Сколько Гордон Фримен пробыл в стазисе? Двадцать? Двадцать пять лет? После событий в научном центре «Черная Меза» мир изменился не в лучшую сторону. Человечество на грани вымирания. Мир снова нуждается в его помощи. Так проснитесь же, мистер Фримен… Проснитесь, вас снова ждут великие дела.
После четвёртого прохождения Half-life 2, я решил, что хотел бы поделиться с вами своими мыслями о ней. Сразу скажу, я не написал ничего нового о Half-life 2, просто потому что это невозможно. Однако в чём секрет Half-life 2? За что люди так сильно любят Half-life 2? Почему она считается лучшим шутером от первого лица и почему многие ждут её третьей итерации?
За что мы любим Half-life 2?
За разнообразие. То, чего не хватало в своё время Doom 3 и F.E.A.R., здесь присутствует в каждом аспекте. Геймплей, локации, виды оружия, противники и события, в которых мы принимаем участие. Каждая глава игры даёт игроку новые ощущения. Погоня по городской канализации сменяет поездка по болотам на воздушном катере. Получив гравипушку, мы попадаем в мрачный городок Ревенхольм, где помогаем харизматичному священнику бороться с толпами зомби с помощью самодельных ловушек. После нам дают багги, и мы мчимся с ветерком по шоссе, исследуя локации с заброшенными домами. Далее мы приручаем муравьиных львов, используя феромоны их королевы, и вместе с ними берем штурмом тюрьму Альянса, и так далее.
Half-life 2 рисует мир будущего так, как не делала прежде ни одна другая игра. Во многом благодаря художественному директору Виктору Антонову, — мой ему низкий поклон, — игра имеет столь уникальный стиль и атмосферу. То, чего в своё время не хватило другому конкуренту – Far Cry, — чтобы по-настоящему вовлечь игроков. На самом деле не только этого, но об этом как-нибудь в другой раз. В то время как большинство других игр пытаются имитировать стиль таких кинофильмов как Бегущий по лезвию, Пятый элемент, Чужой, Звездные войны и другой популярной фантастики, Half-life 2 рвёт все шаблоны. Она особенная, как и оригинал. В подражании нет ничего плохого, если это сделано талантливо и с умом. Тем не менее, креативный подход всегда будет цениться людьми больше, поскольку он интереснее и делает игру более примечательной на фоне всех остальных. То видение будущего, что мы можем наблюдать в Half-life 2 не похоже ни на одно другое.
Архитектура зданий, сломанные старые автомобили, предметы быта внутри помещений и славяноязычные надписи создают дух Восточной Европы. Мир игры чувствуется естественным, реалистичным и бесшовным, а зрительное великолепие посещаемых нами мест поражает от начала до конца. И что самое странное: путешествие по Сити 17 и его окрестностям очень гармонично сочетается с техно-музыкой композитора Келли Бэйли, которая, казалось бы, не имеет никакого отношения к странам бывшего СССР и родине художественного директора.
При том, что Half-life 2 линейная игра, локации уровней не ощущаются ограниченными. Движок способен отрисовывать открытые пространства, и разработчики студии Valve не стесняются пользоваться этим. Например, проезжая вдоль побережья моря по Шоссе 17 в 7 главе, мы можем заходить в заброшенные здания, чтобы получить дополнительные боеприпасы или аптечку. В очередном заброшенном доме можно внезапно наткнуться на обвешенного кислотными хэдкрабами зомби или отряд Альянса. Сворачивать с пути необязательно, но это дарит игроку чувство открытия и вознаграждает за любопытство.
За интерактивность. Первая игра, которая действительно дала почувствовать игрокам реалистичное окружение. Все предметы ведут себя согласно законам физики и являются неотъемлемой частью геймплея. Падение ящиков, бочек, кирпичей и других объектов просчитывается игрой в реальном времени. Не менее правдоподобное освещение, эффекты бликов и отражений дополняют эту картину.
За сюжет и персонажей. Все герои игры запоминаются. Лицевая анимация и по сей день изумляет. Садясь за игру во второй раз четыре года назад, я уже отчетливо помнил, как кого зовут, как кто выглядит и некоторые по-особенному интересные диалоги между ними. В то время как первая Half-life не могла похвастаться столь яркими персонажами, вторая игра достигла в этом невероятных успехов. Всем положительным персонажам удается импонировать игроку, особенно девушке по имени Аликс Вэнс. Комсомолка, спортсменка, … ну вы поняли. Аликс Вэнс очень приятная и милая девушка. И в отличие от многих других героинь видеоигр она берет не сексуальностью, а своей харизмой. А какое у неё чувство юмора …
Ну ладно, над чувством юмора нужно немно-о-о-ожко поработать. Но кого я обманываю? Признайтесь. Вы смеялись.
Как Half-life 2 повлияла на игровую индустрию?
Сказать сильно, значит не сказать ничего. По сути Half-life 2 эталон жанра FPS и линейных приключенческих игр. И тут следует привести примеры.
Разработчики из студии Naughty Dog, которая по праву считается одной из лучших в игровой индустрии, любят Half-life 2 и стараются делать свои игры такими же разнообразными и увлекательными. Об этом в одном из интервью читателям поведали Брюс Страли и Нил Дракманн. Эти двое вообще любят рассказывать об играх, которые их вдохновляют, упоминая такие игры как Resident Evil 4, Fatal Frame 2 и, разумеется, в первую очередь Half-life 2. Например, создавая The Last of Us авторы делали каждую главу уникальной, не похожей на предыдущую. Точно так же, как это делали Valve в Half-life 2. Что вне всяких сомнений у них блестяще получилось.
