Устал от микро-платежей и дотошного повторения геймплейных элементов? DLC за пол цены от самой игры, включает в себя лишь перекрашенные шмотки? Любимый издатель стал главным злодеем, и ваша ненависть к нему растет с каждым патчем? Ничего страшного, дорогой читатель, у меня есть для тебя лекарство в виде жанра Immersive Sim («симулятор погружения»). Хоть он в дефиците, я постараюсь рассказать о некоторых его представителях, а так же почему игры данного жанра являются лучшими в индустрии.
Немного истории
Immersive sim, как и многие другие жанры, появился девяностые. Той самой эпохе, когда играм и не снился тот потенциал, которым они обладают сейчас. В то время было достаточно игр в жанре RPG с видом от первого лица, но «имеривности» в них было мало. Тогда и появился один из ключевых фигур в игровой сфере, а в частности в обсуждаемом нами жанре, Уоррен Спектор. Первыми проектами, над которыми он работал, были несколько игр по Wing Commander и Ultima. Но по-настоящему первой знаковой игрой жанра IS считается — Ultima Underworld: The Stygian Abyss. При её создании разработчики руководствовались простой концепцией рисунка, который нарисовали по предполагаемому сеттингу. На рисунке был изображен игровой процесс, на котором демонстрировался интерфейс и монстр, смотрящий, на игрока издали(Страшновато звучит, не правда ли?). В последующей разработке данный тон, изображенный на эскизе, был главным направлением для всей команды. Амбиций было так много, что мало кто верил в успех разработчиков. Они хотели сделать самый настоящий «симулятор подземелья»! Шишки сверху очень сомневались в успехе проекта, тогда как Уоррен считал, что его игра изменит представление об игровом процессе в целом. И вот состоялся релиз.Ultima Underworld:TSA выделялась тем, что сочетала в себе вид от первого лица, боевую систему в реальном времени и реалистичное трёхмерное окружение. Помимо этого она включала в себя множество возможностей, которые впоследствии перенимали другие разработчики. Просто представьте, что в мире, где все играют в Sonic, Mortal Combat и Dune 2 появляется игра, которая обладает нелинейным прохождением, стелсом и все это в огромном подземелье!
Первый блин комом… Oh, wait
Хоть многие и отзывались положительно об игре, продажи поначалу оставляли желать лучшего, что свойственно многим проектам жанра, но спустя время игра приобрела культовый статус, все-таки продалась полумиллионным тиражом (это неплохая цифра по меркам индустрии того времени) и до сих пор является одной из лучших игр. Неплохой старт для жанра!
Ultima Underworld:TSA бесспорно была потрясающей игрой, но первым что приходит в голову при упоминании жанра это System Shock 2, Deus Ex и Thief. Про все игры я рассказывать не буду, лишь кратко о SS 2, т.к. именно эта игра является классической демонстрацией жанра.
Легенда
System Shock, выпущенная в 94 году, во многом походила на Ultima Underworld, в частности интерфейсом и нелинейным игровым процессом. Тем не менее, у игры были плохие продажи, и слишком уж она была похожа на старушку Ultima. Другое дело System Shock 2, увидевшая свет в 1999 году благодаря студии Irrational Games, основанной Кеном Левином, знаменитым среди молодежи лишь по серии Bioshock (которая также является игрой жанра IS). SS 2 делала большую ставку на ролевую составляющую. В игре можно было собирать предметы, чинить их, использовать различные улучшения. Появились интерактивные объекты на локациях, такие как терминалы, компьютеры, причем последние имели не малую роль в повествовании. Видите ли, в IS принято считать, что изрядная доля подачи сюжета должна проходить через дневники, электронную почту, различные записки. Если другие жанры, по большей части, рассказывали нам историю непосредственно через диалоги, то в SS 2, как и в любом другом качественном IS, чтобы погрузиться в сюжет, приходилось читать. Очень много читать. Для чего же это нужно? За время формирования жанра, сложилась условность, которая выделяет его среди прочих. В мире, куда помещают игрока, произошло что-то страшное и узнать, что именно предстоит ему самому. Все случившиеся описывается тремя способами; через окружение, диалоги и различные записки. Диалоги дают поверхностную информацию о произошедшем, в то время как окружение визуально демонстрирует это. Только прочитав в компьютере по близости или на листке бумаги, обнаруженном на трупе, в голове вырисовываются картины, от которых бегут мурашки по коже. Все это выделяло SS 2 и выделяет игры того же жанра среди прочих.
Почему IS является одним из лучших жанров, будучи в упадке?
