Что ни говори, но эксперименты — это хорошо! Вне зависимости от результата, они способны показать, что стоило изменить, а что оставить и не трогать. Видимо, таким девизом и руководствовались Insomniac Games, создавая Resistance 2 (моё мнение о котором вы можете почитать вот здесь) — в итоге получившийся блин если не оказался прогоревшим комом, то как минимум был слабо похожим на, собственно, блин. Студия сильно рисковала, залезая в стан к зрелищным шутерам на вечерок другой, и в итоге раздробила фанатское комьюнити на пополам, оставив как массу восторженных, так и недоумевающих игроков.
Впрочем, какой бы спорной не была вторая часть, сбрасывать франчайз со счетов на тот момент никто не собирался и подавно. После её выхода, Insomniac Games начали ещё сильнее расширять вселенную новыми тайтлами — среди них оказались комиксы, портативное ответвление для PlayStation Portable с подзаголовком «Retribution» и даже отдельная новелла от Уильяма Дитца под названием «Gathering Storm».
Через какое-то время «Инсомниаки» устали тянуть канитель и презентовали долгожданный триквел, вновь оказавшийся не похожим на своих предшественников. С одной стороны — это возвращение к корням Fall Of Man с угнетающей атмосферой и олдскульными примочками в геймплее. С другой — это всё ещё что-то свежее и невиданное в серии. Впрочем, схватив в руки геймпад, меня волновал вовсе не вопрос оригинальности — будет ли в это приятно играть вот уже третий раз? Пора узнать ответ на этот вопрос!
Дела семейные, семейные дела
Не будет лишним сделать предупреждение о том, что начало событий третьей части — огромный спойлер для тех, кто не знаком с финалом второй игры… Если вас страшат некоторые сюжетные подробности игры 7-летней давности, о которых вы не в курсе — рекомендую не читать…
Остановив очередное нападение химер и покончив с Дедалом, главным антагонистом второй части, Нэйтан Хейл тронулся умом и почти стал химерой. Понимая, что его участь предрешена, один из второстепенных персонажей Джозеф Капелли, сам того не хотя, проделывает несчастному дырку в голове. И ведь сомнения были не напрасны — в военном подразделении А.С.Н.И.П. по головке за этот поступок его не только не погладили, но и настучали так, что нашему Джо пришлось уйти на все четыре стороны и забыть о службе, как о страшном сне. Но смерть Хейла всё-таки принесла свои плоды — извлечённое из его бренного тела вещество легло в основу вакцины Фёдора Маликова, способной покончить с химерской заразой раз и навсегда.
А между тем на дворе Август 1957 г. Несмотря на попытки отсрочить наступление химер, обстановка бесконечно далека от нормы — 90% населения Земли либо мертвы, либо поражены вирусом, в то время как остальные 10% прячутся в потёмках или стараются бороться за выживание, занимаясь обороной поселений. Джо (теперь в роли не второстепенного болванчика, а полноправного героя пьесы) остепенился и, казалось бы, почти забыл о пережитом во время службы в А.С.Н.И.П. — он по-прежнему старается защищать обычный люд от напастей, но уже в составе партизанского движения в штате Оклахома. Там же наш протагонист живёт совершенно обычной жизнью со своей супругой Сьюзан Фарли (и по совместительству сводной сестрой Нэйтана Хейла) и маленьким сыном Джеком.
Увы, но семейная идиллия длится недолго, поскольку химеры зря задницы не отсиживали и готовятся нанести новый сокрушительный удар, способный в прямом смысле заморозить планету и не дать шанс человечеству пережить грядущую зиму. Тут-то и возвращается наш старый знакомый Фёдор Маликов, ведь именно он знает, как предотвратить глобальное похолодание. Джо принимает трудное решение, в ходе которого всё же отправляется со стариком в далёкий путь до Нью-Йорка, где и расположился зловещий терраформер.
Не влезай — убьёт!
