Здравствуйте, уважаемые читатели сайта stopgame.ru! Сегодня я хотел бы продолжить некоторую серию блогов, посвящённых стрелковому оружию в играх, которую я давненько уже забросил. Звездой сегодняшнего рассказа стал знаменитый советский, а ныне и российский пистолет ПМ.
Краткое FAQ
Пистолет был разработан в 1948 году советским оружейником Николаем Фёдоровичем Макаровым и принят на вооружение в 1951 году. Этот пистолет должен был заменить в советских ВС пистолет Токарева ТТ, в конструкции которого были найдены серьёзные недостатки во время Великой Отечественной войны. За основу был взят популярный среди полицейских и офицеров Германии пистолет Walther PP, конструкция которого была существенно доработана советским конструктором в плане простоты обращения и надёжности. ПМ использовал новый тип боеприпасов – пистолетные патроны калибра 9х18 ММ, позже ставшие стандартными для оружейной промышленности СССР и Российской Федерации.
При довольно компактных габаритах, предусматривающих скрытное ношение оружия, по своим ТТХ пистолет Макарова не уступал пистолету ТТ, и вскоре вытеснил последний из армии и милиции. Пистолет был очень удачным, поэтому вскоре появилось большое количество его легальных и не очень клонов в различных армиях мира, в целом, точно так же, как это было некогда с автоматом Калашникова.
В наши дни существует множество модификаций базовой версии пистолета Макарова. Одна из них – ПММ. Разработанная и принятая в 1990-х годах модификация, под более мощный патрон. Также отличается рукоятью иной формы и 12-зарядным двухрядным магазином. Большую популярность имеют и нелетальные версии ПМ, коих есть великое множество. Тут и пневматика, и газовые пистолеты, и травматические, но обо всём этом рассказывать получится слишком долго и муторно. К тому же к оригинальному пистолету многие его вариации отношение имеют весьма посредственное.
Отдельного упоминания заслуживает советский бесшумный пистолет ПБ, разработанный в 60-х для принятия на вооружение отрядами специального назначения. Существует довольно распространённое мнение, о том, что данный пистолет создан на основе пистолета Макарова, то есть по сути является ПМ, но имеет небольшие доработки. Этому мифу способствует и внешний вид пистолета, однако конструкция ПБ разительно отличается от пистолета Макарова. По большому счёту с ПМ пистолет роднит лишь магазины, которые с ним используются, конструкция ударно-спускового механизма, да некоторые внешние параметры, вроде формы рукояти. В остальном же ПБ имеет совершенно другую конструкцию, созданную оружейником А. А. Дерягиным.
S.T.A.L.K.E.R. (2007-2009)
Если какая игра и должна открывать список игр, в которых присутствует ПМ, то это естественно S.T.A.L.K.E.R. Во всех трёх частях этой знаменательной серии пистолет Макарова присутствует и играет важную роль «стартового оружия». Он выдаётся вам в начале каждой игры по умолчанию, и с ним придётся пройти сравнительно большой кусок игры до появления годных альтернатив. За исключением «Зова Припяти», пожалуй, где пистолеты как класс вообще целиком и полностью бесполезны из-за возможности поставить во второй слот любое оружие. К несчастью, позиция начального оружия, говорит о том, что по характеристикам ПМ в «Сталкере» донный. У него, пожалуй, худшие характеристики среди всего оружия в игре. Урон крайне низкий, точность и скорострельность тоже не блещут. По суть главные достоинства ПМ в этих играх – надёжность и распространённость. То есть, как последний шанс на выживание данный пистолет вполне котируется. Он дешёвый, долго изнашивается, патроны для него широко распространены. В общем то, больше о нём сказать и нечего, вполне классический пистолет начального этапа, который используется первые несколько часов игры, а позже заменяется на более эффективные образцы.
Также этот пистолет присутствует и в типа «духовном наследнике серии» «S.T.A.L.K.E.R.» — игре Survarium, которая является средненьким мультиплеерным шутером. Честно говоря, не люблю эту игру, но не упомянуть не могу. В ней положение вещей, по сравнению со «Сталкером» немного меняется. Здесь роль стартового «слабачка» отдаётся ТТ, а пистолет Макарова является первым покупным пистолетом. Это несколько укрепляет его положение на поле боя. Он не начинает массовый геноцид сервера, как бы того ни хотелось, но вполне неплохо показывает себя в ситуациях, когда кончились патроны в винтовке, или во время перезарядки из-за угла выскочил враг.
