Всем привет, что-то давно я ничего умного не писал у себя в блоге, все стримчики да стримчики, видосики всякие и прочая неинтересная казя-базя. Тема нынешней писанины будет слегка неожиданной — мне что-то захотелось поговорить о… А вот не скажу. Пускай будет эссе без обозначения изначальной темы, чтобы читатель мог поиграть с фантазией и поначалу попробовать понять, к чему я вообще веду.
Начну, как у меня бывает нечасто, издалека. Прогресс, как известно, не остановить. Он шагает по планете семимильными шагами и скоро обойдет всю матушку Землю уже 849-ый раз (в этой цифре совершенно точно не сокрыта никакая лишняя информация). И кинематограф, как важнейшее из искусств, этот самый прогресс не мог ни обойти, ни проигнорировать, ни сделать вид, что ему наплевать.
Разумеется, нам с вами наиболее очевидными плодами такого прогресса могут показаться… ну не знаю, всякие там графонистые, очень графонистые и несусветно графонистые игры; возможность запустить не такую уж и ископаемую GTA: San Andreas на своем мобильном телефоне или планшете; ну и там всякое другое. В индустрии виртуальных развлечений этот самый прогресс за последние лет 20 перевернул все с ног на голову и продолжает крутить, правда с все замедляющейся скоростью, о чем можно судить по абсолютно покерфейсному приветствию человечеством консолей последнего поколения. Ни радостных воплей, ни удивленных возгласов «Да вы гоните, не может такого графония быть!» — ничего такого как не было, так и нет. На то есть свои причины, конечно, но мы сейчас не об этом.
Мы сейчас о том, что наряду с графикой, выдаваемой компьютером в вашей квартире, улучшилась и графика в фильмах. По большому счету пролом этой «компьютерной» стены устроил товарищ Кэмерон со своим «Аватаром», который был чуть ли не целиком снят на «синем фоне» и куда уже в процессе пост-продакшена были вмонтированы декорации, на место актеров приехали их цифровые образы и прочее-прочее-прочее. И если не запариваться с историей про «Танцующего с волками», то кино-то отличное.
И вот тут как раз и начались странности. Ну ладно, начались они не конкретно в 2009, когда вышел фильм про синих человечков с хвостами (там в 2008 как раз Марвелы начали пускать корни своей нынешней киновселенной выпустив «Железного человека» и «Невероятного Халка»), а в той окрестности. Видимо, дошли мощности всяких там дата-центров, которые занимаются вычислением и обсчетом графена до вменяемой крутизны и того, что наконец-то остро встал вопрос о 3D (которое, разумеется, проще сделать на компе, а не снять руками).
И поначалу это все было очень круто – когда на экране наконец-то можно было увидеть цифрового героя, который по детализации слабо уступал реальному, но при этом мог творить что угодно: мог взмыть в небо, поймать вагон ракет и вернуться на землю в одном дубле, мог проскакать по цифровым джунглям на неведомой шестиногой коняке, мог… да что угодно он мог! У меня сейчас (впрочем, как и всегда) память работает довольно паршиво. А! Супермен в драке с генералом Задом Зодом расколошматил половину города! Они там дохрена всего ведь натворили! А до меня только сейчас дошло, почему этот экшон не вкатывает (хоть и снят изрядно вкусно), не вштыривает и отдает нафталином.
А фишка простая — потому что в конечном счете мозг и подкорка не верят. И воспринимают это на уровне куклы, которую одевают в человеческую одежду и выбрасывают из окна пятого этажа в первом выпуске первого сезона «Монти Пайтона». Который был 50-60-70 лет назад (нужное подчеркнуть, а мне сейчас лень уточнять у гугла) этим занимался.
Юмор в том, что или я старый стал и аналитичный, или еще чего, но компьютерный и рисованный экшен, где возможно ВООБЩЕ ВСЕ перестал цеплять. Да, масштаб, да, возможности, да, свобода актеров от травм и всяческих бед, вынуждавших их раньше заниматься изнурительными тренировками, да, еще много вещей, но в итоге – графика остается графикой и становится достижением больше техническим, чем художественным.
Я этого, честно сказать, как-то не признавал до определенного момента. Или правильнее сказать, что не осознавал. Озарение (привет, Bloodborne! :3) пришло после просмотра «Мстителей 2», выйдя с сеанса которых я ощутил какую-то сухость в мозгу. Или как бы это сформулировать…В общем, я явно почувствовал, что что-то с фильмом не так. При том, что он как бы в целом-то понравился!
