Приветствую. С момента, когда показали дебютный трейлер «Mafia 3» и были представлены первые кадры геймплея, прошло уже довольно много времени. Сейчас, когда паровозик хайпа слегка сбавил обороты, а пожар в комментариях успел остыть, настал момент выдохнуть и всерьёз поговорить о том, почему «Mafia 3» — не переосмысление и не перезапуск, как заявляют некоторые, а самое прямое продолжение серии, которое, в потенциале, может развить идеи предыдущих частей и вывести их на совершенно иной уровень.
На всякий случай предупрежу, что здесь будет анализироваться история обоих предыдущих частей. А потому СПОЙЛЕРЫ!
Этот мир не управляется законами, написанными на бумаге. Он управляется людьми.
Томас Анджело
Небольшая историческая справка: первые мафиозные организации появились в Италии в середине 19-го века, и эти группировки позиционировали себя как вигиланты: люди, взявшие в руки оружие, чтобы пресекать произвол власть имущих против простых людей. И когда в начале 20-го века, на волне иммиграции, они сформировались в США, одной из целей было благое, в общем, намерение: защита интересов иммигрировавших сограждан.
Но к середине двадцатого столетия многое переменилось, и уровень интересов и целей мафии постепенно деградировал вместе с торговлей наркотиками, сутенерством, убийством политиков, междоусобными войнами и постоянными предательствами внутри организаций. По сути, они превратились в тех, кого когда-то презирали — обыкновенных бандитов, не сильно отягощающих себя какой бы то ни было моралью. И серия «Mafia», по моему мнению, как нельзя лучше отражает этот процесс.
Всё не так просто, как нас учили в начальной школе. Но всё же хорошо иметь твёрдые убеждения и придерживаться их. В браке, в преступлении, в войне — везде и всегда.
Томас Анджело
Многие, поминая первую часть серии, утверждают, будто она про гангстерскую романтику, про эстетику томмиганов, периода сухого закона и фетровых шляп. Но, если приглядеться, то никаким романтизмом в истории Томас Анджело и не пахнет.
Начать тут стоит с того, что Том никогда не хотел становиться частью мафиозной семьи или вообще брать в руки оружие. Примкнуть к клану Сальери его вынудили обстоятельства. При этом мафиози он становится в обход обряда посвящения, который так и не был проведён, что подчеркивает идею о том, что для Анджело это чуждый мир. Это не его стиль жизни, не его выбор.
На протяжении всех двадцати глав до нас последовательно доносят идею о том, что мафиозные семьи, будь то хоть клан Морелло, хоть клан Сальери — это сборище мразей. Персонажи, в первую очередь сам Анджело, чётко проговаривают идею о том, что между вспыльчивым и жестоким Морелло и интеллигентным Сальери, в конечном счёте, не так много различий.
Сальери, в какой-то степени, оказывается даже страшнее Морелло, так как Морелло, при всей своей жестокости, довольно прост и прямолинеен. Он признанный бандит и головорез и не претендует на нечто большее, чем он есть. Сальери же проявляет себя как жестокий интриган и циничный манипулятор: он шаг за шагом присваивает себе власть в городе, идя по головам, устраняя конкурентов не столько путём войн, сколько точными ударами ножа в спину.
Также есть намёки на то, что Сальери торгует наркотиками. Это не афишируется в самой игре, но нам чётко дают понять, что у Дона есть теневой бизнес и, скорее всего, не один. Я думаю, что не будет сильным преувеличением сказать, что найденные Томом, Поли и Сэмом контрабандные алмазы в коробках из под сигар — это ничто иное, как завуалированный авторами намёк на кокаин, так как ценность у них примерно одинаковая.
В конечном счёте, для Сальери столь лелеемые им принципы и честь имеют куда меньшее значение, чем власть, которую он стремится обрести. И при подобном порядке у его подчиненных есть всего два пути: либо продолжить стоять за свои идеалы, зная, что в любой день бывшие друзья и союзники могут прийти к ним домой и пристрелить, как бешеных собак, либо принять этот порядок, сведя свою личность до уровня «орудия убийства», каким стал Сэм.
