Хидео Кодзима и Конами. Некогда великий гейм-дизайнер (а для большинства до сих пор такой) и некогда великая видеоигровая компания. Когда-то они ассоциировались у геймеров лишь с высококачественными продуктами, сейчас же когда мы называем их вместе, то в первую очередь вспоминается их расставание, которое до сих пор окутано завесой тайны. Что же именно произошло, какой разлад случился у этих двоих. Почему они расстались и за что конами заслужила генитальную любовь от половины населения земного шара?
Что ж, давайте попробуем пристально присмотреться и разобраться в этом противостоянии Великого Гейм-дизайнера и Великого продавца игр.
Великое противостояние
В левом углу ринга у нас есть Хидео Кодзима, человек культовый и уже вошедший в аналы игровой индустрии автор, создавший игры, в свое время потрясавшие умы геймеров и с каждым своим творением ставящий новую планку качества, как в повествовании и дизайне, так и в игровом процессе. Продиджи от индустрии видеоигр, давно заслуженный народный гений и просто нестареющий бурят.
Его имя на обложке игр всегда являлось гарантом качества и в то же время одной из крутых фишек этих игр. Даже эти его крутые, ставшие иконическими, очки, что он носит, являются его собственным брэндом. Его имя непременно ассоциируется с его играми, а его игры ассоциируются с его именем.
Свой статус он, на мой взгляд, заслужил своим послужным списком, что начинается ещё аж с 1987 года, когда молодой, но уже очень амбициозный дизайнер, мало понимающий в програмировании, устроился на работу в совсем ещё молодую компанию Конами, и начал разрабатывать для неё свои первые видеоигры. И это ведь было время, когда многие компании даже не давали разработчикам вставлять свои настоящие имена в титрах…хооотя возможно, многие из них просто сами стеснялись и писали свои никнэймы и псевдонимы. Но вот Кодзима сразу заявлял о себе как о человеке режиссере своих игр.
Так или иначе, чередой своих хитов, таких как Снэтчер, Полиснаутс и конечно же общеизвестной и массово успешной серией игр Метал Гир (Солид), Кодзима стал для видеоигрового подразделения Конами разработчиком номер один. Он стал чуть ли не лицом компании, её главным представителем и если уж на то пошло, маскотом. И конечно он стал их главной рабочей силой. Даже его продюссирование давало проектам возможность стать стать не только качественными, но и успешными играми, как это например случилось в 2010 году с Лордс оф Шадоу, самой высокопродавшейся игрой в серии Castlevania. И, я уверен, его сайлент хилл тоже бы оказался шедевральным.
Неудивительно, что в своих годовых финансовых отчетах, конами среди прочих доходов и игровых жанров, отдавали отдельную строчку доходам от игр серии Метал Гир.
Человек многих достижений и свершений. И вдруг с выходом пятой части MGS Конами просто отворачивается от него и избавляется без алиментов после долгого, многострадального и очень дорогого вынашивания и создания последней части великой франшизы.
И вот в другом углу компания Конами, несколько поколений бывшая гигантом игрового мира, основным хлебом для неё всегда были аркадные автоматы и рынок консольных игр. Хотя на их счету много всякого стафа для развлечения, включая старые музыкальные автоматы и даже тренажерные залы в японии.
На протяжении минимум 3 десятилетий компания ассоциировалась у геймеров всего мира с высококачественной игровой продукцией, начиная от аркад, шутеров, бит-эм-апов и симуляторов. В свое время они даже лучшие игры по черепашкам ниндзя делали. Но примерно с конца нулевых всё начало попахивать гнильцом, а с финансами компании стали происходить большие проблемы. Вот как выглядят финансовые отчеты цифрового развлекательного подразделения конами с 2009 по 2015 годы. Как вы и сами видите горка стремится вниз, а не вверх.
Но присмотритесь также к вот этому небольшому скачку вверх, что произошел в 2012 году – это мобильные игры. Именно в этот момент вышедшие мобильные игры от конами, такие как Dragon Collection, сделали большую кассу для компании, позволив повысить общую прибыль до 80 процентов. Это был, возможно уже и не первый, но точно один из самых громких звонков в колокол для руководства конами и изменения её политики в отношении своего основного подразделения. Правда, как вы видите, в дальнейшем у компании все равно происходил приличный спад вниз по финансовой горке. И кстати, именно начиная с 2013 года конами стала менее открыта в своих отчетах.
