Небольшой дисклеймер: речь в этом блоге идёт об оригинальной озвучке и оригинальных текстах. В русской локализации большинства из озвученных тезисов нет, увы и как всегда.
Как же так, спросишь ты? Есть же целая куча малоизвестных эксклюзивов, взять, к примеру, Odin Sphere: Leifthrasir! Это отличная игра!
И то верно, однако есть нюанс.
Спроси своего друга, слышал ли он о ней? Скорее всего нет. А вот о Days Gone слышали практически все, играли в неё сами в лучшем случае треть из слышавших, и вполне конкретное большинство считают её «Проходняком». Я же в этой теме хочу донести свою точку зрения о том, почему эта игра как минимум «Изумительная», её главный герой на голову выше Кратоса и Джоэла, и почему Days Gone — единственный пост-апокалипсис, в который я поверил.
Хочу сразу предупредить о том, что мой подход к исследованию в данной теме будет нестандартным. Дело в том, что если подходить к ней с традиционным вопросом «Весело ли мне?» ответ последует, скорее всего, негативный. С точки зрения дизайна механик игра действительно мало чем может похвастаться. Открытый мир в игре довольно пуст — всё, что может тебя встретить в нём при простой езде из пункта А в пункт В можно пересчитать по пальцам одной руки. Случайная орда, засада бандитов, преследование диких зверей, выживший в беде и лагерь одной из враждебных группировок, вот и все развлечения в дороге. Пункты А и В тоже едва ли удивят — поселение выживших, заражённая зона с логовами фриков, лагерь с улучшением для характеристик героя полный фриков, точка выполнения задания. Побочным и некоторым основным заданиям радоваться искателю развлечения тоже вряд ли удастся — убей плохого парня, спаси хорошего парня, зачисть лагерь бандитов, зачисть зону от фриков, принеси оттуда предмет.
Но осмелюсь заметить, что гений гейм-дизайнеров студии Bend раскрывается не в том, что они заставляют нас делать, а в том как это делает главный герой.
Открытый мир пуст, но я убеждён, что именно таким он и задумывался. Давайте пройдёмся немного по бэкграунду происходящего в игре.
Наши дни, по планете прошлась эпидемия вируса, превращающая людей в голодных безмозглых тварей. Действие происходит в штате Орегон, изъеденном горами, лесами и прочей просёлочной местностью без крупных городов в округе. После заражения остатки армии и некой организации NERO спасли часть населения и увезли их на вертолётах куда-то за горы. Местность же заполонили выжившие из тюрем, банд и просто случайные гражданские, не успевшие сбежать. Это мир, в котором все слабые и не привязанные к группировкам люди погибли в считанные дни, а сильные сколотили банды и группировки по интересам. Оголодавшие медведи и волки рвут неосторожных бродяг, а зверей и остальных едят фрики. В этой местности почти не осталось «просто людей», поэтому мы и крайне редко встречаем каких-либо выживших, пытающихся отбиться от фриков или попавшихся в руки бандам. Этот мир именно такой, каким он должен быть — пустой, серьёзный, заполненный враждебными существами, готовыми убить тебя ради твоего мяса и пачки патронов, полный заброшенных зданий и шахт, в которых нет и не может быть ничего интересного. Здесь не бывает приключений, здесь не происходит историй, которыми можно удивить и которые не связаны с убийствами или фриками. Здесь нет и не может быть ничего весёлого. Это мёртвая местность с редкими клочками людей, пытающимися выжить любыми способами, и горсткой одиночек, привыкших выполнять грязную работу ради литра бензина, ночлега и обоймы для своего ствола. И главный герой — как раз один из них.
