7 апреля 2018 7.04.18 2 2112

Far Cry 4 [обзор игры]

0

Пока неравнодушные люди предлагают подставить салфеточку под вытекающие сопли Йозефа Сида, ваш покорный слуга решил вдруг пойти против системы и узнать, стоит ли спустя четыре года после релиза запускать Far Cry 4. Собственно, а вдруг четвёрка раскроет новые свои грани, оказавшись между предшественницей и последовательницей? Впрочем, зачем строить интригу вокруг не заслуживающего того проекта, название которого (ахтунг, спойлер вердикта!) лучше всего перевести как «Далеко Сру Четырежды»? Так давайте же начнём!

Ныне Ubisoft стараются подходить к разработке своих игр с точки зрения качества. Но всего четыре года назад они выпустили Assassin’s Creed: Unity, Watch_Dogs и Far Cry 4. 2014-й год стал для них если не провальным, то очень уж спорным. Далёкий Плач не спас эту ситуацию. Просто его приняли более радушно только потому, что в отличие от многообещающих в рекламных материалах «Единства» и «Собак», от «Фара» ждали просто повторения успеха триквела. Казалось бы, формула-то его проста и понятна даже ребёнку. Харизматичный главгад, наркоманские миссии, сжигание конопли под Skrillex, безбашенные персонажи, вышки, свобода передвижения, сторонняя активность живого мира, десятки аванпостов, няшная живность, одноклеточная прокачка и открытый мир, карта которого под завязку набита заданиями, значками и коллекционными предметами – де-юре всё это есть. Но де-факто абсолютно всё выше перечисленное в четвёрке проработано столь примитивно, столь ущербно, что не подлежит даже примерному сравнению с триквелом.

Не верьте, что четвёрка – это копия тройки. Это наглая, бессовестная, непростительная, бесчестная ложь, не имеющая ничего общего с реальностью. Такие слова могут позволить себе люди, осилившие только пару часов, во время которых игра хотя бы старается сделать вид, что она-де похожа на свою предшественницу. На деле же разработчики Far Cry 4 взяли всё самое худшее из триквела и построили на этом всю свою игру.

Великолепное художественное исполнение – единственное, ради чего вообще стоит хотя бы раз запустить Far Cry 4

Давайте, однако, начнём с самого лучшего, что есть в игре. Это, конечно, уровень графического исполнения и великолепные красоты Гималаев. В принципе, если из игры вырезать всё остальное, о чём мы поговорим ниже, и оставить только симулятор ходьбы, то, возможно, находиться здесь было бы куда интереснее. Живописные журчащие речки, густые леса, в которых носится самая разнообразная живность, и, конечно, бесконечно красивые снежные горные вершины. Вот ради чего создавалась Far Cry 4, потому что пейзажи тут действительно удались! Впрочем, не только пейзажи – сам по себе уровень графики выглядит весьма достойно даже четыре года спустя, когда мы насмотрелись на Ведьмака 3 и Uncharted 4 с Horizon: Zero Dawn.

Шангри-Ла – атмосферное и загадочное место, которое, похоже, послужило прообразом для Far Cry: Primal.

В общем-то, это всё, чем реально может похвастаться Far Cry 4. А вот ради чего вообще не стоит запускать четвёрку, но не зазорно пройти триквел – так это ради сюжета. Скажем прямо: его здесь нет. Ну, точнее, он тут прописан тоненькой пунктирной линией. Есть тут у нас, значит-с, король всея Кирата Пейган Мин, а против него воюют повстанцы, руководство которых сводится к двум людям – некоторая Амита топит за тягу к светлому будущему, а некто Сабал стоит на стороне традиций и свадьб в шесть лет. Вот, собственно, и весь конфликт. Причём тут главный герой Аджай Гейл? Вообще он вроде как прах матери развеять собрался, но, видимо, он не знает, как это делается. Поэтому ему ничего не остаётся, как беспрекословно выполнять абсолютно все поручения, требования и приказы этой парочки. Если нужно сделать самую грязную работу – зовите Гейла. Какая у него мотивация? А её нету! «Золотой путь мне помог – теперь я их должник», — вот его единственная фраза, которую он соизволил из себя выдавить по этому вопросу. Вот только по факту он сам абсолютно бессмысленно влез в эту гущу, а уж должником после хотя бы первых трёх миссий является уже сам «Золотой путь».

