сюжет писался буквально во время наведения конституционного порядка на неких известных всем территориях;
Демон – ему же мы организовываем побег из арийских застенков.
Пятого, их командира сержанта Хартмана, найти не получается, посему и действуем квартетом.
В общем, в процессе сборы своей команды мы перепахиваем
планету вдоль и поперёк, отстреливаем каннибалов, негров, азиатов, нацистов (но
тем не менее вступаем в их ряды), простых заключённых... и умираем целой кучей
разнообразных способов. Реально, экраны Game Over - одна из лучших частей игры,
мы можем неожиданно сойти с ума, быть убитыми начальником зоны, съеденным
каннибалами...
Местами игра отличается недюжинной нелинейностью, правда здесь, как и в кинце от Telltale, как не изворачивайся, концовка ровно одна, где ты с камрадами взрываешь челнок и улетаешь с планеты, если, конечно, не считать концовками экраны геймовера.
А вообще игра - это одна сплошная пародия на всё, что «только к полу не прикручено». Обстёбываются темы заключённых, нетерпимости, различных игр, фильмов, даже аниме, книг, пятое, десятое, всё сдобрено бородатыми анекдотами времён позднего застоя. И именно этим игра близка духовно к Fallout, который в сути своей тот же самый стёб, только над США, наличие либо отсутствие ядерного апокалипсиса тут сугубо вторично - это всего лишь одна из тем. В конце девяностых - начале нулевых над отечественным геймдевом летал «призрак фоллача» - желание сделать «как у блек айсла, только круче»: некоторые из попыток умерли ровно в тот момент, пока у разрабов не кончилось пиво, некоторые оказались в вечной разработке и не вышли (и не выйдут) до сих пор, вроде «Нового Союза», некоторые вышли, вроде «Пограничья», которое оказалось полным гoвнoм... Всех их объединяет одно - непонимание сути пустошей, которая вовсе не пустошах, а в духе происходящего, если хотите, "душе". И в "Санитарах", не смотря ни на что, эта самая «душа» имеется.
Проблема тут уже в самой этой душе.
Суть пустошей
Испокон веков русского человека тянуло к вольной жизни, подальше от начальства - поближе к столовой. Русский человек по определению личность, которая пытается сбежать, скрыться от прессинга окружающей действительности, которая всегда догонит и жахнет по голове, когда ты этого совсем не ждёшь. Вечный поиск фронтира, освоение Кубани, Кавказа, Сибири, и каждый раз туда всегда приходит начальство, которому надо держать и не пущать. И испокон веков герой в сердцах людей - это вольный человек, порой даже разбойник, причём это не обязательно смутьян какой-то - просто не подчинившийся указке сверху человек.
Связать и доставить в Москву. Или отправить в ссылку подальше, а то и на каторгу определить. Разве тот же блатняк? На рутреккере при остром желании можете найти такой вот любопытный сборник как "Песни сибирской каторги", в начале века было много таких пластинок
Я смею утверждать, что это всё явления одного порядка, и зона, и фронтир.
В "Санитарах подземелий" у нас как раз гремучая смесь, фронтир, который стал тюрьмой. По сюжету ведь когда-то матросская тишина была обычной колонией по добыче полезных ископаемых, которую закрыли после крупной аварии, повлекшей за собой смерть большей части рабочих. Выживших вывезли, а сама планета ушла в собственность Империи, которая стала использовать сиё местечко в качестве ссылки для приговорённых на пожизненное.
В общем, душа у игры определённо есть. дух, тяга к вольнице в условиях, когда к этому ничего не располагает. Дух свободы, если позволите.
Именно он и заставляет терпеть отвратительную боёвку с промахами в упор, регулярные вылеты, общие тормоза движка, не сильно привлекательную по современным меркам графику, отвратительную анимацию (даже лица не анимированы, грёбaный стыд, и это в 2006-м!) и неприятным некоторым стиль Гоблина.
Точно, "стилистика гоблина". Ну, Всеволод Иванов успешно освоил её настолько, что непонятно даже, какие диалоги писал он, а какие лично Гоблин. Это на удивление монолитная смесь из бородатых анекдотов, тюремной лексики и говна. Довольно непривлекательное зрелище, с какой стороны на него не посмотри
Советский период прошёлся катком по всей русской жизни, на что-то просто повлиял, но некоторые моменты изменил до неузнаваемости. В частности, ту же каторжную культуру, которая разрослась и подмяла под всего всё остальное. И даже там в корне была та самая тяга к свободе, только стала ещё более зверской и страшной. И вся игра - именно про это. Только в обёртке из качественной ролевой игры.
