23 ноября 2018 23.11.18 15 9052

Tales of the tales — История серии Tales of — #1 Tales of Phantasia

+64

В поисках интересных, но не слишком известных игр, я наткнулся на таковые из популярной серии Tales. Их было достаточно для того, чтобы я решил не просто рассказать о них, а сделать для себя некий челлендж. Почему бы не написать историю создания серии Tales от первой до последней, к тому же там всего 31 игра и 16 из них основные номерные серии? Почти как Финалка, только без обещаний каждые пол года сделать её историю серии. Для тех, кто каким-то образом не знаком с Tales, это легендарная серия jrpg, начавшая свой путь с SNES приставки и дожившая до наших дней. Каждая её часть обычно является самостоятельной историей в новом мире и никак не связана с предыдущей. По сути это основной и главный конкурент Final Fantasy от компании Namco, который в отличие от детища Square Enix даже и не думает скатываться.

 

Опенинг на PSX. Забавный факт: песня называется «The Dream Will Not End», а в Final Fantasy X есть композиция с названием «Someday the dream will end».

Итак, наша история начинается с компании Nihon Telenet, разработчика и издателя игр, который выпускал всякую посредственность на домашние компьютеры с 1983 года. Рассказать о них особо нечего, кроме того, что они прикрывались различными брендами, названия которых наверняка никому ничего не скажет, но заслуга компании в первую очередь в том, что они решили создать новую команду разработчиков, которая назвалась Wolf Team. Эти ребята, недолго думая, тут же начали жечь и через несколько месяцев выкатили игру Valis, платформер про школьницу со сверхспособностями, которая борется со злом. Ох уж это время школьниц, матросок и зла. Игра была принята тепло и разродилась ещё тремя продолжениями от этой студии и одним с хентайчиком от Eants. Такой успех взбодрил команду и они потребовали больше независимости от Telenet, который не стал возражать и вскоре посыпались новые игры в том числе и для консолей SEGA, самыми известными среди которых можно назвать серии Zan и Arcus. И всё бы шло хорошо, но Telenet решило объединить команды Wolf Team и другую свою дочернюю компанию LaserSoft, что вылилось в реструктуризацию и недовольства, в результате чего глава Wolf Team Masahiro Akishino ушёл, прихватив с собой несколько человек. Судьба их туманна и неинтересна, зато в Wolf Team наше внимание может привлечь молодой программист Yoshiharu Gotanda, в свободное время он писал роман Tale Phantasia о событиях, которые рассказываются с трёх точек зрения, от трёх разных персонажей о злодее Даосе. Он как-то поделился с коллегами своим увлечением и те с энтузиазмом предложили ему перенести его творчество на игровые рельсы SNES, на что программист согласился.

Yoshiharu Gotanda, отец трёх легендарных jrpg серий.
Yoshiharu Gotanda, отец трёх легендарных jrpg серий.

Wolf Team начало искать внешнего крупного издателя, которым выступил Namco, и вроде бы всё прекрасно и можно приступать к jrpg мечты, но у всего хорошего есть своя плата. Namco стал вмешиваться в производство игры, навязывать своё видение, была вырезана куча контента в том числе и три ветви повествования, осталась только та, что за Кресса. Это в свою очередь подняло волну недовольства разработчиков и закончилось тем, что Yoshiharu Gotanda ушёл из компании и основал tri-Ace куда начали стекаться все недовольные политикой Namco. В отличие от прочих изгоев tri-Ace не сгинула, а наоборот, принялась усиленно выдавать хиты вроде Star Ocean, Valkyrie Profile и даже засветилась в создании Final Fantasy XIII-2, но это история для совершенно другого блога. Нас же интересует, что там случилось с Wolf Team и их проектом. А там спешно набрали новых сотрудников и закончили разработку игры. Шёл конец 1995 года, на игровой рынок вышла Tales of Phantasia, которая стала одной из революционных игр того времени и началом для известной игровой серии.

Оригинальная обложка Tales of Phantasia. Интересно, что у коня на обложке восемь ног, хотя в игре и роликах на PSX их четыре.
Оригинальная обложка Tales of Phantasia. Интересно, что у коня на обложке восемь ног, хотя в игре и роликах на PSX их четыре.