И я стал думать. Ну как думать, мое подсознание начало копаться в проблеме, пока я был занят более «важными» делами типа поиграть в GTA, поесть и поспать. Потихоньку-помаленьку ко мне пришло осознание, что проблема не в сценарии, хоть к нему у людей вокруг вроде бы и больше всего претензий. Проблема в том, что даже самые зверские сцены безумного экшона… компьютерные. Люди в фильме вообще ничего не делают, просто машут руками, а потом постпродакшен приделывает к этим взмахам разлетающиеся толпы серых роботов.
Поначалу меня это понимание озадачило. Казалось бы, ну нарисованные, ну живые, какая разница-то? А такая, что когда некий трюк выполняет живой актер – ты видишь не только непосредственно действие, выполняемое героем в контексте фильма, но твое подсознание еще и фигачит телеграммы поджелудочной (или кто там за адреналин ответственен): «ЭЙ! Смари на какой он тоненькой досточке! Смари как высоко забрался! Смари-смари, как идет-шатается, ща упадет бычок! Нужно срочно адреналин в кровь, СРОЧНО-СРОЧНО!» И вот эту вторую составляющую современное блокбастерное кино куда-то стремительно про… фукивает.
Потому что запустил я тут для проверки «Пиратов Карибского Моря» и осознал, что фильм за последние 12 лет (етишкины коврижки, 12 лет уже кине…) постарел только в тех местах, где пираты становятся скелетами и, соотвественно, юзается старенький графоний. А драка Джека Воробья (Капитана Джека Воробья!) с Леголасом в кузнице с применением осла не постарела ни разу и радует глаз как и прежде. Как и большинство других сцен в фильме.
И вот после этого всего я осознал, почему я с такой зверской жаждой жду «Безумного Макса: Дорогу Ярости». Потому что там фильм основывается именно на практических спецэффектах, а не компьютерном рисовании машин, людей и прочего. Конечно, это не единственная причина, я еще угорелый на всю голову ценитель пост-апа, обожаю первых двух «Безумных Максов», цветовая гамма просто сочнейшая, ну и вообще, вы давно видели рейтинг 100% при 31 рецензии на Rottentomatoes? Сейчас там их 43 и рейтинг 98%, потому что какой-то один бидриллер сказал «круто, громко, сочно снято, но чота мало смысла».
Однако вернемся к спецэффектам. Я ж ведь еще не закончил! Меня ж несет, аки паровоз что-то! Хотя, собственно, вполне объяснимо – я просто не очень люблю подход «прийти, обосрать и уйти». Иначе говоря, проблему (сугубо для себя) в современном синематографе я обозначил, но пока никак не предложил ее решить. Или хотя бы обойти. Или еще что-то.
А путей для крутотизации компьютерного экшона и ликвидации визуального недотраха (да простят меня особо чувствительные читатели) я вижу только два:
Во-первых, заставить зрителя переживать не за актера, находящегося по ту сторону камеры, а за что-нибудь другое. Строить более вдумчивые, живые, интересные сценарии (долго думал, чего бы такое привести в пример, но чот как-то не родилось ничего), отвлекать внимание какой-нибудь охренительной музыкой (мммм, взрывная сцена из «Кингсмана»?) или просто постоянно делать какие-нибудь необычности, как это было, например, в конце «Тора 2», где они по порталам летали как угорелые. Это, конечно, не панацея, но суть как раз в том, что мне бы хотелось, чтобы в компьютерном экшене использовалась его компьютерность и все эти ништячные возможности. Чтобы тот, кто драку ставит, видел в ней нечто, чего нельзя показать методом живой съемки и это и показывал. Ну или на худой конец тогда надо прям заморочиться с хореографией.
А во-вторых, есть ведь такой жанр, как мультики, где испокон веков вообще ВСЕ было рисованным. И никакой актер не падал со второго этажа на штыки, рискуя жизнью ради крутого кадра/трюка. Но здесь прикол в другом – мультфильм, как изначально упрощенное в чем-то, а в чем-то наоборот гиперболизированное отражение реальности (ну или вообще отражение нихрена не реальности, а сказки, что чаще всего, собсно, и бывает) может позволить себе в сценах экшена ту самую гиперболизацию. Да и сами мультфильмы меньше концентрируются на мочилове, там как-то так получается, что бои проходят скоротечно, а если и нет, то в процессе герои очень много болтают и это помогает. Другое дело, что мультики на то и условны, чтобы там можно было много всего упрощать, чего нормальному фильму не простится.
