19 апреля 2013 19.04.13 81 5671

Смерть ГГ — самоотверженость, безысходность или глупость

+35

Всем доброго времени суток. Хочется поделиться кое, какими мыслями (ну и узнать мнение других) на тему, которая меня всегда очень интересовала. А именно смерть главного героя в конце игры. Сразу хочу предупредить, будут ужасные спойлеры.
Лично мне всегда казалась концовка, в которой герой жертвует собой, во имя великой справедливости, интересной и неординарной. Но игр с таким финалом мне попадалось не так уж много, что меня удивляло ведь в кино и литературе такой финал не редок, можно даже сказать это уже сюжетная классика. Как мне кажется, в играх этот прием не пользуется популярности из-за большей интерактивности игр по сравнению с кино и книгами. В игре ты сильнее сопереживаешь или даже ассоциируешь себя с персонажем, а потому и смерть переживается иначе. Ну и к тому же создателем хочется дать игре шанс на продолжение.
Но все-таки я считаю, что иногда такой конец истории допустим, и не портит игру.
И хотелось бы вспомнить несколько игр, в которых была реализована такая концовка.
Ну, во-первых на ум сразу приходит концовка Fallout 3. Это просто отличный пример, когда смерть героя полный абсурд. Нам дают выбор либо погибнуть самому и своим самопожертвованием спасти всех, либо поступить трусливо и послать на смерть соратника. И вроде все правильно и красиво все как в жизни либо стань героем, либо пойди против совести, но выживи. Если бы не одно но. Огромное такое зеленое но. В игре как бы существует третий вариант, в котором все должно получиться хорошо и совсем без жертв. Ведь есть друг мутант, который может спасти мир, не рискуя своим здоровьем, но он не хочет. Создатели просто лишают нас этого выбора, отделавшись невнятными отговорками на тему какого там пути. И вот это глупое отсутствие выбора превращает поступок героя из героического в глупый и несуразный.
Примерно те же впечатления у меня были и от концовки Mass effect 3. Конечно, на фоне общего конфуза концовки смерть главного героя просто отходит на второй план. Но нам опять же не дают выбора. Нас, не спрашивают, хотим ли мы этого, нам просто предлагают выбрать, как нам половчее умереть. Как не странно, но добавление в исправленной версии, выбора – не умирать, значительно меняет все. Теперь выбрать смерть это действительно наше осознанное решение и действительно поступок достойный уважения и восхищения.
Ну и самый, на мой взгляд, правильный вариант. Игра Heavy Rain. В эту игры мы с другом играли параллельно. Он прошел ее первый, и у него была самая наилучшая концовка. Убийца убит, все живы и у всех все хорошо. Я видел эту концовку, порадовался, но особых эмоций она у меня не вызвала. У меня же, в силу моих кривых рук, отсутствия реакции, а может еще каких факторов, получилась самая драматичная концовка – умерли все кроме убийцы. И именно эта концовка тронула меня до глубины души. Это был потрясающее и логичное завершение атмосферы обреченности и безысходности всей игры. В течение всей игры главный герой рисковал жизнью для достижения своей цели. И в конце, когда все уже вроде закончилось судьба все-таки достала его. И пусть сама смерть главного героя не результат, какого то героического поступка или самопожертвования, но там она была уместна и логична. До сих пор не в одной игре я не видел ничего сравнимого с этим моментом. А главное что это всего лишь вариант и создатели не навязывают нам его. Это действительно результат наших действий и выборов.
Ну и как итог хотелось бы сказать, что сама идея смерти главного героя мне очень нравиться, когда она действительна уместна. Когда это осознанный выбор. И когда она вписывается в сюжет. Только тогда после прохождения у тебя остаются положительные впечатления, а не маты и возмущения.
Ну и как говорил вначале, хочется услышать ваше отношение и ваши мысли. Спасибо всем кто осилил мой бред.


Лучшие комментарии

Так можно ко всем играм причислить, независимо, есть ли в ней система воскрешения, или системы сохранений. Тут же автор говорил про смерть в сюжетном плане. И он говорил про концовку.
Из последнего что проходил меня по чему то очень впечатлила игра Spec Ops — The Line и одна из концовок была смерть ГГ. И она очень не плохо вписывалась в сюжет игры, и именно такой конец лучше всего подходит для военных драм.
г*вняный фильм, не так ли?