Когда вышла Tales of Phantasia на SNES, это был настоящий бум, Crysis того времени. Она первой использовала 48-мегабитный картридж и битком забила его новшествами. Во-первых, графика по тем временам для jrpg очень даже ничего, в игре присутствуют отражения в воде, причём не статические, а честно (ну или почти честно) взаимодействующие с окружением. Персонаж может пробежаться по луже и его будет видно в ней вполне чётко и в динамике, есть прикольные загадки, связанные с отражениями да и по сюжету игра не раз блеснёт этим. Тени здесь не просто серые пятна, они старательно повторяют очертания предмета и накрываются на модельки героев, когда те пробегают под каким-нибудь деревом. Выглядит это всё довольно неплохо, особенно, когда поиграл в другие jrpg на SNES и знаешь чего ожидать от консоли. Во-вторых, в игре есть частичная озвучка, кастуя какой-нибудь фаербол, герой с пафосом крикнет его название, а помимо стандартной фоновой музыки, к которой приложили свои руки композиторы Motoi Sakuraba и Shinji Tamura, можно услышать даже вокал. Песня была исполнена Yukari Yoshida и называется «The Dream Will Never Die», её я ниже выложу для ознакомления. Таким счастьем ни одна из Final Fantasy на SNES не могла похвастаться и это был определённо успех. Его закрепили сюжет, персонажи и геймплей, о коих мы сейчас и упомянем более подробно.

 
Чёткие отражения в воде в то время казалось чем-то крутым и навороченным.
Чёткие отражения в воде в то время казалось чем-то крутым и навороченным.

Я бы мог написать, что вся история основана на скандинавской мифологии, как обычно говорят об игре, но это было бы сильным преувеличением. Дело в том, что собственно о богах мы узнаем где-то во второй половине игры. Мало того, что их там всего три, так они особо не влияют на атмосферу, так что от скандинавской мифологии нам достаются их имена, миниверсия Иггдрасиля и одна Валькирия с грустной конягой, которая появляется в паре сцен. Начинается Фантазия с бодренького махача, где некая четвёрка героев побеждает своего противника и тот переноситься через время и пространство, попадая прямо в ловушку, устроенную четвёркой других героев, которые запечатывают того в гробнице. К сожалению, ни за кого тут нам не дадут поиграть, поэтому мы смиренно смотрим и ничего не понимаем, смысл сего действа до нас дойдёт разве что к середине игры. А пока нас знакомят с главным героем, его семьёй, другом Честером и кабанчиком, на которого мы идём охотиться. Во время охоты звонит тревожный колокол из деревни и наши бравые охотники несутся обратно, но, увы, поздно. Враги сожгли родную хату, убили родителей Кресса и младшую сестру Честера. И хотя завязка уже была клише во времена SNES, тем не менее правильно подобранная музыка и хорошо поставленный ролик может пробить на слезу. По ходу сюжета дабы отомстить негодяю, который это сделал, нам придётся путешествовать как в пространстве, так и во времени, это конечно не Chrono Triger, в прошлое и будущее можно попасть только по сюжету, но зато никуда не девается возможность посетить старые места и узнать как дела у его обитателей лет эдак через пятьдесят. История получилась неплохой, её нельзя назвать шедевром, прям 10 из 10, но никакого раздражения ты не чувствуешь. Главный злодей – парень неоднозначный и, понимая причины его поведения, начинаешь ему сочувствовать. Правда рассказывают об этом только в конце, а до этого нам придётся только подозревать.

Пол игры ты даже не подозреваешь, что у тут скандинавская мифология, пока не повстречаешь валькирию, точнее пока она не скажет, что она валькирия.
Пол игры ты даже не подозреваешь, что у тут скандинавская мифология, пока не повстречаешь валькирию, точнее пока она не скажет, что она валькирия.