В первой части мафия представлена не как группа благородных разбойников, но как огромный удушающий спрут, который готов отнять у человека все: его жизнь, его личность, его семью, его право выбора и свободу воли. Это и есть «стать частью Семьи».
Вы, наверное, удивитесь, что я снова пошёл на риск, проведя почти семь лет за решёткой. Понимаете, там, где я вырос, уважали только тех, у кого хватало духу взять то, что им хочется. Я слишком долго выполнял чужую грязную работу и был готов рискнуть чем угодно, чтобы наконец-то стать кем-то.
Вито Скалетто
И тут мы плавно переходим к, на мой взгляд, сильно недооценённой «Mafia 2». Да, в ней есть определённые странности и ляпы, да, видно, что игру очень больно резали. Но, по сути, история представляет нам вполне логичное развитие идей и образов из первой части. Нам показывают мир, в котором прежние идеалы постепенно отмирают, становясь не более, чем аппликацией, мир, где ничего не ценится больше, чем деньги и власть.
И Вито Скалетта с Джо Барбаро в своей ограниченности прекрасно вписываются в эту реальность. Они являются иллюстрацией тому, что мафии прежде всего нужны не мозги, не личности, а крепкие, исполнительные, не отягощенные внутренними противоречиями, руки. В определённый момент Вито сам честно признается в том, что его не интересует в жизни мафиози ничего, кроме денег и чувства вседозволенности.
Это не думающий и принципиальный Анджело — для Скалетта самая большая трагедия в том, что его виллу сожгли ирландцы. Он чхать хотел на Омерту: если проследить весь его путь в игре, то можно чётко увидеть, что так или иначе он последовательно нарушает все возможные положения мафиозного «кодекса чести»: начиная с того, что проводит значительную часть своего свободного времени в барах и борделях, и заканчивая тем, что вступает в сотрудничество с агентом ФБР.
И при этом, в отличие от Анджело, в финале истории Скалетто выживает. И это, как мне кажется, прекрасно отражает основную идею сиквела. Вито, будучи гораздо тупее Томаса, оказался куда более приспособленным. Именно потому, что у него не было принципов, не было в жизни чего-то, что заставляло бы его оглядываться назад, сомневаться. И потому, пока Томми захлебывался кровью на своей лужайке, Вито выкарабкался, подобно змее. Потому что он вписан в эту систему, в ней нет ничего, что бы противоречило его собственной, по-настоящему примитивной системе ценностей.
Вы говорите о семье. А вы хоть знаете, что значит это слово? Вы-то в своей семье родились. Вам не пришлось искать тех, кто вас примет. Не пришлось истекать кровью в джунглях, чтобы найти своих настоящих братьев. Отречься от Господа, только чтобы кто-то наконец принял вас как сына. Семья. Для вас это просто слово. Если бы вы и правда знали, что такое семья, вы бы не тронули мою.
Линкольн Клей
И тут мы подходим к третьей части. Истории, которая, на мой взгляд, должна окончательно расставить все по свои местам, превратив итальянскую мафию из протагонистов и союзников в наших злейших врагов. Уже сама завязка, в которой итальянцы узурпируют власть в Луизиане и убивают людей, словно они вправе распоряжаться чужими жизнями так, как им того хочется, наводит нас на определённые мысли о том, как далеко отошли мафиози от своих былых представлений об идеалах, об национальной солидарности и чести.
Линкольн Клей — это олицетворение новых взглядов на понятия братства, семьи и долга. Не случайно в дебютном трейле он насмехается над пониманием семьи у «классической» мафии. Он со своей мультинациональной бандой, структурно отсылающей к клану Счастливчика Лучано — это то, что должно уничтожить и прийти на смену лицемерной и прогнившей изнутри «Коза Ностра». И то, что в этой задаче нашим союзником и напарником становится Вито Скалетто — это прекрасный панчлайн для всей этой шутки чёрного юмора. Мафия сама обрекла себя на гибель, взрастив то, что её утопит.