Всё это образует довольно убедительного монстра Франкенштейна, в который, чёрт побери, действительно интересно играть.
Ну так что там в игре в принципе происходит?
Изначально, разумеется, я хотел грузануть по полной, и выдать очередное прохождение с очередными очевидными шутками, но в какой-то момент понял, что данный подход мне чужд, и мы пойдем иным путем.
И вот почему – геймплей слишком хорошо гармонирует с заявленным выше. Высадившись на планету и взяв Кабана под управление, следует запомнить пару хинтов. Первый – лишнего хлама не бывает, берем все, что только можно. Штаны занимают меньше места в инвентаре и стоят дороже, чем роба. Повсюду валяется картошка, морковка, хлеб и мясо. Навык взлома идет нахер. Туда же идет и навык имперского оружия, которого появится только в самом конце.
Самый важный навык для выживания на первом этапе игры – это, не поверите, карманное воровство. Дело в том, что за успешно сворованную вещь вам отсыпают столько же очков опыта, сколько и стоит эта самая вещь. Начиная с малого, с грибов или морковок, уже после промзоны вы таки сможете даже воровать оружие у тех NPC, которые потенциально могут на вас напасть по какому-либо квесту. Вещей, которые вы не сможете своровать – довольно немного, и они либо просто стоят для вас пока слишком дорого, либо закреплены за персонажем по квесту.
Помимо опыта, воровство поможет сколотить начальный капитал, который позволит закупиться разного рода лечилками. Не стоит пренебрегать оными – вы промахиваетесь часто, враги бьют больно, все лечение действует мгновенно, в настройках можно включить автопаузу по любому поводу, и все в таком духе.
В свое время на игру мошнили как раз из-за реалтайма, супротив пошагового режима, который бы больше пошел тактической игре, но я считаю, что это все херота из под коня, так как тактики в игре нет. Да, вы можете приседать, ложиться или бежать, но все это делается настолько медленно и степенно, что проще спамить лечение и чувствовать себя спокойно.
Для более спокойной жизни, если совсем по чесноку, рекомендуется воспользоваться ArtMoney, чтобы не париться за фарм. Сами посудите, вот вы вышли на глобальную карту, и что вы там видите?
Фиксированные, с позволения сказать, данжи (подземелья, лол), в которых сугубо фиксированное количество ресурсов, которые вы за один присест вынести не сможете, и за которыми вам не дадут вернутся. Короче, наваливают духоты на пустом месте, да еще и прохождение этих точек – буквально основной квест. Если в случае стычек с людьми, мы видим хоть какое-то разнообразие, типа вот атаки на деревню «полицейских» в кавычках, или отстрел зомби-негров, поднятых из могил арийскими учеными, то вот «стычки с животными», это унылейший отстрел этих самых животных. Причем в самых первых вам необходимо убивать тушканчиков с целью добычи шкурок для меховых трусов, которые будут подарены начальству. Закавырка в том, что они по умолчанию мирные, то есть их нужно специально атаковать, и они еще охренеть какие мелкие, не смотря на мерцающие текстуры – их банально сложно найти.
Не удивлюсь, если задача по отстрелу тушканчиков стала для кого-то последним, что они видели в игре перед ее удалением.
Но многие бросали игру еще раньше – например на этапе побега с промзоны, эдакой тюрьмы в тюрьме.
Если честно, это лучшая и худшая часть игры. Она очень нелинейная, я серьезно – хоть все и закончится угоном паровоза, до этого самого паровоза есть, как минимум, два путя, которые еще и некисло пересекаются между собой. Первый путь – это если вписаться в местную экосистему на роль электрика. Второй – роль охранника. Да про что тут говорить – на карте сходу видны две локации, которые для одного из путей будут в принципе недоступны. Третьего пути, увы, не завезли – ну если не считать оным скоропостижную смерть за слишком длинный язык.
