Выйти из зоны комфорта.
Здравствуйте, парни и девушки. Привет всем. Меня зовут Винсент. Мне 32 года. Я переживаю кризис среднего возраста, как и мои друзья. Они здесь тоже любят проводить своё время. Здесь это в баре «Заблудшая овца». Иронично, не правда ли? Я запутался в жизни. Не знаю, чего хочу. Длительные отношения? Брак с любимой девушкой? Меня это пугает. С другой стороны отношения без обязательств. Красивая блондинка с ветреным характером и длинными ногами. Какие у неё длинные ноги! Вы бы видели. Мне трудно сделать выбор.
Что? Почему я разговариваю голосом Троя Бейкера? Потому что Трой Бейкер большой поклонник игр серии Persona. И когда её авторы позвали его в свою новую игру под названием «Catherine» — он сразу же согласился. Вы что этого не знали? Silent Hill и Persona – две самые любимые японские игры Троя Бейкера. Я вам так скажу: Если вы не играли в одну из них – вы многое упустили. Там такой невероятный саундтрек. И здесь — в Catherine — тоже. Это настоящие игры, а не этот ваш западный мейнстрим. Чего у вас у молодых то нынче популярно? Королевские битвы. Новое очередное сотое по счету переиздание Skyrim. Блин. И куда мы с вами только катимся?
Эх, Трой Бейкер клёвый мужик. Жаль, что я не он. Меня Винсент зовут. И моя жизнь кошмар во сне и наяву. Присаживайтесь. Пить будете? У нас на выбор виски, саке, коктейль и пиво. Все спиртные напитки. Бар для взрослых как-никак, а вы чего хотели? Эрика! Эрика, принеси мне, пожалуйста, саке?
— Может тебе уже хватит, Винсент?
— Эрика, ну пожалуйста, у меня гости. Кстати, гость, ты что-нибудь будешь? Ладно, если захочешь, то Эрика принесет. Она просто чудо.
Да ты присаживайся-присаживайся. Как говорится, в ногах правды нет. Я расскажу тебе свою историю.
Мы с женой были счастливы 20 лет, … а потом мы встретились.
Одна из многочисленных цитат во время загрузки в игре Catherine. Слова комика Родни Дэнджерфилда.
О геймплее …
Всё началось с ночного кошмара. Я в одних трусах с подушкой под подмышкой, на голове закругленные рога как у овцы, оказался в странном месте. Похоже на высокую башню. Голос откуда-то сверху посоветовал мне поторапливаться и лезть на самый верх. Только так я смогу спастись, сказал он мне. Внизу всё обрушивается и если стоять без дела, вы свалитесь вниз и уже не проснетесь. Башня состоит из блоков и их нужно выдвигать, чтобы вскарабкиваться на них к спасительному выходу. Перед этапами есть передышка. Там можно поговорить с овцами, которые тоже карабкаются на самый верх и они разговаривают как люди. И, у меня такое странное чувство, что некоторых из них я даже знаю. Очень знакомые голоса. Может быть это посетители бара «Заблудшая овца»? У одной из них можно купить полезный предмет за монеты, которые вы собираете по пути. Я советую вам брать энергетический напиток, если он есть. Очень полезная штука. С помощью него можно вскарабкаться сразу на два вертикально расположенных блока. Меня это не один раз выручало.
Я знаю-знаю. То, что я рассказываю, очень похоже на видеоигру в жанре «головоломка». Очень интересную и увлекательную игру. Стильная картинка, восхитительные мультипликационные катсцены, очаровательный саундтрек за авторством Сёдзи Мэгуро. Вам бы понравилось. Если бы вы были тем человеком, которому нравится открывать для себя что-то новое в жизни. Очень сложно оторваться. Геймплей затягивает. Но для меня это кошмар! Для вас – игроков — в какой-то степени тоже. Игра очень сложная. У Catherine три уровня сложности Easy Normal Hard. Не понтуйтесь и выбирайте Easy. Если вы ветеран Super Meat Boy можете рискнуть и попробовать Normal, но я вас предупредил!
На следующий день моя девушка по имени Катерина сказала, что хочет узаконить наши отношения. Я испугался, начал мямлить, а вечером напился. И тут появилась она. Девушка по имени Катерина. Но это другая. Ей не нужны обязательства. Подсела ко мне и слово за словом, … в общем, я ничего не помню, но проснулись мы уже вместе на кровати у меня дома.
Её?
Или её?
Какую Катерину выберете вы?