В отличие от Джейсона Броди, который на протяжении игры развивался, как личность, что сразу же поднимает уровень сюжета триквела на высоты искусства, Аджай Гейл абсолютно никак не развивается. С рождения. Его разум – это разум пятилетнего ребёнка, который абсолютно не умеет принимать решения самостоятельно.

Вообще, знаете, если немного убежать вперёд и одним взглядом оценить геймплей, то можно сказать, что настоящим преемником Far Cry стала польская Dying Light. В принципе поляки не слишком-то и изменили эту формулу: вырезали только вышки, а методы передвижения заменили паркуром. В сюжетном плане польская Фар Край примерно так же плоха, как и наша сегодняшняя тема для обсуждения – там тоже главный герой олицетворял собой умственно-отсталую табуретку. Но здесь есть существенная разница: если герой сам желает помочь всем в округе, как это делал Крейн, то с ним проще себя ассоциировать, чем с абсолютно пассивной тряпкой.

Гейл выносит солдат Пейгана сотнями, тысячами! Но стоит ему начать разговор, как он тут же превращается в манекен. Им помыкают, его используют, ему никогда не объясняют, на кой чёрт ему вообще во всём этом участвовать – Гейл всё сделает и так. И даже денег не потребует. Идеальный работник!

Сабал своим видом как бы говорит Аджаю: «Эй, ты, чмошник, метнись-ка мне за пивом и по пути зачисти пару однотипных аванпостов!», и Аджай такой: «Есть, сэр! Так точно, сэр! Будет сделано, сэр! Я для этого был рождён, сэр!» Ну..., точнее, Гейл выдавит из себя что-то вроде: «Ага». На большее количество слов его извилин не хватает.

Конечно, если вы заглянете в Far Cry 4 после продолжительного сеанса деградации в Rainbow Six Siege, во время которого ваш разум достигнет состояния овоща, то, конечно, в этом случае Аджай Гейл предстанет перед вами внебрачным сыном Стивена Хокинга и Альберта Эйнштейна. Однако во всех остальных случаях он в разы тупее, унылее и пассивнее, чем уже упомянутая выше Табуретка из Dying Light. От табуретки хотя бы польза есть: на ней сидеть можно, параллельно наслаждаясь тамошними неплохими дополнительными заданиями. А протухший овощ годится разве что для путешествия в мусорное ведро, где Аджаю самое место.

Вообще тут сами-то диалоги вызывают у игрока испанский стыд из-за своей убогости и бездарности. Все персонажи без единого исключения описаны лёгкими штрихами: вот у нас тут поехавший святоша, вот здесь два нарика, шутки которых перестают быть смешными после первой же встречи, вот наш главный гад, который и сам-то по себе не особо интересен (возможно, из-за заблокированной в официальной Steam-версии русской озвучки), а уж в сравнении с Ваасом так и вообще пустое место. Помните ли вы самого-самого главного злодея из Far Cry 3? Уверен, что нет. Так вот, будь здесь Ваас, то про Пейгана никто бы не вспомнил после первой же катсцены с ним. Короче, ни единого более-менее глубокого характера в Far Cry 4 нет – поголовно клише.

Эти ребята по харизме даже близко не стояли с Кулибиными из Dying Light. Возможно, причина в том, что они даже не пытаются постебать главного героя за тряпичность головного мозга.

Дело могла бы спасти какая-никакая режиссура: всё-таки, к примеру, фильм «Выживший» не может похвастаться умным сюжетом, однако высочайший уровень режиссуры, операторской работы и актёрской игры поднимает это кино в ранг «обязательных к просмотру». Так вот это всё не про Far Cry 4. Конечно, в игре от первого лица сложно камеру вращать на триста шестьдесят градусов, но – эй, разработчики, вы серьёзно? – почти все катсцены Аджай Гейл будет залипать в рожу персонажу, не отворачиваясь. То есть, с игроком на протяжении всей катсцены будет разговаривать говорящая голова. «Качество» режиссуры сбрасывает и так паршиво написанные разговоры на уровень брифинга из короткометражного ролика Duty Calls.

