12 апреля 2018 12.04.18 74 7496

Почему прекрасный пол в России не понял видеоигры или Женщины, Sims и «ёксель-моксель»

+101

Сегодня я несу вам редкий для StopGame жанр: аналитический опрос. Что-то вроде.

На материал такого рода меня сподвиг недавний разговор с подругой. Она спросила, что я подарю молодому человеку на ближайший праздник. «Да вот игра новая вышла. Ей, думаю, и порадую». «Стоит сколько?» "-...". «Ёксель-моксель! Да за какую-то игрушку?!»

Тогда первым, о чем я задумалась, было: а стоит ли игра таких денег? Да, наверное, стоит. И уже затем – о том, что почти все парни, которых я знаю – так или иначе геймеры. Но вот с девушками ситуация гораздо менее однозначна. Мало кто из знакомых представительниц женского пола может с уверенностью сказать, мол, «я – геймер(ша)!». Почему так?

Подружка, кстати, у меня «не хухры-мухры». А признанный в обществе, и даже известный деятель, «Журналист года» каких-то там годов и литератор. То есть в искусстве понимает вполне. Тихонько стала узнавать, как смогли произойти такие упущения (я про предвзятое мнение об играх).

Начнем с того, что росла моя О. в глубинке, с мамой. Личный ноутбук появился, когда получала первое образование — в колледже. Основной игровой опыт — игры Вконтакте.

— О., что ты думаешь о видеоиграх?
— Я считаю, что это бесполезная трата времени и денег. В современном мире видеоигры вышли на новый уровень — появилась качественная графика, отличный звук, захватывающий сюжет. Все это очень привлекает молодёжь, завладевает их вниманием. Отсюда и следует своеобразная болезнь — когда люди днями и ночами проходят уровни, забывая о реальной жизни. Для них существует так называемая виртуальная реальность. Из этого вытекают семейные скандалы, ссоры. Даже взрослый человек не всегда может отказаться от этого модного веяния, что уж говорить о детях и подростках. Стоит также учитывать и дороговизну оборудования — на данный момент видеоигры — не дешёвое увлечение. А затягивает не меньше любой пагубной привычки, от которой потом так трудно отвязаться.

Как можно заметить, опрашиваемая более всего заботится именно о подрастающем поколении, на сознание которого игры способны оказать большее влияние:

— В моём детстве видеоигр как таковых не было. Может, именно поэтому во взрослой жизни я отношусь к этому увлечению негативно. Очень жаль, что в XXI веке дети, вместо того, чтобы играть на улице, читать книги, ходить друг к другу в гости, просиживают целыми днями за компьютерами, отодвигая на второй план своё беззаботное детство. Да и видеоигры носят сейчас по большому счёту негативное содержание: пресловутые «стрелялки», убийства и прочее насилие, что сказывается на гибкой детской психике весьма плачевно. На мой взгляд, видеоигры не должны быть доступны, прежде всего, детям. Да и взрослым я не рекомендую проводить свой досуг таким образом.

Интересное мнение. Стоит отметить, что очень характерное нынешнему «взрослому» человеку, с играми как раз знакомому максимально косвенно.

Но мнение одного человека — плохой показатель. Даже если то мнение является максимально стереотипным сегодня. Особенно среди женщин. Но так ли это?

Начинающий журналист В. – анимешница. Ей 19 лет. Возможно, мнение об играх ее было бы похоже на то, что приведено выше, ни будь у В. старшей сестры.

-

С видеоиграми я познакомилась благодаря сестре — та играла в Sims, Oblivion. Обычно я наблюдала за игрой, но позже и сама стала проходить разные детективные серии и визуальные новеллы. Но я и сейчас больше люблю наблюдать за прохождением, чем играть сама. Вообще мне нравятся игры с интересным сюжетом, с неожиданными поворотами. Игры, в основе которых — диалоги. В этом смысле мне когда-то очень понравился как раз Oblivion. У нас с сестрой даже когда-то были читы для него. У него ещё вроде есть продолжение истории, в той же вселенной – Modori… Mawori… на «М» что-то… О видеоигровой культуре я также была наслышана от друзей. Моя подруга играла в хорроры и в игры про Великую Отечественную войну. К слову, сестра сейчас не играет: говорит, что и так устаёт много сидеть перед компьютером — она программист, учитель. И теперь не понимает тех, кто садится за компьютер, чтобы развлекаться. Знаете, есть игры, в которых продуман сюжет — и их уже можно считать ближе к искусству. Их нужно продвигать, потому что именно в такие игры создатели, как говорится, вкладывают душу. А популярна сейчас какая-нибудь «дотка», танчики, вот та пиксельная штука, в которую все школьники играют… Которые не сильно утруждают ум игрока.