Call of Duty: Black Ops 1-2 (2010 – 2012)
Как ни странно, несмотря на увеличивающийся с каждой частью «колды» арсенал оружия, включающий некоторые очень экзотические образцы, вроде дробовика Bulldog, классический пистолет Макарова появлялся исключительно в двух частях подсерии Black Ops, где, кстати, было и самое большое количество клюквы, но не суть. В первой части ПМ был довольно редкой штукой. По факту он единожды становился главным действующим лицом десятиминутного отрывка во время побега из Воркуты и всё. После этого момента найти его было довольно затруднительно. Конечно, можно подобрать трофейный ПМ у раненых противников, но такая возможность предоставляется крайне редко, а патроны для него останутся в дефиците. При этом всём пистолет не только очень красиво и детально нарисован, но и очень удобен в использовании. У него довольно высокий урон и скорострельность, поэтому стрелять из ПМ – одно удовольствие. Но, хваля внешний дизайн пистолета, я не могу не сказать о таком минусе, как анимация перезарядки. Она ничем не отличается от перезарядки остального оружия, но сам ПМ отличается от остального оружия. У него защёлка магазина находится в основании рукояти, что делает невозможной перезарядку одной рукой. К несчастью, этот момент в Black Ops не учтён.
Однако он учтён во второй части, где перезарядка ПМ имеет другую анимацию. Да и сам пистолет здесь гораздо доступнее. В Black Ops 2 появилась система настройки снаряжения перед началом уровня. То есть вы можете самостоятельно выбрать любой пресет оружия перед началом миссии, а также на уровнях будут встречаться ящики с боеприпасами, где вы сможете пополнить свой боезапас. К тому же количество патронов для пистолета увеличилось до 160-ти. Это решает проблему с пополнением боезапаса ПМ из прошлой части, поэтому если вы фанат данного оружия, то никаких проблем с его использованием у вас не должно возникнуть.
Far Cry 2 (2008)
ПМ появлялся и в нескольких играх и от Ubisoft, но наиболее значим, он, пожалуй, для Far Cry 2. Кстати, французы как раз были не в курсе о различиях между ПБ (он же 6Р9) и ПМ, поэтому во второй части обозвали творение Дерягина Silent Makarov, или в русской версии «ПМ с глушителем 6Р9». Сам ПБ появлялся и в последующих двух частях, а вот ПМ был только во второй части. Здесь, он, почти как в «Сталкере», по сути стартовый пистолет, однако в отличие от своего «Чернобыльского» варианта это совсем не означает худшие характеристики в игре. Хотя ситуация действительно похожа на ПМ из украинской игры. Здесь он тоже маломощный и не очень точный, однако, у него очень низкая отдача и высокая скорострельность, что позволяет в критической ситуации просто расстрелять весь магазин во врага за пару секунд. Также, в отличие от «Сталкера», в Far Cry 2 проблема поломки оружия действительно встаёт ребром. Если в Зоне довольно легко починить оружие на любой из баз, либо же найти ему аналог в хорошем состоянии, или же, в конце концов, просто переключиться на любой другой ствол, коих может быть несколько, причём любых. В Far Cry 2 же такое не прокатит. Поменять оружие на новое можно лишь на одном из складов, до которого ещё нужно добраться. Подбирать оружие категорически не рекомендуется, ибо всё оно убито в хлам, а брать с собой десяток пушек нельзя, только три штуки, да и то они распределены по конкретным слотам. Из-за этого надёжность оружия становится важнейшим фактором. Например, одна из самых удачных сборок второго Far Cry звучит как: «пистолет + снайперская винтовка + гранатомёт». Она является одной из самых эффективных для большинства ситуаций в игре, однако, стоит отметить, что и винтовка и гранатомёт довольно узкоспециальное оружие, и лишь пистолет более-менее универсален. Поэтому если вы используете в качестве «сайдарма» оружие с низкой надёжностью, то играть будет очень непросто. С пистолетом Макарова же таких проблем не бывает никогда, и это и является решающим фактором, из-за которого я могу с чистой совестью назвать ПМ лучшим полуавтоматическим пистолетом в игре.