Упадок
Если расписывать всю историю жанра и говорить о каждой игре по отдельности, то можно и книгу написать. Поэтому возвращаемся из прошлого в настоящие. 2018 год, «Имерсив симов» становиться все меньше в угоду играм-сервисам, насыщенным однообразным контентом, тогда как разработчики тех самых IS работают в ноль. Собственно это и есть причина, почему симуляторы погружения не в ходу. Игровая индустрия это рынок. Если есть спрос, то будет и предложение. Сегодня мы живем в то время, когда игрок скорее купит какую-нибудь Shadow of War, нежели Prey. Соответственно каждый издатель 100 раз подумает, прежде чем отказываться от мультиплеера и внутриигровых покупок. Но делает ли это IS хуже остальных жанров? Неужели 16 часов потрясающего контента и реиграбельность не стоят 40 часов принеси-подай/убей-гусей? Как по мне, тут IS дает прикурить многим.
Один из лучших жанров
Если вас не убедил мой рассказ о System Shock 2, постараюсь принести еще несколько доводов в копилку IS. Возможно, у вас есть любимая книга, читая которую вы моментально погружаетесь в атмосферу происходящего и обнаруживаете себя на пятой главе со словами «ну вот теперь точно, еще одну главу и все на сегодня!». IS имеет ровно такие же свойства. Вы через окружение видите происшествие (додумываете, что случилось). Например – огромный закрытый аквариум с угрями, в котором обнаруживаете человека. Вы можете не обращать внимание, но если вы прочитаете записку у него в кармане, изучите почту у него в компьютере, то поймете, что с ним произошло и представите себе картину того, что случилось. Ровно такой же эффект дают нам книги. Мы представляем себе картину и додумываем ситуацию.
Если и этого вам не достаточно, то, что вы думаете о нелинейность прохождения? Я вскользь писал об этом выше, но не углублялся в детали. Подавляющее большинство IS имеет не один путь до поставленной в игре цели. Игры жанра поощряют любопытство и креативность игрока, в то время как многие более популярные/продаваемые проекты других жанров ведут за ручку. Например, в той же Call Of Duty подсвечивают цель, добраться до которой вы можете строго одним способом (иногда доходит до дебилизма и вам предлагают пройтись по коридору в течение 5 секунд и всё!). Игра типа Prey вам скажет – «вот цель, мне плевать, как ты туда доберешься». И вы не деградируете, вы наоборот – развиваете свое творческое мышление. Каждый раз вам подсовывают ситуации, решить которые вы можете абсолютно разными способами. И это прекрасно.
Итог
Возможно, у вас сложилось впечатление, что я вообще не признаю другие жанры. Спешу сообщить – это не так. Игры типа AC, Call of Duty, Battlefront 2 со своими лутбоксами и микротранзакциями имеют свои плюсы. Более того мне они нравятся. Главный поинт в том, что у нас есть Имерсив симы, которые очень сильно недооценены среди игроков. Я считаю это несправедливым, т.к. потенциала в них очень много. Люди, создавшие такие игры как SS2, Prey, Dishonored, Deus Ex, Bioshock — настоящие мастера своего дела. Надеюсь, в будущем мы еще увидим возрождение золотого века столь разностороннего и умного жанра.
P.S
я прекрасно понимаю, что можно было и большее число игр обсудить. half-life, например или рассказать о серии deus Ex. В таком случае было бы слишком много букв, а я не считаю, что ими обязательно этот текст заполнять.
P.P.S
Я так же знаю, что IS могут быть и в других проявлениях. Например TES или недавняя KKD.
В этом тексте я рассматривал лишь классических представителей жанра.
Спасибо за прочтение!
Лучшие комментарии
не думаю, что этот жанр сейчас находится в упадке больше, чем раньше.
1. в живых серия Deus Ex.
2. DLC для Prey значит, что своя аудитория у Prey есть, а значит и у IS
3. грядёт Ghost Story от Ghost Story Games.
4. Dishonored тоже IS
5. в Arkane Austin, создатели Prey, закипела работа.
если прибавить к этому увеличенное время разработки, то можно прийти к выводу, что IS чувствует себя лучше, чем несколько лет назад, и это только начало.
1. Серию заморозили из-за плохих продаж Mankind Divided
2. Prey, несмотря на DLC, продался довольно скромно и по сути только отбил деньги на разработку и маркетинг, не принеся толком прибыли
3. Что это, не слышал О_о
4. Вторая часть уже несколько проседает по части погружения и «оказуаливания».
Но, на самом деле, не смотря на эти пункты, я согласен с тем, что IS чувствует себя хорошо — просто этот жанр далеко не для всех и каждого. Встречал много людей, которые не поняли чем Прей так хорош, а про серию System Shock даже и не слышали, и их можно понять.
2. все говорят, что prey плохо продался, но где можно посмотреть официальную статистику на данный момент?
3. ex-Irrational Games, создатели Bioshock.