Диалоги. Ну тут ощущение двоякое. С одной стороны – оно звучит довольно аутентично. С другой – это, порой, больновато читать. Персонажи разговаривают анекдотами, шутками про говно и содомитов, аллюзиями на информационную повестку начала нулевых, и это может понравиться далеко не всем. А текста наваливают знатно. При этом читать его надо, так как каждый второй разговор реально может закончиться геймовером.
На наше счастье, разработчики понимали, что они творят, и в игре есть автосохранение перед каждым диалогом. Так что если вас определили в петухи – не расстраивайтесь, еще ничего не доказано, и все можно переиграть в клика.
И квесты, квесты, квесты, причем некоторые порой даже смешные – вот уже после побега с промзоны мы можем поискать для бомжа с ником Арагорн штаны, которые у него украл другой бомж. Или согласиться на ограбление банка, которое станет самой сложной перестрелкой начала игры.
Механики игры в целом не на нашей стороне — если бездумно кликать на любой предмет, который восстанавливает здоровье, рано или поздно попадешь либо на квас, либо на водку. От первого главный герой начинает весело пританцовывать и петь Агутина, от второго — плестись как улитка, и в обоих случаях он роняет оружие, которое уже находится в руках. Ну то есть буквально, все сделано сугубо с целью подколоть игрока, и не несет за собой больше никаких целей. Ну разве не прекрасно?
Про ненужность навыков холодного, метательного и легкого оружия вообще молчу. Ну сами посудите, поначалу, разумеется, будет тяжко – промахи в упор, театр абсурда, но зато в то же тяжелое вливать стоит с самого начала, чтобы уже к середине игры нормально ставить хедшоты, а под конец разваливать все что только можно с пулеметов. Легкое оружие используется все равно только в самом начале, и с него все равно придется стрелять в упор. Имперское оружие нужно только с натяжкой – в команде у всех персонажей оно неплохо прокачано и без нашей помощи.
Как было уже сказано, нелинейность в игре есть, и здесь она уже второй раз появляется. Собственно, добраться до челнока, подготовленного к побегу, можно двумя путями — либо по ветке квестов местных горцев-канибалов, либо через нацистов. Но оно как-то не радует — большая часть побочных квестов доступна при любом прохождении.
Побочные квесты. Разумеется. Унылое подай-принеси-убей с длинными копипастами в стиле Гоблина, которые навевают на мысли о текстовых квестах из «Космических рейнджеров», если бы их писали дегенераты. Не, ну местами смешно. Например, есть квест, где нам нужно выловить поварешкой из сортира патроны, заныканные заключенным для побега, либо чей-то отрезанный палец, который можно будет использовать как доказательство людоедства местного дурачка.
Если после него зайти на кухню и поговорить с поваром — оный попытается вас убить, мол, «куда все поварешки дели, вы что ими, говно черпаете что ли». Или квест, где вы наводите космическую артиллерию на азиатов, которые строят дачу своему императору в виде ракеты.
Или вовсе творите вещи, которые сложно описать корректно, в частности закидываете коктейлями молотова баржу с, кхм, иностранными специалистами, которые приплыли искать работу в белых кварталах города. Мда. В свое время ходила шутка, что Гоблина не взяли в Русское Народное Единство из-за жены-метиски. Шутки ли?
Да, кстати, мир планеты. Он строго сепарирован между черными, желтыми и белыми. Вот город Северный поделен между тремя расами, в лесах прячутся сугубо черные или желтые деревушки, и даже вокруг Кройцвайсбурга, который населен арийцами, раскиданы трущобы с цветным населением. И все живут плюс-минус в мире, так как стараются не переходить границы без особой нужды.
Звучит, конечно, безумно грустно, дороги назад, в
цивилизацию, для местных обитателей уже нет, и не предвидится, но в то же самое
время все присутствующие обладают такой свободой, которая не снилась наверху.
Хотят – косплеят нациков, хотят – сколачивают банду, которой может что-то
противопоставить только другая банда, хотят – уходят в сельское хозяйство,
бизнес, просто работают на тех, кто посильней, и все как-то живут, доживают
свой век.
Детей в мире, кстати, тоже нет – все женщины, которых мы сможем встретить в роли жриц любви или торговок, стерилизованы перед отправкой. Тоже, в определенном смысле, игровая условность.