Если вы ещё не поняли, то прямо сейчас на экране разворачивается «бурная» катсцена. Конечно же, игре приспичило сломать свои скрипты в очередной раз и зафиксировать камеру со стволом в руках героя на шестьдесят градусов влево от спорящих друг с другом Сабала и Амиты. Впрочем, знаете, сцена от этого не стала хуже – настолько халтурная здесь режиссура.

Бесконечное уныние – вот что дарит сюжет и постановка Far Cry 4. А уж главный герой… Лучше бы он вообще молчал – хоть умнее бы казался, честное слово! На самом деле, за идиота сценаристы держат самого игрока – не, а на кой чёрт ему рассказывать подробности, которые может сделать большая жёлтая блямба на карте? Точнее, сотни этих блямб!

По сути Far Cry 4 заявила, что её девизом будет знаменитейший монолог Вааса Монтенегро о безумии – бесконечном повторении одного и того же. Сказано – сделано. И вся игра сводится к бесконечному репетативу, к жвачке. Как сюжет описан исключительно пунктирной линией, так той же линией описан игровой процесс. Как поступили разработчики: вот тебе, игрок, четыре бруска, из которых ты должен сделать песочницу. Вот тебе самосвал с песком, который этот песок периодически скидывает тебе на голову без предупреждения. Что-то ещё? Говоришь, тебе лопатку нужно, чтобы в песочнице играться? Хей, у нас есть кое-что получше: рисунок лопатки! И этот абзац написан не ради шутки – это действительно то, что предлагает Far Cry 4. Такое чувство, что разработчики даже не сыграли в предшественницу, а просто составили конспект обязательных гвоздей программы и сбросили их в одну кучу.

Основой Far Cry является вовсе не сама стрельба, а её открытый мир. Триквел мог похвастаться живым, постоянно реагирующим на присутствие игрока миром. Не нужно было пылесосить каждый остров в надежде найти себе приключение на пятую точку – оно само вас там найдёт. Четвёрка в каком-то смысле развивает эту концепцию.

«Эй, не стойте слишком близко! Я – тигрёнок, а не киска!» Самуил Маршак

Игра старательно вываливает на вас миллион событий на квадратный миллиметр карты, но почти ни одного уникального события вы не встретите. Очень редко можно встретить двух сражающихся медведей, к примеру. И даже в этом случае не всё так радужно: допустим, вы вышли с аванпоста, наткнулись на носорога, мирно жующего травку возле дороги, разнесли его из РПГ, прихватив заодно солдат Пейгана и их пативен, а потом получили смертельный хэдшот от снайпера, то будьте уверены: после загрузки ни одна из этих переменных не изменится – всё тот же носорог мирно пасётся в ожидании ракеты в толстую задницу, всё тот же пативен на всех парах несётся навстречу носорогу и всё тот же снайпер будет выцеливать тупую головушку Аджая. Чаще всего в любой точке карты по дорогам будут ездить одни и те же противники, одни и те же орлы будут налетать на вас, пока вы косплеите лошадь из Скайрима, одни и те же курьеры будут с улюлюканьем проезжать мимо вас, приглашая всадить им пулю в голову. Но это всё интересно разве что в первые часы. А затем – затем всё это бесконечно надоедает и начинает – что смертельно для постклассических Far Cry – раздражать.

В Far Cry 3 тоже не было прямо-таки единичных случаев взаимодействия мира с самим собой и с игроками, но в триквеле разработчики знали меру, что не нужно спамить игрока орлами, группировками, курьерами и пчёлами. Причём, в четвёртой части все эти события более-менее отлаженно работают только по одиночке. Стоит игре запустить орла в сражающихся «пейгановцев» и «путёвых», как и у тех, и у других поедет крыша, так как скрипты не могут им объяснить, что нужно делать.

