25 февраля 2019 25.02.19 5 2202

Ретроперспектива: Aliens vs Predator (2010)

+5

Доброго времени суток, уважаемый читатель, посетивший сей скромный блог. Давненько, а если быть точным, уже практически 3 года, я не публиковал в наших ламповых блогах на нашем ламповом стопгейме совершенно ничего, однако в какой-то момент возникло неодолимое желание совершить небольшой камбэк, успешность которого покажет собсна данный материал.
Сегодня я хотел бы вспомнить довольно спорную игру, к которой лично я питаю довольно тёплые чувства; Aliens versus Predator 2010 года в нашей студии, и, что ж, приступим.

___________________________________________________________________________________

Хищники, чужой и я – вместе дружная семья

В этой части своего повествования не будет никакой интересной информации и рассуждений, я просто хочу поведать о пути, который я прошёл вместе с этой франшизой, а также немного похвалиться своей коллекцией, так что можно сразу скроллить вниз. Сразу хочу сказать, что я являюсь довольно большим фанатом вселенной, как чужого, так и хищника, так и той вселенной, где они вместе месят туповатых морпехов и друг друга. Любовь эта неистребима и находится в моём сердечке с детства. С того самого детства, когда лет в 8 родители перематывали мне фильмы сразу на кульминацию, чтобы я не смотрел полтора часа кровищи перед финальной схваткой. Практически все фильмы во вселенной я могу пересматривать много раз и с удовольствием, даже ненавидимые фанами кроссоверы. Разве что третий и четвёртый чужой довольно отстойные, а «Завет» и «Хищник 2018» по моему скромному мнению полный пи*дец и откровенное дерьмище. Канон и отсебятину же за пределами киношек я изучал крайне посредственно и на уровне комиксов, издаваемых Black Horse по «Чужим» в середине нулевых в твёрдом переплёте и продаваемых у нас по цене рублей в пятьдесят или сто (золотые были времена). Однако фильмы пересматривались исправно, те немногие комиксы зачитывались до дыр, а со временем в моей коллекции по любимой вселенной стали появляться фигурки от NECA. Стоили в те времена около 800 рублей (золотые были времена [2]), в то время как за фигурку по «Хищнику 2» год назад пришлось отвалить уже три тысячи. Розовой мечтой конечно всегда будет хищник от Hot Toys, но, к сожалению, я ни разу не филантроп, не миллионер и даже не плейбой, так что пока он так и останется мечтой.

Учитывая мою любовь к инопланетным тварям, подарком на один из праздников в мою бытность школьника стало коллекционное издание, непосредственно объекта сегодняшнего обсуждения с артбуком и резиновым лицехватом. Википедия говорит, что в комплекте ещё шла нашивка «Вейланд – Ютани», но мне не повезло то ли сразу же потерять то ли напороться на коробочку без неё. В любом случае в моей памяти эта штука не отложилась от слова совсем, так что и хрен с ней.

___________________________________________________________________________________

Мясо, матюги, освежёванные морпехи

Собственно, выходит так, что игра 2010 года стала для меня первым интерактивным развлечением в полюбившейся вселенной, что, возможно, мешает объективной оценке, но таки это и не обзор, поэтому едем дальше. К сожалению, по такой клёвой вселенной практически нет качественных ААА проектов. То есть, реально нет. На дворе 2019 год, и за последние 20 лет свет увидело всего три игры-кроссовера, один крупный проект по чужому, который мне ни разу не полюбился, и две игры на мобильные платформы (хотя, стоит признать, обе неплохие). Для такой огромной и интересной вселенной, на мой взгляд, этого непростительно мало. «Звёздным войнам», также мною горячо любимым повезло немногим больше, но всё-таки больше. Как минимум, я хочу видеть хотя бы одну игру, посвящённую Хищнику. И это первый плюс, который я хотел бы отметить в разговоре об Aliens vs Predator. Это единственная игра за последние пятнадцать лет, в которой можно почувствовать себя высокотехнологичным брутальным охотником из далёкого космоса.