Линкольн Клей — это тот человек, который способен выполнить эту работу. Он — тот, у кого есть причины, чтобы раскроить в мясо самодовольные рожи каждого из Донов, подтереться их Омертой и изнасиловать жён на глазах у их детей.
Это то, чем, на мой взгляд, и должна стать «Mafia 3» — очень правильным и логичным завершением трилогии, которое заставить нас пересмотреть свои взгляды на всю серию в целом.
Знаете, я думаю, что во всём надо знать меру. Да, меру — вот хорошее слово. Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно всё. Правда, тот, кто слишком мало хочет от жизни, может не получить вообще ничего.
Томас Анджело
Лучшие комментарии
Вторая «Мафия» — это вот как, простите-извините, Assassin's Creed Black Flag после первого AC. То есть играбельно (если, опять же, не фрустрировать на вырезанный контент, которого по итогу в оригинальной игре жутко не хватило), но уже совсем не про
ассасиновмафию, а раз так, то причем здесь вообще «Мафия»? Иными словами, какие-то обычно бандитские темы — да, величественная мафия — нет. Даже близко нет. Нет, нет и еще раз нет. Не было там никакой мафии, никакого духа мафии, никаких тем с мафией.А в игре что про мафию, что про ассасинов, раз уж они своим названием и предыдущими частями ведут меня к этой теме, хочется всё же видеть заявленное.
Поэтому правильное или неправильное — покажет время, может, нужную тему в третьей части раскроют, но вот Мафия Джва при всех своих не шибко многочисленных, но крепких достоинствах всё же была, если позволите это слово, явным мискастом в и без того беспардонно коротенькой серии игр.
И как уже сказал Эмилька, Третья Мафия, если судить по имеющийся информации, будет вообще не про мафию. Не про ту мафию, которая нужна Готэму сейчас.
И даже если вся эта цепочка действительно реализована в сюжете, без хорошей, мощной подачи все опять скатится в унылое повествования, без внятных мотиваций и с тупыми убийствами всех, кто перешел дорогу главному герою.
В общем я, на самом деле, не считаю Вито таким уж идиотом. Он, в принципе, адекватен той среде, в которой вырос, и его ярое собстничество можно понять, взглянув на судьбу его отца. Тут, скорее, речь о том, ради чего каждый из героев нарушает Омерту. Том нарушает её для того, чтобы сберечь чужие жизни. Вито, по большей части, нарушает её ради удовлетворения своих импульсивных потребностей и накопления капиталов. Я не могу сказать, что кто-то из героев сильно лучше или хуже. Они адекватные.
Я, кстати, слышал похожие отзывы от друга в отношении Анджело, что он далеко не так вдумчив, как хочет казаться. Наверное, это и отличает хороший сюжет: об одном и том же персонаже есть сразу несколько разных мнений.
Ну, думаю, когда Мафия 3 выйдет, я ещё составлю на неё подробный разбор, сюжетной части в первую очередь)
И та же вторая часть, как по мне, оценена вполне правильно. Ибо играть за тупого отморозка оказалось действительно довольно неприятно (хотя, в игре были жирные намёки, что изначально это должна быть очередная «жертва обстоятельств») + некоторые серьёзные геймплейные просчёты.
Третья часть, мне кажется, в этом плане может стать своего рода «возвращением к корням»: теперь Коза Ностра — это тирания власти, а мы — вигиланты, вершащие самосуд, защищая город от них, новый канон мафии.
А кто-нибудь давал инфу о завершении трилогии?
Не помню деталей, но он там чушь какую-то творил, связанную с мужиком его сестры, вроде, в чём Джо не участвовал.