Vietkong 2 (2005)
Вьетнамская война – довольно интересная тема с исторической точки зрения, однако, игры, которые раскрывают данный сеттинг можно сосчитать по пальцам. Из шутеров, посвящённых этой войне, я могу вспомнить разве что обе части Shellshock, да сетевой адд-он для Battlefield: Bad Company 2. Ну и нельзя обделить вниманием предстоящий сиквел мультиплеерного дополнения (как бы странно это не звучало) для шутера Red Orchestra — Rising Storm 2, который будет полностью посвящён сражениям во влажных и душных джунглях. Однако, пожалуй, наиболее известным и удачным примером будет являться серия «Вьетконг». Лично я играл только во вторую часть, которая, судя по некоторым отзывам, общественности была не по нраву. Мне подобная реакция непонятна, поскольку даже в 2016 году кампания играется вполне бодро, а графика, может и не поражает воображение, но как минимум приятна глазу. Большим плюсом игры также является обширнейший арсенал стрелкового оружия. Среди тонны различных редких стволов можно найти и легендарную советскую классику. В игре «Вьетконг 2» ПМ является стандартным пистолетом бойцов Вьетконга и наиболее часто встречается в игре. Тут он обычный средний ствол, ничем не блещущий. У него нет высокого урона, как у М1911 или глушителя как у «Нагана». Просто пистолет без излишеств. На самом деле, единственная причина пользоваться им в этой игре – чисто эстетическая. Нарисован он здесь приятно, однако часто пользоваться вы вряд ли им будете. «Вьетконг 2» местами бывает довольно сложной в прохождении, поэтому куда логичнее применять различные штурмовые винтовки и карабины, а пистолет оставлять исключительно для добивания врагов при недостатке патронов.
Uncharted: Drake’s Fortune (2007)
Как ни странно, в самой популярной серии игры для консоли Playstation пистолет Макарова не просто присутствовал, но и был, если можно так сказать, «лицом игры», потому что на обложку попал Дрейк, держащий в руках именно это оружие. Вообще, ему отводилась довольно большая роль во время почти всей игры. Оружия в первой части «анча» было не очень много, а приоритет в лице вторичного оружия отдавался именно лёгким полуавтоматическим пистолетам, поскольку они предоставляли идеальный баланс между убойной силой, скорострельностью и запасом патронов. Из такого класса в игре представлены только «Беретта» 92FS и наш гордый ПМ, поэтому с ним предстояло провести добрую половину игры, до появления его итальянского коллеги. К сожалению, такой же важной позиции в последующих играх серии ПМ не получил. И вообще никакой не получил. Почему то ни в одной из последующих трёх частей его вообще нет. Хотя, возможно, я дико фейлюсь, и он будет в 4 «анче» ближе к концу, куда я пока не добрался, но это не суть важно.
В самой игре, как я уже говорил, ПМ является одним из двух наиболее приятных вариантов для оружия в первый слот, поскольку «Узи» косой и патроны сжирает в момент, «Дезерт Игл» может и мощный, но патронов почти всегда нет. Поэтому как раз девятимиллиметровые пистолеты наиболее предпочтительны. Чисто по ощущениям, ПМ вообще ничем не отличается от 92FS кроме объёма магазина, поэтому, конечно можно отдавать предпочтение ему, но совершенно не обязательно. К тому же это у вас вряд ли получится. Во второй половине игры появляются более крутые наёмники с более современным вооружением, поэтому, скорее всего, найти боеприпасы для пистолета Макарова у вас не выйдет.