Вы можете со мной не согласиться, но Хищник здесь до безумия крут

Так плавно мы подобрались к концепту игры для тех, кто вообще без понятия кто такие чужие и хищники и вообще просто проходил мимо. Главная черта всех трёх игр серии – три фракции, которые находятся в конфликте между собой. Соответственно, мы имеем три самостоятельные сюжетные кампании за трёх представителей каждой расы, имеющих свои цели. Чужие, как и подобает, хотят размножаться и увеличивать в размерах свой улей, Хищники хотят охотиться на них, чтобы доказать свою честь, а люди просто пытаются не сдохнуть и убраться куда подальше. Сценарии абсолютно банальные и предсказуемые, к роялям в кустах, к сожалению, не завезли даже кустов, отчего их видно ещё лучше, так что если вы хотели крутых сюжетов, вам точно не сюда. Справедливости ради, в фильмах тоже не было качественного и дофига непредсказуемого сюжета, однако им это не мешало. Да и к тому же арки персонажей получились вполне цельными, и каждый достигает именно того, к чему стремится в данных конкретных обстоятельствах. Записывать отсутствующий сюжет в плюсы я явно не собираюсь, однако я тяжело представляю себе продуманную драму от лица Чужого, единственный смысл жизни которого отложить яйца и защитить улей.

На мой взгляд, сюжет пускай и не выдерживет никакой критики в отрыве, даёт мотивацию героям перемещать свои телеса по локациям, причём вполне логичную. По сути, сюжет служит лишь для оправдания геймплея, и с этой ролью он справляется.

___________________________________________________________________________________

Джонни, они на деревьях!

Сам же геймплей, как уже говорилось, в каждой из кампаний различается очень и очень. Начнём с кампании десантника, потому что с ней всё обстоит довольно просто. Эти уровни, в целом, не предлагают ничего выдающегося, являясь классическим шутером от первого лица с небольшим налётом хоррора, заставляющим вспомнить времена Doom 3. Вам придётся лечиться аптечками, передвигаться по мрачным коридорам, полагаясь на фонарик и фальшфаеры, а также на верный ствол под рукой, которых с собой можно брать две штуки, не считая пистолета, патроны к которому бесконечны. Концепт довольно незамысловатый, и, возможно, именно от этого довольно скучный. Внешне действительно напоминает нетленку от id software, но проблема заключается в том, что видов врагов здесь примерно полтора с половиной, не считая боссов. Рядовыми противниками выступают чужие, плюющиеся чужие и андроиды «Вейланда». Мягко говоря, негусто. Ко всему прочему в Doom был богатый арсенал, а каждый вид оружия прекрасно ощущался и бил врагов. Здесь с этим тоже не всё гладко. Оружия может и достаточно для трёх часов, за которые проглатывается каждая из трёх сюжеток, но некоторые экземпляры совершенно никудышные. Огнемёт, например не просто медленно убивает и не станит врагов, которые продолжают переть и отвешивать вам люлей прямо под струёй огня, так ещё и заставляет чужих взрываться солоноватым фонтанчиком кислоты прямо вам в лицо. Легендарная импульсная винтовка тоже ни разу не впечатляет. Целиться из неё нельзя, а от бедра стреляет она косо и не то, что бы очень мощно. Короче говоря дробовик + снайперская винтовка = топчик. По итогу, кампания морпеха является довольно скучным шутаном, которую в 2019 году не слишком вытягивает даже моя ностальгия. Если раньше неопытного и пугливого меня страх перед тёмными коридорами заставлял не замечать посредственный шутер, то сейчас, особенно после Resident Evil 7 играется это всё довольно вяло. При этом нельзя не отметить, атмосфера всё ещё весьма и весьма неплоха, да и от дробовика ксеноморфы красиво разлетаются, так что рекомендовать скипать данный этап я точно не буду.

Только сейчас, спустя 10 лет, я обнаружил, что на этой локации есть водичка

Кампания чужого это чистый стелс с прятками в вентиляции и тёмных углах. Здесь приходится скрытно продвигаться по локациям и вырезать мерзких людишек, выхватывая их по одиночке и утаскивая в темноту. Естественно, в любой момент можно попробовать клацая челюстями и виляя хвостом побежать в лобовую атаку, однако шотган в руках врага, которым в соседней кампании обламывали и не таких, быстро отправит вас на чекпойнт.

