3 июня 2018 3.06.18 2 2878

Почему Agony провалилась?

+16

Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь. Данте Алигьери

Доброго времени суток, СГач! Недавно вышла долгожданная Agony и… Выход её получился, прямо скажем, печальный – на момент написания текста в стиме всего 49% положительных отзывов, а на Metacritic 46 из 100 (4.9 среди игроков). И ругать её есть за что: отвратительная графика, скучный геймплей (даже для симулятора ходьбы) — даже обещанная жестокость не спасает (её частично порезали, но я очень сомневаюсь, что её возвращение хоть как-то исправит ситуацию). И народ уже схватился за факелы и вилы с криками «Разочарование!», «Верните деньги!», «Игра провалилась!». Неужели разработчики из Madmind Studio и вправду обманули народ?

На самом деле, все не так просто как кажется. Если проанализировать трейлеры, которыми Madmind кормили люд честной, то, в принципе, ничего другого и не ожидалось. Да, жестоко. Да, мерзко. Но суть-то в том, что кроме концепции, об игре мы не знали ровным счетом ничего – ни об игровой механике, ни о сценарии, ни хотя бы предыстории. Всё замалчивалось и утаивалось, будто… ничего этого и не было вовсе. Я убежден, что Madmind с самого начала хотели создать продукт таким, каким он предстал перед вами. Да, повторюсь, часть моментов были вырезаны в угоду цензуре, но изменило бы это что-либо вообще?

На экране все равно творится веселье: секс и изнасилование, убийства младенцев, убийства с особой жестокостью, кишки, трупы – все это присутствует в почти полном объеме.

Я повторюсь, игра вышла такой, какой была изначально, и фактически никто никого не обманывал – налицо обыкновенная завышенность ожиданий со стороны игроков (специально повторюсь для особо одарённых: вырезанный контент не исправил бы ситуацию, ибо проблема лежит в механике игры, а не отсутствии очередной демонической пиписьки). И проблема здесь лежит не сколько в разработчиках, сколько в самих нас, игроках. Поймите правильно, я не оправдываю сейчас разработчиков – им надо дать отдельного пендаля за то, что они решили выехать на гуро, а не на качественной игре – я говорю о том, что геймерское коммьюнити в очередной раз расхайпило то, что не должно было даже Kickstarter-то пройти (я уж молчу про выход игры). Все косяки, которые сейчас осуждают, можно было увидеть еще в трейлерах: темнота, скрывающая плохую графику, кривая анимация, геймплей в худших традициях современных инди-хорроров (бегай и прячься от страшного чудика) – однако игроки почему-то не хотели этого замечать. Хотя… Отчасти я понимаю почему. В эпоху всеобщей толерантности, которая добралась до игр, люди отчаянно ждут чего-то жесткого, смелого, чего-то такого, что способно перевернуть игровую индустрию с ног на голову.

В своё время, например, это делал Serious Sam или Postal 2 — когда все пытались косить под Half-Life, создавая серьезные сюжеты, Croteam сделала олдскульную мясорубку с огромными аренами во главе с очень харизматичным Сэмом, который и скелета из Клира на скаку остановит, и в горящую пирамиду войдет. Running With Scissors вообще открыто плевали в лицо всему обществу, издеваясь над ним и высмеивая все их недостатки в своей Postal 2, а на все выкрики о крайней жестокости отвечали, мол игра и не принуждает вас убивать, вы спокойно можете пройти игру никого не убив вообще, так что это вообще ваши проблемы.

Чего-то подобного ждали от игры Inner Chains 2017 года, которая на момент написания текста имеет в стиме 45% положительных отзывов, 40 баллов на Metacritic (5.0 от игроков) и входит в список сайта того же Metacritic «Худшие видеоигры 2017 года», заняв там 7 место. Только там действие, в отличие от Agony, происходило в далёком мире будущего, с намеками на биопанк, Гигера и прочее-прочее-прочее. Результат тот же. И опять люди ожидали качественный продукт, но получили шиш с маслом, хотя в трейлерах разработчики кроме сеттинга и графики ничего путного не могли предложить. Чувствуете связь? В Agony ровно та же самая ситуация – люди видят трейлер, видят там жестокость и начинают воображать какая игра крутая. Полностью их нельзя их в этом винить – всегда хочется ожидать большего и лучшего, и хочется чтобы эти ожидания были оправданы.
Или вспомним No Man’s Sky. Ситуация та же: Hello Games не обманывала игроков, когда показывала бесконечное сканирование животных или постоянные полеты в космосе – они обманули разве что только с мультиплеером (и то его уже ввели, хоть и в обрезанном виде), но смог бы он спасти заведомо пустую игру с полным отсутствием контента как такового?

