852 270 91 11
Clair Obscur: Expedition 33

Рейтинг игры

4.6 248
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Clair Obscur: Expedition 33
Все отзывы к игре
27 апреля
+14

Десять багетов из десяти!

Было время, когда Франция и JRPG не входили в пул того, что мне интересно... Вроде, я какой-то недавний текст начинала схожим образом, хм? Ну да неважно!

Мне кажется, я могу говорить об этой игре часами, но я постараюсь быть краткой настолько, насколько это возможно.

Эта история — о чуде, которое сотворили всего тридцать человек. Это их первая работа, не считая опыта работы в Ubisoft у костяка команды. Это первая большая работа для художника. Это первая коммерческая работа для композитора. Просто, просто держите эту информацию в голове! Такое уже не кажется возможным в наши дни, когда балом правят бюджет и большие команды.

Да, иногда, бывает, из ниоткуда появляются алмазы, но они, по своей масштабности, ближе к инди, чем к триплэй. Люди рассчитывают свои силы, не пытаются прыгнуть выше своей головы — и это совершенно разумно.

Однако что мы видим здесь? Люди решили действовать неразумно и играть по-крупному. Никакой пробы пера, никакого прощупывания почвы. Мы делаем сейчас — и мы делаем офигенно. И... они сделали! Эта, по-настоящему авантюрная и рискованная затея, возымела успех!

Чёрт, мне очень нравится эта игра, но ещё сильнее я восхищаюсь её создателями. За их смелость и веру в свою мечту.

Но давайте уже об игре. Ей я была очарована с первого трейлера. Знаете, эстетика сна — моя слабость, и когда я увидела локации из игры, то они мне просто снесли крышу. Они выглядели и не как реальность, и не как классическое фэнтази. Они выглядели как причудливое сновидение. И меня это купило. 

Я стала изучать всё, что было известно об игре и молодой студии. Мои поиски, по итогу, даже вылились в блог. И хотя поводом к его написанию стало желание слегка поддеть StopGame за воду в подкасте об SH, я писала блог с искреннем желанием вызвать интерес к студии.

То, что зацепило меня тогда, это то, какими искренними и вовлечёнными выглядели создатели. Какой энтузиазм переполнял их, когда они говорили об игре. Невероятно приятное впечатление, дополненное такими мелочами, как карточки с любимыми играми каждого сотрудника на сайте. Гениальное решение! Оно не только демонстрирует, что у людей прекрасный вкус, но и показывает, чего можно ждать от игры с такими источниками вдохновения.

Но я всё ещё опасалась. Да, у них есть страсть. Да, я им верю. Но это — их первый проект. Им просто может не хватить мастерства, грамотного менеджмента и они не вывезут. Я скрестила пальцы... и начала ждать.

И какое это было счастье — понять, что опасения были напрасны.

Они справились.

Мир Clair Obscur: Expedition 33 оказался именно таким, каким я мечтала его увидеть — прекрасным, чарующим, и даже большим, чем ожидала. Иногда его красота буквально заставляла меня плакать.

Музыка, в которой я была уверена ещё задолго до релиза — благо студия щедро делилась треками — в игре раскрылась с новой силой. Уже тогда дуэт Алисы Дюпор-Персье и Виктора Борба производил сильнейшее впечатление, но в связке с сюжетом и персонажами эмоции, вложенные в стихотворные строчки, обрушиваются куда мощнее. 

Помимо величественных, лиричных и атмосферных композиций, хочется отдельно отметить жизнерадостные и заводные треки, о которых пока говорят мало. Gestral Beach, Gestral Summer Party, тема Моноко — под всё это так приятно дрыгать головой во время работы. Если разработчики вдруг сделают, скажем, Clair Obscur: Dancing In Paintedlight — я куплю.

Я также переживала за сюжет — опасалась, что он может меня разочаровать. Но, к счастью, история оказалась по-настоящему добротной.

Нет, она не стремится перевернуть жанр, но в ней достаточно самобытности, множество заботливо вплетённых деталей, а ещё — целая россыпь моих любимых тропов.

Далее — спойлер. Он не содержит описания сюжета, но содержит мои эмоции относительно одной его части. И я думаю, что для кого-то даже мои эмоции могут стать серьёзным спойлером.

Концовка эмоционально сломала меня. А затем я увидела альтернативный финал — и он окончательно добил. Господи. Это было так поэтично.

Персонажи вызывают эмоции. Им сопереживаешь: горюешь, умиляешься, смеёшся с забавных моментов (о, я уверена, не смотря на всю трагичность истории — эта игра подарит приличное количество мемов), а когда происходят некоторые, ну, вещи, то тебя охватывает такая же ярость, как и героев.

Это может быть преувеличено и отдавать театральностью, но это тот уровень выразительности, который подходит этой игре. Актёры озвучания проделали высококлассную работу. Но хочу отметить, что некоторые сцены проходят в полной тишине — и эти безмолвные сцены одни из самых сильных. Постановка — это тоже сильная сторона проекта.