Ну да ладно, в итоге мы все равно получаем то самое имперское оружие, штурмуем ангар с челноком, уничтожаем оный и улетаем с планеты, дав последний бой арийцам. На орбите нам присваивают звание "рядовой" и признают закончившим обучение, да показывают подозрительно знакомое лицо, выдающее значки выпускников. Титры, шансон, множество фамилий. Ура.
И все бы ничего, но они сделали вторую часть.
Собственно, релиз 2
Страшную штуку скажу – я никогда не покупал лицензионные диски. Ну максимум брал у друзей погонять что-нибудь эдакое, навроде «Космических Рейнджеров», диск с которыми гулял по всему классу. И вторых «Санитаров» я, разумеется, купил в составе сборника 16 игр в 1. И что бы вы думали – там был баг, который гарантировано приводил к вылету игру при попытке воспользоваться паромом до Ктулху. Я даже сумел договориться с продаванами и обменять диск, но ситуацию это не исправило.
Патч, разумеется, был найден с помощью нищего интернета в школе, в кабинете информатики, там же он был скачан, но, в итоге, не встал на имевшуюся у меня версию игры. И так бы я и забил хрен, но тут вмешались обстоятельства непреодалимой силы – мой папа. Он тогда в целом играл в то же, во что и я, между сменами на шахте, и новые игры ставить не умел, да и не учился. И да, он тоже прошел и Neverwinter Nights, и Dungeon Siege, и TitanQuest, и несколько частей Call of Duty, и, разумеется, «Санитаров Подземелий», которые ему дико зашли. Собственно, в рамках борьбы с этим багом мне было вручено четыреста рублей и дано добро на приобретение Лицензии. Четыре сотни – это вам не шутки. Это можно было четыре сборника с играми купить. То-то же.
«Санитары Подземелий 2» - буквально единственная игра, которую я прикупил в лицензионном виде в нулевых. Мне приходится как-то с этим теперь жить.
В общем, вторая часть саги о космодесанте. Сюжет еще примитивней, чем в первой, мы играем за сержанта Хартмана, который должен был быть вместе с остальной группой при падении на планету, но что-то пошло не так, его клюнул ядовитый страус, и он попал в кому аккурат на время действия первой части игры. Переноса сохранений не присутствует, никакой преемственности с оригиналом нету, и даже начинается все подозрительно похоже. Да, мы снова в тюрьме внутри тюрьмы, разве что биом теперь снежный. Даже может начать закрадываться ощущение, что нам второй раз продали одну и ту же игру.
Но это только на первый взгляд. Если честно, такое случается нечасто, но здесь была проведена РЕАЛЬНАЯ работа над ошибками оригинала. Часть характеристик выкинули, переписали в целом алгоритм лечения, критические удары в разные части тела могут их отрывать – в оригинале отстреливались только головы. У этих самых голов даже появилась мимика и какая-никакая анимация разговора.
Положа руку на половой орган, можно сказать, игра ощущается не сколько второй частью, а большим DLC. Взяли, соскребли с пола монтажной все то, что не успели добавить в оригинал, и слепили «Охоту за черным квадратом». Но все немного сложней.
С одной стороны, игра стала ощущаться прям качественней и приятней. Прям замечательной отечественной ролевкой, прям как надо. С другой стороны – Гоблин.
К 2008-му Дмитрий Юрьевич в своей ипостаси смешного переводчика, мягко говоря, приелся. А текста, я напоминаю, остались ровно те же, даже с легким ощущением того, что авторы исписались. Я не могу вспомнить ни одного прям годного квеста из второй части, ну кроме, разумеется, квеста с островом Ктулху, но тут виной больше то, что игра в этом месте вылетала как мразь.
Вдобавок ко всему, Димюрыч еще и почувствовал себя дирижаблем, да полез в процесс разработки игры куда более активно. В частности, пропихнул так называемый «Правильный режим игры».
Это, честно говоря, внежанровая херня, из-за которой игра превращается в банальную аркаду с видом сверху, наподобии Cannon Fodder 3, не к ночи будет упомянуто. Суть крайне проста – мы же не курсант, как герои оригинала, а цельный сержант, верно? Негоже младшему командному составу уровни получать на убийстве крыс, он уже суперсолдат и способен на все, прям как ведьмак какой-то. Иными словами, мы в этом режиме уже играем за готового персонажа, который не получает опыта, и растет только в авторитете и капитале.