Но всё-таки вишенка на торте – главные герои, в SNES версии их всего пятеро: мечник Кресс Элбейн, хилер Минт Аденейд и лучник Честер Бёрклайд – герои настоящего, магичка Арчи Клейн и призыватель Кларт Ф. Лестер – герои прошлого, в PSX добавили ещё куноити Фудзибаяти Судзу, а в PSP-версии – мечницу Рондолин Е. Эффенберг. Главные герои Кресс и Минт – это такие стандартные рыцарь с мечом и хилер не только по профессии, но и по характеру, при этом сама игра не забывает стебаться по этому поводу. В PSX версии, например, когда герои увидели девушку в беде они начали подтрунивать над Крессом: «давай рыцарь в сияющих доспехах, твой выход», «покажи свои геройские штучки», — а когда начался бой они дали ему возможность в одиночку спасти девушку. Ну как дали, они просто его кинули и стояли в сторонке пока он разбирался с проблемой. Кларт – самый старший из участников (ему 29 лет), любит прибухнуть, самовлюблён и подтрунивает над Крессом, спрашивая кто ему больше нравится, Минт или Арчи, чем вводит 17-летнего паренька краску. Но самым большим лулзогенератором здесь выступает Арчи, разработчики при её создании явно вдохновлялись Лолитой Набокова и похоже пошли дальше положенного. Она любит применять уменьшительно-ласкательные слова, пристаёт к взрослым мужикам с неоднозначными предложениями, попадает в забавные ситуации, а сцена в каюте корабля мягко говоря меня удивила. Пока корабль шёл из одного города в другой, герои решили расслабиться в баре, как примерные юные подростки Кресс и Минт сидели за столом и просто смотрели как Кларс вместе с только что познакомившийся девушкой бухают по-чёрному и с беспокойством на Арчи, которая делала то же самое, но в одиночку (а ведь ей тоже 17 лет). В итоге они ушли спать, Арчи в салате, если бы он был, а Кларс продолжает веселье до тех пор, пока Арчи не начинает стонать сквозь сон с фразами «не трогай меня там Кресс», «какой же ты шалунишка Кресс», чем приводит в крайнюю степень офигивания окружающих. Таких ситуаций в игре куча, и разработчики не брезгуют ломать не только устоявшиеся правила, но и четвёртую стену. В одном из замков сидят два NPC, один из них говорит, что фоновую музыку в замке пора бы уже сменить, а другой утверждает, что она вполне себе ничего. Ещё одна прикольная ситуация, при активации одной из ловушек в героя попадает сзади дротик и он падает как при смерти, однако вместо ожидаемого конца игры, Кресс встаёт трёт себя чуть по ниже спины и выдаёт «Game over my ass». В версии для PSX есть возможность поговорить на карте мира и обсудить куда двигаться и даже там вспыхивают весёлые моменты и перепалки.

Заскучать тут явно не дадут в том числе и благодаря геймплею. Монстры в Tales of Phantasia не видны и нападают по всем законам жанра, после определённого количества пройденных шагов, но вот боёвка отличается от виденного в прошлом кардинально. Называется она Linear Motion Battle System или коротко LMBS. Бои происходят на плоской поверхности в режиме реального времени и приостанавливаются только во время выбора заклинания/итемов/приказов, либо во время каста заклинаний. Главный герой подбегает к врагу, наносит ему урон или проводит серию ударов и убегает на своё первоначальное место. При этом по полю свободно можно перемещаться как своими персонажами, так и врагу, можно зажать противника в углу боевой арены и запинать ногами, можно стоять в сторонке и постреливать заклинаниями. Напрямую дают управлять только Крессом и придётся часто пользоваться котелком перед атакой, в зависимости от типа урона (он может быть колющим или рубящим и у каждого оружия эти параметры разные) атаки могут наносить разный урон, а особые техники не только подчиняются тому же закону, но и зависят от того как далеко находится противник. В любой момент есть возможность остановить время и выбрать тактику для своих напарников, приказать им запустить фаербол или использовать предмет. С тактикой тут вообще надо быть осторожнее, потому как эта основа основ, от того какое вы зададите поведение своим болванчикам по тем лекалам они и будут действовать, так что не удивляйтесь, что в ответственный момент хилер не отхилит просто потому, что у него задача кидать сапортящие заклинания. Помимо экшона игра выгодно отличается от своих конкурентов наличием всяческих загадок и головоломок, по крайней мере для тех, кто их любит. Она буквально напичкана ими и пройти всю игру без использования гайдов – это настоящий вызов. И не столько потому, что они сложные, сколько из-за неочевидности решений некоторых из них. Но невыполнимыми их назвать сложно, рано или поздно вы додумаетесь до разгадки. К тому же игра постоянно ставит игрока в нестандартные ситуации, например, будет такой момент, когда все монстры на карте будут видимыми и вам придётся на время, лавируя между ними, добраться до босса или бой в воздухе на пегасе, где совершенно другие правила.