Дикон Сейнт-Джон — бывший военный, байкер и просто бандит, совершавший множество плохих поступков, но не отрекшийся от собственных ценностей. Защищать слабых, не убивать безоружных, быть готовым отдать жизнь за друга — вот его кодекс чести. Он оставил свою любимую ради лучшего друга и здравым рассудком понимает, что она скорее всего мертва, хочет лишь убедиться в этом, найдя её труп и оставить прошлое в прошлом. Он принципиален и строг к себе — если за дело взялся, обязательно его закончит, если что-то пообещал — обязательно это вполнит. Дикон — импульсивный человек, легко поддающийся своим эмоциям в кризисных ситуациях. Он не слишком хороший лжец, но хорошо умеет скрывать свои истинные мотивы, если это необходимо. Недоверчивый, привыкший полагаться только на себя, хитрый и рассчётливый, и, как ни странно, очень депрессивный и пессимистичный. Исчезновение старого мира, потеря жены, байкерского клуба, заменявшего ему семью, и война. Всё это сломало его, сделало склонным к суициду и пренебрежительным к собственной жизни. Поэтому он легко ввязывается в смертельные авантюры, без сомнений берётся за суицидальные миссии и всегда готов ворваться один на целый лагерь врагов. Ему плевать, вернётся ли он, только лишь зависящий от него друг и огонёк цели найти останки жены вновь и вновь тянут Дикона прочь от верной гибели и заставляют продолжать работать. В ходе сюжета он узнаёт от других персонажей, что может быть иначе. Благодаря Рикки и Железному Майку он начинает допускать, что новый мир не хуже и не лучше старого, он просто другой и в нём просто нужно научиться жить иначе. Он же, в свою очередь, учит окружающих самоотверженности, готовности на поступок и стремлению быть выше «фриков» и мало чем отличающихся от них бандитов, иметь мораль и принципы, а не только нужды. Дикон Сейнт-Джон — один из последних «людей» в этой пустоши. И это лишь малая часть того, что я узнал об этом человеке за одно прохождение. Ни о каком другом персонаже я столького сказать не смогу, хотя уверяю тебя, я был столь же внимателен к мелочам.
И вот какая штука — я получил огромное удовольствие от путешествий по этому пустому миру и выполнения однотипных заданий. Потому что есть в них кое-что глубже, чего нет ни в одном Fallout и что не снилось Last of us. В мире любого Fallout, пустошь — это лишь декорации. Их можно заменить на совершенно любую иную декорацию и ничего не изменится, кроме визуального оформления. В Last of us же нам никаких пустошей не показывали, нам показали одну конкретную историю про нескольких конкретных людей, причем только интересные её моменты. Что было между сюжетными миссиями? Они просто ехали или просто шли по пустому безлюдному миру. Last of us — это скупая выжимка того, каким действительно является мир пост-апокалипсиса, сделанная так, чтобы игрок не заскучал. Fallout — это театральное представление, где всё происходит так, как нужно. Days Gone же — маленький мир, в котором ты можешь только выживать по его правилам и который не стремится сделать тебе весело. Прямо как в реальности, не так ли?
Да, на уровнях сложности ниже Survival тебе постоянно будут подсовывать в трупах врагов и на окружающих полках то, что тебе нужно для крафта. Это — условность игр как вида искусства, и в вышеупомянутых постапокалипсисах это тоже происходит, мало кто проходил Last of us на сложности Grounded, где это становилось чуточку, но только чуточку правдоподобнее. В конце концов, игра создана для того, чтобы её можно было пройти. Но вот чего нет ни в одной другой игре — это такой невероятной проработки главного героя. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что, чёрт возьми, я слушаю, как главный герой ДЫШИТ. И да, он дышит по-разному в зависимости от ситуации. Bend Studio, блин, записали множество семплов того, как Дикон по-разному сопит прячась в кустах, во время длительного спринта от фриков, во время убийства холодным оружием, во время перестрелки и простой езды на байке. Я хотел бы, чтобы их гейм-дизайнерам поставили памятники за то, что и как он комментирует. Нигде больше главный герой не был настолько живым, чтобы постоянно бубнить себе под нос что-то, комментировать каждое событие в мире, разговаривать с самим собой при подборе припасов, отвечать в пустоту на радио-вещание. И делает он это не для игрока, а именно что для себя. Дикон не комментирует события бодро и весело, чтобы сообщить игроку информацию о мире, он тихо бубнит себе под нос «патроны, отлично...» и делает это именно так, как делал бы живой человек. Ему невыносимо одиноко шататься по враждебным лесам и лугам с ощущением постоянной опасности и тревоги, поэтому он спасается разговорами с самим собой и комменатриями в пустоту. О чём говорить, они сделали целую сюжетную ветку о том, что Дикон сделал своеобразную могилу для своей жены на том месте, где она предположительно погибла! В которой нам нужно приходить к камню с выцарапанным на нём именем «Sarah» и слушать, как он рассказывает камню о недавних событиях, обращаясь к жене! Я просто не могу подобрать слов, чтобы описать, насколько это потрясающая проработка деталей. Если главный герой что-то делает — он никогда не делает этого просто для того, чтобы сюжет случился, и в целом вся история написана превосходно в плане логики событий и причинно-следственных связей. Дикон импульсивен и нередко поддаётся эмоциям, но никогда это не выходит за рамки его характера, он всегда делает именно то, что сделал бы на его месте такой человек. Да, он совершает глупости, порой он ведёт себя как идиот, но это сделано именно для того, чтобы подчеркнуть — он не герой, не мессия и не праведник. Он делает то, что требует его психика, даже если это убийство или обман. А главное — как он это делает. Озвучка, анимация лица и жестов — всё это настолько живо и в таких деталях передаёт характер человека, что не восхищаться просто невозможно.