Resident Evil: Revelations 2 (2015)
У ПМ очень странная карма: во многих играх, из тех, что я вспомнил сегодня, ему отведена роль стартового оружия. Далеко не всегда это плачевно отражается на его характеристиках, однако факт остаётся фактом. Именно это положение в балансе занял данный пистолет и в последнем спин-оффе к знаменитой серии Resident Evil. До неё ПМ в серии игр не появлялся, однако эта часть имеет ярко выраженный славянский колорит, что отразилось и на используемом героями арсенале. Как минимум, помимо «Макарова» здесь есть ещё винтовки Мосина и Драгунова, а также классический АК. По факту, во вторых «Откровениях» ПМ повторяет самого себя из Uncharted. Очень неплохой пистолет на всех этапах игры, но! В игре помимо него присутствует немецкий HK USP, который появляется во второй половине прохождения и лучше советского пистолета во всём. Однако его можно случайно пропустить, и тогда ПМ станет вашей главной «надеждой на побеждение» и на вторую половину игры тоже. И, в целом, довольно успешно. Опять же, стоит снова сказать, что, несмотря на своё имя и легендарность, ПМ – всего лишь пистолет, что в играх, как правило, не делает его незаменимым. Собственно, такая же ситуация и здесь. Помимо пистолета в распоряжении Клэр Редфилд всегда будут дробовик, винтовка и пистолет-пулемёт. Поэтому если вы забудете найти USP, то ПМ выручит вас в ситуации дефицита патронов для остального оружия, или при перезарядке, или против слабых противников. Другое дело, если вы не поменяете двустволку на помповый дробовик. Тут уже без разницы, какой у вас будет пистолет, сложности будут конкретные.
Rainbow Six: Siege (2015)
Последний раз, когда лично я видел пистолет Макарова в играх, я играл в новенький соревновательный шутер от Ubisoft. Пистолет Макарова доступен всем оперативникам подразделения «Спецназ». Помимо него в игре присутствует современный и в некотором смысле инновационный российский пистолет ГШ-18. Какой из них лучше – вопрос философский. С одной стороны, ГШ имеет объёмный магазин и большую скорострельность, однако огромный разброс и низкий урон. С ПМ всё ровно наоборот. Также сложен вопрос об эффективности данных пистолетов при использовании щита, который доступен оперативнику Fuse. Забудем, что со щитом данный персонаж будет менее эффективен, чем с автоматом и просто предположим такой сценарий. С одной стороны, ГШ может быть эффективнее, потому что им можно заспамить противника в ближнем бою, не вылезая из-за щита. К этому располагают как раз магазин и скорострельность. Однако, почему-то, видимо исключительно баланса ради, на него нельзя навесить ЛЦУ, без которого геймплей со щитом практически невозможен, несмотря даже на тот факт, что на боевом ГШ рейки для подствольного оборудования присутствуют. А на семидесятилетнем ПМ такая возможность внезапно есть. Поэтому, если отбросить реализм, то при игре со щитом большой разницы между этими двумя пистолетами нет. С одним у вас больше шансов случайно попасть в голову, высаживая большое количество пуль в сторону противника, с другим – более точно прицелиться даже из-за щита, но при этом патронов в магазине у вас очень мало. Кстати, пистолет в игре называется ПММ, однако это не он. В игре присутствует классический ПМ с красноватой бакелитовой рукояткой и восьмизарядным магазином. ПММ же, напомню, имеет более эргономичную рукоять из чёрного ударопрочного пластика и 12-зарядный магазин. «Siege» не первая игра, где обычную версию пистолета Макарова почему-то называют именем его младшего брата, и я, хоть убейте, не вижу в этом смысла. Обычно так делают, чтобы уйти от ответственности за авторские права, например, немецкий МР5К в Battlefield 3 назывался М5К. Такой способ ненамного изменяет название так, чтобы оно оставалось узнаваемым, при этом разработчики могут использовать внутриигровую модель оружия, копирующую боевой оригинал. Однако ведь оружия с названием М5К в жизни не существует, в отличие от оружия с названием ПММ. Поэтому смысла в этом вроде нет. Если вам что-нибудь известно о причинах переименования ПМ, был бы признателен, если бы мне их озвучили.
***
На этом, пожалуй, всё. Спасибо, что уделили данному посту некоторое количество своего времени, и поскольку эпические вступления и завершения текстов я писать не умею, и их всё равно никто не читает, то просто удачи всем!
Лучшие комментарии