Эта кампания является самой короткой, но записать в минус это не получится, поскольку и арсенал у ксеноморфа самый скромный из всех: вы можете бить хвостом, бить лапами и сильно бить лапами. На этом как бы всё. Вот ровно столько, сколько кампания длится, остаются интересными прятки в вентиляции, бег по стенам и размахивание лапами. Длись она хоть на уровень дольше, стало бы уже до безумия скучно, однако в том состоянии, в каком она есть, сюжетка чужого проходится на одном дыхании и оставляет от себя только немножко восторга от сочных анимаций добивания и возможности надавать по щам бывалому хищнику.

Тот самый бывалый охотник готовится стать инкубатором для Предалиена

Наиболее же любопытной кампанией, которая запомнилась лично мне является кампания именно Хищника, благодаря его богатому инопланетному арсеналу, который к тому же регулярно обновляется. Всего в вашем распоряжении будут: атаки ближнего боя, лазерган, бумеранг, метательное копьё и мины. Всё это совмещается с режимом инвиза, как в этих всех крузисах, возможностью прыгать на добрых 10 метров, скиллом имитировать человеческий голос и подзывать жертву в тёмный угол, и тактическим режимом на маске. В результате мы имеем вполне разнообразный геймплей с возможностью умеренно стелсить и какую-никакую нелинейность. В открытом бою с ксеноморфами всё равно игра будет крайне простеньким двухкнопочным экшеном, однако даже здесь можно пальнуть из лазергана или метнуть бумеранг.

Проблема в том, что как рза таки эта кампания начинает ощущаться затянутой. Некоторые виды оружия не несут в себе большой тактической пользы, поэтому алгоритм «Примани — убей со спины» работает на протяжении почти всей кампании и начинает под конец уже приедаться. Открытые же конфронтации, как я уже говорил, работают на двух кнопках. Да, абзацем выше я говорил о разнообразии, но противоречия здесь нет: в игре есть одна очень действенная и рабочая метода быстро и довольно эффективно проходить стелс-моменты, которую я описал, которую совершенно необязательно чередовать с чем бы то ни было. В итоге, под конец, действо начинает уже несколько утомлять, потому что использование того же бумеранга особо не поощряется (копьё хотя бы ваншотит но и даётся к концу ближе).

По итогу, геймплейно, кампании действительно различаются между собой и концептуально звучат интересно, но на практике они работают не совсем так, как хочется — несколько аляповато и криво.
__________________________________________________________________________________

«Мы новый мир построим!»

Действие игры происходит на колонизируемой человечеством планете БЖ-386. Да, я знаю, что о таких вещах бы стоило рассказать в самом начале, но не рушьте мне повествование. Так вот, данная планета, по сути, некий аналог Эндора — один большой лес, однако, это не значит что в игре мы увидим только это. Действие всех трёх кампаний развернётся как в джунглях, так и в помещениях колонии, промзонах завода, коридорах и пещерах огромной пирамиды Хищников, в исследовательском комплексе Вейланда, и, пусть это прозвучит абсолютно предвзято, но техническая и дизайнерская сторона проекта просто прекрасны.

И вот этого фан-сервиса в игре как раз навалом

Перво-наперво, хочу уточнить очень щекотливый момент: да, действительно события всех кампаний происходят на одних и тех же уровнях. Делает ли это каждую кампанию бэктрекингом, относительно других? Абсолютно и точно нет. Во-первых, действия кампаний происходят в разных таймлайнах и локации могут видоизменяться, в зависимости от событий другой сюжетки (так, морпех будет ходить по улью чужих на заводе и, в итоге, взорвёт его, а хищник придя на завод обнаружит его уже горящим). Ко всему прочему разные герои затрагивают разные части каждой из локаций в ходе своего путешествия, а те же помещения, которые попадаются в каждой из кампаний будут использоваться по-разному, в зависимости от персонажа. На мой взгляд, этот момент очень хорошо продуман: игра не скатывается в отдельные истории на рандомных локациях, как в синглах последних Battlefield, но при этом различия в местах действия есть.