И это крайне неоднозначная вещь. Я понимаю, пресловутая логика мира, но камон. Это ж тово, кринж. Мы получаем странноватый экшен с изометрическим видом. С таким подходом, я понимаю, пошел бы шутер в открытом мире, но бюджета было только на аддон.
С другой стороны ничто нам не мешает выбрать в начале игры классический режим, и получить, не побоюсь этого слова, отличную ролевку. Да, в нем играть чуточку сложней, но разрабы попустились, и как минимум денег и опыта всегда можно в неограниченных масштабах нафармить на глобальной карте, где теперь мы видим, как бегают просто орды бандюганов, которые просто ждут, когда вас наконец-то получится раскулачить. Даже удивляет, кому хватает ума выходить из городов, пока на планете лютует Хартман со своей бандой?
Вдобавок пофиксили боевку, баллистику, докрутили рукопашку до рабочего вида, добавили три уникальных оружия, которые можно собрать только путем фарма этой самой глобальной карты, и даже, представьте себе, ачивки, то бишь бафы на всю игру после выполнения некоторых условий.
Думаете, это все? There’s more – в игре добавили нормальный выбор напарников! Теперь банда собирается сугубо из местных арестантов, готовых пострелять, причём, как водится, многих можно пропустить, если не обращать внимание и мчаться паровозом по сюжету. В наличии даже фактор «я с этим муднем воевать рядом не буду!», а с цветными напарниками нас не пустят в Кройцвайсбург. Кто-то присоединяется к тебе за идею, кто-то - за нехилый прайс, но все, в целом, нужны и годны, ибо выкачать можно кого угодно. Но только в том случае, если выбрали неправильный, классический режим игры, который, как мы знаем, «для задротов и вообще скучно чо вы а берите сразу раскачанного героя и устраивайте ад».
Даже более того, вот возьмем самую первую локацию, лагерь «полицаев». Тут, в зависимости от наших решений, мы можем совершить побег либо с арийцем, либо с горцем, при этом нужно именно выбрать, так как в случае выбора одного – второго гарантированно казнят. А если вы еще и провафлитесь с диалогами – казнят вообще обоих. Тру блэк айсл экспиренс.
Мы ведь играем за опытного вояку, которому не нужно ничего, кроме возвращения из этой дыры в уютную казарму, и в процессе возвращения мы перепахиваем планету так, как не снилось Кабану-сотоварищи, ибо играем-то уже за серьёзного человека, а не какого-то кадета, которого могут загрызть кучка крыс на продуктовом складе.
Короче, отлично получилось. Все портят только гоблинские диалоги. Первая часть писалась, переписывалась и отлаживалась в плане мира пяток лет, «Санитары Подземелий 2» были собраны на скорую руку, и это прям читаемо. Если там можно было увидеть большое количество провокативных приколов, то здесь лишь мемчики про «втулку в танк» и анекдоты про собак и валенки.
Сюжет описать довольно просто – сбегаем из лагеря полицаев, шестерим на местных резидентов Империи, проводим расследование на тему того, кто тут еще хулиганит, убиваем Ктулху, внедряемся к нацистам, доводим расследование до логического финала, который заключается в штурме лагеря полицаев, где нам на подмогу прилетает компашка из первой части, плюс загадочный боец по кличке Пушистый, и если бы я не читал эти сраные фанфики по квейку, то хрен бы понял, кто это и нахера он тут. Еще и у Кабана голос другой – видимо, затащить в игру второй раз Вячеслава Разбегаева не удалось. Все, хэппиэнд, финальный ролик, подозрительно напоминающий кого-то мужчина награждает нас новым званием, титры.
Собственно, тогдашняя пресса так и отметила, мол, был бы у игры нормальный сюжет – вышла бы лучшая русская RPG нулевых. А так – ну, вещь для ценителей.
Ценителей оказалось не так чтобы много – Гоблин к тому времени уже вышел в тираж, и только-только начинал свой путь на ютабах, делая ролики с обзоры фильмов в стиле Ностальджи Критика. Вот тут, кстати, любопытно – он их начал делать почти одновременно с ним. Сам додумался, или подсказал кто…
Игра провалилась в продаже, как и все, что выходило из под пера отечественных студий в эпоху широкого распостранения нормального безлимитного интернета. Однако ее, как и первую часть, вы вполне можете приобрести на сервисе «Стим», причем там будет доступна только русскоязычная локализация, так как 1C даже не подумала об издательстве игры за рубежом. Первая же часть, если что, была выпущена под названием Planet Alcatraz, и обладала довольно унылым и безыдейным дубляжом на английский.