Для полноты картины, пожалуй, не хватает ещё одного женского мнения, и для контраста возьмём человека, который максимально трезво относится к видеоиграм.

К. – тоже журналист (ну естественно), причём крепко связанная с телевидением. От мнения таких журналистов-телевизионщиков зависит, будут ли освещаться видеоигры на телевидении, и, что более важно, как именно они будут освещаться.

— К видеоиграм я отношусь вполне положительно. Сегодня игровая индустрия является одной из самых перспективных, туда направляется большой поток финансирования и, соответственно, они преимущественно выпускают качественный контент (всё для того, чтобы игры пользовались спросом у аудитории); поэтому на игровые новинки стоит обратить внимание. Я вообще человек, имеющий косвенное отношение к играм — по сути я в них не играю. (Правда, когда-то давно я играла в Sims 3, но это было очень давно). Но у меня есть друзья-геймеры, которые этим делом увлечены и я, хоть и не являюсь фанатом видеоигр, но всегда с интересом слушаю о инновационных игровых технологиях и о новинках в игровой индустрии. Сегодня ведётся очень много споров о пользе и вреде видеоигр и к единому мнению общественность так пока и не пришла). Но лично я считаю, что видеоигры скорее полезны, главное — правильно выбирать и проводить время за ними в меру. Игры сегодня-аналог хорошего кино, они открывают перед нами новый мир, развивают воображение, интеллект, внимательность. В конце концов в информационный век видеоигры — просто хороший досуг. Если говорить об аудитории, то сегодня видеоигры есть практически для всех возрастов, но основные игроки — это всё же молодёжь (люди до 35 лет), как я думаю.
— Как ты думаешь, почему игры у нас не так популярны, как за рубежом?
— Просто потому, что всё упирается в экономику и менталитет: у нас всё иначе, нежели в той же Европе, и людям приходится хорошо работать, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. А хорошие видеоигры, как правило, стоят хороших денег (ну, мало бесплатных). А у нас в стране денег лишних не бывает, а если и бывают, то как-то игры не в приоритете у населения, и других трат хватает.

Это если человеку интересны игры, то многое упирается в цену. Но если для него это «бесполезная трата времени»?

Думаю, на общем фоне следует вспомнить и про себя (всё же тоже девочка).

Мой видеоигровой опыт начался с Sega Mega Drive – её в то время покупали наиболее продвинутые родители, чтобы занять детей. И по экрану старенького телевизора бегали диснеевские Красавица и Чудовище с вечносинюшным ежом Соником. Благодаря лавке обмена картриджей за углом (я знаю, вы тоже ходили в такие!), было ещё много игр, которые из-за частого обмена в памяти не отложились. А вот что отложилось – так это купленные уже многими годами позже, уже для компьютера, ZanZarah, Чёрное Зеркало и первые «Гарри Поттеры».

Я тоже, как и В., относилась и отношусь к тому типу «геймеров», которым «нравится смотреть» — играла обычно моя сестра, а я редко садилась (не давали. Суровый рок многих младших детей). Я и сейчас сажусь за игру сама, мягко говоря, не часто: больше наблюдаю, как проходит игры тот, кому я их теперь дарю. Исключения, пожалуй, составляют файтинги (кто выйдет против моей Харли в Injustice 2? А ну? Кто?!) и красивые шутеры вроде Overwatch – такая маленькая слабость.

Но подведем итоги. Трое опрашиваемых — молодые девушки от 19 до 26 лет. Совершенно разные по характеру. Имеют прямое отношение к искусству и мультимедиа. Они уже не застали советский союз, но, тем не менее, отголосок его присутствует в жизни каждой в той или иной степени. Например (и главным образом), в форме навязываемых страной и родителями предубеждений, боязни иностранного, боязни бесплодной траты времени и негативного воздействия на сознание (далеко не каждая девушка думает как В. или К.). И как-то же так совпало, что как раз девушки оказываются меньше знакомы с играми и в целом мало знают о видеоигровой индустрии, нежели парни или мужчины. А если и знают что-то, или во что-то играли – то скорее благодаря окружению.