Большинство считает, что вот эти дальнейшие падения в первую очередь связаны с производством MGS 5, и наверняка это недалеко от истины, ведь как сообщалось, на создание игры ушло 80 миллионов долларов.
Так или иначе, на консольном рынке конами точно чувствовала себя крайне неуверенно, ведь в последний раз, когда он дал ей по-настоящему хорошую прибыль, это было в 2009 году во время выхода ЧЕТВЕРТОЙ MGS, до выхода пятой ждать было слишком долго, а мобильные игры уже доказали свою прибыльность.
В марте 2014, выходит Ground Zeros, пролог к мгс 5. Хидео Кодзиме под давлением конами пришлось выпустить игру как платное демо к следующей номерной части серии. Компании необходимо было выпустить хоть что-то, чтобы сделать денег и покрыть затраты на консольном рынке. Странный ход, давший фанатам мгс опробовать кусочек новой игры франчайза, но цена за этот сыр была аж 30 баксов за штуку. Пробник за 30 долларов — не каждому это казалось хорошей сделкой.
Думаю, что такое отношение конами к Кодзиме и его творению было той самой плохой кровью, выпуск которой уже давно назревал, но напряжение в их отношениях вряд ли могло так быстро превратиться в кошмар лишь из-за таких выходок. Ведь был же, к примеру, анонс новой сайлент хилл, что конами доверила гению. Её анонс, а именно выход PT(playable teaser), состоялся буквально через несколько месяцев в августе 2014 года. Культовый и многими любимый франчайз находился в очень проблемном положении, и анонс о том, что над новой игрой в серии трудятся Хидео Кодзима в коллаборации с режиссером Гильермо Дель Торо обещал фанатам хотя бы замечательную попытку вернуть сайлент хил в те времена, когда каждая игра серии была как минимум очень хорошей без натяжек, а такого не было со времен эры второй плейстейшн. Для фанатов всё выглядело замечательно.
В марте 2015 года конами по-тихому изменила свою корпоративную политику и сделала реструктуризацию, поставив во главе своего цифрового развлекательного подразделения нового президента – им стал Хидеки Хайякава, бывший исполнительный продюсер их мобильного суперхита Dragon Collection. Понятно, да, в какую сторону они теперь смотрели?
Это, плюс удивительное отсутствие имени Коджамбы среди топа всех ответственных и руководящих постов в компании, указывало на серьезную смену курса в консольном рынке конами. Но в тот момент никто особенно не обратил на это внимание. А вот вышедший в это же время видеоролик с датой выхода новой части метал гир солид на 1 сентября 2015 года все обратили пристальное внимание. И в нем Хидео объявил, что это будет его последний Метал Гир, заявление никто, наверное, не воспринимал всерьез, так как подобные вещи Кодзима говорил уже несколько раз давно. Начиная с Metal Gear Solid 3 точно.
16 марта в своем твитере Кодзима опубликовал пост с такой картинкой и подписью «Heading off» – отправляюсь или как ещё можно перевести ухожу. Можно было интерпретировать данный пост по отношению к самой игре, что она готова или типа того… Но уже 19 марта правду держать в тайне оказалось более невозможно. Начали появляться новости о многих уходящих из компании разработчиках, и вообще многие ключевые сотрудники словно убегали с корабля, а упоминание о Хидео Кодзиме или о том, что новый мгс — это его игра, были стерты с официального веб сайта игры и сайта конами, и самое главное со всего что было связано с игрой. Поменялось даже название студии, в которой Кодзима трудился на компанию. Теперь она звалась Konami Los Angeles studios.
Если раньше реструктуризацию никто особо не замечал, то теперь она стала видна всем и каждому и каждый требовал ответа от Конами, Кодзимы и всех причастных. Как можно было избавиться от своей главной звезды девелопминга!?
Естественно Конами отбивались своими сухими чисто корпоративными ответами, называя все вокруг лишь слухами и заявляя: «Конами Диджитал Интертеймент, включая мистера Кодзиму продолжат разрабатывать и поддерживать продукты Метал Гир. Пожалуйста, ожидайте дальнейших анонсов».