Вот и все.
И что в итоге? Ну, как уже говорилось выше, Гоблин стал ютубером, и о былом видеоигровом творчестве напоминают лишь появления на ютьюб-канале «Навигатора Игрового Мира», который по ощущению, превратился в видеоигровой раздел тупичка. И оно неудивительно – вот видите этого прекрасного человека в черной студии?
Да, это главный редактор видеонаправления
«Навигатора», дослужившийся до своего отдельного подраздела на Тупичке. Ну а про бан ютьюб-канала Гоблина вы и сами прекрасно знаете.
Сам же «Навигатор Игрового Мира» тоже вполне жив до сих пор, и даже более того – он продается в бумаге. Невероятно, но факт.
Всеволод Иванов, который писал диалоги для игры за бутерброды с колбасой Гоблина, еще несколько лет крутился в камрадской тусовочке, пока не был изгнан при невыясненых обстоятельствах, и к геймдеву не имеет никакого отношения.
Юрий Мирошников все десятые года где-то тихарился, пока не всплыл в прошлом году в качестве продюсера «гайдзиновского» клона Sea of Thieves. Ценный специалист с богатым опытом производства треша, что уж тут сказать.
Скайфоллен, которые поставили для игры движок, трепыхались еще несколько лет, после чего утонули в индустриальной вомгле, как и многие до них, и многие после них.
Отдел разработки 1C тоже постигла та же судьба – народ рассосался кто-куда, но в целом никто из них не сделал умопомрачительной карьеры в разрезе игр. Кто-то в Gaijin, кто-то в остатках от Nival, кто-то в Riot Games.
Да, кстати – в германский филиал «Рито» в итоге уехал не абы кто, а сам Тимур Муцаев, который был не просто каким-то там 2D-концептистом, а человеком, который помимо всего прочего рисовал концепты и обложки для половины игр, которые делал 1C в те времена, начиная с того самого «перевода» игры «Горький-18». Если вам когда-то казалось, что они все выглядят немного схоже – вам не казалось.
С наследниками дилогии тоже не особо сложилось – есть, конечно, удивительная «атомная RPG» с трудодневным продолжением, которая пытается бить в те же точки души, но делает это довольно бесталанно.
Полноценной третьей части игры не случилось, и не случится уже никогда. Ну только если не получится развести госуху на бюджет, разумеется. Искренне надеюсь, наш таймлайн еще не настолько проклят.
Аминь.
Лучшие комментарии
Кагыр О'димЧто это за БРЕД? К чему это? Кому интересно мнение маленького несформировавшегося интеллектуально мальчика о мужике, который ему годится в дедушки? Зачем эта либеральная повесточка, это отрицание логики и здравого смысла, да еще и в начале статьи? Статьи, никак не связанной названием и содержанием с личностью Гоблина, на помню? Зачем эта отсебятина, это детсадовское мнение через каждую строчку, зачем неуместная ирония про «совок», про «пожилых геймеров», зачем это размазывание основы материала? Материала неплохого при этом?
Не понимаю и не одобряю. Оценочные суждения должны быть обоснованы и уместны. Тут ни того, ни другого нет. Зря.
Иронично.
Прочел, благодарю за материал.
Мне показалось, что к середине обзора автор знатно ослабил стилистические вожжи: появились элементы разговорной речи, сленг, от чего (лично у меня) возник небольшой диссонанс. То ли читаю хорошо собранный, ценный материал от знатока, то ли мнение обывателя из интернета. Я сперва даже решил, что обзор постепенно перейдет на язык Гоблина и закончится центоном из мемных фраз о/у… Это был бы достойный перформанс.
Очень интересная часть про историю разработки, классный (и в тему) личный опыт и история про батю; но описание геймплея и сюжета как-то скачет. Пространные рассуждения о русской душе (что?) чередуются с полезными выкладками про РПГ-элементы игры, потом абстрактно про суть пустошей, потом снова про механики и так далее. Это читать было тяжеловато. Ни в коем случае не упрек. Может, стоило эти смысловые части сильнее друг от друга развести, не знаю.