Любопытно, что у всех (да у меня, признаться), кроме О. в «игровой истории» присутствует злополучный Sims… А у О. – сама жизнь как Sims. Девушки предпочитают менее напряжённые игры – разведение питомцев, феечки всякие, переодевания, благоустройство дома. И из-за того, что многие девочки играют в такую «бытовуху», которая ближе к кукольному домику, чем к искусству, выросшие из них женщины видят в видеоиграх исключительно дорогое баловство.

Так вот. Что во времена первых консолей, что во времена расцвета ПК-гейминга (допустим, это начало нулевых), игр, ориентированных в первую очередь на девушек, было мало. И да, это сейчас почти все релизы так или иначе «унисекс», а тогда, с точки зрения ребёнка, разделение существовало. Ну и во что было играть? В Sims, конечно же. Ну, вот я ещё «Занзару» нашла.

С большей форой стартовали те, у кого были «играющие» друзья, старшие братья-сёстры. Из-за этого у них сформировалось некоторое представление о культуре видеоигр, а следовательно – не было предрассудков из серии «стрелялки – для мальчиков».

Но всё равно, присмотритесь: сейчас реклама игр для ВКонтакте, Одноклассников, смартфонов – рассчитана, как правило, на женщин. В то время как мужчины хотят более сложного игрового процесса, многим девушкам достаточно время от времени постить на страничке друзей яркое и бессмысленное «Я посадила новый цветок!». Туда же можно отнести бесконечную перестановку квадратиков по схеме «три-в-ряд» и прочие таймкиллеры. И вся эта мишура – бесплатная, и казуальные геймерши привыкают к этому. Поэтому при первом же соприкосновении с миром игр-блокбастеров и умных «инди» многих посещает мысль «Да как вообще можно тратить столько денег/сил/времени на игрушки?».

Действительно. Гораздо проще ведь сделать вид, что такого огромного пласта современной культуры, как видеоигры, просто не существует. Так? Ну и вытекают потом отсюда, собственно, всякие ёксели-моксели.


The Black Mirror

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
15 октября 2003
194
4.3
153 оценки
Моя оценка

Zanzarah: The Hidden Portal

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
26 апреля 2002
175
4.4
129 оценок
Моя оценка

The Elder Scrolls IV: Oblivion

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | J2ME
Жанр
Дата выхода
20 марта 2006
3K
4.4
2 084 оценки
Моя оценка

The Sims 3

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | NDS | 3DS | WII | iOS | WinPhone
Жанры
Дата выхода
2 июня 2009
1K
4.1
954 оценки
Моя оценка

Sonic the Hedgehog

Платформы
PC | Mac | Linux | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | GBA | NDS | 3DS | GC | WII | NSW | iOS | Android | J2ME | BlackBerry | SMD | SAT | Oculus
Жанр
Дата выхода
23 июня 1991
315
4.1
240 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Занятно-занятно. Видимо журналистское окружение повлияло и на автора, раз уж имеем такой аналитический опрос. На мой взгляд описанные три примера хорошо демонстрируют отношение к играм в целом.

Первое мнение — назвал бы более возрастным, но не думаю что культурная О. седовласая бабуля, хотя после прочтения в голове промелькнула мысль, будто бы речь идёт от молодящейся старушки. Никогда не встречал столь консервативных девушек-литераторов, все знакомые если не играют, то не прочь пообсуждать или посмотреть за играми. Для них игры — искусство более-менее.

Второе мнение — отчасти мне близко. Тут опять же всплывает тема старших братьев/сестёр, которые сидели словно прикованные к стареньким Пентиумам или чему-нить ещё, и тебе приходилось только наблюдать за ирой, а не играть самому. Поэтому у меня сформировалось мнение, что ценны именно сюжетные игры, ведь за ними интересно наблюдать, переживать за героев и всё такое прочее. И кого ни спрошу, вот у всех старшие играли именно в Morrowind, почти повально. Потом у брата появился огромный интерес к Sacred: Князь Тьмы и это была одна из первых игр, которую я прошёл на компьютере полностью, другие как-то забрасывал.