Хотя Tales of Phantasia вышла на старушке SNES, сегодня можно ознакомиться с её ремейками на PSX, GBA и PSP. Перенеся игру на плойку, разработчики полностью перелопатили боевую систему, исправив кучу недоделок, слепых зон и ненужных заклинаний, не забыв добавить свои косяки. Тем не менее играется всё же лучше и комфортнее чем на SNES, к тому же нам дают дополнительного персонажа и море всякого филлерного и фансервисного с горячими источниками, ниндзями и прочим японским стандартом. Не удивлюсь, если в Японии есть специальный ГОСТ с обязательным списком фансервиса, нарушение которого ведёт к самым ужасным пыткам. Ну и конечно игру сделали красивее, добавили анимационных роликов, энциклопедию монстров (Собери их всех!) и бесполезные титулы. Исправили готовку, если раньше её как таковой не было, можно было просто загружать еду в некий рюкзак и она автоматом пополняла хп персонажей, когда они двигались, то теперь есть полноценные рецепты с особыми свойствами, которые дают повара по всему миру. Для любителей помериться есть счётчик комбо, чем больше последовательных ударов получилось сделать тем выше его показатель и тем больше бонусного опыта за него в конце боя дадут. У меня получилось набить 31, вот вам первая планка, к которой можно стремиться.

Парни обсуждают девушек и Кларс пытается узнать мнение Кресса, но в глубине души он уже нашёл ту самую, хотя всячески пытается от этого откреститься.
Парни обсуждают девушек и Кларс пытается узнать мнение Кресса, но в глубине души он уже нашёл ту самую, хотя всячески пытается от этого откреститься.

В версии для PSP полностью озвучили персонажей, добавили ещё больше контента и плюшек и это была бы наверное лучшая возможность ознакомиться с данным продуктом тем, кто любит посовременнее. Но есть ещё один ремейк и тоже на PSP, который шёл в нагрузку с Tales of Phantasia: Narikiri Dungeon X, который в свою очередь был ремейком Tales of Phantasia: Narikiri Dungeon на GBA, который был спин-оффом оригинальной Tales of Phantasia, и называется он Tales of Phantasia Х. О да детка, скоро мы окунёмся в этот омут спинофов и ремейков! Он уже использует улучшенную версию боевой системы Cross Arts Aerial Linear Motion Battle System, а бои происходят раза в два активнее, да и выглядит это красивее предыдущих игр. Есть ещё версия для вездесущей IOS, но ввиду безблагодатности всего мобильного рынка и жадности Namco отзывы о ней находятся где-то между «спалить всё очищающим пламенем во имя Императора» до «ненависть, ненависть, ненависть!» и достойно отдельного блога о всех человеческих грехах. Также я не трогал GBA версию, но исключительно по причине того, что это самый слабый ремейк и ничего особенного о нём и не напишешь, кроме разве что неудобного управления.