Нет, не так. Ну, лично мне понравился ^_^
Концовка со смертью главного героя хороша только в том случае, когда главгады выигрывают.
К примеру, если б в Мстителях (г*вняный фильм, не так ли?) убили к чёртовой бабушке ВСЕХ ГГ, а инопланетяне захватили планету, то было бы ОЧЕНЬ эпично.
Этот вопрос часто возникает и после смерти ГГ.
Надо больше смерти.
Есть еще игры где ГГ покончил жизнь самоубийством. Первое что на ум приходит, одна из концовок Sillent hill 2, ГГ готов покончить с жизнью, чтобы оказаться рядом с любимой женщиной. Жизнь ему кажется бессмысленной, полной страданий и боли, с которыми он не в силах справиться.
Рассказ про героя. Не про мир. Если в игре куча частей и огромное количество умирающих героев, это рассказ именно про мир.
Смерть героя — это самая необходимая концовка. Это значит, что рассказ про героя действительно закончился. Иначе возникают вопрос, что же было дальше?
Из всех предложенных вами концовок глубже всего меня тронула концовка не в Heavy Rain, а в Halo: Reach. С самого начала игры я точно знал, что мне не выжить. Я точно знал, что весь наш отряд обязан умереть. Я был уверен, что шанса абсолютно нет. Но в глубине души все же теплилась мысль: А может быть нет? Ведь должен быть выход! Просто обязан быть шанс на спасение. И вот, финал, капитан Кис зовет нас на борт, но подлый ковенантовец убивает напарника и нам приходится идти к финалу, который должен быть, но в который я до самого конца не верил. Корабль заканчивает подготовку и отчаливает, а мы остаемся один на один с ордой ковенантовцев дабы захватить на тот свет еще пару засранцев.
Ну для меня смерть ГГ это конец его истории, и надо либо заканчивать саму историю, либо начинать с глаз другого персонажа. На ум приходит Clive Barker's Jericho, там ведь тоже ГГ в начале умирает, и его дух перемещается членов отряда.
Сначала заставить зрителя отождествить/понять/прочувствовать главного героя, а потом его правильно убить — один из самых сильных трюков, который получается менее чем в 10% случаев.
В играх такого вообще не видел (пафосный сумбур by ME3 это именно пафос и сумбурная концовка + ДЛС).
В книгах, запомнилась тривиальная смерть Геральта. (2000 страниц герои топают к спасению мира, а потом Ведьмак умирает от вилы в бок, если я ничего не путаю)
В фильмах, например, «Армагеддон». Брюс Уиллис, все дела.

Внезапное убийство, тусклого, типа героического, образа, это из разряда: «Окай, пойду поем...»
если б в Мстителях (г*вняный фильм, не так ли?) убили к чёртовой бабушке ВСЕХ ГГ, а инопланетяне захватили планету, то было бы ОЧЕНЬ эпично.
Я бы тогда не пожалел те 400 рублей, что потратил на поход в кино, на это убожество. А еще лучше чтобы всех убил Халк!
В одной из концовок Dragon Age главный герой тоже умирает. Эпично, что еще сказать.
Ты*. И я еще запятую вместо точки поставил*
Ну, я ж и не сказал, что ГГ может помереть во всех играх. В конце концов, есть игры где ГГ вообще не может умереть, где он мёртв изначально, или вот как с вашими примерами (да, с бордой 2, что-то я поторопился). Но таких где может, определённо много.
Очень интересная точка зрения. Действительно никогда не задумывался над этим под таким углом.
Ну я и говорю (ну и ты тоже это говорил), например системой сохранения. История ГГ закончена, и мы, можно сказать, продолжаем историю за другого ГГ (Вспоминается последний биошок (дальше немного спойлер), а конкретно то, когда ты умираешь без Элизабет (ведь это она тебя вытаскивает с поля боя, и лечить начинает), ну когда через дверь выходишь, можно сказать это другой Букер, из другой вселенной продолжает историю). Ну и еще ты сказал про игры, где персонаж изначально мертв. Например серия Наследие Кайна. В ней Кайн не умирает, он просто улетает восстановить силы, или Разиэль, его убили в начале игры, и через 1000 лет его воскресил Оракул, и он скитается в образе похитителя душ, и когда он умирает в материальном мире, он просто возвращается в мир духов (вот только я не помню, что с ним происходит, когда он умирает в мире духов).
Читай также