Разумеется, я прекрасно понимаю, что мое это вот текстовое излияние ни на что в глобальном смысле не повлияет. И есть высокая вероятность того, что я тут на самом деле капитанил напропалую и ничего нового никому не сказал, но мне важно было разобраться в своей голове и прогнать оттуда всяких грызших меня мыслей.
Аааа в комментах предлагаю обсудить, собственно… ну, например, замечали ли вы за собой похожую на мою кинохворь? Считаете ли это нормальным? Что со всем этим делать? Куда мы идем? И вообще, приветствуется любое излияние собственных мыслей по поднятой тематике и неприветствуется (и будет удаляться) всякий флуд.
PS: А еще я пересмотрел «Скалу» и «Армагеддон» Бэя. И НУ ВОТ ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ОН СНИМАЛ ТАКУЮ ГОДНОТУ, А ТЕПЕРЬ ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ НА УНЫЛЫХ ТРАНСФОРМЕРОВ, КОТОРЫЕ ПРОСТО КВИНТЭССЕНЦИЯ ТОГО, О ЧЕМ Я НЫЛ ВЕСЬ ЭТОТ ТОПИК?!?!?!?! Т_Т
Лучшие комментарии
Сегодня посмотрел половину фильма Рейд 2. Это же действительно мощная штука! При не самом сильном сценарии, при странных режиссёрских ходах, при не то чтобы хорошо играющих актёрах,
при том, что ГГ и окружение напоминают о Sleeping dogs— это действительно хороший экшен. Я бы даже сказал лучший из всего, что есть на сегодняшний момент. Постановка драк, хореография, операторская работа, цветокоррекция, картинка. Чёрт возьми, ДА ОНИ ВЕЛИКОЛЕПНЫ! К ним бы я прибавил Snowpiercer, который у нас Сквозь Снег. Жестокое, в хорошем смысле, кино. Да ещё и с социальной подоплёкой.Именно из-за хорошей хореографии и реальных съёмок, так хорошо восприняли Джона Уика с постаревшим Киано. Так что Фен — прав. Драйв за реальными съёмками.
atomgribВозьмем например рисованные мультфильмы. Ведь это работа художников, они вкладывали душу, старались, рисовали. Долгий и мучительный процесс. Люди долго учились, имели талант. А сейчас сделал модельку, загнал в компьютерную ферму и все. Да, может здесь нужно профессиональные навыки, но нечем восхищаться.
А в фильмах-экшен. Раньше, из говна и палок делали потрясающие спецэффекты и это цепляло. ПОтому что нужен был талант, умение и фантазия. Это восхищало. А трюки и экшен. Каскадеры долго и упорно тренировались, думали, созидали, чтобы совершить трюк. А когда это делал сам актер — то это было еще лучше. Ты сопережевал актеру. Ведь ты знал, что это все по-настоящему. Что ему угрожают опасность. Что он старается ради тебя.
А сейчас остались только идиоты, скачущие перед зеленым экраном. Не ума, не фантазии, не желания.
Можно многое говорить, но эта грань между фальшем и настоящим чувствуется. Недаром же все тащатся от Джеки Чана, который все трюки делает сам.
Восстание планеты обезьян, Приключения Тинтина, Тихоокеанский Рубеж, Матрица, любая катсцена Metal Gear, Devil May Cry или «Вторжение титанов». Везде экшен исключительно искусственный, но смотрится великолепно.
В то же время драки в «Форсаже», «Кванте милосердия», в «Неудержимых», у Нолана (ой, идите в жопу, он вообще не может в экшен) — восхитительно отстойные при всей своей реалистичности.
Есть некие парадигмы в кинопроизводстве, о которых обычный зритель не догадается никогда: длина монтажных склеек, движения камеры, крупности. Так сложилось, что в США видят экшен совершенно идиотским образом и совершенно не умеют его снимать.