Bend Studios удалось создать настоящего, живого человека, оставить его в правдоподобно мёртвом мире и сделать из этого отличную, полную переживаний и внезапных поворотов историю. Она будет раздражать вас разумными недосказанностями, глупыми, но логичными с точки зрения характеров персонажей поступками, однотипными, но разумными заданиями, необходимостью заправлять байк и искать патроны и много, чем ещё. Но Days Gone точно не оставит вас равнодушным.
Наблюдать за главным героем игры в совершенно обычных для нас как игроков, но стрессовых для героя обстоятельствах ещё никогда не было настолько приятно. Даже вне сюжетного контекста, а просто во время очередной зачистки лагеря, он ведёт себя именно так, как вёл бы себя на его месте живой человек. И пусть сами события отчасти предсказуемы, хотя и не без ошеломительных поворотов, и пусть окружающие его персонажи проработаны не настолько же хорошо, хотя и имеют яркие и многогранные характеры, этот мир и эта история как контекст для наблюдения за Диконом поражают воображение детализацией и глубиной задумки. Не знаю, консультировались ли они в ходе разработки с психологами для такой глубокой проработки психологии главного героя, но это точно то, чего не хватает остальным персонажам эксклюзивов Sony. Надеюсь, после прочтения этого текста и вы проникнитесь характером Сейнт-Джона, насладитесь его комментариями по поводу и без, и увидите, что безжизненные пустоши ещё никогда не были настолько настоящими.
Лучшие комментарии
Сам испытывал подобные чувства. Перед Days Gone прошел God of War и Spider-Man. Это хорошие игры, местами очень и я понял почему GoW стала игрой года, а не RDR2.
Но так зацепить как это сделал Days Gone у них не вышло. «Проходняком» я бы скорее назвал Marvel's Spider-Man. Такой себе крутой, интересный, дорогой как фильм «Мстители», но проходняк, так как послевкусия практически нет и возвращаться в игру не хочется вообще.
Days Gone – другое дело. Это LoU в открытом мире, при чем в очень правильном открытом мире. Мир компактен, насыщен уникальными зданиями, локациями, ивентами. В игре куча спрятанных плюшек в стороне от сюжетной линиии. Едешь чуть дальше чем надо и тут тебе перевернутые фуры возле которых лежат трупы бойцов НЕРО и диктофон с записью их последних минут. Заходишь в какой-то левый дом, а там деткая комната разкуроченная, а на улице детская могила с игрушками и т.п. Правда такой же ассет могилы я нашел в другом месте, но первая находка была очень атмосферной.
Атмосфера затягивает даже когда играеш летом, в солнечный день при +30. Погружение очень крутое. В RDR2 так не погружало. Правда это может банально потому, что сеттинг постапокалипсиса мне больше заходит.
А там еще орды, про которые можно долго рассказыать. Каждая стычка с ордой — это отдельно приключение. Правда орд 50 и у меня даже раз вышло 4 орды подряд вынести без пополнения припасов в лагерях.
В итоге полностью согласен с автором о том что это наиболее недооцененный эксклюзив Sony. И для меня вероятно игра года, если конечно Кодзима не удивит.