При создании Resistance 3 и её сценария в частности, Insomniac Games вновь решили резко изменить контраст и перевернуть всё с ног на голову. Но в отличии от сиквела, настолько же яркого, насколько и глупого, третья часть делает шаг в сторону серьёзного и гораздо более взрослого подхода к вселенной и повествованию. Отныне нашего протагониста, в кой-то веки, можно назвать весьма самодостаточной личностью со своими целями и проблемами, а не серой картонкой с рожей кирпичом на всю игру. Джо Капелли — парень пусть и не из робкого десятка, но всё же далеко не «Рэмбо», каким иногда я представлял себе Нэйтана Хейла во время прохождения предыдущих частей. Половину сюжета он с упоением занимается процессом самобичевания из-за событий прошлого и тоскует по жене с сыном (порой настолько, что даже вещие сны про них видит), попеременно стараясь заботиться о состоянии господина Маликова и помогать встретившимся по пути выжившим. Впрочем, комплекс «главного героя» и «спасителя планеты» никуда не делся и присутствует в полной мере, но зато компенсируется неплохо прописанным бэкграундом, в результате чего протагонисту можно, и даже хочется сопереживать.
Похвалить авторов стоит и за отличное чувство меры — сценарий умело балансирует на грани апокалиптической драмы в духе «The Road» Кормака Маккарти и лихого боевика со зрелищными сценами. Игра отлично чередует круто поставленный экшен и шокирующие моменты, но не перегибает палку, благодаря чему не превращается в слёзовыжимательную мыльную оперу и поддерживает интригу вплоть до финальной сцены. При этом сама подача, как и прежде, максимально проста и незатейлива, но гораздо более логична и последовательна. Есть герой и цель, до которой нужно добраться любой ценой, а между ними — множество неожиданных поворотов и выгребных ям. Никакого «Мистера Зло», строящего свои коварные планы. Никакого информационного поноса и попыток с серьёзным лицом донести до игрока важность задания. Это самое что ни на есть чистое роуд-муви, где большую часть времени протагонист прокладывает свой путь в гордом одиночестве, лишь изредка натыкаясь на второстепенных персонажей. Такие истории — не частое явление в видеоиграх, и крайне неожиданно видеть подобный стиль повествования именно в Resistance 3.
Окружающая обстановка изменилась под стать сюжету. В предыдущих частях локации пусть и радовали глаз, но выглядели словно декорации театра, на котором в обязательном порядке разворачивалось побоище, и ощущались какими-то статичными и неживыми. Триквел неожиданно щеголяет мелкими деталями с первых минут — мысль о том, что перед тобой не чистокровный шутер, а размашистая RPG на подобии Fallout, где разговорившийся NPC может в любой момент послать игрока выполнить какое-нибудь второстепенное поручение, не покидает ни на секунду. Слева полупьяный механик поздоровается и расскажет о том, что он делал в прошлый четверг, а справа перед вами радостно начнёт лаять собака. Во время сюжета на фоне то и дело начнут воспроизводиться радио-переговоры обычных жителей, разыскивающих своих родных или просто пытающихся предупредить о надвигающейся опасности. Согласитесь — в отличии от эпичной, но до боли поверхностной Resistance 2, в такой постапокалипсис поверить гораздо легче. В плане арт и геймдизайна тоже заметен огромный скачок вперёд — локации разнообразны и выверены чуть ли не до каждой текстурки, а некоторые прекрасны и атмосферны настолько, что возникает желание остаться в них подольше и обследовать вдоль и поперёк. Отчасти за это стоит поблагодарить и улучшенный движок, созданный самой Insomniac — в отдельные моменты Resistance 3 смотрится великолепно, порой настолько, что мысли о семилетней давности вылетают из головы сами собой.
