Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.
Данте Алигьери
Доброго времени суток, СГач! Недавно вышла долгожданная Agony и… Выход её получился, прямо скажем, печальный – на момент написания текста в стиме всего 49% положительных отзывов, а на Metacritic 46 из 100 (4.9 среди игроков). И ругать её есть за что: отвратительная графика, скучный геймплей (даже для симулятора ходьбы) — даже обещанная жестокость не спасает (её частично порезали, но я очень сомневаюсь, что её возвращение хоть как-то исправит ситуацию). И народ уже схватился за факелы и вилы с криками «Разочарование!», «Верните деньги!», «Игра провалилась!». Неужели разработчики из Madmind Studio и вправду обманули народ?
На самом деле, все не так просто как кажется. Если проанализировать трейлеры, которыми Madmind кормили люд честной, то, в принципе, ничего другого и не ожидалось. Да, жестоко. Да, мерзко. Но суть-то в том, что кроме концепции, об игре мы не знали ровным счетом ничего – ни об игровой механике, ни о сценарии, ни хотя бы предыстории. Всё замалчивалось и утаивалось, будто… ничего этого и не было вовсе. Я убежден, что Madmind с самого начала хотели создать продукт таким, каким он предстал перед вами. Да, повторюсь, часть моментов были вырезаны в угоду цензуре, но изменило бы это что-либо вообще?
На экране все равно творится веселье: секс и изнасилование, убийства младенцев, убийства с особой жестокостью, кишки, трупы – все это присутствует в почти полном объеме.
Я повторюсь, игра вышла такой, какой была изначально, и фактически никто никого не обманывал – налицо обыкновенная завышенность ожиданий со стороны игроков (специально повторюсь для особо одарённых: вырезанный контент не исправил бы ситуацию, ибо проблема лежит в механике игры, а не отсутствии очередной демонической пиписьки). И проблема здесь лежит не сколько в разработчиках, сколько в самих нас, игроках. Поймите правильно, я не оправдываю сейчас разработчиков – им надо дать отдельного пендаля за то, что они решили выехать на гуро, а не на качественной игре – я говорю о том, что геймерское коммьюнити в очередной раз расхайпило то, что не должно было даже Kickstarter-то пройти (я уж молчу про выход игры). Все косяки, которые сейчас осуждают, можно было увидеть еще в трейлерах: темнота, скрывающая плохую графику, кривая анимация, геймплей в худших традициях современных инди-хорроров (бегай и прячься от страшного чудика) – однако игроки почему-то не хотели этого замечать. Хотя… Отчасти я понимаю почему. В эпоху всеобщей толерантности, которая добралась до игр, люди отчаянно ждут чего-то жесткого, смелого, чего-то такого, что способно перевернуть игровую индустрию с ног на голову.
В своё время, например, это делал Serious Sam или Postal 2 — когда все пытались косить под Half-Life, создавая серьезные сюжеты, Croteam сделала олдскульную мясорубку с огромными аренами во главе с очень харизматичным Сэмом, который и скелета из Клира на скаку остановит, и в горящую пирамиду войдет. Running With Scissors вообще открыто плевали в лицо всему обществу, издеваясь над ним и высмеивая все их недостатки в своей Postal 2, а на все выкрики о крайней жестокости отвечали, мол игра и не принуждает вас убивать, вы спокойно можете пройти игру никого не убив вообще, так что это вообще ваши проблемы.
Чего-то подобного ждали от игры Inner Chains 2017 года, которая на момент написания текста имеет в стиме 45% положительных отзывов, 40 баллов на Metacritic (5.0 от игроков) и входит в список сайта того же Metacritic «Худшие видеоигры 2017 года», заняв там 7 место. Только там действие, в отличие от Agony, происходило в далёком мире будущего, с намеками на биопанк, Гигера и прочее-прочее-прочее. Результат тот же. И опять люди ожидали качественный продукт, но получили шиш с маслом, хотя в трейлерах разработчики кроме сеттинга и графики ничего путного не могли предложить. Чувствуете связь? В Agony ровно та же самая ситуация – люди видят трейлер, видят там жестокость и начинают воображать какая игра крутая. Полностью их нельзя их в этом винить – всегда хочется ожидать большего и лучшего, и хочется чтобы эти ожидания были оправданы.