Вдохновляясь Half-life 2, Irrational Games так же как и Naughty Dog, тоже смогли достигнуть своих впечатляющих результатов. Геймдизайнер, творческий директор и один из основателей студии Irrational Games, Кен Левин, создавая ИИ-компаньона для игрока в BioShock Infinite, был впечатлен Аликс Вэнс. Так на свет появилась ненаглядная Элизабет. Высокий уровень динамики в игровом процессе, захватывающий сценарий и многообразие происходящего в духе Half-life 2 также прилагается.
Замучаешься перечислять разработчиков, которые твердо уверены в том, что интерактивность окружения в Half-life 2 стала важным переворотным моментом для всей игровой индустрии. Сейчас каждая уважающая себя команда творцов старается создать игру, в мир которой игрок бы по-настоящему поверил. Без этого не обходиться даже интерактивное кино, как например Life is Strange, где игрок может взаимодействовать со многими предметами вокруг себя. В частности Клифф Блежински считает живое окружение Half-life 2 одним из нескольких огромных достижений, которые были сделаны студией Valve в сиквеле своей легендарной игры. В чем, я думаю, мы все всецело согласимся.
Всегда есть к чему придраться …
Но я не буду. Идеальных игр не бывает и у Half-life 2 так же, как и у всех остальных есть свои недостатки. Ну, разве что чуточку покритикую слабый искусственный интеллект тиммейтов в 11 главе «За Фрименом!». Вот ты приказываешь им – стойте здесь. Они тебе: «Да, Фримен!», «Есть, Фримен!». Не проходит и десяти секунд, как твои подчиненные уже прут как танки на мины. Ну как можно быть такими тупыми?! Я же вам приказал – не двигайтесь, дайте мне обезвредить путь. Хотя, может быть, это было сделано разработчиками из Valve специально. Ведь мы имеем дело не с профессиональными бойцами, а обычными людьми, которые отвоевывают свои дома у пришельцев. Поэтому они такие непослушные и допускают нелепые ошибки. Впрочем, у меня получалось довести до конца большую часть из них живыми, играя на трудном уровне сложности. Так что, ничего невозможного нет и к этому можно привыкнуть.
К слову о сложности, в интернете бытует мнение, что первая Half-life на трудном уровне сложности была хардкорнее, в то время как вторая игра на том же трудном уровне сложности стала легче. С этим я даже отчасти соглашусь. Комбайны действительно не такие агрессивные, как десантники в «Черной Мезе». Правда, это с лихвой компенсируется безжалостными страйдерами. Моментов с платформингом как в первой части, например, прыжки по островам в мире Ксен (Xen), во второй части стало поменьше. Тем не менее, во всём остальном Half-life 2 бесспорно превзошла оригинал. Впрочем, если вы иного мнения, напишите, что вы думаете по этому поводу.
***
Для меня Half-life 2 одна из тех игр, к которой приятно возвращаться. Даже несмотря на то, что история завершилась на клиффхэнгере с многоточием, хочется пережить это приключение ещё раз, а потом ещё раз и ещё раз. Вновь встретиться с полюбившимися персонажами, Отцом Григорием, робопсом, Илаем, доктором Кляйнером, Джудит, Барни и, конечно же, обаятельной Аликс Вэнс. Постойте, кажется, я кого то забыл. … Ламарр! Негодница. Куда же ты опять запропастилась?
Лучшие комментарии
Я в окно его прямо сейчас наблюдаю >_<
Это вроде как сказать «Игра божественна, мне и многим она нравится, потрясающая игра, вот за это и за это её хвалю, отличная игра, ею даже вдохновлялись, спасибо разрабам, крутая игра!»
Зен
Автору плюс за старание, за то, что попытался о ХЛ2 написать, но видимо с обзорами у СГ вообще туго, раз это обзор недели.
P.S. No offence.
Я понимаю душевный порыв поделиться, какая-то ностальгия по, бесспорно, замечательной игре. Сам недавно прошёл и остался в восторге. Но, чел, с такой подачей это не обзор. А даже если бы и был, уж что-что, а по этой игре он в данный отрезок времени не нужен.
Два абзаца с обилием вопросительных предложений в начале? Один подобный абзац — хорошее решение, два вподряд не стоило, как по мне.
Почти тоже, что и с вышесказанным. Две вставных конструкции вподряд. С вопросительными предложениями такой фокус проходит, со вставными конструкциями — нет, бросается в глаза.
Но в целом это так, мелочи.
Что же по смысловой части обзора… Ну предположим, что решение сделать пост в стиле «За что любим» было верным. Гравипушка. Ты очень мало уделил ей внимание, а ведь в том году возможность убивать летящими на сверхзвуковой скорости унитазами (впервые ли или нет — я не помню, по-моему все же впервые) тоже сводила с ума. На моей памяти немало людей обсуждали именно этот аспект и старались при возможности проходить игру только гравипушкой.
Конечно, без обид.
Игра насамом деле средняя, но хорошо проработанная, тут был прорыв технологий типа грави Пушки и поэтому игра получила много Номинация и наград в 2004-2006 годах. В целом игра средняя, пустой мир и локации, оружее деревянное (автомат ужасный, дробовик так себе с пистолетами, только Базука норм). Вот в Дум 3 оружее и физика в разы лучше например. Вобщем перепройдя в 2023 году я бы 6 из 10 дал больше проходить не хочется… скучненько и кривые роботы… сейчас в это уже не играется, а вот ДУм 3 да там атмосфера хорора и реграбильность выше.