Но в то же время, благодаря сайту GameSpot, мы получили чуть больше сочных подробностей и деталей: трудности в отношении между Конами и Коджима продакшенс, пересмотр и переработка или исправление контракта с его студией, новости о запрещенном интернете, переписке и даже отказ в доступе к телефону внутри студии, запреты в продвижении игры и её доработке, и самое худшее – Кодзима и его студия отныне является наемными работниками, а не частью Конами и будут обязаны покинуть компанию в декабре.
ПиАр отдел Конами на следующий же день включился на полную и выпустил заявление о том, что Кодзима завершит МГС 5, а компания уже ищет нового режиссера для создания следующих игр во франчайзе. Самое смешное, что объявления о поиске работников для новых метал гиров провисят больше года. В различных интервью начали подтверждаться многие детали из материала геймспот, в том числе и о запрете пользования интернетом для сотрудников студии.
Возмущение и негодование продолжало расти и уже 25 марта мы получили очередное официальное заявление от твитера конами – в целом они извинялись за вызванные возмущения и опасения и повторно заверяли всех фанатов, чтобы те не беспокоились о том, что Хидео Кодзима и вправду все ещё доделывает Метал Гир Солид 5. Примерно на месяц после этого заявления обстановка поутихла, так как новостей по делу не было.
Но в один момент Конами решила сжечь все мосты разом. 25 апреля было объявлено о том, что Playable Teaser — PT, будет удалена из Playstation Network, а Silent Hills отменена. 5 мая PT пропала с серверов Playstation, а конами окончательно похоронила надежду на Сайлент Хилл от Кодзимы и Гильермо Дель Торо. Наверное кроме фанатов, больше всех это рассторило Дель Торо, так как это была его уже вторая неудача с созданием видеоигры.
Далее в конце мая японское издательство Никкей опубликовало интервью с Хидеки Хайякавой, новым президентом цифрового развлекательного подразделения конами. В нем он подтвердил смену основной направленности компании на мобильный рынок. Для них теперь становится важным упор на недорогие и небольшие, но профитные проекты, и ещё больший упор на загружаемые дополнения, DLC, и внутриигровые покупки. Хайакава также рассказал об основных причинах недавней корпоративной перестройки внутри компании – ускорение производства, более четкое и явное разграничение роли мэнеджмента и разработки игр.
Очевидно, конами была разделена на команды, каждая из которых имела роль не только в создании, но и в менеджменте. А Хайякава задумал добавить больше ребят в костюмах в видеоигровую компанию, что должно было, по его мнению, вывести контроль и прибыль Конами на необходимый уровень повыше. Но все это становится ещё более интересным, если учитывать следующие новости, появившиеся несколько месяцев спустя опять же от Никкей. Нам поведали о по-настоящему Оруэльском помешательстве в рядах управления компании. Весь персонал подвергся тотальной слежке и контролю, везде были установлены камеры, но не ради охраны, а за тем, чтобы следить за каждым действием разработчиков, показные наказания следовали для провинившихся, доходило до того, что некоторых программистов и дизайнеров заставляли выполнять работу уборщиков. Был случай, когда один из бывших разработчиков опубликовал у себя на странице в фейсбуке* новость о нахождении новой работы, и тех, кто лайкнул эту новость, незамедлительно перевели на другую работу. Конами стала настоящим монстром в глазах общественности и судя по всему действительно очень неуважительно и по-рабски относилась к настоящим разработчикам игр.
Спекуляции и слухи поползли наружу с ещё большей силой, и стало очевидно, что Конами стала блеклой тенью самой прежней себя. Множественные обвинения так и остаются без комментариев со стороны конами, но в большинстве из них сомневаться не приходиться.
1 сентября состоялся релиз Metal Gear Solid 5 the phantom pain. Критики хвалят, игроки расхватывают, и за первый день игра зарабатывает свыше 179 миллионов долларов. 3 миллиона проданных копий за первые несколько недель продаж, но вдруг выясняется, что конами необходимо продать ещё минимум 2 миллиона копий игры для того, чтобы только покрыть расходы на создание игры.