Графика, на мой тот же личный взгляд, выше всяких похвал. Игра очень стильно выглядит и имеет очень качественное освещение, что позволяет играть с удовольствием даже сейчас. Единственное, к чему, при желании, я мог бы придраться, это анимации, но и они не настолько плохи, особенно если вспомнить, что игре почти 10 лет уже. Лично для меня окупают все недостатки игры именно дизайн и фансервис.

Пафосные и красивые ролики, к сожалению есть только в двух кампаниях. Морпеха ими обделили

Под дизайном я подразумеваю как дизайн отдельно взятых героев, оружия, устройств, зданий и прочего, так и в целом дизайн и проработку мира вокруг игрока. Не возникает ни малейшего сомнения, что ты находишься именно во вселенной чужого и хищника. Другими словами, игра не просто не выглядит рандомным гей-фанфиком «на тему», а вполне комфортно воспринимается как канон и часть вселенной. Довольно тяжело объяснить конкретно, чем именно меня так привлекает здешний арт-дизайн, но я попробую. Джунгли не выглядят как рандомная земная растительность, а действительно похожи на другую планету, местами даже отдавая «Аватаром». И так работает каждая локация в игре.

Что же до фан-сервиса, о, его здесь навалом. Сюда впихнули всё, что можно только было найти во вселенной. Чужие-преторианцы и гибрид-чужехищник, космический корабль хищников, те десантные ласточки из фильма Кэмерона, вырывание позвоночников, убийство двойной челюстью, Королева чужих, улей, «Тварь уже внутри, убей меня», взрыв детонатора на руке Хищника — всё это в наличии и в большом количестве. Отдельную дозу этого приятного ощущения генерят локации «Пирамида» и «Руины», являющиеся древними постройками расы Хищников для охоты на чужих и богато усеянные различными орнаментами.
____________________________________________________________________________________

***

Как-то так получилось, что лично для меня игру с никакущим сюжетом и довольно спорным геймплеем полностью вытянула атмосфера и дизайн вселенной. Немного побуду Заки из нарезок Дениса Карамышева и сделаю утвердительную ремарку, что спорная игра оказалась спорной. По отдельности, каждый из элементов вызывает вопросы, однако всё вместе работает вполне складно и может доставить немало приятных эмоций, если вы втянитесь сразу же.

Одно я могу сказать точно, эта игра на любителя: кого-то заставит зевать и плеваться, у других же вызовет бурную радость. Как понять являетесь ли вы любителем, которому она зайдёт? Если вы фанат Чужого или Хищника, который спокойно относится к кроссоверу, или даже поощряет его, то эта игра без вопросов заслуживает вашего внимания, потому что, в отличие от тех же Aliens: Colonial Marines фан-сервис здесь сделан не ради фан-сервиса, а действительно вкраплён грамотно и с любовью. Если вы фанат серии, то данная игра — один из лучших представителей игровых адаптаций серии. Учитывая частоту выхода игр по ЧпХ, пропускать такого представителя просто грешно.

Если же вы первый раз слышите о данной франшизе, ну или, как минимум не интересовались ей, то игра явно не для вас. Это не монументальная AvP 2, которая в своё время могла выступать на равных с другими проектами в отрыве от привязки к вселенной. Rebellion не смогли сделать шедевр, который завлёк бы всех, но смогли сделать достойный проект для фанатов серии, что на мой взгляд уже заслуживает похвал.


Aliens vs. Predator (2010)

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | OnLive
Жанр
Дата выхода
16 февраля 2010
912
3.7
664 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

К слову об атмосфере и деталях в игре: только что обнаружил, что индикатор боеприпасов на импульсных винтовках сотоварищей меняются так же, в соответствии с количеством сделанных выстрелов. Мне кажется это лишнее подтверждение безумно тщательной проработки деталей и офигенской атмосферы.
Как страшно стареть D=
Каждый божий раз недооцениваешь как давно была игра с почему её назвали Ретро, а оказывается уже десятилетка за горами…
Ну, насколько я знаю, это всегда фича xD
Ретроперспектива

Это баг или фича?
Читай также