Совсем недавно меня стали часто поправлять за использование фразы «дешевые цены», которую якобы по словарям все считают неправильной. Я стал возмущаться, ведь мне часто приходилось слышать её по телевизору в рекламе. Да и пару дней назад по радио в какой-то заковыристом интервью кто-то произнес заветную фразу, и я опять вспомнил о ней. Друзья-филологи, коллеги, знакомые отвечали одно — дешевыми или дорогими могут быть товары и услуги, а цены низкими или высокими.
Гуглил. Долго думал, что где-то наверняка есть подвох, ведь не зря по всей стране из телевизора нам предлагают «цены — дешевле!»
На сайте «Грамоты» нашел вот такой интересный текст. Под спойлером он же.
Дешёвый и дорогой
Вопрос
Часто слышу в рекламе: «… А цены — дешевые!» Правильно ли это, ведь дешевый и дорогой — это качество товара, а не цены?
В современном русском языке дорогой и дешевый имеют и значения «о цене: высокий (дорогая цена)», «о цене: низкий (дешевая цена)». Эти значения зафиксированы в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1989), в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (1997). Поэтому сегодня нормальными (хотя и с оттенком разговорности) считаются словосочетания дорогие, дешевые цены, и соответственно нормативны словосочетания стоить дорого, дороже; стоить дешево, дешевле.
Правильно
дешёвые цены, дорогие цены с оттенком разговорности.
Где-то среди форумов с обсуждением вычитал, что наши любимые писатели и поэты не гнушались подобной фразы.
Большие и маленькие русские писатели это выражение употребляли, «достаться дорогой ценой» — устойчивое выражение.
Так что никакой разумной причины не употреблять «дешевые цены» я не вижу. Это такая же метафора, как и высокие и низкие цены. Ведь на самом деле, у цен нет ни высоты, ни толщины, ни глубины.
Брокгауз и Ефрон:
Стремясь побороть своих соперников удешевлением товаров, торговцы, при оживленном соперничестве, понижают цены до последней возможности, но покупатели остаются при этом в выгоде только в том случае, если дешевизна товаров но достигается в ущерб их качеству. На деле такой ущерб случается нередко: масса покупателей падка на дешевые цены и, соблазняясь дешевизной, склонна оставлять без надлежащего внимания достоинство покупаемого предмета.
Ибо ничего общего не имеет детская простота чад Божиих, живущих непосредственным созерцанием неба, с этим манерным, лже-философским опрощенством, которое, в сущности, не отказывается от философствования, но хочет иметь его по дешевой цене. [С. Н. Булгаков. Свет невечерний (1916)]
Теперь цена еще упала, и ему придется, наоборот, дорогой товар пускать по более дешевой цене. [В. Г. Короленко. Павловские очерки (1889-1890)]
Им было можно дешевить, потому что они живут общинами и получают приношения от богатых людей одной с ними веры, но кто живет своим трудом и приношений не получает, тому по такой дешевой цене ни прясть, ни ткать, ни ободья гнуть невозможно. [Н. С. Лесков. Гора (1888)]
Ежели ставить настоящие пьесы, по дешевой цене пустить, да публике в жилку попасть, то в первый же год сто тысяч в карман положишь… [А. П. Чехов. Mari d'elle (1885-1886)]
Портреты свои он писал за очень дешевую цену, по принципу, чтобы быть доступным большинству, но совсем почти не имел заказчиков, между тем как портреты Крамского все больше и больше входили в славу и ценились все дороже и дороже. [И. Е. Репин. Далекое близкое (1912-1917)]
Он шел исполнить то желание крестьян, об исполнении которого они и не смели думать, ― отдать им за дешевую цену землю, то есть он шел сделать им благодеяние, а ему было чего-то совестно. [Л. Н. Толстой. Воскресение (1899)]
― спросила наконец она, окончательно остановившись на мысли, что дом уже продан и что, следовательно, надежда приобрести его за дешевую цену утрачена для нее навсегда. [М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1875-1880)]
Мне предлагали там очень милую квартирку (только несколько темную) за более дешевую цену, чем здесь! [П. И. Чайковский. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк (1879)]
Споры в итоге не привели к чему-то хорошему, ибо мне настоятельно попросили не употреблять, искоренить, уничтожить эту фразу из собственного словарного запаса.
Выходит, что реклама таким способом делает нас «грамотнее».
Может, все-таки подскажет кто-нибудь как правильнее?
Лучшие комментарии
Под заголовком ожидал разбор про тлетворное влияние рекламы и вообще нужность её существования в том виде, в котором она есть сейчас, информативность, правдивость, реклама как раздражитель. Упоминание хотя бы Пелевина с его Generation П, где есть один очень интересный момент, о том, что нам показывает реклама (кстати в фильме об этом нету, но фильм в принципе очень даже ничего, перед прочтением книги сойдет, но после видный агрехы и излишне квасной патриотизм).
Это вообще последнее, что можно использовать в качестве пруфа.
Я же просто не переучусь обратно :)))
всё верно.
А мерить хоть что-то, ОСОБЕННО язык по рекламе — дело последнее. Ее придумывают обычные люди, многие без филологического образования, которым вообще очень далеко до грамотности.