Адвокат дьявола
Вот они идут. Головы опущены, на рукаве пришито позорное «проходняк», а в спину летят комья лошадиных экскрементов. Есть игры, которые действительно заслуживают Нюрнбергского процесса, вроде Mass Eeffect Andromeda или MGS Survive, но очень часто праведный христианский гнев обрушивается на головы вполне достойных проектов, которые попали в немилость из-за технических проблем на старте (которых через месяц уже не будет), неправильного позиционирования, предвзятого отношения к разработчику или просто из-за того, что вышли не в то время.
Именно этим бедолагам я хочу посвятить эту рубрику — оплеванным, записанным во враги народа играм, которые сегодня не пинает только ленивый. Взлетит ли она или нет, зависит от моего уровня графомании и от того, насколько эта тема вообще будет интересна людям. Поехали.
Подсудимый: Assassins Creed Unity
Обвинитель: Stopgame.ru, общественное мнение
Адвокат: RoyalCheese
21 марта 2014 года Assassins Creed Unity, покачивая бедрами, кошачьей походкой изящно выплыла на подиум в дизайнерском красном платье и тут же подскользнулась на банановой кожуре, навсегда обеспечив себе славу одного из самых неудачных релизов в истории игровой индустрии.
В игре было плохо все. Тонна багов (впрочем, надо признать, довольно забавных), фризы, вылеты, неработающие сервера, злокачественные метастазы в виде доната и раковых приложений компаньонов… Вероятно, именно этот букет венерических заболеваний современного геймдева и определил в итоге вердикт общественного мнения, потому что в Unity действительно невозможно было играть на старте.
Но мы говорим об итоговой версии игры. Уже через год после релиза из Unity были убраны все технические огрехи. Лично я не встретил ни одного бага или просадки FPS, хотя прошел игру дважды. Более того, Unity сегодня работает гораздо стабильнее, чем вышедший годом позже Syndicate, к технической стороне которого ни у кого вопросов не было в принципе. Хотя викторианские ассасины имеют гораздо более высокие системные требования при худшей графике и умудряются вылетать даже на PS4.
Сюжет
Главным объектом критики, если закрыть глаза на неудачный старт, в большинстве обзоров является сюжет. Мол, история скучная, французская революция проходит на фоне, а Арно — унылый клон Эцио. Что ж, давайте разбираться.
Я готов признать, что история Единства действительно не является выдающейся в сценарном плане, однако делает ли это ее плохой? Сюжет всеми любимой Black Flag можно пересказать в двух предложениях, а сюжет всеми любимого Origin — в одном, однако никто не обвиняет истории Эдварда Кенуэя и Байека из Сивы в том, что они получились простыми.
Assassins Creed Unity же с головой окунает нас в мир интриг, заговоров и предательств, что весьма соответствует духу той эпохи. По сути, речь идет об историческом детективе. Если в Assassins Creed 2 мы с самого начала знали людей, которые стояли за убийством семьи Аудиторе, то здесь игроку предлагается, как Энжену Видоку, постепенно расследовать дело и самостоятельно выходить на главного злодея. Интриги добавляет тот факт, что противником Арно выступают не набившие уже оскомину тамплиеры, а некая третья сторона, о которой до поры не было ничего известно.
Впервые в серии нам показали, что тамплиеры и ассасины могут хотя бы иногда вытаскивать головы из задниц и заключать друг с другом союзы, когда становится очевидным, что их извечная война грозит крахом всей европейской цивилизации. И нам также показали, к чему такие союзы в конечном итоге приводят.
«Ромеоджульетовская» часть игры, которую многие игроки и игровые издания вечно ругают, действительно оказалась плохо раскрытой, но сам факт ее присутствия добавляет истории глубины и делает все происходящее более интересным.
Критика «унылого» Арно тоже выглядит по меньшей мере странной. Перед нами живой персонаж, который реагирует на события вокруг, как обычный человек. Он ведет себя как влюбленный мальчишка, когда рядом Элиза, и напивается до беспамятства, когда его вышвыривают из Ордена. Зато при этом Арно обладает отличным чувством юмора и способен разрядить обстановку одной брошенной невзначай фразой.