Главное веселье в игре организовывают только животные. Стоит попасть слону или носорогу метательным ножиком в мягкое место, как они вдвоём за вас все аванпосты захватят! Это реально работает, жаль лишь, что встречаются эти ребята не так уж и часто.

Помимо всего этого игра зачем-то суёт вам в лицо, что-де тут теперь не только аванпосты можно захватывать, но и целые крепости. Интересно ли это? Ничуть! Это точно такие же аванпосты, только со стенами. Захватив одну такую крепость, вы, наверно, рассчитываете на достойное вознаграждение? Вот вам ещё тысячу поручений в духе «освободите заложников».

Но всё это случайные события – заранее же записанных активностей в Far Cry 4 чрезвычайно много, но все они – совершенно верно – такие же однотипные, скопированные друг с друга и попросту бездарные, как и всё остальное. «Проедьте по пересеченной местности и доставьте письмо» — это, пожалуй, единственная задача, которая не сводится к примитивной, безыдейной пальбе. Да, это шутер, боевик, скажете вы и будете правы. И раз уж речь зашла о стрельбе – её механика вырвана с корнем из третьей части. Правда, сам «шутинг» в Far Cry 3 не обладал какими-то уникальными свойствами, поэтому и назвать четвёрку преемницей триквела хотя бы в игровом процессе язык не повернётся.

По сути почти каждая основная миссия сводится к прорыву через толпу одинаковых оппонентов. Очень редко (да и то ближе к концу) миссии порадуют хоть каким-то разнообразием. Что касается супостатов, то, конечно, подавляющее большинство врагов – простые бойцы с автоматами, которые служат пушечным мясом. Более-менее весомый интерес представляют разве что представляемые буквально в первые два-три часа игры «сталкеры», которые не видны на радаре и прячутся по кустам, метко выцеливая героя из лука. Но на расстоянии эти ребята абсолютно беспомощны, а встречаются только в лесных чащах, которых в игре не так уж и много. Остальные «особые» противники – либо банальные клише вроде снайперов с лазерными прицелами или миномётчиков, либо закованные по уши в броню ходячие танки. Хотите анекдот? Нередко «гений»-геймдизайнер этим пуленепробиваемым ребятам даёт в руки огнемёт! Открытый мир, уровни, площадью в сотни квадратных метров, а у этих несчастных в руках огнемёты, которыми они могут разве что мух сжигать. А теперь самое смешное – один выстрел из снайперской винтовки в голову положит такую зверюгу на лопатки. Интересно ли после этого с ними воевать? Да ничуть!

Чудеса искусственного интеллекта: ребята влетели в дерево, но всё ещё думают, что они куда-то едут. Если игра умеет развлекать только багами, то либо она называется Goat Simulator, либо у неё большие проблемы.

Иногда герой находит какую-либо убер-пушку – а зачастую игра возрождает его после смерти возле миномёта, потому что в пылу сражения заметить эту дуру реально порой сложно, — так вот, обнаруживает игрок такое оружие и думает: ву-ху, сейчас будет весело!.. Вот только или уровни спроектированы однотипно, или скрипты такие прямолинейные, но поливать из гаубицы огнём болванчиков, идущих всегда одними и теми же путями, надоедает через пару залпов. Болваны вас могут задавить только числом – на большее их мозги не способны. И всё это повторяется в подавляющем большинстве основных и во всех дополнительных миссиях. А их тут реально много – если бы игра проходилась за десять часов, то, возможно, спрос был бы с неё другой. Но она тянется под тридцать-сорок часов, а это уже очень и очень печально.

В совокупности с бездарным дизайном уровней и низким показателем интеллекта у противников стрелять в игре попросту скучно. А если в шутере скучно стрелять – это плохой шутер. В тройке воевать было весело, здесь – строго нет. Да что там «стрелять»! Боссы-вертолёты! Вы думаете, я шучу сейчас? Почти в каждой третьей основной миссии прилетает вертолёт, который можно сбить исключительно из РПГ или его аналогов. У вас нет РПГ? Страдайте, ибо расстрелять из автомата пилота не получится, потому что «птичка» любит зависать над вами и палить из своего пулемёта, снося здоровье быстрее, чем шаурма, купленная на вокзале. Босс-вертолёт… Это какой-то две тысячи второй, ей-богу!