Третье мнение — наиболее прогрессивное, хотя и несколько оторванное от реальности. Деньги в игровой индустрии важны, сама индустрия актуальна, но всё же существует некоторый застой или голод в этой сфере, как мне видится. А почему игры у нас не так популярны? Вовсе наоборот, очень и очень многие играют. Просто цены кусачие, поэтому на вопрос: «купил?», чаще всего получишь ответ: «спиратил!». И не мы одни такие.
Отличная статья, рекомендую к прочтению!
Кино и литература же намного круче игрулек всяких, как минимум на данный момент.
Наблюдая нынешнее состояние кино и литературы (за кино в целом не скажу, а вот в литературе да) — нуууу, прямо скажем, у определённых игр есть очень хорошие шансы отхватить большой кусок культурного внимания. Но пока что не все этим серьёзно занимаются.
Зачем ты мешаешь культурную ценность и массовое сознание? Это же абсолютно разные понятия. В том же кино подавляющее число зрителей предпочитают попкорновые блокбастеры и комикс-муви, когда культурную ценность они составляют весьма посредственную, ее несут совершенно другое кино, наименее кассовое. Та же ситуация и с играми. Культурная ценность не оценивается популярностью.
Так же справедливо будет сказать и про кино с литературой. В массовом сознании одно это жаркие летние блокбастеры на вечерок, а другое беллетристика, не несущая пользы. И что прикажете с этим делать? Не всё так гладко.
А вот у игр, повторюсь, есть шансы, из-за своей молодости, благодаря интерактивности. Глупо отрицать подобную особенность. В США с 2011 года видеоигры официально признаны отдельным видом искусства National Endowment for the Arts. Можете посетить их сайт и поискать информацию там. И даже в России, буквально в октябре 2017 года проходила выставка «Игры и общество» где-то в Новосибирске, как аналог той же самой выставки, но в Бостоне. Существуют те же музеи видеоигр и прочее-прочее. Можно долго спорить на этом поприще, являются ли игры искусством, пока снаружи они делают хоть и маленькие, но убедительные шажки в верном направлении. Да, не все из игр являются искусством, точно так же как и не всё кино с литературой разом ценны культурно. Чтобы разбираться, не надо судить через призму массового сознания, это же просто.
Я слышал, что в том же году, когда и третья часть Морровинда.
Популярность в своём комментарии я и не затрагивал. Ты упомянул про массовое сознание — я тебе ответил тем, на что это сознание более всего падко. Незачем смешивать, так скажем, отдалённых лиц и тех самых посетителей кинофестивалей — для них кино это разные вещи совершенно. Тоже самое с литературой. И играми. Всегда есть категория людей, предпочитающая «просто посмотреть/поиграть, получить эмоции», нежели «попробовать разобраться, что говорит автор и нужно ли оно вообще». Об этом речь.

