Всем привет, что-то давно я ничего умного не писал у себя в блоге, все стримчики да стримчики, видосики всякие и прочая неинтересная казя-базя. Тема нынешней писанины будет слегка неожиданной — мне что-то захотелось поговорить о… А вот не скажу. Пускай будет эссе без обозначения изначальной темы, чтобы читатель мог поиграть с фантазией и поначалу попробовать понять, к чему я вообще веду.
Начну, как у меня бывает нечасто, издалека. Прогресс, как известно, не остановить. Он шагает по планете семимильными шагами и скоро обойдет всю матушку Землю уже 849-ый раз (в этой цифре совершенно точно не сокрыта никакая лишняя информация). И кинематограф, как важнейшее из искусств, этот самый прогресс не мог ни обойти, ни проигнорировать, ни сделать вид, что ему наплевать.
Разумеется, нам с вами наиболее очевидными плодами такого прогресса могут показаться… ну не знаю, всякие там графонистые, очень графонистые и несусветно графонистые игры; возможность запустить не такую уж и ископаемую GTA: San Andreas на своем мобильном телефоне или планшете; ну и там всякое другое. В индустрии виртуальных развлечений этот самый прогресс за последние лет 20 перевернул все с ног на голову и продолжает крутить, правда с все замедляющейся скоростью, о чем можно судить по абсолютно покерфейсному приветствию человечеством консолей последнего поколения. Ни радостных воплей, ни удивленных возгласов «Да вы гоните, не может такого графония быть!» — ничего такого как не было, так и нет. На то есть свои причины, конечно, но мы сейчас не об этом.
А вот об этом кричали. И вопили. Потом, правда, оказалось, что нифига не так будет игра выглядеть, но ЭТО-ТО БЫЛО ПОТОМ!!1
Мы сейчас о том, что наряду с графикой, выдаваемой компьютером в вашей квартире, улучшилась и графика в фильмах. По большому счету пролом этой «компьютерной» стены устроил товарищ Кэмерон со своим «Аватаром», который был чуть ли не целиком снят на «синем фоне» и куда уже в процессе пост-продакшена были вмонтированы декорации, на место актеров приехали их цифровые образы и прочее-прочее-прочее. И если не запариваться с историей про «Танцующего с волками», то кино-то отличное.
И вот тут как раз и начались странности. Ну ладно, начались они не конкретно в 2009, когда вышел фильм про синих человечков с хвостами (там в 2008 как раз Марвелы начали пускать корни своей нынешней киновселенной выпустив «Железного человека» и «Невероятного Халка»), а в той окрестности. Видимо, дошли мощности всяких там дата-центров, которые занимаются вычислением и обсчетом графена до вменяемой крутизны и того, что наконец-то остро встал вопрос о 3D (которое, разумеется, проще сделать на компе, а не снять руками).
И поначалу это все было очень круто – когда на экране наконец-то можно было увидеть цифрового героя, который по детализации слабо уступал реальному, но при этом мог творить что угодно: мог взмыть в небо, поймать вагон ракет и вернуться на землю в одном дубле, мог проскакать по цифровым джунглям на неведомой шестиногой коняке, мог… да что угодно он мог! У меня сейчас (впрочем, как и всегда) память работает довольно паршиво. А! Супермен в драке с генералом Задом Зодом расколошматил половину города! Они там дохрена всего ведь натворили! А до меня только сейчас дошло, почему этот экшон не вкатывает (хоть и снят изрядно вкусно), не вштыривает и отдает нафталином.
А фишка простая — потому что в конечном счете мозг и подкорка не верят. И воспринимают это на уровне куклы, которую одевают в человеческую одежду и выбрасывают из окна пятого этажа в первом выпуске первого сезона «Монти Пайтона». Который был 50-60-70 лет назад (нужное подчеркнуть, а мне сейчас лень уточнять у гугла) этим занимался.
Юмор в том, что или я старый стал и аналитичный, или еще чего, но компьютерный и рисованный экшен, где возможно ВООБЩЕ ВСЕ перестал цеплять. Да, масштаб, да, возможности, да, свобода актеров от травм и всяческих бед, вынуждавших их раньше заниматься изнурительными тренировками, да, еще много вещей, но в итоге – графика остается графикой и становится достижением больше техническим, чем художественным.
Я этого, честно сказать, как-то не признавал до определенного момента. Или правильнее сказать, что не осознавал. Озарение (привет, Bloodborne! :3) пришло после просмотра «Мстителей 2», выйдя с сеанса которых я ощутил какую-то сухость в мозгу. Или как бы это сформулировать…В общем, я явно почувствовал, что что-то с фильмом не так. При том, что он как бы в целом-то понравился!
И я стал думать. Ну как думать, мое подсознание начало копаться в проблеме, пока я был занят более «важными» делами типа поиграть в GTA, поесть и поспать. Потихоньку-помаленьку ко мне пришло осознание, что проблема не в сценарии, хоть к нему у людей вокруг вроде бы и больше всего претензий. Проблема в том, что даже самые зверские сцены безумного экшона… компьютерные. Люди в фильме вообще ничего не делают, просто машут руками, а потом постпродакшен приделывает к этим взмахам разлетающиеся толпы серых роботов.