Геймплей оказался удивительно живым: весёлым, динамичным и многогранным. Простор для билдостроения впечатляет: каждый персонаж не просто отличается механиками — за каждым угадываются тёплые отголоски любимых игр разработчиков. Создаётся ощущение, что команда пыталась собрать в своём проекте всё, что их вдохновляло, но сделала это искренне и с пониманием сути.

Вам нравится отстреливать слабости врагов? Может наносить тонны урона через парирование? Вы любите коллекционировать монстров? Или стакать элементы? Может быть ваша страсть — карты? Или вы любите экспериментировать со стойками? А может вы перфекционист, что выбивает S ранг стиля ради превращения в машину для убийств? Вы обязательно найдёте что-то по душе.

Эта мозаика механик ощущается не как бездумное копирование, а как референс уважения — словно лёгкий поклон своим кумирам.

Сами противники так же разнообразны, что приводит к ряду уникальных боевых ситуаций. Можно быть застигнутым врасплох, на ходу искать лучший выход из проблемы, когда ситуация кажется катастрофической, а найдя решение получить настоящее удовольствие от осознания своей сообразительности. Ну и, конечно, ловкости рук — хорошая реакция решает большинство проблем. Игрожуры даже уже прозвали это пошаговым соулслайком (ну конечно, игрожуру дай волю — он тебе в любой игре соулслайк найдёт). Впрочем, если с этим есть проблема, всегда можно перестроить пати на танковое ведение боя. Как я и сказала — я вижу, что игра предлагает кучу вариантов, как в себя играть.

Тропа путешествия пусть и ленейная, но в мире всё равно есть куда сходить, что исследовать и с кем поболтать. Занятия есть на любой вкус. Например, добыча купальных костюмов посредством прохождения полосы препятствий на манер Американского Ниндзя! Костюмы, кстати, очень хорошенькие. Сочетают в себе необходимую долю фансервиса с сохранением аутентичности в рамках сеттинга. 

Идеальный баланс.

Как и во всём внутриигровом мире, что превосходно балансирует между масштабом и камерностью. Здесь всегда ощущается дыхание большого приключения, но никогда — усталости от пустоты.

Каждый шаг приводит к чему-то удивительному.

Мы должны поддерживать такие игры, ребята. Даже если вам не нравится JRPG. Даже если вам не нравятся лягушатники. Просто попробуйте. Этой индустрии нужно больше таких команд, как Sandfall Interactive.

Русская локализацияНетривиальный сеттингУвлекательный сюжет с привлекательными (во всех смыслах) персонажамиПотрясающий визуальный стильВеликолепный саундтрекКинематографичные катсценыНа самом деле интересный и свежий геймплей, совмещающий пошаговое сражение с экшеном. Они не первые, кто пытается это сделать, но сделать по-настоящему хорошо не так просто и я знаю ряд неудачных примеров. Так что их работа правда впечатляет.Местами грубые анимации, длинные распущенные волосы работают по альтернативной физике и впадают в тело, что рушит атмосферу в катсценах (так что лучше катомизируйте короткие или собранные причёски). Но это мелочи, на грубость некоторых анимаций вообще быстро забиваешь.

Лучшие комментарии

Меньше, чем тридцать часов, на основной квест. Дополнительный контент занимает, думаю, где-то часов пятнадцать-двадцать, вряд ли больше.

Играю 5 часов подряд и мне очень нравится, помню первой игрой такого жанра была sudeki, меня редко затягивают игры, но тут в Clair obscur разработчики меня погрузили в то детство, хорошая музыка, интересная история в начале, необычный мир с элементами разведки, саои приколы, никаких понтов лишних, а так как я ещё люблю соулс игры, задержки в атаках мобов и боссов меня отсылает к ней)пока что это баланс всего, что мне так нравится)

Благодарю. Понятно, половина Персоны. Значит, осилю в ближайшее время, если, конечно, всë же найду в себе желание взяться за что-то продолжительное, а то после работы в последнее время максимум могу какого-нибудь Берсерка пройти или Ninja Gaiden перепройти.

Понимаю. Но скоро праздники, может они поспособствуют разгрузке мозга и вкатываню во что-то объёмное? Я правда очень рекомендую этот проект, он одновременно и самобытен, и включает много знакомого и любимого.

Да я так и так собирался играть, давно ждал релиза, с первого трейлера заинтересован был в игре, тем более в Геймпассе есть, просто желания пока нет.

«максимум могу какого-нибудь Берсерка пройти» дак он на 60-70 часов сам будет ) длиннее всей экспедиции даже с побочками :D

По Берсу было 3 игры, я на Дримке прошëл за пару часов) Недомусоу я трогать не буду, у меня Hyrule Warriors и Persona 5: Strikers есть, если уж прям захочется такого геймплея :D