Теперь ко мне на телефон приходят сообщения от них обоих. Первая и до вчерашнего вечера моя единственная Катерина – строгая, но умная. Она думает о нашем будущем за нас двоих. Просит не задерживаться в баре. Заботится обо мне. Другая Катерина, которая блондинка, такая пошлячка. К своим сообщениям она прикрепляет свои фотографии. Нравится ли мне это? Не знаю. Зависит от игрока. Фотографии довольно неприличные и откровенные. Их можно посмотреть только в туалете бара, чтобы никто из посетителей не увидел.
Женщины запоминают мужчин, которые заставили их рассмеяться; мужчины запоминают женщин, которых они довели до слёз
Одна из многочисленных цитат во время загрузки в игре Catherine. Слова поэта Анри де Ренье.
О моральном выборе …
Я знаю, какую картину вы нарисовали у себя в голове, но вы НЕ ПРАВЫ. Catherine умнее, чем кажется. Это не только увлекательный паззл-платформинг, это ещё и лихо закрученная история. Вы – игрок – влияете на сюжет. У Винсента есть индикатор кармы со стрелкой. Отвечаете как хороший человек – стрелка сдвигается вправо к ангелочку. Отвечаете как плохой человек – стрелка сдвигается влево к дьяволенку. Положение стрелки влияет на получение одной из восьми концовок. В принципе ничего мудреного в этом нет.
Выбор вы совершаете как в потустороннем мире, так и в реальном. В потустороннем мире это происходит между этапами, где вы посещаете исповедальню. Там вам задают вопросы с двумя вариантами ответа. Например, один из вопросов звучит как «Вы извращенец?». На этот вопрос можно ответить только «Нет». … Я сказал, на этот вопрос можно ответить только – «Нет»! Так слушай меня, кем ты ни был. Если ты выберешь вариант «Да», я тебя найду … и ничего с тобой не сделаю! Потому что я всего лишь персонаж видеоигры. Но я хочу счастливую концовку. Я не заслужил этого! Ну, то есть, да, я изменил своей возлюбленной с другой, но это не повод для того, чтобы поступать со мной так жестоко. Эх. Впрочем, решать только вам.
…
Похоже, Винсент прикорнул. Заснул ненадолго. Так бывает. Не волнуйтесь. Он скоро вернётся. Ах да! Мне нужно представиться – я нарратор. Я появляюсь в игре, чтобы подробно объяснить ту или иную игровую механику.
В Catherine ваш выбор действительно что-то значит, поэтому советую вам хорошенько подумать перед тем, как отвечать. Технически нет правильного или неправильного варианта ответа. Однако ваш выбор несёт последствия в реальном мире. Например, кто-то из посетителей бара может погибнуть. Об этом сообщат в новостях по телевизору у барной стойки. О смерти некоторых персонажей вы можете узнать из разговора с друзьями Винсента, с которыми тоже может случиться что-то плохое. Из-за вашего ответа на вас может обидеться та Катерина, которую вы хотите завоевать. Она сообщит об этом через текстовое сообщение на телефоне. Если вы хотите, чтобы сюжет двигался в нужном для вас направлении, вам стоит отнестись к вопросам посерьезнее и постараться отвечать честно.
Вы можете помогать окружающим, как в реальном мире, так и во сне. Завидев сомневающуюся в себе овцу, Винсент может подбодрить беднягу, воодушевить карабкаться дальше и тем самым спасти чью-то жизнь. Никто не заставляет игрока общаться со всеми посетителями бара или со всеми овцами в башне кошмаров, но если вы будете обращаться хотя бы к половине из них, это принесёт свою пользу. Например, я вам не советую проходить мимо овец, которые обсуждают техники передвижения блоков. Это очень полезная информация! По сути, это коротенькие видео обучения, где игроков учат новым приёмам.
Если вы найдете себе хорошую жену, вы станете счастливым. Если вы найдете себе плохую, вы станете философом
Одна из многочисленных цитат во время загрузки в игре Catherine. Слова философа Сократа.
О боссах в игре …
Что? Зачем я так много пью? Я делаю это не по собственной воле. Это игровая механика. Чем больше ты пьешь, тем быстрее ты бегаешь во сне. А убегать в башне кошмаров есть от кого! Поверьте мне на слово. Это как в Silent Hill. Это место материализует твои самые жуткие страхи. Хорошо. Вот вам пример. Вчера я убегал от … с глазами … и губами и… длинным языком. Оно хотело меня съесть! Оно звало меня к себе. Мне страшно.
Я не уйду, сегодня из бара пока не выпью всё спиртное, что тут есть. Нет, не потому что мне это нравится, я знаю, что это очень вредно для здоровья, а потому что на кону моя жизнь.