Опять метель, недавно ж вроде Август отгремел
Олдскульный аттракцион
Как уже было упомянуто в начале статьи, Resistance 3 в какой-то мере действительно вернулся к истокам самой первой игры в серии. Многие приняли в штыки различные упрощения и ограничения сиквела, так что в триквеле вам придётся вспоминать старые привычки, приобретённые в процессе прохождения Fall Of Man. Начнём с хорошего: арсенал вновь не ограничивается лишь двумя орудиями, так что игроку позволено выбирать любую пушку на свой вкус и усмотрение. Благо, как и всегда, выбор богат и разнообразен — Insomniac Games и тут остаются верны себе. Однако до откровенного паразитирования на механике Fall Of Man разработчики не дошли и предложили кое-какие небольшие новшества. Одним из них стала необычная, но весьма простая прокачка снаряжения. К счастью, копаться в меню апгрейдов не нужно — уровень растёт в зависимости от того, насколько виртуозно вы вышибаете мозги противникам. С каждым повышением игрок получает мелкие полезности, например при использовании снайперской винтовки враги помечаются небольшим указателем и, как следствие, заметить их становится гораздо легче.
Регенерация здоровья отправилась под нож, и это положительно сказалось на динамике поединков. В Resistance 2 восстановление было реализовано крайне странным образом и создавало массу неудобных ситуаций. Здесь же разработчики принуждают действовать молниеносно, поскольку стоять на месте или пассивно отсиживаться за стенкой — не лучшая стратегия. Более того, аптечки не лежат в укромных местах, как это было ранее — зачастую они выпадают с трупов врагов, что мотивирует убивать супостатов ещё больше.
Капитан явно доволен своей работой, судя по игнорирующим его химерам.
Да и вообще, если говорить о геймплейной механике в целом, то она доведена не то что до ума, а до яркого блеска. Всё, что вызывало раздражение в предыдущих частях, тут устранено, как класс. Баланс теперь не похож на огромный костыль, мешающий нормальному функционированию остальных компонентов — он вовсе не оказуалил игру, но сделал её более тонкой и расчётливой в плане подкидывания трудностей. Моментов, где проигрыш случается не по вине игрока, а из-за плохого геймдизайна и неуместных толп врагов, нет вообще — такая честность по отношению к играющему не может не радовать. Удивительно, но масштабная работа над изъянами заметна и в более мелких вещах, вроде стрельбы и ощущений от неё.
Несмотря на заметный уклон в сторону старых и покрытых мхом экшенов, зрелищность никуда не пропала. Но если Resistance 2 баловал ей так часто, что становился нелепой пародией на популярные миллитари-шутеры, то третья часть дозирует как моменты спокойствия, так и спинномозговые занятия. Cтремительная смена игровых ситуаций не даёт игроку отложить геймпад в сторонку и надолго удерживает у экрана. Здесь неспешная экскурсия по затопленному городку на лодке резко сменяется обороной пивного бара, а после неё героя закидывает в подобие Рэйвенхольма (свой отец Григорий прилагается) с отстрелом набегающих тварей. Ну а за эпичную баталию между химерами и гигантской неведомой зверушкой, во время которой протагонисту предстоит дотащить энергетическую батарею в целости и сохранности, хочется вручить какую-нибудь денежную премию — не буду вдаваться в глубокие подробности, это надо видеть самому!
Увы, но без оплошностей и маленьких огрехов не обошлось. Техническая часть зачастую пестрит багами и сломанными скриптами, не позволяющими продвинуться дальше по сюжету. Последние главы заметно сбавляют обороты и по-своему темпу очень напоминают Fall Of Man с его однообразными и порой уж очень затянутыми перестрелками. Финал и вовсе способен расстроить тех, кто уповал на грандиозное завершение трилогии, поскольку от него там ничего нет, кроме слова «грандиозный». Всё же от такого длинного и насыщенного приключения ждёшь чего-то большего, чем жалкая катсцена длиной в полторы минуты… Тем более, если это приключение затронуло аж три весьма продолжительных по современным меркам синглплеерных игры.
«Эта деревенька наверняка могла бы стать отличным местом для съёмки зомби-боевика.»