В чем же проблема?
А проблема лежит в том, что люди забывают относиться к играм более критично. И это при том, что сейчас принято критиковать абсолютно любой ААА-проект уже с момента выхода трейлера – и плевать насколько хорошо или плохо там представлена игра. Игроков можно понять: когда такие гиганты как EA или Ubisoft в очередной раз обрезают игры на DLC и HD-переиздания, перестаешь доверять крупным компаниям. Однако к инди-разработкам у геймеров кредит доверия автоматом очень высокий, поскольку представляют себе, что инди-разработчики все делают исключительно за идею, а значит и игра не может быть плохой. Вот только эти самые геймеры забывают про печально известный Steam Greenlight – сервис, созданный для тех самых инди-разработчиков, чтобы любой человек мог продавать своё детище за деньги. Можно сказать, мол, таких игр хоть и полно, но они никому неизвестны, да и приносят пользу экономическую – сами игры стоят по 20-30 рублей, а карточки в них суммарно могут стоит по 50-100 рублей (а то и вообще каждая по отдельности). Через Greenlight иногда проходили качественные продукты: Starbound, RimWorld и еще множество игр, однако огромная часть представляла собой несуразицу из бесплатных наборов в Unity\RPG Maker\ FPS Creator\RGM\UE3\UE4 и так далее. Сейчас «Зеленый свет» уже закрыт, и вместо него появился Steam Direct с более строгими условиями, однако тенденция дешевых инди-игр не особо-то и ушла: все так же в разделе «Скоро выйдут» нет-нет да промелькнет какая-нибудь ересь навроде этого.

На самом деле Agony, Inner Chains и No Man’s Sky имеют одну очень схожую деталь: их маркетинг строился не на показе игровых механик и возможностей, а на концепции, идее и сеттинге. Подобные инциденты должны научить игроков тому, что если трейлерах показывают исключительно мир и графику, а сами разработчики обещают «ранее невиданный сеттинг» и «смелые решения», но отмалчиваются касательно игрового процесса, то стоит серьезно задуматься о том, чем же игра может оказаться на самом деле: интересной игрой с хорошим геймплеем или очередным симулятором ходьбы?

Кто же виноват?
Да все понемногу. Виноваты и крупные девелоперы ААА-уровня, которые похоронили доверие к себе лутбоксами, микротранзакциями, распилами игр и наплевательскому отношению к игроку, отчего многие игроки все чаще уходят в инди, принципиально отказываясь от ААА-проектов. Виноваты и инди-разработчики, у которых амбиции и энтузиазм сильно превышает их возможности в создании игр, ведь каждый хочет стать вторым Кодзимой или Кеном Левином, и их можно понять – хочется делать то, что ты хочешь, да еще и деньги получать за это. Ну и конечно виноват сам игрок, который, видя старания инди-разработчика, придумывает в своей голове идеальную игру, а когда сталкивается с жестокой реальностью, то негодует и просит рефанд. И нельзя здесь выделить кого-то одного конкретного – это равносторонний треугольник разрушенных ожиданий, и здесь вина лежит, повторюсь, на каждом из сторон этого самого треугольника.

На этом у меня, пожалуй, все. Если не согласны с моим мнением — обязательно пишите в комментарии почему я не прав.


Postal 2

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
14 апреля 2003
1.3K
4.0
984 оценки
Моя оценка

Serious Sam: The First Encounter

Платформы
PC | Linux | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
23 марта 2001
1.1K
4.2
810 оценок
Моя оценка

Agony

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
29 мая 2018
161
2.4
86 оценок
Моя оценка

Inner Chains

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
18 мая 2017
29
1.8
25 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Подобные инциденты должны научить игроков тому, что если трейлерах показывают исключительно мир и графику, а сами разработчики обещают «ранее невиданный сеттинг» и «смелые решения», но отмалчиваются касательно игрового процесса, то стоит серьезно задуматься о том, чем же игра может оказаться на самом деле: интересной игрой с хорошим геймплеем или очередным симулятором ходьбы?


И тут я вспоминаю рекламную кампанию Death Stranding.
Читай также