Если ты слышишь о чём-то впервые, это не умаляет значимости того, о чём ты слышишь :) Людям вообще свойственно интересоваться только чем-то узким или своим. Не видишь ничего убедительного? А оно и не должно тебя убеждать. Эти музеи, выставки и признание — уже культурный феномен, здесь и сейчас. Это решали не мы с тобой, а другого рода люди. Про нишевую историю даже смешно — я могу так же «Оскар» назвать нишевым, но в статусности он не потеряет от этого. В том-то и дело что эти возможности реализуемы. Блин, да о чём речь, если сюжет игры могут переложить в пьесу и сыграть в театре? А на Шведском радио симфонического оркестра играют музыку из какого-нибудь Скайрима или Bloodborne. Вот это настоящее. Игры уже влияют на культуру, просто ты видимо об этом не слышал :)
Человеку в целом свойственно ставить ярлыки на те вещи, в которых им не хочется разбираться. И пол на это никак не влияет. Посмотрите на мужчин в магазине косметики: «1000 рублей за эту баночку?! Бесполезная трата времени и денег!!!». Проще сказать «это для детей (или еще для кого)», чем признать собственную дремучесть в этом вопросе.
Некоторые игры — это уже не только развлечение, но и культурное обогащение, я считаю. Вот как кино, допустим. Или чтение. Тогда все можно развлечением назвать.
А зачем ты мешаешь массовое сознание и популярность?
А на чем у нас массовое сознание строится?
Я вообще не об этом говорил.
Ну так ты говоришь, что в кино с культурной точки зрения все намного лучше, чем в играх, хотя на данном этапе это все меньше и меньше похоже на правду. И что думает об этом большая часть населения роли не играет, ведь и там, и там преобладает «попкорн».
Первый же пример, который пришел в голову. Игры id Software, которые практически создали жанр шутеров от первого лица и сетевую игру в режиме Deathmatch. А теперь мы имеем киберспорт и подобные дисциплины в нем. Чем не культурное влияние мирового масштаба?
Разумеется. В играх может быть что угодно. Но вы вряд ли пойдёте в игры культурно обогащаться или просвещаться. Для получения знаний о культуре и чем бы то ни было, есть научные статьи, книги, документальные фильмы, семинары. Для улучшения реакции и прочих физических навыков есть секции и спортзалы. Для улучшения логики, специализированные литература, всё те же секции и специализированные компьютерные программы. Там вы все необходимое получите в концентрированном виде. А в играх это бонус к основе — развлечению. Так тоже можно получать новые знания и умения, но это не эффективно. Почему-то массово не делают полностью документальных игр. И не делают полноценные учебники из игр.
Да, и как современный культурный феномен игры нельзя сбрасывать со счетов. Но на свете полно людей не разбирающихся в музыке, как современной, так и классической, в картинах, в книгах и даже в кино. Причём, только из-за этого их нельзя назвать необразованными или неполноценными. Чего уж говорить про игры.
Ну и не надо забывать, что люди массово тратят тысячи часов на бессмысленный гринд. Продолжительность «умных» и «культурных» игр, на фоне этого, просто теряется. Не говоря о том, что их в принципе меньше.
Да и видеоигры носят сейчас по большому счёту негативное содержание: пресловутые «стрелялки», убийства и прочее насилие, что сказывается на гибкой детской психике весьма плачевно. На мой взгляд, видеоигры не должны быть доступны, прежде всего, детям. Да и взрослым я не рекомендую проводить свой досуг таким образом.

Да, все игры без исключения только о мясе, матюках, убийствах и голых «сордельках», всё верно…
А вот и нет.

Подобные фразочки говорят о том, что большая часть ненавистников видеоигр — зачастую люди с весьма ограниченным кругозором. Возможно, игры с жёстким содержанием более распространены, ведь народ любит мясо и против природы не попрёшь, но зачем обобщать-то? Есть много милых и по-настоящему добрых игрушек, в которых минимум насилия или оно отсутствует вообще.
Вы что-то в танке засиделись, товарищ.
Игры давно перестали быть ориентированными исключительно на мужскую аудиторию. Есть много девушек, которые не только увлекаются играми, но и стаф по ним собирают, да такой, что многие парни обзавидуются. И они среди нас, буквально рядом, просто не кричат об этом со словами: «Я задротка!»
У меня на работе в комнате отдыха поставили PS4. Когда среди сотрудниов проводился опрос — какие игры купить — большинство девушек сказали, что им всё равно, так как они не геймеры и играть всё равно не будут. Не прошло и полмесяца, как две самые ярые «негеймершы» с дикими воплями начали отрывать друг другу бошки в Mortal Kombat XL.
А вообще большинство населения постсоветского пространства относится к играм, как к детским развлечениям только потому, что распространятся массово эта культура начала у нас в 90-ых, а в США и Европе — на рубеже 70-ых и 80-ых.
Спасибо за такой обстоятельный комментарий! А насчёт «окружение повлияло» — так я сама журналист, вот и пользуюсь положением)
Я написала о том, что застала и помнит в первую очередь женская аудитория, в том числе и я. А углубляться, думаю, в таком материале не имеет смысла)
А насчёт опроса про мобильные игры — я знаю, что эти девушки вовсе не играют, поэтому, логично, что опустила. Это тема для материала уже другого)
Такие дела.
В этом смысле мне когда-то очень понравился как раз Oblivion. У нас с сестрой даже когда-то были читы для него. У него ещё вроде есть продолжение истории, в той же вселенной – Modori… Mawori… на «М» что-то…

Сначала стало немножечко больно, а потом всё-таки смешно.
Кстати, когда уже выйдет вторая часть Скайрима?
Читай также