P.S.: не могу не сказать про оценку Драуга или Друида или кто там на стопгейм оценивал. Фуфуфу таким быть. Я понимаю что это коммерческая площадка, нацеленная на ПК-only, консоли не нужны, Days Gone не нужон(есть же World War Z), TLoU не нужон(есть же Plaque Tale) и т.п. Но блин, Sony делает шикарные сингл-игры. Никто больше так не делает. Никто Кодзиме не дал столько денег, сколько он сказал. Хотя зачем я это пишу. Выйдет Death Stranding — будет обзор-проходняк о том что Кодзима не тот, все гавно, давайте лучше в ворлофтанкс, вартандер, ксго и доку 2 :)
SeriyPesХех, как человек, который PC-шник с 98ого года — никогда не понимал тех кто гонит на приставочные игры. Есть и есть, вообще пофиг. А в последнее время получается что и консолы — эт хорошо, ибо те же Сони дали ПК игроками и Дешстрендинг и Хорайзен, а сейчас и этот экз.
Это, надоб оборчик то в топ поднять на выход игры на ПК )
А пом не как раз игра оценена справедливо на 3.5 из 5. Вроде сперва герой вызывает симпатию — персонаж, который спокойно перерезает горло врагу без этого пафосного нытья про «все жизни важны» и прочей философской дребедени. Персонаж со всеми этими байкерскими понтами в стиле «протест против системы» и т.д. Только вот в итоге всё равно всё скатывается к шаблонным персонажам, а шаблонные персонажи приводят к шаблонным ситуация, шаблонные ситуации приводят к шаблонному сюжету, с заранее заметными сюжетными «роялями в кустах», просто потому что игрок уже видел эти рояли в подобных играх. Это не значит что сюжет плох, но он растянут, если первые 2/3 сюжета относительно динамично смотрятся, то окончание уже явно провисает и вызывает скуку.
Игра проигрывает всем бывшим экзам сони, анч и тлоу берут крутой постановкой, гов — отличным геймплеем, горизонт — интересным открытым миром. И Days Gone пытается усидеть на всех стульях и конечно проигрывает в этих аспектах каждой из перечисленных игр. Кроме того, очень раздражает однообразность побочных заданий, направленных на искусственное растягивание прохождения, эти «езжай — убей цель — вернись» надоедают уже после прохождение 5-6 подобных миссий. И это при том что герои общаются по рации, но кататься из точки А в точку Б и обратно всё равно заставляют. И надоедающая необходимость заправляться через каждые полтора километра, понятно конечно что авторы хотели заставить игрока не юзать телепорты, а кататься по миру и исследовать, но как то подобная механика скорее обратную реакцию вызывает.
Игра выше середняка, она хорошая, но уж точно не изумительная.
Много плохого слышал об этой игре, но вот только что прошёл её до самого конца и чёрт — она прекрасна. Для меня, как для фаната Ходячих мертвецов и The Last of Us, эта игра стала очень приятным кантри-приключением в духе истории Дэрила из Ходячих. Хороший и приятный мир, в который уже хочется вернуться. Простая, но интересная история. Жаль только мало песен было в игре (штуки три за всю игру: Hell or High Water — Billy Raffoul и Soldier's Eye — Jack Savoretti просто навсегда в моем плейлисте).
Тут надо сказать, что не пластмассовый мир победил, а победил мир агрессивных фем журналистов, которые закопали игру и наложили крест на продолжение хорошей истории. Так и живём.
Я пока еще не брался за эту конкретную игру, но по своему опыту с Last of Us могу сказать следующее. Когда игра не слишком ушла от интерактивного кино и ее основной фичей становится именно сюжет и персонажи, тогда игра становится на очень тонкий лед субъективщины. Лично для меня LoU -плохая игра, она затянута, к концу чувствуется однообразие, а сюжет, о этот обожаемый всеми сюжет… Я его не люблю, он противоречит моим представлениям и убеждениям, и концовка для меня все испортила, не смотря на ее логичность. Такое также надо оценивать, только с точки зрения драматургии.
В общем, у каждого свои «недооценённые» или «переоценённые» шедевры. И поэтому считаю, что выдавать оценки играм в первую очередь надо за умение развлекать (исключением может стать интерактивное кино) именно как игра, потом уже скатываться в прослушку дыхания гг и как с какими интонациями он комментирует находку патронов (из текстового описания сего момента получил флешбек на Элой из Horizon ).