Поначалу меня это понимание озадачило. Казалось бы, ну нарисованные, ну живые, какая разница-то? А такая, что когда некий трюк выполняет живой актер – ты видишь не только непосредственно действие, выполняемое героем в контексте фильма, но твое подсознание еще и фигачит телеграммы поджелудочной (или кто там за адреналин ответственен): «ЭЙ! Смари на какой он тоненькой досточке! Смари как высоко забрался! Смари-смари, как идет-шатается, ща упадет бычок! Нужно срочно адреналин в кровь, СРОЧНО-СРОЧНО!» И вот эту вторую составляющую современное блокбастерное кино куда-то стремительно про… фукивает.
Вот, кстати, от повсеместной оцифровки потерял, на мой взгляд, часть шарма «Хоббит» в отличие от «Властелина колец», где экшен как раз-таки эпичен и крут был, а здесь на последнем фильме трилогии лично я заснул почти, такое все несуразное какое-то на экране и пластиковое.
Потому что запустил я тут для проверки «Пиратов Карибского Моря» и осознал, что фильм за последние 12 лет (етишкины коврижки, 12 лет уже кине…) постарел только в тех местах, где пираты становятся скелетами и, соотвественно, юзается старенький графоний. А драка Джека Воробья (Капитана Джека Воробья!) с Леголасом в кузнице с применением осла не постарела ни разу и радует глаз как и прежде. Как и большинство других сцен в фильме.
И вот после этого всего я осознал, почему я с такой зверской жаждой жду «Безумного Макса: Дорогу Ярости». Потому что там фильм основывается именно на практических спецэффектах, а не компьютерном рисовании машин, людей и прочего. Конечно, это не единственная причина, я еще угорелый на всю голову ценитель пост-апа, обожаю первых двух «Безумных Максов», цветовая гамма просто сочнейшая, ну и вообще, вы давно видели рейтинг 100% при 31 рецензии на Rottentomatoes? Сейчас там их 43 и рейтинг 98%, потому что какой-то один бидриллер сказал «круто, громко, сочно снято, но чота мало смысла».
НУ КААААК ЖЭТО МОЖНО НЕ ЖДАТЬ И НЕ ХОТЕТЬ, ВОТ КАААААК?!?!?!??!?!
Однако вернемся к спецэффектам. Я ж ведь еще не закончил! Меня ж несет, аки паровоз что-то! Хотя, собственно, вполне объяснимо – я просто не очень люблю подход «прийти, обосрать и уйти». Иначе говоря, проблему (сугубо для себя) в современном синематографе я обозначил, но пока никак не предложил ее решить. Или хотя бы обойти. Или еще что-то.
А путей для крутотизации компьютерного экшона и ликвидации визуального недотраха (да простят меня особо чувствительные читатели) я вижу только два:
Во-первых, заставить зрителя переживать не за актера, находящегося по ту сторону камеры, а за что-нибудь другое. Строить более вдумчивые, живые, интересные сценарии (долго думал, чего бы такое привести в пример, но чот как-то не родилось ничего), отвлекать внимание какой-нибудь охренительной музыкой (мммм, взрывная сцена из «Кингсмана»?) или просто постоянно делать какие-нибудь необычности, как это было, например, в конце «Тора 2», где они по порталам летали как угорелые. Это, конечно, не панацея, но суть как раз в том, что мне бы хотелось, чтобы в компьютерном экшене использовалась его компьютерность и все эти ништячные возможности. Чтобы тот, кто драку ставит, видел в ней нечто, чего нельзя показать методом живой съемки и это и показывал. Ну или на худой конец тогда надо прям заморочиться с хореографией.
Вот пример как раз-таки сцены с куском изобретательности – все внимание на руки Халкбастера, особенно когда будете (если будете вообще) смотреть это дело целиком.
А во-вторых, есть ведь такой жанр, как мультики, где испокон веков вообще ВСЕ было рисованным. И никакой актер не падал со второго этажа на штыки, рискуя жизнью ради крутого кадра/трюка. Но здесь прикол в другом – мультфильм, как изначально упрощенное в чем-то, а в чем-то наоборот гиперболизированное отражение реальности (ну или вообще отражение нихрена не реальности, а сказки, что чаще всего, собсно, и бывает) может позволить себе в сценах экшена ту самую гиперболизацию. Да и сами мультфильмы меньше концентрируются на мочилове, там как-то так получается, что бои проходят скоротечно, а если и нет, то в процессе герои очень много болтают и это помогает. Другое дело, что мультики на то и условны, чтобы там можно было много всего упрощать, чего нормальному фильму не простится.
Разумеется, я прекрасно понимаю, что мое это вот текстовое излияние ни на что в глобальном смысле не повлияет. И есть высокая вероятность того, что я тут на самом деле капитанил напропалую и ничего нового никому не сказал, но мне важно было разобраться в своей голове и прогнать оттуда всяких грызших меня мыслей.
Аааа в комментах предлагаю обсудить, собственно… ну, например, замечали ли вы за собой похожую на мою кинохворь? Считаете ли это нормальным? Что со всем этим делать? Куда мы идем? И вообще, приветствуется любое излияние собственных мыслей по поднятой тематике и неприветствуется (и будет удаляться) всякий флуд.
PS: А еще я пересмотрел «Скалу» и «Армагеддон» Бэя. И НУ ВОТ ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ОН СНИМАЛ ТАКУЮ ГОДНОТУ, А ТЕПЕРЬ ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ НА УНЫЛЫХ ТРАНСФОРМЕРОВ, КОТОРЫЕ ПРОСТО КВИНТЭССЕНЦИЯ ТОГО, О ЧЕМ Я НЫЛ ВЕСЬ ЭТОТ ТОПИК?!?!?!?! Т_Т