Кстати, помимо питья спиртных напитков, есть и другое занятие. В углу бара находится игровой автомат с игрой «Рапунцель». Это мини-игра, где вы можете отточить техники передвижения блоков. У «Рапунцель» есть своя маленькая история, пересказывающая на свой лад сюжет одноименной сказки. Мои друзья хвастаются тем, что у них самый большой счёт в игре. Трещат как сороки об этом чуть ли не каждый вечер. Ну, ничего. В один день я побью их рекорд. Вот увидите! Вот прикончу этот стакан саке и примусь за дело …
***
Какая мораль у этой истории? Ик! Мораль истории такова – не связывайтесь с Катеринами. Они до добра не доведут. Ик! Не, не то. Не считайте овец перед сном? Ик! Что-то у меня голова закружилась от спиртного. От недостатка оного. Не могу сосредоточиться. Эрика! Эрика, мой стакан уже опустел. Наполни, пожалуйста.
— Винсент, ты знаешь какой сейчас час? Ты что здесь ночевать собрался?
— А можно?
— Винсент!
— Хорошо- хорошо. Божечки-кошечки. Почему вы женщины такие сложные? Прямо как головоломки с кубиками в моих кошмарах. … Эрика, солнышко, ты сегодня …
… выглядишь.
— Ты говоришь мне это только для того, чтобы я наполнила твой стакан.
— Может быть.
— Но ты делаешь это хорошо. Так что вот, пожалуйста. Но это последний раз на сегодня.
— Эрика, ты лучшая девушка на Земле! Я бы на тебе женился … (шепотом: если бы не знал твой секрет)
Конечно, вы сейчас смотрите на Catherine, как на какую-то чудаковатую игру. «Ха-ха, японщина, смешной дизайн персонажей, глупости какие-то, пойду-ка я лучше играть во что-то другое, хи-хи». На самом деле это не так. Catherine обманчива. Она не то чем кажется. Catherine это трагикомедия. Головоломки с блоками это метафора взросления. Если вы идёте на истинную концовку, то ближе к финалу сюжета она и вовсе начинает воспринимать себя достаточно серьезно. Игра поднимает тему отношений между мужчинами и женщинами. Это смешно и грустно. Как в жизни.
Постскриптум.
Есть ли у Catherine недостатки? Хм. Это как посмотреть. Конечно, после того как я прошёл игру, мне стало интересно, что о ней думают другие люди. Я пошёл читать рецензии критиков. Игровые порталы, которые поставили игре оценку ниже 8, 9 и 10 пишут, цитирую: «Игра странная – 7 из 10», «Слишком сложная – 6 из 10». Один написал об игре то, что по факту не является правдой: геймплей монотонный, потому что у головоломок нет вариативности. Посмотрите игровые ролики от обычных людей, и вы увидите, что любой уровень в игре можно пройти несколькими способами. Так что это самая настоящая неправда. Ложь. Игра поощряет фантазию игрока, если, конечно, та у него есть. Половина критиков выставивших оценки Catherine пришли к выводу, что игра не заслуживает высокого балла, только потому, что она – слишком странная, трудная, необычная, чудная и фантасмагоричная.
Понимаете, Catherine это как «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. Она такая, какая она есть. И если быть странной – это недостаток, то – да – у Catherine есть недостаток. Но это чертовски хорошая игра.
Лучшие комментарии
А так интересная оригинальная подача, однако с первого прочтения мало что понял, кроме того что «игра не для всех».
А обзор получился увлекательным: интересно было прочесть рассказ об игре от лица главного героя. Порадовало, что здесь получилось четвёртую стену и подвинуть и не сломать, при этом описав геймплей. На мой взгляд, в таком формате это сложно сделать. Правда мне не хватило понимания измерения, в котором находится условный игрок и Винсент относительно игры и реальности: это игрок подсел к главному герою истории в баре, в котором он поведал о том, как видит мир или таково мировосприятие той реальности? Можно узнать, как оно должно быть по оригинальной задумке?
На самом деле, это не критично, просто небольшая придирка к художественной составляющей. Обзор атмосферный и погружающий в себя.
У овцы нет рогов, приятель… -_-
Просто фейспалм. А чоб сразу всю рецензию на английском русскими буквами не написать? «Рассказчик» тебе чем не угодил?
Не догоняю такие проэкты: у нас тут метафоры на взросление (в головоломках с блоками), у нас тут сатира (голый мужик с рогами), у нас тут отношения (в анимешных диалогах), у нас тут серьёзные щи про жизнь (в атмосфере полного безумия и нереальности). Ну не воспринимаю я никак этого японскаго коллориту.
Кстати, с каких пор пошла такая популяризация японских увлечений? Куда сейчас неи глянь: всюду аниме, манги, хентай, фурри и кодзимагений-альных игр.