Или вспомним No Man’s Sky. Ситуация та же: Hello Games не обманывала игроков, когда показывала бесконечное сканирование животных или постоянные полеты в космосе – они обманули разве что только с мультиплеером (и то его уже ввели, хоть и в обрезанном виде), но смог бы он спасти заведомо пустую игру с полным отсутствием контента как такового?
В чем же проблема?
А проблема лежит в том, что люди забывают относиться к играм более критично. И это при том, что сейчас принято критиковать абсолютно любой ААА-проект уже с момента выхода трейлера – и плевать насколько хорошо или плохо там представлена игра. Игроков можно понять: когда такие гиганты как EA или Ubisoft в очередной раз обрезают игры на DLC и HD-переиздания, перестаешь доверять крупным компаниям. Однако к инди-разработкам у геймеров кредит доверия автоматом очень высокий, поскольку представляют себе, что инди-разработчики все делают исключительно за идею, а значит и игра не может быть плохой. Вот только эти самые геймеры забывают про печально известный Steam Greenlight – сервис, созданный для тех самых инди-разработчиков, чтобы любой человек мог продавать своё детище за деньги. Можно сказать, мол, таких игр хоть и полно, но они никому неизвестны, да и приносят пользу экономическую – сами игры стоят по 20-30 рублей, а карточки в них суммарно могут стоит по 50-100 рублей (а то и вообще каждая по отдельности). Через Greenlight иногда проходили качественные продукты: Starbound, RimWorld и еще множество игр, однако огромная часть представляла собой несуразицу из бесплатных наборов в Unity\RPG Maker\ FPS Creator\RGM\UE3\UE4 и так далее. Сейчас «Зеленый свет» уже закрыт, и вместо него появился Steam Direct с более строгими условиями, однако тенденция дешевых инди-игр не особо-то и ушла: все так же в разделе «Скоро выйдут» нет-нет да промелькнет какая-нибудь ересь навроде этого.
На самом деле Agony, Inner Chains и No Man’s Sky имеют одну очень схожую деталь: их маркетинг строился не на показе игровых механик и возможностей, а на концепции, идее и сеттинге. Подобные инциденты должны научить игроков тому, что если трейлерах показывают исключительно мир и графику, а сами разработчики обещают «ранее невиданный сеттинг» и «смелые решения», но отмалчиваются касательно игрового процесса, то стоит серьезно задуматься о том, чем же игра может оказаться на самом деле: интересной игрой с хорошим геймплеем или очередным симулятором ходьбы?
Кто же виноват?
Да все понемногу. Виноваты и крупные девелоперы ААА-уровня, которые похоронили доверие к себе лутбоксами, микротранзакциями, распилами игр и наплевательскому отношению к игроку, отчего многие игроки все чаще уходят в инди, принципиально отказываясь от ААА-проектов. Виноваты и инди-разработчики, у которых амбиции и энтузиазм сильно превышает их возможности в создании игр, ведь каждый хочет стать вторым Кодзимой или Кеном Левином, и их можно понять – хочется делать то, что ты хочешь, да еще и деньги получать за это. Ну и конечно виноват сам игрок, который, видя старания инди-разработчика, придумывает в своей голове идеальную игру, а когда сталкивается с жестокой реальностью, то негодует и просит рефанд. И нельзя здесь выделить кого-то одного конкретного – это равносторонний треугольник разрушенных ожиданий, и здесь вина лежит, повторюсь, на каждом из сторон этого самого треугольника.
На этом у меня, пожалуй, все. Если не согласны с моим мнением — обязательно пишите в комментарии почему я не прав.
Лучшие комментарии
И тут я вспоминаю рекламную кампанию Death Stranding.