***
Франчайзы, эволюционирующие с каждой последующей игрой в положительную сторону — редкий и необычный гость в игровой индустрии. Некоторым удаётся избавиться от предыдущих ошибок, но вместе с этим и наделать немало новых. Какие-то же просто топчутся на месте и не предлагают ни того, ни другого, образовывая застой и отсутствие хоть малейшей свежести в идеях. Довольно неожиданно видеть среди всего этого многообразия серию Resistance, которая не только становилась лучше от части к части, как игра в целом, но и менялась в плане настроения и подхода к разработке. Триквел — своего рода апогей, вершина, достигнутая Insomniac Games за 5 лет существования франшизы. Один из редких примеров того, как пусть и не гадкий, но неряшливый утёнок, превратился в прекрасного лебедя и по-настоящему достойного представителя жанра.
Естественно, как и у любого другого уважающего себя игрового продукта, в нём есть изъяны и шероховатости, но на них хочется закрыть глаза, поскольку Resistance 3 — отличная игра. Она выверена от начала и до конца, она приятно играется, она атмосферна и завораживающе красива — таких качеств уже достаточно для того, чтобы понравиться среднестатистическому игроку. Insomniac Games подарили нам интересное и захватывающее приключение с интригующей и крайне личной историей — пускай несколько банальной и не самой оригинальной, но цепляющей и преподносящей саму вселенную «Сопротивления» под другим, неожиданным углом. Возможно, она не отложится в анналах игровой индустрии и через пару лет останется в памяти просто как неплохой постапокалиптический шутер от первого лица. Но разве каждый представитель жанра должен переворачивать устоявшиеся правила и быть шедевром своего поколения? Нет, это неправильно и слишком утопично для современной гейм-индустрии.
С третьего раза таки смогли! Love & Respect, Insomniac Games.
Лучшие комментарии
А ещё лучше — ремейк хотя бы самого первого Resistance, благо Инсомниаки в этом деле шарят, вспомнить хотя бы Рэтчета и Клэнка образца 2016 года.
Был конечно еще мультиплеер, но во-первых он был не самым сбалансированным, во-вторых на тот момент уже был отличный Killzone 3, и в-третьих серваки давно прикрыли, так что говорить о нем бессмысленно. Но хорошо хоть онлайн трофеев нет, можно платину выбить :)
Обзор классный, есть чему поучиться :)
Надеюсь обзоры портативок тоже будут. Как минимум Retribution того стоит, он действительно годный.
Насчёт обзоров частей с портативок пока не решился, т.к. самих портативок у меня нет. Если в Retribution худо-бедно, но можно поиграть на эмуляторе (но я такой гейминг не очень одобряю, только оригинальное железо — только хардкор), то с Burning Skies ещё сложнее — брать Виту не планирую, да и лишних деньжат на это удовольствие у меня нет.
Но попробую хотя бы PSP заиметь, уж она-то на вторичке вообще задаром отдаётся.
Ну и довершает картину просто никакущий финал. В тот момент у меня на лице было если не раздражение, то как минимум сильное недоумевание с вопросом «И это всё?» Создаётся ощущение, что его делали исключительно для галочки, лишь бы поскорее завершить написание сценария.
Insomniac пытались сделать из неё больше, чем просто шутер, но это привело к странным последствиями. Тут есть стелс, хоррор, экшен, партизанская война и много чего, но в итоге ты приходишь в NY, где тебе нужно исполнить роль Рембо уничтожив целую армию и это просто ввергло меня в тотальное уныние. А всё потому что…
Стрелять в этой игре не интересно. Игра обладает набором очень интересного вооружения и врагами с интересным дизайном, но всё рушит ужасный ИИ. Химеры и люди стоят посреди поля, собираются в группы, не окружают, не закидывают гранатами. Они вообще почти ничего не делают, это такой «тир на минималках». Благо разработчики понимали эту проблему и разнообразили ситуации так, что до финального уровня ты чувствуешь где-то подвох, но не можешь понять, где именно.
Для меня, правда, она была омрачена двумя моментами:
А за обзоры спасибо — сам полноценно играл из всей серии только в третью часть, теперь буду иметь представление о первых двух.