О самом Кодзиме никаких новостей не появлялось аж до 19 октября – именно тогда в сеть проскочила фотография с вечеринки, устроенной по поводу прощания с конами. В твитере конами же на следующий день появилось заявление о том, что «Кодзима просто в отпуске». В конами всеми способами старались продолжать держать сор исключительно в избе. И снова после этого небольшое затишье.
В декабре конфликт и его подробности вышли на новый уровень. А именно 3 декабря, когда на очередной Game Awards награду за лучший приключенческий боевик года для Metal Gear Solid 5 получил не сам Кодзима, а актер Кифер Сазарленд, подаривший голос снейку из пятой части. Ведущий шоу, Джефф Килли, сразу же разошелся на большую тираду, пытаясь объяснить, что Хидео был приглашен на шоу, но по контракту Конами запретили ему появляться где бы то ни было, получая награды или продвигая новый метал гир в массы. Речь Килли была довольно осуждающей и недовольной, недовольство поддержали и многие люди, присутствовавшие на церемонии, а затем гневный хайп начал распространяться в интернет-среде.
Две недели спустя, 15 декабря, Никкей напечатали очередную новость из первых рук – «Контракт Хидео Кодзимы с Конами официально завершен». И на следующий же день появились первые хорошие новости для фанатов – Кодзима заключил соглашение о сотрудничестве с компанией Сони.
Естественно, теперь Кодзиме нужен был новый свежий старт после столь мучительного разрыва с конами. Новое начало в виде новой студии с новым логотипом были анонсированы гейм-дизайнером чуть ли не сразу после объявления о контракте с Сони. Он пообещал, что продолжит создавать крупные и крутые проекты в виде консольных игр, но также надеется, что со временем «сможет развить их до империи развлечений».
Уже в январе появляется ещё одна хорошая заметка – было анонсировано, что на церемонии ДАйс кодзима получит награду за вклад в индустрию и войдет в зал славы видеоигр. Также стало очень приятно увидеть, что Кодзима снова стал свободно выкладывать посты в социальных сетях. В январе интернет получил большое количество фотографий с ним, разъезжающим по разным студиям в поисках технологий, необходимых для создания его новой игры мечты.
В этом так называемом технотуре ему ассистировал ведущий программист плейстейшн Марк Церни, главный архитектор PS4.
Кроме радости для фанатов, взгляда на то, чего хочет добиться Кодзима в своей новой игре, это был один из самых удачных пи-ар ходов со стороны Сони, чтобы показать геймерам, во что они вкладываются и как уделяют внимание любимому гению игростроя.
Конами же в то же время не особо-то хорошо выглядела со стороны. Никаких анонсов на весь 2016 год, кроме игр по японской манге Ю-ГИ-О (Yu-Gi-Oh!), да и те представляли из себя далеко не лучшие проекты в основном с упором на мобильный рынок. А вот пачинко-автоматы стали выпускать с новой силой, но очень важно понимать, что этим занимается в первую очередь отдельное подразделение KONAMI PACHINKO DIVISION, а не цифровое развлекательное подразделение.
Что же касается именно франчайза Metal Gear Solid, то здесь конами начала выжимать все соки из последнего – с помощью патента на лого BIGBOSS начали выпускать не только слот машины пачинко, но и карточные и настольные игры. Довольно печально видеть, как их интеллектуальная собственность используется исключительно таким образом и начинает подгнивать. Но, что поделать – они делают деньги и вроде даже особо не жалуются на свои финансы с тех пор. В 2017 году, даже не смотря на почти что отсутствие вменяемых анонсов, финансовые показатели конами показывают прибыль, в основном.
Пятый МГС продался свыше 6 миллионов копий, а уж в мобильном гейминге у Конами есть такой хит как серия казуальных спортсимов jikkyou powerful, что приносит немалую прибыль, и у каждой части минимум по 12 миллионов скачанных копий. Говорят, что на этой серии, в итоге, Конами уже заработала больше, чем на последних трех частях Metal Gear Solid.
Уверен, что эта история ещё не окончена, но финиш уже чувствуется, ведь мы уже имеем представление о том, в каком направлении движется Метал Гир без своего создателя (см.Metal Gear Survive), и совсем скоро узнаем, на что способен Хидео Кодзима вне стен конами после их конфликта.
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Статья местами в криво переведена с английского