«Будь мир справедлив, я бы согласился, но тут такое дело… Это Франция», — говорит герой, объясняя, зачем он спер часы, которые только что проиграл в карты, и это прекрасно.
Геймплей
Максим Кулаков в своем обзоре на Unity беспощадно стучал судейским молоточком по столу и кричал «виновен» по любому удобному случаю. Однако так ли это на самом деле? Да, из игры пропала возможность использовать дружественные фракции (воры, куртизанки, наемники), кататься на лошадях и — о, боги! — гладить уличных собак. Но давайте честно признаемся, серия Assassins Creed к третьей части обросла таким количеством неработающих и излишних геймплейных механик, что переосмысление геймплейного процесса было просто необходимо.
Убрали лошадей? Зачем они нужны, когда Париж устроен так, что его можно полностью пересечь, вообще не спускаясь на землю? Нельзя прятать тела? Какая разница, если уже через несколько секунд вы будете где-нибудь на крыше или на другом этаже здания? Единственные вырезанные механики, которых действительно не хватает — это возможность свистом подманивать противника и уворачиваться от выстрела. Вот это действительно игре бы не помешало. В остальном же я не вижу никаких проблем.
Более того, Кулаков ответственно заявляет, что авторы, резво пройдясь по серии ножницами, не привнесли в нее ничего нового, но это ведь неправда. Появился огромный и великолепный Париж в масштабе 1:1, где есть множество улочек, подворотен и сквозных проходов через здания. Пожалуй, лучший город в серии после Венеции.
Появилась обновленная и очень удобная система паркура, которая позволяет спускаться со зданий с помощью фрирана, а не сигать мордой о мостовую. Появились квесты, где тебе нужно распутывать детективное дело, а не сражаться с противниками. Появились мультиплеерные миссии, которые связаны друг с другом и очень классно рассказывают мини-истории, построенные вокруг реальных исторических событий и личностей.
Появилась классная система уникальных убийств, которая превращает Assassins Creed в эдакое подобие хитмана. Появилась полноценная кастомизация, которая действительно отражается на геймплее. В металлической кирасе вам будет легче в бою, но при этом сложно скрываться. При этом обычные тканевые накидки не шумят, когда надо проскользнуть незаметно, но и не дают никакой защиты.
Появился нормальный стелс с возможностью прятаться за укрытиями. Появилась, наконец, нормальная боевая система.
Если в предыдущих частях можно было вырезать противников целыми гарнизонами, то теперь сражение даже с двумя врагами бросает вызов игроку. Нужно вовремя блокировать атаки, вовремя уворачиваться, вовремя использовать специальные способности, вроде усиленной атаки. Нужно понимать, когда лучше вступать в бой, а когда лучше отступить. Нужно понимать, каких противников следует убить в первую очередь, а каких лучше оставить на потом. Нужна внимательность и сноровка. И все это дарит незабываемые ощущения, потому что такого в серии прежде никогда не было.
Отметим также, что оружие в игре действительно отличается друг от друга не только анимацией, но и характеристиками. Древковое оружие позволяет держать дистанцию, топоры — мощные, но медленные, сабли — быстрые, но слабые, ружья позволяют палить через полкарты, но сражаться ими в ближнем бою неудобно. Каждый выбирает то, что больше подходит его стилю игры.
Отдельно хочется упомянуть великолепную музыку, которая всегда была сильным местом Ubisoft. Великолепная главная тема игры прекрасно передает атмосферу игры — тревожность, пафос, красоту и величие Парижа.
Assassins Creed Unity далеко не идеальная игра, но она явно не заслуживает того потока критики, который обрушился на нее после выхода. Вопреки постоянным обвинениям в конвейерности, авторы пошли на смелый шаг, решив вернуть серию к корням, где выслеживание и убийство цели были ядром геймплея. И его не засорял ворох необязательных активностей, вроде охоты, игры в шашки, плавания по морям, собирания всего, что только можно собрать и прочей деятельности, никак не связанной с ассасинством.
Увы, урбанистический ассасин не зашел широкой аудитории, и на передний план вновь вышли игры, где нам предлагается покорять бескрайние пространства пустынь, морей и фронтиров. Где на первый план выходит исследование мира, а работа ассасина становится чем-то рудиментарным. А жаль.