Чтобы стало понятнее, вот ролик:
Раньше было лучше — парадигма сдвинулась потому, что киноиндустрия за сто лет научилась массе трюков, чтобы скрывать косяки. Это спровоцировало обратную реакцию: если можно скрывать неловкости актера, значит можно их допускать. Но если их допускать — приходится скрывать еще больше. Это формирует тенденции и режиссерские школы. Как нынешняя голливудская, которая фундаментально отличается от азиатской. Опять же, в ролике выше приведены одни и те же сцены у Джеки Чана в азиатском и американском кино.
А к теме — согласен, Фен. Я вот счас занимаюсь устранением пробелов в классике. Смотрю Назад в будущее, спайдермена (Рейми) пересматриваю. А Мстители… ну что сказать, Альтрон собрал меньше сборов, чем первые, значит народ тоже начинает это чувствовать.
Зато корейцы сейчас делают шикарные боевики. Кому интересно, гляньте: A Hard Day, Live Terror. Не замысловатый сюжет все равно держит интригу, крутые постановки сцен и неплохая игра актеров заставляют искать еще подобные фильмы.
Нужно содержимое голов менять.
В частности, это может делать интернет: помните, какая была реакция на то, что ориджины черепашек-ниндзя переделают? Оставили. А на татуировки джокера? Отшутились, что это только промо и в фильме татух не будет.
Фильмы вроде «Рейда» и «Джона Уика», которые становятся предметом хайпа и придерживаются лучшей режиссуры — вот, что индустрию спасет.
atomgribили вот
Здесь есть какая-то изюминка, старание, постановка, неожиданные ходы. Оно интригует и дарит положительные эмоции. Наверное, это и называется магия кино.
Живой актер в кадре на порядок лучше, если это возможно. Но я прекрасно понимаю, что в вышеприведенной драке живых актеров тупо быть не может или бюджет бы раздулся до безумных размеров.
Люди, что с вами не так?Ну и иногда совмещая классные истории, персонажей и актёров с современным графоном. Но ведь, блин, как понять не посмотрев — достойная ли фильма? Ведь даже маститые режиссёры лажают и крутые актёры снимаются в отрыжках киностудий. А трейлеры все на одно лицо.И можно было бы сказать, что люди говноеды, любят попсу, отупели до уровня «Идиократии» и готовы смотреть даже на жопу, лишь бы на большом экране (сущая правда). Но таки нет. Вон, «Рейд» порвал толпу. Над Singham люди смеялись (внезапно, он именно для того и предназначен). Нет нет, да и промелькнёт нечто камерное и малобюджетное, что до слёз впечатлит даже самого упоротого пожирателя попкорна.
Диву даешься, супер-мега-графон на главных ролях, по сути, никому и не нужен. По крайней мере, не в таких количествах. Но упорно продвигается.
Посоны согласны смотреть на резиновых монстров и домики из папье-маше. Им нраица как какие-то старые дядьки сидят и разгаваривают друг с другом весь фильм. Как какие-то дядьки жестоко избивают друг друга. Нраица морж из человека. Нраица угрюмый Киану, мстящий за собачку. Но, почему-то денег, больше всего, предлагают занести за очередного пацана в обтягивающих лосинах на фоне зелёного экрана, изредка перемежая его с очередной мега-оригинальной комедией про подростков и вечеринку на хате или взрослых дяденек с кризисом среднего возраста. Встаёт вопрос,
нах… зах… чоза...доколе?А графон тут вовсе не причём, как уже сказали, если фильм говно, то никакая косметическая подтяжка его не спасёт… от посредственных оценок. И наоборот, хорошей фильме только на пользу, в умеренных количествах.
Сюжет там (wtf is that), например, или хорошо выполняющих свои задачи актеров, или юмор, или драму, или бородатого гнома, считающего фраги, или что-то, что зацепило бы именно тебя, зритель. Кино про графон, от которого ожидают только графон, не удивляет графоном, учитывая, насколько мы уже наелись всякой степени паршивости графона — от худа до отличного.
Впрочем, если мурашки по коже бывают только от графона — тогда да, вопросов нет.
Так что если отличные спецэффектиы — приложение, а не цель, то тогда и требования к нему другие. Ожидания другие. Послевкусие другое. И запоминается лучше.
#графон
Ммм, нет, про душу я вообще ни слова не говорю ) Я говорю о том, что крышесносящие (по идее) сцены в современном кино из-за обилия графена уступают своим олдскульным и более скромным собратьям именно из-за графония.
atomgribНо именно в ее сиськах скрыта особая правда