Оригинальный арт от разработчиков
Оригинальный арт от разработчиков

Ну что же, вот мы подобрались и к недостаткам и они тут тоже есть. В первую очередь хочется отметить остановку времени, когда идёт анимация заклинания от Арчи или Кларса. Ты уже в предвкушении набить крутую комбуху, но в самый ответственный момент всё замирает и тебе приходится ждать, когда магия пройдёт, можно просто не успеть вовремя нажать кнопку после и всё. Есть также слепые зоны, бесполезные стрелы Честера, который просто мажет по врагам, многие бесполезные заклинания. Дыры в сюжете, когда герои рассуждают о том, что без магии и магов Даоса не победить, но при этом главный герой мечник и человек, который по лору не может использовать магию (как и все люди), но при этом фигачит ею направо и налево с помощью своих техник. Бич всех jrpg тех времён, продвижение по сюжету требует от игрока неких неочевидных действий без каких-либо подсказок, например, найти нужное существо, но как и где его найти тебе не скажут, так что перед тобой открывается удивительный мир затыкивания всего, что можно затыкать в надежде, что это поможет. Признаюсь честно, я всегда стараюсь пройти игру без гайдов, но в этот раз меня победил Единорог, мне вдруг стало так жалко своё время, что пришлось подглядеть и…я не ошибся с выбором, судя по тому, как его надо искать. Все эти недостатки касаются оригинальной игры на SNES и в ремейках эти неудобства так или иначе решаются, так что если вы играете на PSX или PSP, большинство проблем даже не заметите.

После выхода игры, она была тепло принята игроками и критиками, и хотя продажи были совсем уж скромными (212 000 копий), последующие ремейки наверстали упущенное и в общей сложности было продано примерно полтора миллиона. Сейчас это мастхэв классика для любителя старых jrpg в момент их расцвета на SNES и стоит рядом с такими титанами как Final Fantasy, Star Ocean, Chrono Triger, Dragon Quest. Такой бодрый старт дал зелёный свет в большой мир PlayStation, которая уже набирала обороты и давала широкие возможности разработчикам. Смогут ли Wolf Team удержать планку качества в своей следующей игре, как сложатся их взаимоотношения с Namco и сколько ремейков следующей части будет выпущено узнаем в очередной Tales of the Tales, а пока я прощаюсь с вами и надеюсь, что эта статья была вам полезной.

По поводу переводов с японского, все ремейки, благодаря товарищам из Dejap и Absolute Zero, дружат с английским языком.

И в конце позитиватор Tales of Puppet, за который отдельное спасибо CamelieMimika и паблику в VK, для которого это видео было переведено, а также клёвому кенту KORS, который познакомил меня с этим шедевром.

 


Лучшие комментарии

Вышел патч на статью v1.1 c добавлением позитиватора Tales of Puppet :D
Великолепный блог, один из интереснейших за последнюю неделю уж точно. Продолжайте в том же духе)
Годнота подъехала! Буду теперь с нетерпением ждать следующих частей! Держи плюсик в карму, хоть как-то отблагодарю!
Давненько думал ознакомиться с серией с самого начала, а тут и повод появился. Правда я этот повод отложил в избранное уже черт знает когда, но тем не менее почитал не без удовольствия. Я на самом деле всегда боюсь трогать старые JRPG, но тут вроде с ремейками получается адекватно. Так что на заметочку взял, пора расчехлять эмуляторы.
Сказания в массы!
Поддерживаю Дениса. Надеюсь продолжение истории серии, будет таким-же интересным.

Я специально зашёл на японскую вики и там написано 17 лет. И вся пошлятина была ещё в оригинале, переводчики только усилили её от намёков до прямого монолога. Хотя я и признаю, что Dejap сильно изменили текст.

Да, но если не ошибаюсь, она не закончена и с середины игры вместо диалогов непонятные символы.

2023 год — Четкое отражение в воде все ещё достижение, только rtx позволяет. Даже больше в зеркалах это уже достижение

Кстати, а русификацию имеет только SNES версия игры?

В японском оригинале Арше во-первый 415 лет (она, есичо, эльф), а во-торых она всего того бреда, который ей навязал переводчик, не говорит. Более того, ВСЯ пошлятина в сюжете — от команды dejap.zsnes.com =\

Если есть желание читать английский текст, прошу ознакомиться

Блин, жалко. Знаю что на многие другие игры серии есть нормальный перевод, а последние так вообще на русском выходили официально, думал буду нормально знакомится с серией, а придётся страдать с англом.
Читай также