В целом еще раз благодарю автора за материал, получилось очень интересно, получил много удовольствия в процессе чтения. Видно, что проделана огромная работа по «перепахиванию» игр и книг.
А на полит-ангажированную публику, думаю, не стоит обращать особого внимания. Дим Юрыч — несомненная легенда массовой культуры СНГ нулевых и десятых; но, к сожалению, божья искра угасла, и это признают многие комрады.
Гоблинщина даже первую игру сильно портит. И обилие текстовых секс-сцен. Прям гей-порно какое то. Хорошо что ещё не нарисовали.
Нет ничего хуже, чем быть «автором с потенциалом», так как данный статус может длиться десятилетиями )
> с ЦА не определились
Когда бы я это успел, просто клепаю ролики между сменами, да кидаю в интернет — некогда проработать бизнес-план, оттого все и говорю от чистого сердца.
Пока не читал, но добавил в закладки и поставил плюс авансом (за столь подробный разбор). Никогда не играл, но много слышал, так что оставлю ваш лонг на теплый уютный вечер.
Без Гоблина был бы практически тот самый русский фоллаут, который все вечно так желают. И конкурент КР, которые тоже тот ещё сборник анекдотов. А с ним, как только популярность прошла, так сразу стало не особо интересно всё это псевдо пацанское зачитывать.
Кагыр О'димГлавное, что этот потенциал вообще есть. У 99.5% контент мейкеров с Ютуба потенциал в районе нуля или и вовсе стремится к отрицательным значениям :))
Про остальное — хоть я и не сог8ласен с некоторыми тезисами, не могу не похвалить за честность и прямоту. Говорить что думаешь, не оглядываясь на чужое мнение — по нынешним временам почти бесценно. Одобряю. Сам такой же :))) Так держать ????
Не нахожу иных слов для ответа, кроме как «не нравится — не читай». Это не для тебя сделано и не для таких, как ты.
Такие подробные и развернутые комментарии, ей-богу, лучше бы на видеоверсии оставляли, там такого явно не хватает.
Автор — типичная нервная соя. Я вот поиграл в эту игру (обе части) недавно первый раз и это прям отдушина без лицемерия толерантности, где у вас будет отличный опыт уничтожения подонков разных рас. Китайцы будут закиданы зажигательной смесью (просто уморительный квест, где таможенник просит помочь раздать «миграционные карточки всяким тварям») – то что автору эта умора показалась странной лишь говорит о его соевости и неразвитости. Игра 5 баллов, юмор на высоте, сторонние квесты также, что в 1, что во второй части.
Если мнение человека не совпадает с мнением либерального соевого пориджа, то это человек автоматически становится купленным властью, тру стори как говорится)
Кагыр О'димНа данном сайте, в отличие от всяких канобу, плэйграундов, Стимов и, прости хоспади, дтф-ов, превалируют люди среднего возраста, 30-40 лет. Люди тут, в отличие от иных ресурсов, скажем так, в силу более продолжительного и более разнообразного жизненного опыта и намно-о-о-го более качественного образования «немножко» поинтеллектуальнее «Миллениалов» и прочих «зумеров». В отличие от «видеоверсии» ака Ютьюба, где основополагающий и доминирующий контингент это либеральное школиё, имеющее якобы«свое» мнение но неспособное его исторически или научно-фактологически обосновать. Поэтому позволю, уважаемый, дать Вам совет: Вы уж определитесь — шашечки вам или ехать, зрелая и умная аудитория вам нужна или менее развитая, но более многочисленная. Из материала к этому комментарию лично я делаю вывод, что вы пока с ЦА не определились, но склоняетесь к количеству вместо качества. Искренне надеюсь, что я ошибся, ибо потенциал Ваш как автора очень большой...
Хе-хе, так и есть, тушканчики стали последней каплей. Вообще, игра не для людей, а для «контингента» сделана.
Не нахожу других слов, кроме как «нечего тащить свое политизированное мнение на игровой ресурс с нейтральной позицией». Хочешь писать, пиши статьи про игры, без вплетения того или иного политического поддекста. Нравиться играть в либеральные бирюльки, милости просим на DTF, там таких любят, никакого плюрализма мнений, а тут можно и в зубы получить серпом и молотом так сказать