Да и просто посетить в Far Cry 4 абсолютно нечего. Нет ни одной по-настоящему крутой достопримечательности. С другой стороны, количество транспортных средств заметно выросло с прошлой части, поэтому путешествовать по безумно красивому, но скучному миру становится не так уныло.

Этот пепелац позволит вам быстро переместиться к ближайшей не покорённой ещё вышке, минуя все раздражающие препятствия, старательно создаваемые открытым миром.

Только Шангри-Ла является реально очень любопытным местом, да ещё и наркоманские миссии заткнуло за пояс. А вот сами миссии под грибами ничего кроме эпилептической цветовой гаммы предложить не могут – шутка ли, одна из таких задач требует, чтобы вы: а) проплыли через абсолютно коричневую пещеру, б) сели на катер и прокатились по прямой, наблюдая взрывающиеся и вырастающие из-под воды здания и лодочки. Всё. Что, простите? Вы, разработчики, это называете «весельем»?.. Хей, парни, это так не работает!

Шутка про «пропавшие вещи, похоже… пропали» встречается в каждой наркоманской миссии. Наркоши, выдающие вам эти задания, даже и не скрывают того, что они в очередной раз отобрали ваш шмот. Весело ли это больше, чем одну миссию? Ну, конечно же, нет!

И, словно фундаментальных ошибок и халтуры в геймдизайне мало, игра четырёхлетней давности напичкана багами и ломаными скриптами, как вы это и сами поняли из многих выше виденных скриншотов. Банальный пример: ваш покорный слуга подошёл к двери, за которую нужно пройти. Только я зажал кнопку её открытия, как вдруг создаётся контрольная точка и дверь перестаёт реагировать на мои действия. Отхожу я на пять метров назад в надежде, что, если я подойду снова, кнопка открытия дверь появится, но вместо этого игра мне пишет: «Провал задания». Весело, не правда ли? Хорошо, после загрузки игра переместила меня на ту сторону и всё продолжилось, как и должно. Вот только таких поломок в игре много. Раздражает ли это? Да, более чем. Можно простить технические недоделки маленькой студии, но не одному из крупнейших разработчиков планеты.

В статике не очень понятно, что не так в этом кадре – на самом деле, этот самолет просто замер в воздухе. Мелочь – да. Однако подобных мелочей в игре четырехлетней давности десятки!

Far Cry 3 задала тенденцию: отныне серия создаётся для развлечения игрока. Четвёрка может лишь утомлять – это симулятор разносчика писем. В принципе умные люди и такой симулятор могут сделать интересным, если приложат усилия. Но разработчики Far Cry 4 соизволили создать инструменты, но ничего с их помощью не построили. Унылая утомляющая рутина – вот что предлагают разработчики. Хотите что-то похожее на Far Cry 3? Есть пятая часть. Душит жаба отдавать два куска? Тогда что-то схожее может предложить Dying Light. Четвёрка же имеет с предыдущей частью ровно два общих параметра: слово «Far» и слово «Cry».

Возможно, отдельные элементы Far Cry 4 не так и плохи и не слишком и раздражают, но в совокупности они порождают вот это… И всё-таки Far Cry 4 всё же стоит купить – чтобы в первые два часа успеть понаделать скриншотов с фотоаппарата, могущего отключить интерфейс, а потом… Потом сделать возврат средств и предать эту бездарную, безвкусную поделку забвению. В системе оценок стопгейма Far Cry 4 вряд ли заслуживает что-то выше «Проходняка».


Лучшие комментарии

Че, Пацаны, ДалеКо Плачем Четырежды?
Полностью согласен. Хотел за неделю пройти не вышло. Меня хватает ровно на две миссии в день.Причем не важно сюжетное это миссия захват блокпоста или какой-нибудь сайд.
Читай также